Следуя вдоль берега Унжи

Nov 27, 2019 09:27





Решив сделать отступление о вохомско-питерских приключениях, в прошлый раз стал разбирать давнюю поездку на Русский Север. И хочу продолжить рассказом о промежуточных пунктах северного путешествия. Речь пойдёт о скромных, но небезынтересных памятниках архитектуры, доживающих свой век в деревеньках, взросших вдоль берега реки Унжи. Особых шедевров зодчества будь-то каменного или деревянного там не встретить, но и проехать мимо подлинной костромской старины никак нельзя.





Унженские просторы, они же просторы русской глубинки.

  • Итак, путешествие 2016 года «Москва - Верхняя Уфтюга». Прежде, чем перейти к обзору новых достопримечательностей, вкратце напомню, что было осмотрено первым днём. То была незамысловатого вида церковь в селе с красивым названием Усть-Нея. Воскресенская церковь сооружена в 1796 г. в сильно запоздалых для своего времени формах допетровского зодчества. 




Фасады получили декор, традиционный для XVII века, но со своеобразной трактовкой.

  • Само село, как и большинство деревень в округе, опустело лет десять назад. По обеим сторонам главной улицы, в густых зарослях буйной растительности запрятались бывшие хозяева здешних земель - крестьянские домишки. Со всяким скарбом внутри.




Один из нарядных домиков Усть-нейского поселения, сер. 1960-х.

  • Отмечу, что край полон неславянских названий: сёла Халбуж, Ухтубуж, Кужбал; реки Меремша, Вестомша, Тоехта, Лохтога и др. Все они имеют финно-угорские корни. Появление здесь славян относят к XII-XIII вв.. 




Жизнь, навсегда отсюда ушедшая, запечатлена на коллаже фотографий советского периода.

  • Следующим пунктом в который раз посещаем древнейшее село Унжу. Перед нами - земская больница - типичный для своего времени комплекс больницы павильонного типа в формах поздней эклектики с элементами модерна. 




Главный лечебный корпус, 1909 год.

  • Комплекс включал в себя: дом врача с приёмным кабинетом, жилой корпус для медперсонала, лечебный корпус, корпуса инфекционного отделения и с зубоврачебным кабинетом, баню и многое другое. Более подробно обо всём писано здесь: « Усть-Нейское, что на устье реки Неи». 




В северо-западном углу территории спряталась маленькая часовня.

  • Далее в изучении старины стало село Георгиевск, оно же Георгиевское. Любопытно, что в переписной книге 1617 г. место именовалось как «погост Мерской», в память о народности меря, жившей за рекой Межой. Здесь осмотру подлежал храм вмч. Егория, далеко невзыскательного вида (из-за разновременных нагромождений). Выстроен в 1813 г. в запоздалых формах барокко, отличается своеобразием объёмной композиции.




Георгиевская церковь, затерявшаяся в лесах как природных, так и строительных.

  • Видным интерьер не назвать. Единственным, что здесь представляет интерес являются П-образные мощной конструкции деревянные хоры.




Внушительных габаритов хоры опираются на пристенные столбы с косыми брусьями-консолями.

  • Аккурат напротив заброшенной церкви расположен комплекс  заброшенных школьных построек. Доминантой среди оных служит двухэтажная школа (при строительстве вместившая в себя здание церковно-приходской школы). Отдельно достойны внимания личности, связанные с селом. Например, выпускником школы был И. Любимов  - революционер, сподвижник Фрунзе, нарком лёгкой промышленности СССР. Возле же храма захоронен Ф. Крепишъ - открыватель парового судоходства на Унже, один из крупнейших пароходчиков кон. XIX века. Об этом можно прочесть в записи « Памяти школы, церкви и пароходчика Крепиша».




Крыло первого этажа советской школы занимает старинное здание церковно-приходской.

  • Ну, а мы тем временем подошли к новым точкам маршрута. Возле речки Воймеж останавливаемся в д. Усолье, известной с 1612 г. Когда-то тут был открыт винокуренный завод, который в 1740 г. купил местный помещик Елизар Петров. Вино поставлялось в Петербург, Кострому, Ярославль и в города Севера. Любопытны показания воеводы г. Унжи, который тот доносил в Сенат: «От винокурения здесь мало проку места не хлебородные себе хлеба нет и для пропитания себя люди претерпевают голод, а курение вина Елизар Петров ведет без позволения камер-коллегии и оный завод Петрова следоват опечатать». Несмотря на то, что Петров взялся поставить в Петербург 4000 вёдер вина, завод всё-таки закрыли. 




Современный крест ставлен на месте часовни Флора и Лавра.

  • Дом Флегонтовых, кон. XIX века. Принадлежал к типу представительского крестьянского дома, испытывающего влияние городской архитектуры периода эклектики. Рубленные в обло стены обшиты тёсом с калёвкой. Раннее окна были обрамлены фигурными наличниками, от которых сохранились лишь богато декорированные пропильным орнаментом сандрики. 




Посреди этого пятистенка стоит большая русская печь.

  • Петров был не только предприимчивый торговец, но и порядочный кляузник. Он обвинил крестьян соседней вотчины в том, что они делают на реке Унже барки (суда) не из пиленого леса, а из тёсанного топором. Указом Петра I было запрещено делать доски из брёвен, отесывая их топором, т.к. было много отходов. Следующий дом отличается внушительными объёмами. Построен Н. Плотниковым в нач. XX века, но декоративные элементы перенесены с более раннего дома. 




Двухэтажный дом рублен в обло. По главному фасаду окна оформлены простейшими наличниками, но боковые имеют наличники с полусолнцем в тимпанах фронтонов.

  • В 1780 г.. Усолье принадлежало кн. А.Ф. Белосельской-Белозерской (ур. Наумова). Княгиня владела землями и на Ветлуге, в том числе с. Воскресенским (город Ветлуга). Белозерская-Белосельская приходилась тёткой знаменитой Зинаиде Волконской, поэтессе и хозяйке известного салона в Москве. Но вернёмся в наши дни. Наиболее выразителен у дома треугольный фронтон фасада, акцентированный балконом с плоским ограждением и двумя парами резных столбиков, несущих полуфронтон с богатым резным декором.




Заросли настолько плотно обступили образчик деревянного зодчества, что подчеркнуть все детали не представилось возможным.

  • Чух-чух, один км и мы в Карьково. Первые письменные упоминания относятся к нач. XVII века. Тогда здесь располагались дер. Усолица и три починка. Это была северная окраина Георгиевского прихода Верховской волости Унжеской осады Галического уезда. Приход того самого села Георгиевск, что посетили чуть раннее. Только на карте 1792 г. появляется сельцо Карьково (до этого - пустошь). В 1-й пол. XIX века здесь в небольшой усадьбе проживала семья Налетовых. Имуществом супруги владели раздельно. Таисии Михайловне принадлежало имение в Халбужской волости, состоящее из 6 дворовых и 145 ревизских душ, а коллежскому асессору Андрею Степановичу - имение в Ухтубужской волости, свыше 100 ревизских душ. Несмотря на нахождении усадьбы в Карьково, крепостными супруги владели в др. деревнях, одна из которых Попово (куда заедем позже). 




Главной доминантой села служит сия церковь - необычный пример центрической сельской церкви в русском стиле, чрезвычайно редкий для Костромской обл.

  • В 1847 г. сюда приехал председатель Нижегородской палаты действ. стат. сов. Борис Ефимович Прутченко с целью покупки земли под собственную усадьбу. Неординарная личность и его служебная деятельность привлекали внимание современников. Доходы этого чиновника были несоизмеримы с его казённым жалованием. Прутченко даже послужил прообразом героя в рассказе А. Печерского. Благосклонные отзывы имела жена советника. Как пример, она взяла на воспитание одного из братьев и сестру Н.А. Добролюбова (лит. критик 1850-60-х, поэт, умерший от чахотки в возрасте 25 лет).




Припарковались возле здания в русско-византийском стиле.

  • К 1858 г. имение Прутченко увеличилось до 70 дворов (286 душ муж. пола и 314 жен.). К этому времени относится начало строительства (на средства помещика Бориса Ефимовича) нового каменного храма вблизи господского дома. По своей архитектуре он заметно отличался от «типовых» приходских храмов уезда. Достроен в 1861 году.  




Крестообразный в плане объём храма завершён световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой, звонница устроена над западной папертью.

  • Прутченко также сделал вклад в 1200 руб. в год на последующие ремонты церкви и домов причта. В 1884 г. его сын вкладывает значительные средства на покупку 32-пудового колокола. В 1895 г. выстроен дом для церковно-приходской школы. Как пишут ныне «благотворительность была в чести у семейства Прутченко». Звучит красиво. Сейчас любят таких восхвалять. А по сути: владелец нескольких сотен крестьянских душ, нелегальные сделки и доходы. Так на чьих спинах, за счёт чьих трудов Прутченко стали такими благодетелями? 




Сторожка церковная - скромная деревянная постройка в традициях позднего классицизма, 3-я четв. 19 века.

  • За небольшой отрезок, следуя из одной деревни в другую, было встречено сразу несколько заброшенных школ. Причём все внушительных размеров, рассчитанные на большое кол-во учащихся. Сельскими дорогами двигались не только мы, но и жёлтый школьный автобус, развозивший ребятишек по их домам в разных деревнях. Встречая автобус то тут, то там и вспоминая только что виденные забросы, понимали какими колоссальными темпами уходит жизнь из села.  




Тропинка к корпусу старой карьковской школы.

  • А ведь до 1990-х наземный транспорт был не единственным видом сообщений. Вдоль реки располагались десятки пристаней, опустевшие места которых посетил годом позже. Узнал, что по водной глади курсировали не только лесосплавные баржи, но и пассажирские теплоходы, и даже «Метеоры». О чём можно прочесть здесь: « От устья Чёрного Луха до Халбужа».




  • В 1955 г. было расширено здание школы-семилетки. К 50-летию Октября в посёлке построены новый клуб, новая столовая, заработал Комбинат бытовых услуг.




Внутрь можно было и не заглядывать.

  • После пуска Вологдо-Вятской железной дороги хорошо заработать можно было на сплаве и заготовке леса. С 1906 по 1916 гг. станция Мантурово (15 км от Карьково) с прилегающими к ней деревнями превратилась в крупный лесопромышленный центр.




  • В 1927 г. образовался Карьковский лесопункт. Лес пилили обыкновенными ручными пилами, складывали в штабеля, а затем уже вывозили на лошадях. Механизация в лесную промышленность района пришла перед войной, которая не только прервала ход событий, но и замедлила развитие. Более 60 человек, призванных из Карькова и Усолья, не вернулись с полей сражений Великой Отечественной.




Закрыта была церковь в 1941 г. (по др.данным в 1927), занята под склад. Восстановлена в 1998-2000 гг..

  • В послевоенном плане развития народного хозяйства было предусмотрено увеличение заготовок леса за счёт вывоза древесины к сплавным рекам. К ним была причислена река Унжа. В 1948 г. организуется Мантуровский лесозаготовительный район «Севводстроя» МВД СССР. Летом того же года в район стали прибывать эшелоны со спецпоселенцами из числа крымских татар и немцев Поволжья. Их расселили по многочисленным лесоучасткам и близлежащим посёлкам. На Карьковских лесоучастках работали немецкие бригады.




Дом Бессерта - управляющего имением Прутченко. Выстроен во 2-й пол.19 века, в традициях позднего классицизма.

  • Ещё немного о XIX веке. Усадьбы, церкви и проч. - это всё замечательно. Хоть карьковский приход и считался сельскохозяйственным, однако прокормить себя «с земли» было невозможно (урожайность была низкой). Большинство местных крестьян занимались отходничеством, преимущественно «жгонкой» - изготовлением валяной обуви. Эта тяжёлая и грязная работа позволяла получить дополнительный доход. Даже дети, начиная с 12-13-летнего возраста, вместе с родителями уходили в «отход». 




Одно из красивейших мест района.

  • В 1961 и 1963 гг. Пензенским педагогическим институтом в здешние районы были организованы экспедиции с целью изучения лексики жгонского арго. Жаргон (арго) - так называемый «жгонский язык» - возник как неповторимый говор ремесленников. В 1980 г. был напечатан «Словарь жгонского арго».




На берегу Милютинского озера, расположенного на левом берегу Унжи в 3 км от Карькова, при раскопках была обнаружена стоянка первых поселенцев Приунжья, датированная III-II тыс. до н.э.

  • Кстати, в 1914 г. экспедиция, организованная Кологривским уездным земством, исследовала Халбужские минеральные источники, известные с сер. XVIII века. Было вынесено предложение открыть санаторий на левом берегу Унжи (напротив усадьбы Карьково). Однако земское собрание не поддержало проект, а начавшаяся Первая мировая не позволила найти другого подрядчика. Уникальные соляные источники остаются неиспользованными и по сей день. 




Деревня Бердово и местная живность.

  • Уже под вечер и начавшийся ни к месту дождик оказываемся в д. Попово (бывш. Ухтубуж). Из переписи 1617 г.: «В Верховской волости погост на реке Унже а на погосте храм во имя Рождества да другой теплый во имя Иоанна Предтечи да деревня Поповская а в ней двор попа Дмитрия Дмитриева да деревни...». Ещё и не пахло русским духом, как эти земли были заселены угро-финскими племенами. Археологические раскопки в 1925 г. выявили, что на месте Ухтубужа было марийское поселение. Здесь же раскопан курган высотой в пять метров, датируемый VII-XII вв.. 




  • В нач. XVII века деревни принадлежали боярину И. Романову. На конец XVIII в. значительная часть земель уже Ухтубужской волости числилась за родом Глебовых-Стрешневых. А перед нами - редкий пример традиционного сельского дома, сохранившего имя создавшего его мастера, с фасадным декором, отражающим влияние классицизма. Принадлежал крестьянину А. Рябкову.




О дате постройки - 1886 год - свидетельствует надпись, вырезанная на лобовой доске, там же находится и автограф строителя: «мастер Аверкий Андреев».

  • Сегодня в деревянных руинах сложно признать усадебный дом М. Пуховой, рубежа XIX-XX вв.. Когда-то это был выразительный пример сельской усадьбы. Единственный в селе двухэтажный жилой дом, облик которого сформирован под воздействием образцов городской архитектуры периода эклектики. 




Из примечательного сохранились разве что нарядные наличники верхних окон, с фигурными ушками, фартуками и сандриками, украшенными резьбой.

  • У самой бровки высокого берега, подмываемого Унжей, стояла каменная двухэтажная церковь, 1806 г. постройки. В нач. XX века в стенах храма появились трещины, а колокольня наклонилась. Заботы по возведению нового храма взял на себя местный землевладелец и церковный староста С. Калинин, сын московского купца А. Калинина. В 1912 г. был утверждён проект, составленный костромским архитектором Л. Большаковым. 




Новая церковь Рождества Богородицы сочетает в своём облике черты русского стиля и модерна.

  • Из-за Первой мировой войны и революции не был окончен интерьер (стены покрыты известковой обмазкой, не оштукатурены), а церковь так и не освятили. Долгие годы здание использовалось как мастерская.




Внутри просторное зальное пространство перекрыто системой бетонных крестовых сводов, опирающихся на четыре тонких высоких столба.



заброшенная деревня, Костромская область, история, заброшеннное, 2016, деревня, Россия, путешествие, заброшенныеместа, trip, путешествия, abandoned, фотороссии, заброшеннаядеревня, adventures, заброшенные храмы, школа, кострома, деревянное зодчество, церковь, русская глубинка, природа, религия

Previous post Next post
Up