Кто где, а я побывал в Раю!

Nov 15, 2019 08:14





Шесть тридцать утра. Попал вроде бы туда, но апостол Пётр у врат встречен не был. Хм...

Итак, этим постом уже более детально, с налётом краеведения начну разбирать последнее путешествие в Вохомский край. Начну с дороги и двух днях, проведённых в селе Боговарове, расположенном на окраине Костромской обл., в 30 км от границы с Кировской. Первая половина отчёта полна фото авто; вторая посвящена скромным сельским интересностям.





Деревня Завражье.

Начало. В час ночи двадцать шестого августа 19-го года покинув улочки родного, но не шибко любимого района да и города, до Ярославля добрался меньше чем за три часа; окраиной обогнул ещё сонную Кострому; и уже после Судиславля в восемь утра сделал первый привал. Поездка началась активно: трассы обычно с наибольшим потоком машин были пройдены быстро и безболезненно, ибо ночью. Ногу с педальки газа практически не снимал. Хотя на большаке не забывал использовать круиз-контроль, выставив максимум разрешённого скоростного режима.



Где-то после Судиславля. Машинка ещё чистая, сверкает в лучах восходящего солнца.

В 12.12 (тик-так) в городе Макарьеве плотно отобедал в столовой за номером 22. Спустя 570 км, о себе начинали давать знать бессонная ночь, скорость и дорога. В эту поездку было решено беречь силы и во чтобы-то не стало осуществить намеченное. Как писал в предыдущем посте, трижды не рассчитав силы и явления природы я не мог воплотить мечту - реализовать план по достижению деревни Питер.



Где-то от Мантурово до Шарьи

Шарью проезжаю насквозь, не задерживаясь. Погода портилась на глазах. Памятуя чистое небо всё утро и день, вдруг захмурилось, пошёл дождь. Оставив позади 730 км, паркуюсь возле заправки в лице АЗС для авто, а заодно возле «Дозаправки» в лице кафе для денисова живота.



Заправился по полной: полный бак для Тёмной стали, комплексный обед для Дениса и еда с собой.

Самое интересное начинается, когда съезжаешь на автодорогу общего пользования 34Н-11: чем дальше от Шарьи, Пыщуга, Павино и ближе к Вохме, тем от покрытия остаётся лишь название. Дорога словно доска стиральная, полная колдобин, ям, а местами развороченного асфальта.



Скучно здесь быть не может.

И так до самой Вохмы, до самого Боговарово. Более 100 км дорожного ада. Грязевое бездорожье не столь страшно и утомительно, как эти асфальтовые дыры. При всём желании разогнаться свыше 30 км/ч не получалось, а если и случалось, то зуб на зуб не попадал. К тому же у Каптюра весьма жёсткая подвеска. Для более плавного хода малька стравил давление в шинах. Ехать становилось тяжко: позади 800 с лихом км, энергетики действовать перестали давным-давно, музыка тож прискучила. В полной тишине и быстро опускающейся темноте, но я двигался дальше. Ещё будучи возле Пыщуга, позвонив в боговаровскую гостиницу, удачно забронировал единственный номер со всеми удобствами (почти).



Время 18:27. Ну, где Вохма!? Мне ж ещё от неё 20 км до место ночлега.

О, боже! 19:40, а я только припарковался в Боговарове. При таком раскладе, не зная дороги на север выше Вохмы, нечего было и думать ехать в полной темноте к заветной цели. Тем более уставшим. Теперь оставалось хорошенько выспаться, следующим днём откушаться. А потом уж со свежими силами в Питер.



Вот такой парковкой возле гостиницы "Октябрьская" встретило меня село Боговарово.

Ещё недавно (а может и давно) в самой Вохме существовала муниципальная гостиница, но её закрыли. На окраине возвели частный гостиничный комплекс. Только цены там кусаются. Поэтому выбор пал на боговаровскую.



А это мой чудесный номер, ставший пристанищем на ближайшие две ночи.

В сети лишь жалобы на её серость и убогость. Но я категорически против таких отзывов. Надо ж отдавать отчёт где вы и куда приехали. Здесь всё в лучших традициях провинции: внутренние деревянные перекрытия (очень звонко скрипят), отапливается дровами в котельной (только кочегары в мой приезд не старались), душ отдельной комнаткой на первом этаже (90 руб. за помывку). Без шуток, мне понравилось. Смотрю на это так: тихо, чисто, уютно. Что ещё нужно заезжему путешественнику, который в ближайшее время собирается жить в палатке. Впрочем, мой номер был самым дорогим, ибо считался повышенной комфортности, и стоил, по-моему, 1050 руб.



Гостиница "Октябрьская".

На самом деле, услуги гостиницы весьма востребованы у приезжих. В ней проживают водители автобусов и маршруток междугородних рейсов, временные «залётные» работяги, а также те, кто приезжает в командировку. Хозяйки гостиницы всегда радушно встречают гостей - очень важный аспект в наше время. Так что всем сотрудникам и администраторам «Октябрьской» моё большое спасибо!



Дорожка к парадному входу выложена советского периода плиткой.

Только, вот, есть беда одна. Гостиницу собираются закрывать. Пару лет назад её пытался купить частник для собственных нужд, но оказалось «счета заблокированы» - за гостиницей скопился непомерный для местной администрации долг за ЖКУ (отопление, свет и т.д.) .



Днём парковка выглядит более оптимистично. Или мне так кажется.



И не важно, что земля мокрая и холодная.

Поутру первым  жителем Боговарово встретила котейка. Увидев меня, пала на земь: закувыркалась, закружилась. Катаясь по земле, собрала на шерсть песок и упавшие осенние листья. Не иначе, как в баньку собралась: листья-то берёзовые были.



Готовят сытно, вкусно, но столовское меню действует лишь до середины дня, опосля вступает в силу меню иного, боле дорогого пошива.

Отмечу наличие в селе двух едальных заведений. Одно с претензией на стильное кафе (каким по праву ему можно считать). Второе - обыкновенная столовая.



В этой столовой моим любимым блюдом стали пельмени. Ел каждый день и каждый заход. Никакая "Сибирская коллекция" и рядом не стояла.

Мы люди простые, не за благами приехавшие. Так что в последующие дни трапезничал в обыкновенной столовой. Там прям «советский» колорит: смешные стаканы, посуда 80-х со сколами, вилки/ложки тех же времён. Но всё это лишь придаёт оригинальности. Главное готовят вкусно и сытно.

Что ж, перейдём к изучению сельских достопримечательностей и исторических фактов, для полноты картины. Первым делом порадовало наличие и сохранность памятника В.И. Ленину. В Костромской обл. (да и не только) идёт активное уничтожение памятников вождю Октябрьской революции. Впрочем и здесь не всё гладко. Монумент не тронули, но со стороны главной улицы его не увидеть: высажен ряд кустарников. Небольшая аллея, ведущая от площади к памятнику, делится на две части: в первой скамейки и клумбы, а вторая - запущенные заросли и где-то там Ильич. Нашли, называется, компромисс.



Спасибо и на этом.

А теперь ввод в историческую часть. Изначально земли Средней Вохмы населяли угро-финские племена: лузская пермца, вотяки, черемиссы. Только к концу 14 века появляются первые русские поселения. В нач. 18 века территория, которую занимает Октябрьский р-н (до 1966 г. - Боговаровский), относилась к Устюжской провинции Архангелогородской губ. В то время здесь имелось всего две деревушки. Не раз менялись административные границы, в конце-концов на долги годы Вохма (село Вознесенье) закрепилась в составе Никольского уезда Вологодской губ.



Одна треть здания старой школы.

Активное заселение лесного массива (верховья рек Малый Парюг, Нюрюг, Ирдом, Луптюг) началось в сер.19 века. В связи с реформой, разрешившей малоземельным крестьянам свободное переселение, Верхне-Ирдомский район начал быстро заселяться крестьянами из соседнего Котельничского уезда Вятской губ. К концу 19 столетия Никольский уезд считался самым густонаселённым из всех 10 уездов Вологодской губ. (огромный по площади; огромное количество деревень, сёл, починков, хуторов). Однако все они были малолюдны (большинство 3-5 двора).



Средняя общеобразовательная школа им.Л.А. Цымлякова. сер. 2000-х

Небольшое отступление в современность. Долго смотрел на новую школу и не мог понять, что смущает. Прогулявшись вокруг старого здания, понял: раньше строили с душой. И выражалось это в аллелях, которыми обсаживали общественные здания; дорожками, выложенными из каменной плитки (местами сохранилась в разных участках села). Именно такие казалось бы мелочи и создают уют. Когда подрастающее поколение видит, что не в голом поле строят храм науки, а государство (администрация, сами жители-родители) стараются, находят средства, время и силы высадить сад, аллею, возвести клумбы и газоны, сделать оградку. С этого и начинается понятие Родины, когда ты начинаешь любить свой дом.



Бабочки, как я понимаю, символизируют выпускников. Простите, но все фото сделаны на мобилу.

После 1896 г. новых селений практически не появлялось, поскольку в 1891 г. был принят закон о переселении малоземельных крестьян в Сибирь. Поток переселяемых усилился в 1907 г. с открытием ж/д сообщения. Согласно переписи 1897 г. городское население Вологодкой губ. составляло менее 4% от всего населения губернии. Деревни и починки располагались густо друг к дружке. Отдельно держались хутора. Но с началом коллективизации, хутора как вид поселения стали уходить в небытие. Многие из них в 1939-40 гг. были сселены в соседние деревни, т.к. тормозили организацию коллективного хозяйства. А после ВОВ (потеря мужского населения, уход в города рабочей силы для восстановления разрушенной промышленности) мелкие хутора и починки исчезли вовсе.



Объём школы в плане состоял из центральной кирпичной части, с примыкающими по обеим сторонам деревянными корпусами. Разобрать полностью, видимо, не хватает средств.

Временем основания села Боговарово на реке Ирдом принято считать 1784 год. В этом году Иоаном Велико-Устюжским и Тотемским была выдана храмозданная грамота на постройку церкви. Первая деревянная Покровская церковь была построена здесь в посл. четв. 18 века. Собственно то было не село, а погост. Жителями так называемого села Покровское-Боговаровское в то время были члены семей священнослужителей. Прошёл целый век... Из перечня селений Лапшинской волости Николького уезда Вологодской губ. от 1896 года: «Покровский погост (Боговарово) село при речке Ирдом дворов 5, муж. 9, жен. 13; церковь Вохомско-Покровская, церковно-приходская школа; базары и торжки два раза в году».



Переходим к культовым памятникам зодчества. Ныне существующая церковь взамен старой деревянной начата постройкой в 1823 г.



Православие не хочет возвращаться в данный край.

Нижний храм (зимний) во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1829 г. Верхний летний храм с колокольней окончен строительством в 1840 г.  Освящен в честь  апостолов Петра и Павла спустя шесть лет. Церковь каменная, в одной связи с колокольней. В 1880-х со стороны запада возвели двухэтажный притвор с крыльцом. Одно смущает, что в архитектурных источниках описывается, что четверик был увенчан пятиглавием. Данное же фото взято с сайта Октябрьского района «Колос».



Верхнее фото от 1 января 1910 г. Нижнее от 27 августа 2019-го.

Но наибольший интерес как с архитектурной точки зрения, так и по интерьеру вызывает расположенная в нескольких десятках метров к юго-западу от Петропавловского храма церковь без креста.



Нет, не большевики сбросили символ христианства. Его просто не успели водрузить. В нач. 20 века началось сооружение второй летней церкви, которую из-за начавшейся в 1914 г. войны и последующей революции не удалось достроить и освятить. Найти информацию о достоверности сведений возведения церкви к 300-летию дома Романовых не удалось. Так что сей факт следует отнести к домыслам последних лет. Для придания значимости, так сказать.



Вход осуществляется через дверь в полукруглой апсиде.

Летняя церковь - яркий памятник поздней эклектики, облик которого определяет своеобразное решение объемной композиции и нестандартный декор с преобладающими элементами русского стиля. Заглянем же внутрь. Женщинам покрывать голову не обязательно.



Без комментариев.

Немного цифр из не бедной жизни местного причта. Во владении церкви имелись банковские билеты один на 500 руб., три по 100 руб. и один 50 руб. Из местного казначейства на духовенство отпущено 164 руб. 64 коп. жалованья. За 1889 г. получено кружечного дохода 400 руб. Кроме того, при Пасхальной Славе по селениям собрано муки ржаной на 50 руб. Кроме означенных средств, производится сбор по приходу добровольной руги (руга - годичное содержанье попу и причту деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью), а в осеннее время льна. В летнее время производится сбор масла и яиц. Всех денежных и других сборов в 1889 году поступило на 950 рублей 77 копеек.



Кроме продуктового магазина, в другой части здания располагается склад.

Основная застройка села началась после Октябрьской революции, но особенно интенсивно с той поры, когда был образован Боговаровский район, а село стало его административным центром.



Бывший Дом Культуры.

А пока мы осматриваем современную сельскую застройку, немного примечательных фактов. Чтобы показать разные стороны жизни Вохомского края (сл-но и боговаровской округи) приведу выписки из работ дореволюционных современников Г.Н. Потанина, М.А. Перова. Патриотам Царской России нижеследующие абзацы лучше пропустить. Возьмём, как пример, здравоохранение. До 1880 г. на весь Никольский уезд (около 200 тыс. чел.) существовала одна больница на 9 коек, с единственным врачом в самом Никольске (130 вёрст от Боговарова).



Бизнес не выгорел.

1890 год - имелось 4 врача и 20 фельдшеров на три врачебных участка, одним из которых являлся Вознесенский (Вохомский). Но они были не в состоянии оказать эффективную помощь всем заболевшим большого уезда. Так в 1889 г. на Вознесенском участке наблюдалась эпидемия брюшного тифа, гриппа и оспы. Все со смертельными исходами. Особенно был распространён кровавый понос. В 1900 г. на Вознесенском участке отмечалась высокая смертность детей: на 95 тыс. жит. приходилось 4446 новорожденных, из которых умерло 2618. Первое место край занимал по заболеванию сифилисом (за 1904-1907 гг.. зарегистрировано 3208 случаев). В большей степени повинны в занесении болезни были солдаты и промысловики-отходники. А также местные нравы и обычаи. В 1916 г. на весь уезд (250 тыс. чел.) имелось всего 5 больниц и 20 амбулаторных пунктов. В этот год край был охвачен сильнейшими эпидемиями оспы, скарлатины, дифтерии, кори, тифа, коклюша, повально-заразного кровавого поноса и даже сибирской язвы. Больных насчитывалось свыше 2000 чел.



Магазин детской одежды.

Из раздела питания: «Больше половины года проходят здесь в постах. В это время обед состоит из сл.блюд: редька с квасом, солёные грузди и волнухи, разведённые водой или варёные, брусника и толокно, подмешиваемое в виде приправы. Солёные рыжики встречаются только у людей зажиточных. Овёс здесь употребляется в виде жидкой кашицы, которую называют щами и едят простуженною; капусты садят мало и не квасят её, а потому не знают настоящих щей и едят капусту пареную. Из ячменя делают хлеб, пироги. Ржи здесь потребляют 57%, овса 23%... Галанка (галаха) - брюква (корнеплод, если кто забыл) - съедается в больших количествах или сырая, или пареная. Мяса употребляется мало, но чаще, чем в других местах. На столе крестьянина в скоромные дни является летятина, то есть дичь: зайцы, утки, тетёрки. Чай пьют богатые по воскресеньям...». И на счёт иного питья: пили не просто много, а безбожно много; от мала до велика, в прямом смысле слова; пили в независимости от положения и чина (духовенство также не отставало); пили по любому поводу и без.



Здание администрации Октябрьского района.

Но вернёмся в наши дни, ибо приводить примеры можно бесконечно. Отдельно хотел бы отметить благоустройство села. В целом оно производит благоприятное впечатление: чистые, ухоженные улочки, аккуратные дома, практически все в добротном состоянии. Жаль только, что о реальном положении дел выдаёт наличие следующих контор: страховщики, микро-займы/кредиты, банки и проч. Слава труду! Жив и функционирует маслодельный завод. Этим и дышит ещё Боговарово. Соседние некогда крупные поселения Соловецкое и Ильинское активно вымирают. Не говоря о сотнях мелких деревушках. Со слов местных как только начинает вывоз древесины (лес рубят, аж щепки до Боговарово долетают), дороги становятся настолько непроходимыми, что жители в буквальном смысле становятся невыездными из своих мест.



Очень мне нравятся общественные бревенчатые здания советского периода.

Описывать достижения советского периода не стану. Про исчезнувшие один за другим десятки совхозов/колхозов и говорить нечего. Размещавшийся в Боговарове аэродром («Ан-2» курсировал до самой Костромы, по пути имея посадочные полосы во множестве других поселений) закрылся; ближайшая ж/д станция в Малом Раменье (линия до ветки Кострома - Киров) закрылась. Поэтому «оптимизация», а точнее уничтожение на селе транспортной системы, больниц, школ (одним словом, коммунальной инфраструктуры и социальной сферы) приводит не просто к вымиранию края, а его деградации и возвращению во времена, описанные мною выше.



Из богом забытой деревушки в «медвежьем углу» с «десятью дворами» вырос посёлок с населением: на 1959 г. - 1391 чел.; на 1989 - 2640. Какова убыль за последние четверть века, думаю, догадаться не трудно.



Многоквартирный криводом. Зато с нарядной рябиной у входа.

Вроде бы всё, о чём хотел, рассказал. Боговарово, как и его жители (по крайней мере те, с кем успел пообщаться), оставили положительные впечатления. После Питера снова заехал сюда и прежде чем возвращаться в столицу, передохнул пару дней.



Местный колорит.

А, вспомнил! Не раскрыл тему отчего так прозывается село. Версий существует множество: от крестика/иконы, упавших в котёл (бога сварили), или «бор» и «вар» - берёзовый отвар для смазки телег; но для меня наиболее вероятнее, что некогда «летописец» некий дьячок переписывая ведомость, совершил ошибку: и вместо Боговерово стало Боговарово. Так и с рекой Ирдом - созвучно слову Иордан. Но уж слишком тянет в православие. Думаю, гидроним носит угро-финские корни; как пример, «вода у холма».



Боговаровские задворки.

Отдохнувши, собравшись силой и духом, возвращаюсь в гостиницу. Утром следующего дня, встав в четыре утра и наскоро позавтракав, в пять был уже на колёсах за околицей. Впереди ждала Вохма для пополнения бака и канистры бензином, а дальше - в верховья реки, на север до Питера. Приключения только начинались.



Прощай Боговарово. Свидимся через 12 дней.

При создании поста использованы сл. материалы: работы Г.Н. Потанина, М.А. Перова (издания сер. и посл.четв. 19 века); Научно-справочное издание История Вохомского края (В.И. Попов, А.В. Попов); Пункты из опросного листа Всероссийской переписи населения 1896 г. (Л.А. Панфилова); Памятники архитектуры Костромской обл. каталог выпуск 7-й; Вохомские селения в 1896 году (С. Герасимов); «Забытая Кострома» (сайт starina44.ru); Общественно-политические газеты «Вохомская Правда», «Колос» и др.

4х4, urban, Костромская область, история, вохма, деревня, Россия, путешествие, trip, путешествия, фотороссии, adventures, приключение, Тёмная Сталь, кострома, journey, туризм, 2019, церковь, русская глубинка, приключения, религия

Previous post Next post
Up