Старицкое городище и его достопримечательности

Sep 05, 2017 10:22




В заключительной части, об интересностях города Старицы и достопримечательностях в её окрестностях, я поведаю о храмовом комплексе, расположенном на валах древнего старицкого городища, расскажу о находящихся там же белокаменных кузницах; также мы ненадолго задержимся возле заброшенного Никольского храма и руинированного Вознесенского собора, а последним посетим выстроенную из "старицкого мрамора" церковь в 10 км от Старицы, возле которой сохранились десятки старинных каменных надгробий. И всё это, безусловно, в сопровождении исторической составляющей.



На фото: Старица; мост, построенный через Волгу в 1963 году.

Старица - один из самых древних тверских городов, период расцвета которого пришёлся на XV-XVI века. Впрочем, на месте, где сейчас стоит Старица, археологами найдены предметы X-XII столетий. Что говорит о заселении этих земель задолго до старичан, жителей Тверского княжества. По устному преданию, в 1110 г. из Киево-Печорской лавры сюда пришли два инока и на "пустынном" месте построили часовню, давшую начало будущему монастырю. Опосля якобы на звон колоколов сюда стал стекаться люд. Безусловно, легенду о заселении глухих мест монахами стоит воспринимать как очередной миф. Существующий ныне Успенский монастырь известен с XVI века. Сразу отмечу, что в послевоенный период и вплоть до 1989 г. на старицком городище археологические раскопки и реставрационные работы проводили Старицкая архитектурно-археологическая экспедиция Тверского государственного объединения, историко-архитектурный и литературный музей, и «Росреставрация».



Годом основания самой Старицы (изначально Новый Городок, Городеск и др.) принято считать «1297». Хотя последние археологические и летописные исследования датируют основание Старицы 2-й пол. XIV века. В «Повести о житии» тверского кн. Михаила Александровича из его заслуг отмечается, что он «грады Тферскиа утверди». Первым из этих «градов» и была Старица: в 1366 г. князь «нарядил городок новый на Волзе». Осенью 1390 г. была увеличена площадь города, эта часть после получила название Нового городища, а Старое стало рассматриваться как кремль. Термину «город», существовавшему на Руси в те времена, исчерпывающую характеристику дал австрийский посол Сигизмунд Герберштейн: «Всё то, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют город». Подобное же толкование приводит и немецкий путешественник Ганс-Мориц Айрман, автор «Записок о Прибалтике и Московии»: «город или град, означает по московски укрепление или замок». В конце XIV века в кремле начинается каменное строительство: в 1395 г. возводится первая каменная церковь: «В 6907 году, князь Михаило Александрович Тферской постави церковь камену Св. Архангела Михаила на Волзе на Городце, на реце Старице»; вторая каменная церковь (1403 г.) была построена следующим тверским князем: «6911 года, князь Иван Михайлович на городке, на реце, на Старице, поставлена церковь камену св. Николы». Известно, что в 1609 г. литовцы «пожжоща соборную церковь во имя Арх. Михаила разориша и множество людей посекоша», не уцелела и Никольская церковь. О городе-крепости, защищавшей водные и сухопутные пути, ведущие к центру Тверского княжества, в наши дни свидетельствуют лишь сохранившиеся валы старицкого городища. На фото: городище и часовня-столб, на месте древнего Борисоглебского собора.



Вдаваться в перипетии средневековой Старицы я не стану. Отмечу лишь, что это были времена междоусобных войн русских князей, когда брат шёл войной на брата: Клин, Кашин, Тверь и др. воевали меж собой из года в год. После подчинения Твери и её уделов Москве (благодаря войскам Ивана III), Старицей стал владеть сын объединителя русских земель Андрей Иванович, получивший прозвание Старицкий. С 1534 г. он входил в «регентский совет» при малолетнем Иване IV, однако уже через три года был уморён голодом в тюрьме. Старицкий удел перешёл во владение его сына кн. Владимира Андреевича. Но и тот правил недолго: в 1569 г. князь Владимир Старицкий был казнён со всей семьёй, и город с тех пор больше своих князей не имел. Правда, годы княжеского правления были отмечены в Старице активным строительством (монастырь, княжеские палаты в кремле и т.д.). Расцвет продолжался недолго. В 1609 г. в результате Литовского вторжения Старица была полностью сожжена, а жители перебиты. До XVII века в городе было 4 монастыря и 16 церквей. После разорения будут действовать один монастырь и 9 церквей. Через какое-то время царь Михаил Фёдорович приказал восстановить крепостные стены и только. Соборы и здания по-прежнему стояли долгие годы заброшенными. Во времена Петра I Старица утратила значение города-крепости, её укрепления стали разрушаться. На протяжении почти двух последних столетий Старица стала крупной пристанью на Волжско-Балтийском пути, по которому шли пароходы и баржи с хлебом, мясом и др. продуктами. В это время оживилось строительство церквей, общественных зданий, жилых домов. Строили из кирпича и местного белого камня; город стал нарядным и уютным. Но в сер. XIX века появились железные дороги, миновавшие Старицу, и она превратилась в тихий уездный городок Тверской губернии.



Прежде, чем мы попадём на старицкое городище и исследуем расположенный там соборный комплекс, я поведаю предысторию сего места. На Старом Городище кн. Владимиром Андреевичем Старицким в 1558-1561 гг. был построен шатровый собор Бориса и Глеба. Собор был замечательным произведением древнерусских зодчих (не без помощи итальянских мастеров), созданный в смешанной технике из кирпича и тёсаного камня. Оригинальна композиция храма: пять устремлённых вверх восьмигранных объёмов увенчаны мощными шатрами. Крупный центральный столп основного храма и сгруппированные вокруг него меньшие придельныe были поставлены на подклет (монументальный первый этаж с «палатами великих государей»), объединенные высокой двухъярусной обходной галереей. Уникальность здания подчеркивало исключительно богатое керамическое убранство фасадов из поливных полихромных изразцов. Оно включало множество плиток с растительно-орнаментальным узором, итальянизирующим орнаментом с опоясывающим храм летописным фризом. В колористической гамме плиток большую роль играли тёмно-фиолетовый и чёрный цвета, что придавало всему майоликовому убранству здания необычный колорит. Не менее своеобразным было использование в декоре большого числа крупных сюжетных керамических композиций иконного характера. Две из них были перенесены на фасады построенного поблизости в нач. XIX века нового собора (в 1970-е отправлены на реставрацию в ГИМ).



В 1609 г. собору был нанесён непоправимый ущерб: «приидоша ко граду тому сопостатнии Литовствии вои и Русские воры, град Старицу обступиша и пожжгоша, и люди в нём мечю подклониша, и пожжгоша соборную церковь святых мучеников Бориса и Глеба, разориша, и в них множества людей посекоша и пожжгоша». Борисоглебский собор, разорённый и полуобгорелый, в первые годы после Смутного времени использовался и как острог, и как приказная изба, и как склад для порохового запаса и пушек, а старицкий воевода вынужден был даже устроить свою канцелярию на соборной паперти: «Я, холоп твой, сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба… В дождь капель - в городовой пожар кровля вся сгорела… Идёт к осени, а приюту нет». Ни у царя Михаила Романова, ни у монастыря не было средств на его ремонт. Окончательный приговор собору был вынесен в 1658 г. патриархом Никоном, приказавшим его разобрать на камень для строительства Новоиерусалимского монастыря. Сломали царское крыльцо, звонницу и окружавшую храм галерею-гульбище. В документе 1659 года сказано: «да в прошлом 7166 году святейший Никон патриарх в городе Старице соборную каменную церковь разрушил, а тот камень возили в Воскресенский монастырь зимним путём наши домовые крестьянщики, сто подвод». Снос храма быстро приостановили, но ущерб был нанесён уже довольно большой. В 1780 г. Екатерина II пожертвовала 7 000 руб. на ремонт храма, что было явно недостаточно даже для его частичного восстановления. К этому времени три главы на шатрах разрушились и были заменены деревянными, кровля протекала, и действовал только левый придел, который кое-как удалось приспособить для службы. На чертеже, сделанном в конце XVIII века, храм изображён с травой и кустами на кровле, безжизненным и заброшенным. Окончательно Борисоглебский собор был «за ветхостью» разобран в 1804 г. О его облике сегодня рассказывают только обмерные чертежи, сделанные перед разборкой.



Что же побудило кн. Владимира к возведению столь грандиозного собора? Как предполагают исследователи, инициатором и главной движущей силой во всех делах и начинаниях князя выступала его мать, княгиня Евфросиния, вдова кн. Андрея Старицкого, сына Ивана III. Как видим, оснований для амбиций, внушаемых ею своему сыну, было предостаточно. В 1554 г. Иван Грозный взял с Владимира запись, что тот будет жить в Москве на своем кремлёвском дворе и не будет слушаться матери. Считается, что с этого времени княгиня Евфросиния со своим двором жила в Старице. Столица молодого удельного княжества требовала возведения монумента, достойного отвечать амбициям его владельцев и способного увековечить воинские подвиги кн. Владимира. Толчком послужила закладка в Москве в 1555 г. храма Покрова на Рву, и через три года начато было строительство собора в Старице. И в том, и в другом случае заказчиками выступают члены одной семьи, одного царствующего дома, правда, находящиеся в состоянии смертельной династической борьбы. Как и Иван Грозный, кн. Владимир был внуком «вел. князя Ивана Василевича» и правнуком «вел. князя Василия Василевича». После того, как в 1563 г. царь Иван IV насильно постриг Евфросинию в Горицкий монастырь, а у кн. Владимира в 1554-1566 гг. выменял (или, попросту говоря, отнял) Старицкий удел, художественно-архитектурная жизнь в Старице угасла. Ближайшее окружение Старицких, среди которых, возможно, были иконописцы и лепщики-керамисты, оформлявшие собор, погибло вместе со своими патронами осенью 1569 г. Хотя на планах собора показано шесть престолов (долгое время ошибочно считалось, что приделов было девять); освящены были только три: во имя кн. Бориса и Глеба, свт. Николая Великорецкого и в честь Благовещения Пр. Богородицы.



А теперь перейдём к другой достопримечательности, частично ещё сохранившейся. Город расположен на известковых холмах, в которых до наших дней сохранились пещеры - каменоломни. Функции подпорных стенок, устроенных на скатах валов, выполняли многочисленные складские и производственные помещения. Самыми известными из них являются кузницы и сегодня являющиеся достопримечательностью Старицы. Выложенные из крупных белокаменных блоков арочные фасады кузниц, огибая холм, примыкают друг к другу. Кузницы создавали единый ансамбль, повторявший аркаду торговых рядов и не противоречивший торжественности и величию возвышавшихся над ними храмов. Дата постройки первых кузниц, предположительно, 1792-98 гг..



Во времена расцвета кузниц насчитывалось 32 (хотя где-то указывается число 50), но уже к нач. XX века, половина из них опустела. В наши дни сохранилось лишь семь. Но и эти сохранившиеся семь  - выдающийся памятник зодчества, автором которого считается старицкий архитектор Матвей Чернятин. Отличительной чертой кузниц являются их фронтоны различного рисунка. В полуразрушенном треугольном фронтоне ниже представленной кузницы размещено декоративное тондо (от итал. "тарелочка").



У двух южных кузниц восточной части городища завершение аркад выполнено в виде, так называемого, щипца. На одном сохранилась надпись «1798».



Хозяевами кузниц были семейные династии. Каждая славилась особым ремеслом. Дерягины считались непревзойдёнными медниками: лудили, ставили заклёпки, отливали по заказам церквей и монастырей складни с ликами святых, нательные крестики, чеканили оклады для икон. Род ковалей Чернятиных владел только им известным секретом отливки стали особой крепости и упругости. Её так и называли: чернятинская. Ежегодно в Старице производили до 25 тыс. серпов. Якову Чернятину не было равных в плетении железных кружев. Изготовлял по заказам металлические козырьки домов, князьки на крыши. Его брат Михаил ковал скамейки с кружевными спинками и кровати с узорчатыми боковинами. Петру Чернятину церкви, владельцы домов заказывали оконные решётки с чудными, диковинными орнаментами.



Белокаменные были частными до 1924 г. Потом мастерам предложили организовать артель промысловиков. Одни, как, например, Чернятин, вступили в борьбу с нововведением советской власти, другие стали работать на заводах. С началом индустриализации страны на рынке появились более дешёвые товары, чем те, что выходили из-под рук Чернятиных, Дерягиных. Кузницы были обречены. На открытке 1909 г. запечатлены Кузницы, расположенные вдоль северного склона вала. Дорога вдоль них ведёт к Новому городищу, а точнее к возведённому там соборному комплексу.



В центре Нового городища в 1808 г. вместо прежнего пятишатрового Борисоглебского собора, выстроенного чуть поодаль, на Старом городище, заложили новый собор. Автором проекта храма называют известного столичного архитектора Луижди Руска, но руководил строительными работами местный архитектор, талантливый мастер Матвей Чернятин, автор проекта расположенной рядом с собором колокольни (на переднем плане), с 1786 г. работавший в Старице в должности «архитекторского ученика».



Церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней сооружена в 1817-1827 гг., как тёплая церковь в первом ярусе колокольни, при холодном Борисоглебском соборе. В 1876 г. на средства купца И. Клушанцева с запада к колокольне пристроили трапезную.



Новый собор Бориса и Глеба окончен строительством и освящён в 1820 г. По одной из версий он был построен по заказу новоторжской помещицы Агафоклеи Полторацкой; по другой - «на Высочайше пожалованные суммы», ибо «из думского журнала видно, что правительством на постройку в Старице собора было отпущено 7 000 руб., а впоследствии от раздачи их в проценты накопилось 14 000 руб.», часть из которых употреблена на разборку древнего Борисоглебского собора.



К числу ценностей собора в нач. XX столетия, кроме древних икон, относилась серебряно-вызолоченная одежда на главном престоле, стоимостью около 5000 руб. Пожертвована в 1898 г. наследниками местного купца Георгия Гаврииловича Клушанцева, по его смерти. А так же книги XVII-XVIII вв., среди которых «Большое Евангелие 1703 г. обложенное позолоченным серебром 72 пробы». Вообще, новому собору и колокольне достались церковная утварь и колокола предшественника - собора XVI века.



Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов. И до, и после реставрации 1970-х оба здания использовались для хозяйственных нужд. Сегодня их состояние не радует глаз. Печально, что одно из красивейших мест древней Старицы - городище с храмовым комплексом, Пятницкой церковью, торговыми рядами, купеческой усадьбой и кузницами - находится в запустении. Впрочем, и само состояние Старицы, не вызывающее позитивных эмоций, лишь отражение современных реалий "могучей и одухотворённой России".



Спасская церковь - оригинальное сооружение, главная доминанта Старицы. Декор её разнообразен и интересен. М.Чернятин при разработке проекта, определённо, ориентировался на колокольню Борисоглебского монастыря в Торжке, идея которой принадлежит арх. Львову. Главной достопримечательностью колокольни являлся большой колокол, где славянскими буквами была отлита надпись: «Лета 7183 августа 30 дня по указу великаго Государя Царя и великаго князя Алексея Михаиловича, всея великия и малыя и большия России Самодержеца. Слит сей колокол в Московской уезд, в его Государево село, к церкви Пречистыя Богородицы Цареградския...». На том же колоколе была и другая надпись: «Лета от сотворения 7187 г. января дня 14, от рождества же по плоти Бога слова 1679 года Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал в город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая, велел сей колокол обменить на старый разбитый колокол. Дщанием и радением стольника и полковника Василья Григорьевича Баранчеева». В 1674 г. Баранчеев командовал 11-м Московским стрелецким приказом (полком). Получается, древний колокол XVII века, был пожалован самим царём из столицы в Старицу.



Внутри церкви «иже под колоколы» частично сохранилась роспись.






Покидаем Спасскую церковь, то бишь колокольню. И направляемся в жилую часть Старицы.



На открытке 1909 г. запечатлён вид на Торговую площадь, её восточную часть, и на прибрежный посад левого берега Волги, где возвышается Преображенская церковь. Построена она на месте существовавших ранее деревянной Никольской и каменной Казанской церквей. Храмозданная грамота на построение Преображенской церкви была дана в 1784 г. Сначала были возведены два тёплых придела. Сооружение же основного объёма растянулось на долгих 30 лет - главный престол Преображения Господня освятили лишь в 1816 г. И только к 1843 году была завершена колокольня. Документально в настоящее время церковь значится Преображенской, но среди горожан больше известна как Никольская. Потому как долгие столетия здесь существовал Никольский храм. В писцовой книге 1624 г. Степана Торбева, да подъячего Федора Постникова говорится: «Церковь Николая Чудотворца древянъ клецки стоит пусто безпения. Да посацких дворов: двор Степанки Шишина, а ныне в том дворе, живет конюшенныя слободы Мишка Филиппов...». Церковь стоит пустой, скорее всего, из-за разорения в 1609 г. Старицы литовцами. Из описания плана Старицы от 1746 г.: «церковная писцовая земля коя значится на плане под литерою "М", на которой состоит первая прихоцкая церковь деревянная во имя св. Николая Чудотворца...». Из этих и др. исторических документов можно сделать вывод отчего закрепилось название Никольской. Новое здание церкви, поставленное на низком берегу Волги в центре небольшой площади, сочетало в себе черты двух архитектурных стилей - барокко и классицизма.



Торговые ряды до наших дней не сохранились (сильно пострадали во время ВОВ), а вот церковь стоит и поныне, правда в весьма удручающем состоянии. В советское время внутри была сделана перепланировка, а на одном из этажей размещалась даже пекарня. Сделать приличный кадр в 2011 г. не представлялось возможным, по причине отсутствия широкоугольного объектива. Собственно, все фото тех лет сделаны на "мыльницу".



Следующим мы посещаем полуразрушенное здание. Это всё, что осталось от соборного храма располагавшегося когда-то здесь женского Вознесенского монастыря. Обитель сильно пострадала во время польско-литовского разорения. Но во 2-й пол. XVII века была отстроена заново, о чём свидетельствовала надпись, высченная на известковой плите, на северной стене собора: «Лето от создания мира 7176, от воплощения же Бога Слова 1668 года, априлия в 9 преставися раба Божия игумения знаменоносица строительница святаго места сего Марина Исидорова дочь Лукъянчиковых, строения же ея во обители сей церковь каменная, два престола в ней - Вознесения Христова и Знамения Богородицы и вся святая обитель сия во граде Старице». В словаре церковно-славянского языка слово "знаменосец" встречается в значении "схимник". Отсюда  можно заключить, что Марина Исидоровна Лукъянчиковых была основательницей и игуменьей Вознесенко-3наменской обители и окончила свою жизнь в схиме.



Из надписи становится ясно, что первый Вознесенский храм был выстроен чуть ранее 1668 г. Строительство нового белокаменного двухэтажного храма было начато в 1755 г.. В 1761 г. закончили и освятили Знаменскую церковь в нижнем этаже, а в 1763 г. освятили верхний Вознесенский храм. В силу указа 14 февраля 1764 г. девичий монастырь был упразднён. Вознесенский храм стал приходской церковью. В 1794 г. была увеличена на один ярус и увенчана шпилем трехъярусная колокольня.



Время основания Вознесенского монастыря неизвестно. Некоторые авторы, указывая на местные предания, относят его появление к царствованию Ивана Грозного. В писцовой книге 1624 г. Степана Торбеева о монастыре говорится: "Церковь Вознесения Господня, древень клецки а в церкве образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строенье Государево а у церкви во дворе поп Наум Иванов". Из той-же писцовой книги видно, что Старица сильно пострадала от Литовского разорения, так что четыре из девяти церквей, а также Вознесенский монастырь запустели. Численность жителей Старицы насчитывала 64 чел. Пустых дворов было 245.



В 1935-м храм был закрыт, затем сильно пострадал во время немецкой оккупации. В 1950-х его попытались приспособить под клуб, для чего разобрали остатки венчающего собор восьмерика, все своды и верхние ярусы колокольни. Тогда же с запада пристроили большой двухэтажный тамбур. Работы не были завершены. С тех пор собор пребывает в руинах. Впрочем, это не мешает проявлению чудес. С благословения наместника старицкого монастыря в 2001 г. здесь начался поиск места захоронения монахини Пелагеи. Иначе как чудом не назвать, что несмотря на предысторию, разрушения и перестройки храма, была обнаружена неповреждённой древняя могила и мощи Пелагеи, по преданию, убитой во время литовского разорения. Исследования останков, проведённое комиссией в составе священоначалия монастыря, представителей администрации, общественности и сотрудников банка «Солидарность» в июле 2002 г. подтвердили, что было обнаружено истинное место захоронения инокини Пелагеи. То бишь в России вновь обрели нетленные мощи. При чём даже официально достоверно неизвестно кем приходилась Пелагея - матерью или сестрою св. патриарху Иова, некоторое время бывшим наместником Успенского монастыря и ставшим впоследствии первым московским патриархом. О подобных мистификациях я писал уже в постах про новгородские монастыри и Унженскую обитель.



Смотреть на белокаменные руины мы устали и поэтому продолжили свой путь по Старице далее.



Впрочем, шли мы на выход. Т.е. пора было покидать Старицу и держать путь в её окрестности. По пути заглянули в квартал, застроенный каменными домами XVIII-XIX вв. и включавший в себя дома городской аристократии. Подавляющее большинство из исторической застройки Зарядья (квартал располагался за торговыми рядами) находится сегодня в руинах. Как пример, перед нами дом постройки конца XVIII века. Когда-то этот дом и соседний оформляли крайний восточный фасад парадного вида Старицы.



Здесь нас привлёк белокаменный вход в подвал. Сама арка относится уже к XIX веку.






Рукотворными пещерами пронизан весь город, но часть входов в них или просто завалена, или неизвестна. Очень было удобно строить некоторые дома в Старице - сначала рыли подвал, добывая одновременно камень, из которого и строили сам дом. Поэтому под старыми домами в городе есть огромные подвалы - погреба, соединённые между собой, образующие разветвлённую паутину подземных ходов. Правда, ничего кроме мусора внутри "подземелья" нет.



Глядя на такую Старицу невольно напрашивается вопрос местным сайтам православным, туристическим и порталам администрации, которые все как один пестрят статьями о том как «советская власть уничтожала тверское крестьянство», «лихие 1917-го» и т.п. Нигде ни слова о послевоенном периоде, когда в городе появились школы, больницы, предприятия и т.п. Когда с 1917 г. с 4500 численность населения достигла к 1998 г. почти 10 000 чел. К 2017 г. количество старичан сократилось более чем на 20%. Что же помешало новой России за четверть века возродить провинциальный город, который "разрушили" большевики? Сегодня перед нами предстают совершенно убитые небольшие провинциальные города, с древней, богатой историей, но с исчезающими полуживыми памятниками архитектуры. В Старице же посреди руинированного и застывшего во времени (с конца 1990-х) города стоит один единственный отлакированный на деньги богатых спонсоров, сверкающий крестами Успенский монастырь.
Ну, а мы тем временем покинули Старицу и через 10 км от неё остановились в селе Молоково, возле Введенского храма.



В XVII веке село Молоково принадлежало известному русскому дипломату, боярину А.Л. Ордину-Нащекину. Не позже 1-й пол. XVI века в селе существовал деревянный храм. Нынешний, во имя Введения Пр. Богородицы, белокаменный построен в 1798 г. и освящён в 1816 г., с помощью кошельковой суммы и на средства местной помещицы Т.И. Ординой-Нащёкиной, после смерти в 1829 г. погребённой возле храма. В церкви на стене имелась надпись: «Здесь погребено тело устроительницы сего храма госпожи Татьяны Ивановны Ординой-Нащекиной. Скончалась 1829 г. октября 14 дня, 89-ти лет от рождения». Незадолго до своей смерти она передала в Старицкий Свято-Успенский монастырь несколько книг из личной библиотеки А.Л. Ордина-Нащекина. Церковь построена из местного белого камня в формах позднего барокко. Перекрытие над трапезной была разрушено и позднее восстановлено из железо-бетона.



Верхний ярус колокольни впечатляет своим декоративным убранством.



Мы, кстати, вовремя успели посетить культовое сооружение и прикоснуться к старине. Вот уж как второй год храм находится в строительных лесах: его восстанавливают силами энтузиастов.



«Здесь погребено тело псаломщика Арсения Лукина Вишнякова скончавшагося 1913 года». Арсений Вишняков родился (1851 г.) и проживал в селе Молоково, как и его старшие братья Матвей и Василий, и сестра Евдокия. От брака с Анастасией Ивановной имел трёх дочерей и двух сыновей.



Впечатляет десятки старинных каменных надгробий, разбросанных возле церкви. Целый некрополь предстал перед нами.



«Здесь погребёнъ прахъ истинной кристиани майорши Елизаветы Ивановной Казнаковой».



На нескольких каменюках высечена фамилия Казнаковых. Казнаковы  - дворянский род, предок которых, Василий Кознакович, выехал из Золотой орды в XV веке. В 1573 г. Казнаковы Филимон, Петрок Михайловичи и Ермола Иванович - опричники царя Ивана Грозного. Многие Казнаковы служили в стольниках, стряпчих и дворянах московских. Сей род внесён в родословные книги Тверской и Ярославской губ. В Старицком уезде Казнаковым принадлежали Балакирево, Залино, Казнаково и др. Наиболее известное и крупное имение это усадьба Ладьино, в которой мы побывали в 2011 г., но отчёт о сохранившемся там господском доме мною так и не был написан. Так же Казнаковы владели родовыми имениями в Зубцовском, Новоторжском и Весьегонском уездах.



«Здесь погребено тело капитана и кавалера Алек. Андре. Риккера скончавшагося 1850 г. сентября 13 (18) дня».



Александр Андреевич упомянут в «Именном списке Тверского ополчения I-го казачьего полка штаб и обер-офицеров». А.А. Риккер входил в состав Тверского Дворянского Ополчения в Отечественную войну 1812 года. О, как! Кстати, женой приходилась ему Екатерина Борисовна Казнакова (род. 1777 г., дата смерти неизвестна).



На этом, собственно, наше небольшое путешествие подошло к концу.



При создании поста использованы следующие источники:
- "Старица -земля православная"
- В.В. Косточкин  "Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков", 1962 г.
- статьи П. Иванова "Тверские своды"
- "Православные храмы тверской земли"
- статьи А. Шиткова "Старица-Волга"
- В.Кавельмахер, М.Чернышев "Древний Борисоглебский собор в Старице"
- Народный каталог "Соборы.ру"
- "Фотографии прошлого"

заброшенные храмы, история, 2011, Тверская область

Previous post Next post
Up