Пока болею, появилось время почитать историю про
Кавказские войны и заодно посмотреть кино про чеченскую войну "
Чечня. По ту сторону войны", снятое НТВ, тем ещё, настоящим НТВ. Очень интересное. Пару выдержек от туда прям врезались.
Москва пытается силами оппозиции свергнуть Дудаева, в грозный входят танки, штурм грозного проходит неудачно, русских танкистов арестовывают. Тогдашний министр обороны Грачев - это не наши военные. Танкисты, с горечью в голосе и явно не поддельной - Грачев от нас открестился, но я действующий военный, показывает номерной жетон, вот это, я должен был сдать если бы увольнялся из армии. Вполне допускаю, что в то время Грачев действительно не знал об этой операции, а может ... да не важно.
Сергей Шахрай - вообще чеченский конфликт это на 70% московский конфликт. Как приближались выборы федеральные в чечню как стаи птиц тянулись депутаты и политики. Всегда считалось, что к власти в Москве можно придти через Чечню или воюя с ней или замиряя её. В тоже самое время Немцов собрал 1 млн подписей против войны, о которых Ельцин его спросил - это за меня или против?
Но я вообще хотел про другое написать. Просматривая wiki я наткнулся на замечательную картину "Оставление горцами аула при приближении русских войск. 1872" кисти русского художника Петра Николаевича Грузинского. Чесно говоря я до сего дня ни картину не видел и ни слова про него не слышал. Это полотно экспанировалось в Вене, на всемирной выставке в 1973 году и год спустя ему присвоили звание академика. Большинство его картин это батальные сцены, однако не только. Есть и у него замечательные жанровые сценки и пейзажные зарисовки.
В журнале "Всемирная иллюстрация" за 1873 год дается описание картины "Оставление горцами аула при приближении русских войск: "Художник своим прекрасным произведением воскрешает перед нами недавнюю драму покорения Кавказа... На первом плане картины с изображением по сторонам шагающих волов, впряженных в арбы с ранеными и женами наиба, перемешиваются в нестройную массу люди и домашний скот. Поодаль от тяжело ступающих волов черкешенка тащит на себе ношу одежды, ведя за руку смуглого, полунагого босого мальчика - сынишку, боязливо взглядывающего на новую для него сцену суматохи и общего ужаса... Вслед за рабами с семьей наиба виден и значок еще в толпе нукеров. Новая ватага подходит к скользкому спуску. Вдали - разрушенная сакля, а перед нею, у камня, женщина остановилась, словно ошеломленная".
Считается, что апофеоз его творчества достиг в произведение "Последний штурм Гуниба", об этой картине пишут следующее: "сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века.
Увы, но лучшие образцы русской живописи в интернете в хорошем качестве не представлены, либо я не нашел. Так что пусть хоть в таком разрешении будут здесь. Конечно такие полотна надо рассматривать в музее, иначе не проникаешь масштабом и атмосферой, теряется она где то в проводах -)). Кстати, поговаривают большое собрание картин Грузинского есть в русском музее, ну что ж есть повод сходить -).
iframe
Грузинский Петр Николаевич
PS слайдшоу составлено из наиболее понравившихся мне картин, из тех что удалось найти. Смотреть лучше все же в полноэкранном режиме.
PPS под катом выдержка из журнала "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991."
Говоря об искусстве России второй половины 19 века, мы обычно прежде всего имеем в виду творчество художников-реалистов- "шестидесятников" и передвижников - тех, кто воплощал в своих произведениях наиболее передовые, гуманистические идеи своего времени. В то же время мы не всегда представляем себе, в каком контексте развивалось их искусство, забываем, что в художественной продукции той эпохи преобладали и часто пользовались официальной поддержкой отнюдь не произведения В.Перова, И.Крамского, В.Сурикова и других реалистов, но "академическая" живопись, творчество художников, чаще всего лишенных духовной глубины и социальной отзывчивости, но далеко не всегда бездарных и пошлых. Уже в силу весомости, влиятельности их творчество не заслужило полного забвения. К тому же порой представители академизма действительно создавали добротные, хотя и неглубокие, произведения. К числу таких художников относится и Петр Грузинский.
Он родился в Курске и был сыном обедневшей дворянской семьи. С детских лет страстно увлекся рисованием, в 1851 году поступил в петербургскую Академию художеств (посещая также рисовальную школу Общества поощрения художеств), избрав для себя "престижный" в николаевскую пору батальный жанр. Учителем Грузинского стал известный в ту пору баталист Б.Виллевальде, товарищами - известные в будущем художники А.Риццони, Г.Мясоедов, К.Маковский. В стенах Академии Грузинский проявил незаурядные способности рисовальщика, но, не отличаясь глубиной духовных интересов, избрал для работ довольно скучные, а порой откровенно "гедонистические", не требующие большой отдачи "постановочные" сюжеты.
Характерно, что в 1860 году, за год до отмены крепостного права, когда вся мыслящая Россия переживала подъем "обличительных" настроений и жила надеждами на социальные перемены, освобождение народа, Грузинский представил академическому начальству откровенно "эпикурейский" идеализированный жанр "Цыганский табор" и начал работать над своей первой большой картиной на "патриотический" верноподданнический сюжет "Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 году" ("Последний штурм Гуниба"), завершенной им в 1862 году. В этой работе наглядно воплотились и сильные стороны творчества Грузинского - его талант рисовальщика, способного передать сложные движения и ракурсы, способность достаточно органично соединить подробную детализацию "рассказа" о перипетиях боевой схватки с энергичным обобщением и - фатальная поверхностность, чисто "внешний" подход к теме, по сути своей глубоко драматичной (вспомним глубину и трагизм, открытые в борьбе русских и горцев Львом Толстым). Картина эта, впрочем, была очень высоко оценена представителями царской семьи и академическим руководством, удостоившим Грузинского звания классного художника 1-й степени и наградившим его большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки за границу на 6 лет (срок необычно большой, к тому же впоследствии продленный до 1872 года).
Совершив поездки по ряду европейских стран, Грузинский в 1862 году обосновался в Париже. Его первые работы, исполненные во Франции, носят жанровый характер, причем, в отличие от других молодых русских живописцев, в то время находившихся в Париже (например, В.Перова), его внимание привлекали не страдания и радости городской бедноты, "отверженных", а "красивая" сторона парижской жизни ("Рынок в Фонтенбло", "Пляска итальянки на парижской улице", 1864). Увлеченный многообразными впечатлениями "Нового Вавилона", Грузинский даже как бы забыл об основной своей специальности, так что Совет Академии был вынужден напомнить ему в специальном послании, что он должен "заниматься исключительно батальной живописью". После этого Грузинский приступил к созданию своего второго масштабного полотна - " Оставление горцами аула при приближении русских войск", для написания этюдов к которому он в 1865 году совершил поездку из Парижа на Кавказ. Работа над картиной продолжалась во Франции еще 7 лет и только в 1872 году, по окончании срока "пенсионерства", была привезена Грузинским в Россию, где была опять-таки очень высоко оценена академическим начальством и даже приобретена императором Александром II, а в 1873 году демонстрировалась на Всемирной выставке в Лондоне. Грузинский был удостоен звания академика и получил целый ряд заказов от членов царской фамилии - исполнив, в частности, по заказу императора картину "Назначение Государя наследника Цесаревича вторым шефом Эриванского полка" (1873) и по заказу великого князя ряд картин, посвященных маневрам в окрестностях Петербурга. Удовлетворенный успехом своих масштабных полотен, Грузинский в последующие годы уже не работал над большими многофигурными картинами, предпочитая создавать пользовавшиеся спросом среди состоятельной публики жанровые картины с изображением лихих троек ("Масленичное катанье", 1883; "Масленица", 1889, и многие другие) и охотничьих сцен. Занимался он и пейзажной живописью, пробовал силы и как иллюстратор.
Умер Петр Грузинский в городе Павловске, где и похоронен на городском кладбище.
Вл.Петров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.