грузинский п.н. и кавказские войны

Oct 07, 2014 19:20


Пока болею, появилось время почитать историю про Кавказские войны и заодно посмотреть кино про чеченскую войну "Чечня. По ту сторону войны", снятое НТВ, тем ещё, настоящим НТВ. Очень интересное. Пару выдержек от туда прям врезались.

Москва пытается силами оппозиции свергнуть Дудаева, в грозный входят танки, штурм грозного проходит неудачно, русских танкистов арестовывают. Тогдашний министр обороны Грачев - это не наши военные. Танкисты, с горечью в голосе и явно не поддельной - Грачев от нас открестился, но я действующий военный, показывает номерной жетон, вот это, я должен был сдать если бы увольнялся из армии. Вполне допускаю, что в то время Грачев действительно не знал об этой операции, а может ... да не важно.

Сергей Шахрай - вообще чеченский конфликт это на 70% московский конфликт. Как приближались выборы федеральные в чечню как стаи птиц тянулись депутаты и политики. Всегда считалось, что к власти в Москве можно придти через Чечню или воюя с ней или замиряя её. В тоже самое время Немцов собрал 1 млн подписей против войны, о которых Ельцин его спросил - это за меня или против?

Но я вообще хотел про другое написать. Просматривая wiki я наткнулся на замечательную картину "Оставление горцами аула при приближении русских войск. 1872" кисти русского художника Петра Николаевича Грузинского. Чесно говоря я до сего дня ни картину не видел и ни слова про него не слышал. Это полотно экспанировалось в Вене, на всемирной выставке в 1973 году и год спустя ему присвоили звание академика. Большинство его картин это батальные сцены, однако не только. Есть и у него замечательные жанровые сценки и пейзажные зарисовки.

В журнале "Всемирная иллюстрация" за 1873 год дается описание картины "Оставление горцами аула при приближении русских войск: "Художник своим прекрасным произведением воскрешает перед нами недавнюю драму покорения Кавказа... На первом плане картины с изображением по сторонам шагающих волов, впряженных в арбы с ранеными и женами наиба, перемешиваются в нестройную массу люди и домашний скот. Поодаль от тяжело ступающих волов черкешенка тащит на себе ношу одежды, ведя за руку смуглого, полунагого босого мальчика - сынишку, боязливо взглядывающего на новую для него сцену суматохи и общего ужаса... Вслед за рабами с семьей наиба виден и значок еще в толпе нукеров. Новая ватага подходит к скользкому спуску. Вдали - разрушенная сакля, а перед нею, у камня, женщина остановилась, словно ошеломленная".

Считается, что апофеоз его творчества достиг в произведение "Последний штурм Гуниба", об этой картине пишут следующее: "сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века.

Увы, но лучшие образцы русской живописи в интернете в хорошем качестве не представлены, либо я не нашел. Так что пусть хоть в таком разрешении будут здесь. Конечно такие полотна надо рассматривать в музее, иначе не проникаешь масштабом и атмосферой, теряется она где то в проводах -)). Кстати, поговаривают большое собрание картин Грузинского есть в русском музее, ну что ж есть повод сходить -).

iframe
Грузинский Петр Николаевич

PS слайдшоу составлено из наиболее понравившихся мне картин, из тех что удалось найти. Смотреть лучше все же в полноэкранном режиме.
PPS под катом выдержка из журнала "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991."


Говоря об искусстве России второй половины 19 века, мы обычно прежде всего имеем в виду творчество художников-реалистов- "шестидесятников" и передвижников - тех, кто воплощал в своих произведениях наиболее передовые, гуманистические идеи своего времени. В то же время мы не всегда представляем себе, в каком контексте развивалось их искусство, забываем, что в художественной продукции той эпохи преобладали и часто пользовались официальной поддержкой отнюдь не произведения В.Перова, И.Крамского, В.Сурикова и других реалистов, но "академическая" живопись, творчество художников, чаще всего лишенных духовной глубины и социальной отзывчивости, но далеко не всегда бездарных и пошлых. Уже в силу весомости, влиятельности их творчество не заслужило полного забвения. К тому же порой представители академизма действительно создавали добротные, хотя и неглубокие, произведения. К числу таких художников относится и Петр Грузинский.

Он родился в Курске и был сыном обедневшей дворянской семьи. С детских лет страстно увлекся рисованием, в 1851 году поступил в петербургскую Академию художеств (посещая также рисовальную школу Общества поощрения художеств), избрав для себя "престижный" в николаевскую пору батальный жанр. Учителем Грузинского стал известный в ту пору баталист Б.Виллевальде, товарищами - известные в будущем художники А.Риццони, Г.Мясоедов, К.Маковский. В стенах Академии Грузинский проявил незаурядные способности рисовальщика, но, не отличаясь глубиной духовных интересов, избрал для работ довольно скучные, а порой откровенно "гедонистические", не требующие большой отдачи "постановочные" сюжеты.
Характерно, что в 1860 году, за год до отмены крепостного права, когда вся мыслящая Россия переживала подъем "обличительных" настроений и жила надеждами на социальные перемены, освобождение народа, Грузинский представил академическому начальству откровенно "эпикурейский" идеализированный жанр "Цыганский табор" и начал работать над своей первой большой картиной на "патриотический" верноподданнический сюжет "Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 году" ("Последний штурм Гуниба"), завершенной им в 1862 году. В этой работе наглядно воплотились и сильные стороны творчества Грузинского - его талант рисовальщика, способного передать сложные движения и ракурсы, способность достаточно органично соединить подробную детализацию "рассказа" о перипетиях боевой схватки с энергичным обобщением и - фатальная поверхностность, чисто "внешний" подход к теме, по сути своей глубоко драматичной (вспомним глубину и трагизм, открытые в борьбе русских и горцев Львом Толстым). Картина эта, впрочем, была очень высоко оценена представителями царской семьи и академическим руководством, удостоившим Грузинского звания классного художника 1-й степени и наградившим его большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки за границу на 6 лет (срок необычно большой, к тому же впоследствии продленный до 1872 года).

Совершив поездки по ряду европейских стран, Грузинский в 1862 году обосновался в Париже. Его первые работы, исполненные во Франции, носят жанровый характер, причем, в отличие от других молодых русских живописцев, в то время находившихся в Париже (например, В.Перова), его внимание привлекали не страдания и радости городской бедноты, "отверженных", а "красивая" сторона парижской жизни ("Рынок в Фонтенбло", "Пляска итальянки на парижской улице", 1864). Увлеченный многообразными впечатлениями "Нового Вавилона", Грузинский даже как бы забыл об основной своей специальности, так что Совет Академии был вынужден напомнить ему в специальном послании, что он должен "заниматься исключительно батальной живописью". После этого Грузинский приступил к созданию своего второго масштабного полотна - " Оставление горцами аула при приближении русских войск", для написания этюдов к которому он в 1865 году совершил поездку из Парижа на Кавказ. Работа над картиной продолжалась во Франции еще 7 лет и только в 1872 году, по окончании срока "пенсионерства", была привезена Грузинским в Россию, где была опять-таки очень высоко оценена академическим начальством и даже приобретена императором Александром II, а в 1873 году демонстрировалась на Всемирной выставке в Лондоне. Грузинский был удостоен звания академика и получил целый ряд заказов от членов царской фамилии - исполнив, в частности, по заказу императора картину "Назначение Государя наследника Цесаревича вторым шефом Эриванского полка" (1873) и по заказу великого князя ряд картин, посвященных маневрам в окрестностях Петербурга. Удовлетворенный успехом своих масштабных полотен, Грузинский в последующие годы уже не работал над большими многофигурными картинами, предпочитая создавать пользовавшиеся спросом среди состоятельной публики жанровые картины с изображением лихих троек ("Масленичное катанье", 1883; "Масленица", 1889, и многие другие) и охотничьих сцен. Занимался он и пейзажной живописью, пробовал силы и как иллюстратор.

Умер Петр Грузинский в городе Павловске, где и похоронен на городском кладбище.

Вл.Петров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.

мысли, художники

Previous post Next post
Up