В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как расцветали и богатели обители, находившиеся далеко не в пустынных местах (в чём уверяют нас летописи). Несметные богатства и капиталы накапливались в монастырях не только благодаря вкладам царских особ и поддержке центральной власти, но в большей степени за счёт владения обширными угодьями, за счёт использования труда закрепощённого окрестного населения и торговых дел, что вели монастыри-вотчинники. Впрочем, были «монахи русского просвещения» - выдающиеся духовные и церковно-политические деятели Московской Руси XVI века - Максим Грек, Вассиан Косой и др., которые обличали любостяжательство духовенства, осуждали церковное землевладение и проч. Во второй части мы исследуем предания ещё двух обителей - Хутынской и Вяжищской, на примере оных и закроем тему святости новгородских монастырей.
После осмотра Юрьева монастыря отправляемся в следующую православную святыню - Варлаамо-Хутынскую обитель, расположенную на правом берегу Волхова. Здешняя местность в старину называлась «хутынь», т.е. худое, дурное место. Монастырь этот один из древнейших - первое упоминание относится к 1192 г.: «в то же лето постави церковь на Хутыне чернец Варлаам, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя Спаса Преображения; и свяща ю архиепископ новгородский владыка Гаврила на праздник, и нарече монастырь». Из красивой легенды, схожей с сотнями таких же сказаний об основаниях обителей, узнаём: «основателем был прп. Варлаам, сын именитых новгородских граждан. С юных лет стремясь к подвижнической жизни, в 1192 г. пришёл в Хутынь и поселился здесь в полном уединении. Однако уединение продолжалось недолго: вскоре вокруг него образовалась община иноков, и возникла обитель, получившая название Хутынской. Прп. Варлаам архиепископом новгородским Григорием был поставлен во игумена и до самой своей кончины трудился в этом сане на благо созданного им монастыря, в котором и был погребён». Иные легенды, про встречу святого Варлаама с кн. Ярославом и победу над нечистой силой, даже упоминать не стану.
Из дореволюционных писаний: «кончина почитаемого всеми подвижника Варлаама собрала в обитель множество народа; прибыл арх. Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей... В этот день многие больные получили исцеление, потому день этот остался памятным для народа... Под спудом в Преображенском соборе покоятся мощи прп. Варлаама в серебряной богато украшенной раке. В монастыре хранится несколько вещей, принадлежавших ему: фелонь, епитрахиль, поручи, подрясник, власяница, металлический крест». Новости нашего времени: всё больше и больше паломников приезжает со всей России на поклонение к прп. Варлааму, мощи которого по сей день находятся под спудом собора. Так кто же такой прп. Варлаам? А был это боярин Алексей, основавший для себя обитель, где через год и скончался. Своему монастырю сразу пожертвовал «землю, огород, рыбные и гоголиные ловища и пожни», «и с челядию, и с скотиною». Монастырь был связан с высшим новгородским боярством, представители которого на старости лет здесь постригались и доживали свои дни на покое, а порою выжидали более благоприятной политической обстановки и выходили в мир. В 1207 г. здесь умер инок Порфирий, в миру боярин Прокша Малышевиць. В 1211 г. был смещён арх. Митрофан, на место которого под именем Анетония был поставлен виднейший новгородский боярин Добрыня Ядрейкович. С 1220 по 1228 гг. здесь трижды менялись игумены на архиеп. кафедре. По сути, монастырь владел землями и вкладами бояр, обеспечивавшие им беззаботное существование. Вот такое духовное становление в "глуши худого" места (в шести верстах от Новгорода) святой обители. Зато сколько почестей, исцеления, канонизация и поклонение "мощам" боярина, без году в сане игумена устроенного им собственного монастыря. Великая Отечественная война нанесла большой урон архитектурному ансамблю. Фото 1948 г.
Древнейших построек в современном ансамбле монастыря не сохранилось. В разное время на территории существовали: храм Антония Великого; Варлаамская церковь-трапезная, надвратный Ильинский храм, две церкви во имя св.мч. Григория Армянского, каменные высокие с колоколами; домовая церковь при архиерейских покоях и др. За всю историю Хутынской обители известно, что на её территории было построено три колокольни. Первая возведена в 1445 г. против северных дверей собора и представляла собой каменную церковь во имя Гр. Армянского. В 1535 г. против южных дверей возведена новая церковь во имя того же святого, но называлась «Хутынский столп». Третья колокольня была построена в XVIII веке в стиле барокко над южными вратами. Колокольня представляла собой трёхпролётную триумфальную арку, сложенную из трёх четвериков. Однако проект не был реализован в полной мере, что подтверждается несоразмерностью объёмно-пространственной композиции. Создается впечатление, что из-за недостатка средств ограничились возведением лишь верхнего яруса без промежуточных, и то в упрощённом варианте. Фото 1948 г.
Начало строительства этой колокольни относится к 1758 г. В 1759 г. «архитектуры порутчик» Пётр Обухов получает ордер «от его светлости генерал-фельдмаршала и кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого о бытии... при строении в Хутыне монастыре». Предположительно, Обухов вёл наблюдение за строительными работами по проекту, исполненному более опытным архитектором. Личная заинтересованность кн. Трубецкого в строительстве колокольни, дружба его с Д.В. Ухтомским, участие в практическом строительстве Обухова, а также высокий уровень архитектурного мастерства двух нижних ярусов, позволяют предположить, что автором проекта был сам Д.В. Ухтомский - выдающийся реставратор, главный архитектор Москвы в XVIII веке. По каким-то причинам работы после 1761 г. были приостановлены. Возможно, это связано с отстранением в 1760-м Ухтомского от службы по обвинению в растрате (несмотря на оправдание, архитектор более не вернулся ни к строительству, ни к преподаванию). В описи монастыря сообщается: «Колокольня не совсем оконченная, начата строением при архимандрите Лаврентии...». Лаврентий Баранович - архимандрит в Хутыни с 1767 по 1774 гг.. Считается, что строительство завершено не ранее 1774 г. За время своего существования постройка изменила первоначальный облик. Большой комплекс работ и кардинальных перестроек был осуществлён в 1820-е. В 1993 г. были начаты реставрационные работы под руководством Г. Никольской архитекторами Л. Миклиной и Л. Корчагиной.
В преддверии падения Новгорода и после его подчинения Москве, новгородские летописи запестрели новыми редакциями, возвышающих местных святых. Существует легендарное предание: «В 1471 г. Великий кн. Московский Иоанн III, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Св. Варлааму. Захотел видеть мощи преподобного открытыми и намеревался вскрыть могилу. Как вдруг «из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл... В память чуда в обители хранится этот жезл». И якобы из-за этого события Иоанном III, сыном его, Василием III, и внуком, царём Иваном Грозным обитель всячески осыпалась благодеяниями. Но легенда про вскрытие мощей и последующая за этим расплата не единична: назначенный московскими властями архиепископ новгородский Сергий был встречен новгородцами с ненавистью, которые обвинили его в поругательстве памяти арх. Моисея. В «Житии» Моисея сказано, что однажды Сергий пришёл в церковь, где был похоронен Моисей и приказал открыть гробницу, чтобы увидеть останки святого. Ему было отказано. Сергий вышел прочь со словами: «У меня нет желания смотреть на тело этой деревенщины» (имея ввиду Моисея). После этого он потерял разум и был отослан назад в Московию. Новгородцы полагали, что Сергий был чудесным образом наказан за своё неуважение к Моисею и др. новгородским святым. В Смутное время монастырь пострадал от шведов, но благодаря царской поддержке, в XVIII веке по-прежнему был одним из богатейших. Фото Преображенского собора, 1920 г.
Закрыт монастырь был в конце 1920-х. До начала Великой Отечественной войны на территории размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Бывшая монастырская земля была передана подсобному хозяйству больницы и обрабатывалась медицинским коллективом и выздоравливающими больными. Учитывая нахождение в аварийном состоянии в послевоенное время Преображенского собора, где был похоронен Г. Державин со своей супругой, в 1959 г. было вынесено решение о перезахоронении останков в Новгородском кремле. Фото собора 1948 г.
Из-за своей ветхости первоначальный собор через 400 лет после возведения был разобран, и на его месте «к 1515 г. был окончен при настоятеле монастыря Сергие» новый храм. Построенный в 1515 г. новый Спасо-Преображенский собор, имел совершенно другой вид. Прототипом ему послужил Успенский собор Аристотеля Фиораванти в Московском Кремле, ставший символом общерусской архитектуры. Со 2-й пол. XVII века внешний вид Спасского собора стал отличаться от прежнего. В 1646 г. было пристроено два придела, построена новая паперть, главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. С 1799 по 1802 гг. настлан новый пол, растёсаны окна. В 1835 г. был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый и т.д. Реставрационные работы по восстановлению Хутынского ансамбля начались в 1976 г. под руководством Г. Штендера. В это же время проводились раскопки В. Булкиным, который несколько лет подряд со своей группой работал на территории монастыря. В 1981-84 гг. проводились археологические исследования, в ходе которых обнаружены нижняя кирпичная кладка Спасской церкви XII века, алтарь этой древней постройки и каменный фундамент церкви Гр. Армянского. Реставрация собора и братского корпуса была закончена в 1993 г. В этот же год обратно перевезли прах Державина и его супруги.
В приделе собора во имя арх. Гавриила был погребён прах великого русского поэта Г. Р. Державина и его супруги. Державин, государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник, скончался в 1816 г. в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову прибыл из усадьбы в своё последнее пристанище.
На фото 1992 г. - реставрационные работы Варлаамской церкви с трапезной.
Рядом с Преображенским собором находится церковь во имя преп. Варлаама с трапезной. Храм этот основан в XIV веке и был небольших размеров. В 1552 г. на его месте была сооружена новая тёплая церковь, этого же святого, но побольше и с трапезной.
Покидаем небольшую территорию Хутынского монастыря и последним посещаем Вяжищский, впервые упоминаемый в летописи под 1411 г. в связи со строительством деревянной Никольской церкви. Согласно легенде, устроена обитель была в конце XIV века (точный год неизвестен) монахами Евфросином, Игнатием, Галактионом и пришедшим к ним священником Пименом. Иноки задумали подвизаться в уединении и приискали удобное для этого место - в 12 верстах от Новгорода, расположенное в лесу на болотистом месте «Вяжищахъ» (Вежище), на левом берегу р. Колонки. Подъём Вяжищского монастыря следует связывать с именем новгородского архиепископа Евфимия II, в молодости принявшего постриг в этом монастыре. Именно при нём здесь развернулось каменное строительство, а монастырь получил крупные земельные владения.
В 1436-39 гг. был построен каменный Никольский собор, в 1457 г. - каменная трапезная церковь. Внешний облик этого монастырского ансамбля можно представить по изображению, сделанному в 1615 г. А. Хутеерисом, членом голландского посольства, проезжавшим в это время по Водской дороге. В начале XVII века, в эпоху Смуты, монастырь пережил тяжёлые испытания. Шведская оккупация Новгорода коснулась его самым непосредственным образом, т.к. монастырь находился на Водской дороге. Рисунок изображает монастырь этого периода с большими разрушениями.
Но после окончания шведской интервенции монастырь быстро возрождается, на XVII век приходится его подлинный расцвет. В 1670-80-х к нему приписаны Николаевский-Понедельский и Спасский-Сяберский монастыри. В XVII-XVIII вв. монастырю покровительствуют уже Московские государи. В его владениях 2 000 гектар земель, подворье в Новгороде, ряд привилегий, освобождающих от пошлин. В конце XVII в. разворачивается грандиозное строительство, полностью изменившее облик обители. В 1681-85 гг. на месте древнего Никольского храма был выстроен новый огромный собор, а в 1694-97 гг. возведён храм Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней. В результате монастырь приобрёл тот облик, который сохраняется и доныне.
Перед нами - пятиглавая колокольня, сооружённая в 1708 г. над трапезной Богословской церкви. Эта церковь выделяется своим декоративным убранством: фасады оной опоясаны полихромными изразцами.
По ведомостям за 1762-63 гг. монастырю принадлежало «в Новгородском уезде в разных пятинах и погостах… крестьян мужеска пола 1497 душ». Подушный сбор в 1734 г. составлял 35 коп. с души. Вотчинные крестьяне обращались в монастырь с просьбами о выдаче семян ржи, овса, о разрешении семейных имущественных споров. Казначей или эконом монастыря обладал правом учитывать «взысканные с монастырских вотчинных крестьян за предерзости их и противности штрафы и неплатежи за прошлые годы за столовые припасы и прочие», пересматривать по «всепокорным прошениям» крестьян «всякие подати», а также отпускать «в замужество» дочерей вотчинных крестьян. Т.е. жизнь крестьян всецело принадлежала монахам. Но им всё мало: «в 1751 г. архимандрит Виссарион с братией дважды обращался с челобитной на имя имп. Елизаветы с просьбой о рассмотрении жалобы на ямщика Бронницкого яма Артамона Абрамова с товарищами, которые ловили рыбу в Островной тоне села Холынья Деревской пятины, дарованном царём Алексеем Михайловичем монастырю и являвшимся его вотчиной». А в 1758 г. собранные с вотчин продукты: 10 баранов, 5 пудов сыра, 2 пуда 20 фунтов масла, 1000 яиц, надлежало к празднику св. Пасхи и празднику Петра и Павла «развезти христовских подносов нижеозначенным персонам»: губернатору Якову Римскому, советнику Петру Пестрякову, генералу Стефану Ушакову, секретарям губернским, прокурору Петру Елагину, межевой канцелярии и др.
В кон. XVII - нач. XVIII вв. и здесь существовала тюрьма, где отбывали наказание «по секретному делу», «по духовному делу», в подозрении раскольничества, присланные по указам Новгородской духовной консистории священно-церковно-служители, монашествующие, крестьяне и солдаты. В 1754-57 гг. числилось от 6 до 22 колодников. По статистическим сводкам 1734 г. в монастыре находилось 18 монашествующих и 41 служитель; в 1762 г. - 16 монашествующих, послушников и церковнослужителей, 30 служителей и 7 больных. По указу Екатерины II от 1764 г. «О секуляризации церковных и монастырских земель» монастырь лишился собственных имений и стал штатным. После чего обитель пришла в упадок. По ведомости о числе монашествующих и состоящих на послушании за 1843 г. числилось всего 20 чел.; столько же было и в 1894 г. А в 1914 г. братия насчитывала итого меньше. Фото Никольского собора, предположительно, 1885 г.
Примечательно, что только в 1896 г. «в деревне Вяжищи против самого монастыря» началось строительство первой церковно-приходской школы «во ознаменование благополучного восшествия на прародительский Всероссийский престол Его Величества Государя Имп. Николая II и Государыни Имп. Александры Фёдоровны...». Стоимость здания оценена в более 600 руб. (300 руб. выделялось из сумм Синода). Настоятель монастыря «арх. Парфений жертвовал на школу до 50 р., которые шли частью в жалованье учителю школы, а частью на покупку письменных принадлежностей. Так же «деньги за страховку 22 руб. 80 коп. уплочены бывшим настоятелем арх. Парфением из своих средств». На фоне столь благородного поступка Парфения и стоимости школы, примечательным выглядит доход самого монастыря на 1916 год: кружечных, кошельковых, просфорных, молебенных и др. сборов, доходов от недвижимых имуществ и оброчных статей, процентов с капиталов и др. в общей сумме 10.690 руб.
Соборный двухэтажный Никольский храм, вверху освящён в честь Николая Чудотворца, внизу - во имя св.Евфимия.
Собор соединён галереей со вторым храмом, также двухэтажным: верхний этаж - церковь Вознесения, нижний - в честь Иоанна Богослова (на фото справа).
Значительный урон постройкам монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1947 г. Вяжищский монастырь был внесён в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране на территории РСФСР. В 1954 г. - в список памятников архитектуры Новгорода и Новгородской обл. В 1958 г. под руководством архитектора-реставратора Л. Красноречьева начались обмерные и исследовательские, а с 1964 по нач. 1990-х - реставрационно-восстановительные работы. Основной объём работ был выполнен в 1970-е гг. Хотя на оф.сайте монастыря об этом ни слова. Фото 1948 г.
После Октябрьской революции, согласно циркуляра Новгородского губернского земельного Совета монастырская пахотная и выгонная земля, пустоши, сенокосные пожни, лесные дачи, Озерское озеро, находящееся в Тихвинском уезде, перешли в ведение земельного Совета. Монастырские храмы с богослужебными предметами от Новгородского губ. Совета рабочих и крестьянских депутатов приняли граждане дер. Вяжищи для религиозных потребностей. По сведениям 1919 г. состояние монастыря было «весьма удовлетворительно», а братии значилось 10 чел. Постановлением Новгородской комиссии по ликвидации монастырей от 1920 г. постройки сельскохозяйственного типа, живой и мёртвый инвентарь передавались в ведение земельных отделов, постройки и домовой инвентарь отделу соцобеспечения и жилищным отделам. В Вяжищский монастырь ликвидационная комиссия прибыла 26 апреля 1920 г., ей было дано разрешение на регистрацию Вяжищского прихода «с оставлением при нём 8 человек монашествующих для исполнения приходских треб, богослужения и обслуживания нужд храма». Договор на бесплатное пользование церквями Николая Чудотворца и свят. Ефимия был заключён в 1929 г. На общем собрании коллектива верующих в 1931 г. постановили добровольно передать для использования под культурные цели колхоза верхний храм собора; а за верующими оставляли нижний храм. В 1961 г. здание собора использовалось под клуб и контору совхоза «Гвардеец».
Созданные в 1920-х сельхозартели разорились и монастырские постройки приходили в упадок: к 1925 г. большинство строений подлежало сносу и было оценено как строительный материал. По неоднократным заявлениям граждан с просьбами передать им помещения монастыря, Уездным земельным управлением проведены торги по продаже имущества: постройки и сельхозинвентарь были проданы. Имущество распределили между хозотделом ОГПУ, раймузеем, колхозами Сырковского сельсовета, Госфондом. В 1929 г. была произведена ликвидация церкви Иоанна Богослова с трапезной и церкви Вознесения (ниж.фото). Имущество распределено между школой, коллективом верующих, окружным музеем, окрархивом. На втором этаже трапезной церкви вплоть до послевоенного времени располагалась школа. В 1988 г. Вяжищский монастырь был передан Новгородскому епархиальному управлению МП. В 1990 г. здесь снова возродилась монашеская жизнь.
Перед революцией доходы монастырей состояли: от недвижимых имуществ (сдача в аренду домов, лавок, лабазов, складов, мест на площади и от земли), от кружечного сбора, процент с капиталов, положенных на поминание, при ношениии икон по городу; доход от типографии, от живописных мастерских; приход кошельковый, прикладной и поминальный; от торговли восковых свечей, икон, просфор, деревянного масла, склянок со святой водой, продажа мощей; от угодий и оброчных статей, лесов, лугов, озер, мельниц, пособие от казны, от часовен, от крёстных ходов, от кладбищ и погребений и т.д. В 1920 г. Юрьев монастырь сдал новой власти процентных бумаг на сумму 777.125 руб. (наличных в казне якобы не было); Хутынский - в общей сумме проц.бумаг и наличности 166.851 руб.; Вяжищский - 59.319 руб. А все 24 новгородских монастыря сдали 3.164.671 руб. Можно считать бесспорным, что многие свою наличность утаили. Нельзя предполагать, чтобы у крупнейших монастырей в наличии не было ни копейки денег. Следовательно, капиталы одних новгородских монастырей составляли значительно более трёх миллионов. В 1920 г. на территории Советской России было ликвидировано 673 монастыря. Крестьянам передано около 978.270 гектаров земли. Национализировано принадлежащим монастырям 1.112 доходных дома, 704 гостиниц и подворий, 84 завода, 436 молочных ферм, 602 скотных двора, 311 пасек и т.д. В монастыри было вселено (приблизительно) 1.680.000 чел. Занятые монастыри были использованы под санатории и здравницы, под учреждения соцобеспечения, под школы, курсы и др. учреждения Народного Комитета Просвещения, под больницы, лазареты, санитарные городки и др. учреждения Народного Комитета Здравоохранения, под родильные приюты и дома ребёнка, под места заключения и т.п. В 1921 г. было ликвидировано ещё 49 монастырей.
В период 1964 -1978 гг. происходило восстановление изразцов. Фото 1966-67 гг..
Особенностью построек конца XVII в. является использование цветных изразцов. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишён изразцов, все они украшают верхние пространства здания.
Чаще всего на небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог, двуглавый орёл, крест, ваза с крупным цветком-плодом.
До сих пор точно не известно, где изготовлялись изразцы. Некоторые исследователи считают, что, скорее всего, роскошная мозаика была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре на Валдае.
В ходе раскопок в Новгороде было найдено довольно много изразцов XVII века. Так что, возможно, они могли быть и местного новгородского производства.
А чтобы понять чем подобная деятельность священнослужителей и многое другое, что не осветил в этих постах, обернулась, приведу ряд документов нач. XX века, показывающих реальное отношение народа к церковникам.
- «Самым большим заблуждением, ярко бросающимся в глаза пережитком, является мнение, что современное село чтит рясу. Нет, эта стародавность миновала, как и многое другое в укладе нашей жизни, И на селе теперь (за редкими исключениями) научились критике, и здесь умеют «переоценивать ценности», и сельчане часто не чтут не только рясы, но и того, что в рясе» - "Христианская жизнь", 1906 г.
- «На собраниях нас ругают, при встрече с нами плюют, в весёлой компании рассказывают про нас смешные и неприличные анекдоты, а в последнее время стали изображать нас в неприличном виде на картинках и открытках... О наших прихожанах, наших чадах духовных, я уже и не говорю. Те смотрят на нас очень и очень часто как на лютых врагов, которые только и думают о том, как бы их побольше «ободрать», доставив им материальный ущерб» - "Пастырь и паства", 1915 г.
- «Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живётся. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески... Есть ещё прискорбные факты - это случаи убийств... случаи различных грубых издевательств над ними» - "Христианин", 1907 г.
- «За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребённым около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян - это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души, были случаи, когда крестьянин, не доплативший 3 - 4 коп., не допускался до исповеди и тут же на глазах других отсылался священником обратно.» - из донесения скопинского исправника Рязанской губ. за 1907 г.
- священник В. Рюминский: «Как относятся русские люди к своему священнику, прихожане к своему пастырю, и рассказывать нечего. Самые непристойные рассказы сложены про "долгогривых", как называют православные люди своих священников, скверные пословицы сложены про них, - "поповские глаза завидущие, а руки поповские загребущие", говорит народ. С ними торгуются за исполнение религиозных обрядов, как торгуются на базаре за деготь, как в лавке за товар. С ними судятся, и часто годами тянутся тяжбы - непристойно сказать - прихожан с их священником, верующих с их наставником»
- священник М. Левитов считал разговоры о "народе-богоносце", всецело преданном Православной церкви, не имеющими ничего общего с реальной жизнью: «Ценность набожности крестьянства оказалась сомнительной, а его добрые сыновния отношения к священнослужителям скорее иллюзией, чем фактом. Эти отношения, не приближавшиеся никогда к идеальным, в последние годы обострились до крайней степени»
К сожалению, современная структура РПЦ стала очень напоминать монастырские деяния, описанные в этих двух постах. Ей оказывается колоссальная поддержка центральной власти (государства), льготы, отсутствие пошлин и т.п.; она снова вошла в мирскую жизнь и влияет на процессы светского характера (образование, культура и т.д.); стала вхожа во власть, оттого неприступна, не наказуема, а заповеди Христа служители её чтят менее, чем их предшественники. Любостяжательство священо-церковнослужителей, то бишь излишняя озабоченность приобретением богатства и вообще земных благ, превалирует над делами духовными.
При создании поста использованы следующие источники: П. Сойкин «Православныя русскія обители», 1910 г.; митр. Макарий «История русской церкви», 1857 г.; Б. Кандидов «Монастыри-музеи», 1929 г.; И. Будовниц «Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.», 1966 г.; «
Российская государственная библиотека»; сайт «
Вяжищский монастырь: шесть столетий истории»; А. Ранне «
История архитектурного ансамбля Хутынского монастыря»; Л. Секретарь «
Колокольня Хутынского монастыря»; оф.сайт «
Николо-Вяжищский монастырь»; данные VIII отдела НКЮ, 1920 г.; «Отношение духовенству сословий и соцгрупп Ри (нач.20 в.)» Л. Андреева, Е. Элбакян, 2011 г.; «Сыскной Приказ», 1730-63 гг. описание документов и бумаг, А. Голубев; П. Бартенев «Русский Архив», 1886 г.;
Госкаталог Музейного фонда РФ; сайт «
Фотографии прошлого»; сайт «
Старые альбомы»