Пелевин появился в литературе именно тогда, когда был ей нужен. Он, словно зеркало уже долгое время отражает путь поколения "П". У каждого писателя мирового уровня, есть своя определенная задача, быть таким вот зеркалом современной России, как раз задача Пелевина. И я тут не преувеличиваю, с этим согласны даже многие его недоброжелатели. Я прочитал одиннадцатый роман Виктора Пелевина «Бэтмен Аполло», всего за две ночи, хотя если бы не ежедневные дела, прочитал бы и раньше. Самое главное, многие мои мысли и взгляды, нашли свое место именно в этом произведении. Вот так вот, бывает читаешь книгу, как-будто свои мысли оформленные писателем в литературно-художественный текст. Конечно, речь не идет про одинаковую систему мышления и уж тем более, я не сравниваю свои литературные способности с Пелевиным.
Перед написанием этого отзыва, я ознакомился с рецензиями профессионалов, интересно было мнение специалистов. Для многих поклонников таланта Пелевина, новый роман оказался провалом, но оно и не удивительно, ведь "пелевинское зеркало" показало что-то малоприятное для медленно умирающего поколения "П":
«Виктор Пелевин только что выпустил самый неудачный на нашей памяти роман…», - сурово заявил известный литературный критик Антон Носик. «Пелевин устарел, Пелевин повторяется, Пелевин промахнулся - никогда еще реакция на новую книгу «давно полюбившегося автора» не была настолько единодушной», - вторит ему автор Ленты ру. Юрий Сапрыкин. «Виктор Пелевин каждой новой книгой все отчетливей демонстрирует: никаких перемен. Так же буду сидеть в позе Будды, плеваться, сквернословить и презирать», - с горечью пишет Майя Кучерская в «Ведомостях». «С точки зрения стиля «Бэтман Аполло» далек не только от самых литературных ранних произведений автора, например «Generation P» или «Чапаева и пустоты», но даже от «Empire V», - пеняет бывшему кумиру Газета ру. «…Своей задачи - раздразнить и раздразнить по-настоящему таких, как я, новый пелевинский роман не выполняет», - пишет Анна Наринская из «КоммерсантЪа».
Прежде всего, многих задела правда, а именно очень обидная характеристика российской оппозиции, которую можно встретить у Пелевина во многих эпизодах «Бэтмена Аполло»:
«Ты вдохнул воздух свободы! Ты заявляешь - я не буду сосать грязный уд туземных чекистских царьков! Я стану феллировать только сертифицированным международным корпорациям на глобальном уровне! Потому что этого требует мое достоинство! Улулу! Ты еще не понял, бедняга, что ближайший к тебе чекистский царек и есть наведенный на тебя сертифицированный уд международных корпораций, потому что силы добра всегда найдут между собой общий язык, а кроме них в мире уже давно ничего нет! Улулу!»
Или еще:
«Главная задача российского либерального истеблишмента… не допустить, чтобы власть ушла от крышующей его чекистской хунты. Именно поэтому все телевизионно транслируемые столпы либеральной мысли вызывают у зрителей такое отвращение, страх и неполиткорректные чувства, в которых редкий интеллигентный человек сумеет признаться даже себе самому. Это и есть их основная функция…»
Вместе с тем, Пелевин не испытывает симпатии и к консервативной правящей группировке. На протяжении всей книги он издевается над российскими «суверенными» вампирами, ездящими с данью к американскому императору Бэтмену. Взамен туземные кровососы получают от него сомнительные «пророчества» о будущем, на основе которых они строят внутреннюю политику России. Еще более резкую и язвительную критику путинской команды можно услышать из уст одного персонажа книги:
«Не стоит талдычить из телевизора о нравственности, пока последнего коха не удавят кишкой последнего Чубайса, пока продолжает существовать так называемая «элита» - то есть, организованная группа лиц, которая по предварительному сговору просрала одну шестую часть суши, выписала себе за это астрономический бонус и уехала в Лондон, оставив здесь смотрящих с мигалками и телевышками». - Чем-то напоминает Лимонова, на мой взгляд.
Придуманная им вампирская "Empire V" во всем напоминает современный капитализм. Систему, в которой «деньги - это алхимизированное человеческое страдание», а задачи философии сводятся к «апологии применения боевой беспилотной авиации». Систему, где методы эксплуатации отличаются от страны к стране, от «гуманного» западного варианта (где из людей 24 часа в сутки выжимается «баблос»), до «варварского» российского, (где страдания доводятся до такого уровня, что их отзвук должен долетать от Владивостока до Москвы). Систему, где вампиры, которые считают себя «хозяева жизни», лишь обслуживают малопонятные им процессы.
В целом, от "Бэтмена Аполло" не остается чувства тоскливой безысходности, как от большинства прочих пелевинских книг. Она учит тому, что надо видеть суть вещей, отличать истинные задачи от ложных целей и понимать, что в самой черной реальности всегда есть место сопротивлению. Это великий роман - великого писателя, которым является Виктор Пелевин.
Денис Балин (с)