Продолжаю разбирать старые поездки. Сегодня я поведаю о путешествии в Заволжский край Ивановской области. В первый день ранневесенней поездки 2015 года наш маршрут лежал вдоль берега реки Волги, от небезызвестного посёлка Красного-на-Волге до небольшого городка Заволжска. Сразу отмечу, что местность та совсем не богата на достопримечательности, да и те, прямо скажем, архитектурными изысками не блещут. Впрочем, не засвидетельствовать памятники истории и культуры, уж коли забрались в такие дебри, мы не могли.
P.S. На заглавном фото - устье рек Шохны и Локши, впадающих в Волгу.
Первый день путешествия, как всегда, обозначился ранним выездом из столицы. До Костромы добрались быстро. Откушав иностранных блюд в бургерной, направились в посёлок Красное-на-Волге. Однако засвидетельствовать красносельскую историческую застройку не получилось, ибо в тот день происходило некое празднество: центр перегородили, а на торжественные гулянья народ стекался со всей округи. Хоть в Красном мы не в первой, всё-таки хотелось новых ракурсов. Но делать нечего, не портить же кадры толпами везде снующих человеков. Посему, не задержавшись там ни на минуту, направились на малую родину моего бывшего напарника по поездкам Екатерины - в деревню Мельничище, где она провела многие годы отрочества (по-видимому, именно в детские годы у столичного жителя заложилась любовь к русским просторам). Немного посидев на берегу реки Стежеры (верх. и ниж. фото), на одном из берегов которой расположилась деревенька Мельничище, мы направились далее, тропами детских воспоминаний.
Кстати, места там облюбовали цыгане (под своё жильё приспособили заброшенные дома). Мы даже не рискнули оставлять машину возле дороги и, не жалея подвески, до Мельничищ колесили полем. Опосля деревни, на берегу обмельчавшей Стежеры, ненадолго заглянули в полуживую деревню с оригинальным названием Погост Барский. Происхождение сего ойконима и его историю разузнать мне так и не удалось. Из старины ничего там не сохранилось. Деревня сильно изменилась в советское время: колхозы в округе были крупные, жили неплохо. Примечательным из сельской застройки оказался лишь этот дом. Помнится, выбежала оттудова хозяйская доча и стала шуметь, дескать, дом их фотать никому не разрешается.
На окраине Барского Погоста находятся гаражи, перед которыми стоит как используемая сельхозтехника, так и разбросаны не подлежащие ремонту детали оной.
Далее "катиными тропами" мы последовали в урочище, на современной карте не имеющее названия. В детстве всё кажется проще и самое печальное ближе. С километр мы ещё проехали полями, но следующий километр низкий клиренс ехать не рискнул. И пересев на маршрут № 11, на своих двух под палящим солнцем двинули сами. Изнуряющим оказался второй километр, с виднеющейся вдали церквушкой.
И вот она, долгожданная цель - заброшенная церковь (в катином детстве отчего-то была деревянной). Одна-одинёшенька стоит среди полей и лугов.
А предстала перед нами характерная для костромских земель сельская церковь 1-й четв. XIX века, в архитектуре которой сочетаются черты раннего и позднего классицизма. Первые яснее проявляются на фасадах храма и трапезной, последние в оформлении колокольни. Впрочем, за густыми ветвями, вплотную обступившими территорию погоста, сих деталей не разглядеть, но вы уж поверьте на слово.
На 1917 г. данное место называлось Мостов Погост; на более ранних картах - погост Никола-Мосты. Каменная церковь в честь Рождества Богородицы была построена здесь в 1823 г.
В отличие от скромного в архитектурном плане храма, фасады трёхъярусной колокольни имеют более развитый декор. Хотя и это не выделят церковь хоть как-то из подобных ей простых сельских храмов. От западных ворот, построенных в нач. XX века, уцелели лишь два прямоугольных пилона с арочными нишами (передн. план).
Проходим меж двух пилонов и через вход колокольни попадаем в трапезную "под открытым небом". За отсутствием кровли рассматриваем глухие барабаны храма, увенчанные луковичными главками с чешуйчатым металлическим покрытием.
Судя по фотографии 1976 г. (в отчёте не представлена) внутри церкви ещё сохранялась первоначальная клеевая настенная живопись, позднее прописанная маслом. Свод храма когда-то занимали круглые медальоны с четырьмя евангелистами и композициями на тему «Отче наш». В наши дни роспись практически неразличима.
На южной и северной стенах, на откосах всех окон, а также в простенках сохранились лишь остатки изображений святых. На северной стене едва читаемы композиции: «Рождество Богородицы» и «Благовещение». Необычным элементом внутренней структуры храма является крупная и глубокая арочная ниша на западной стене в уровне окон второго света.
На своде откуда-то куда-то (за давностью не припомню) уцелело изображение херувима, весьма посредственной работы.
В нач. ХХ века в церкви была устроена отопительная система. Доказательством тому послужила нежданно-негаданная находка - огнеупорный кирпич. Вот так и бывало в поездках, что порою ищешь, ждёшь, чтобы попался тебе в руинах заветный кирпичик с клеймом, но нет, не одарит тебя судьба столь желанной находкой. Как в другом месте, где не подумаешь, не ждёшь; где, как говорится, ничего не предвещает, находишь-таки нежданный кусочек старины. Так и здесь, для моей коллекции попался нам на глаза единственный экземпляр кирпича с клеймом «Т.В.» Идентифицировать, к сожалению, не удалось. Только вот замечу, что с годами, наполнив стеллажи десятками прямоугольников из красной глины, интерес к кирпичному делу угас. Коллекция мало-помалу сокращается и от былой сотни отсталость не так уж много. В планах и того больше - в скором времени собираюсь ещё уменьшить.
Территорию церкви покидаем через северные ворота, массивные пилоны которых по сторонам арочного проёма обработаны парами полуколонн.
Сам погост окружает невысокая ограда из кирпича. Углы участка отмечены невысокими круглыми башенками с конусовидными завершениями (за зарослями кустарника их практически не видно).
Предполагаю, что первая часть названия погоста Никола-Мосты была названа по одному из приделов храма - во имя святт. Николая Чудотворца и Тихона Амафунтского. Второй придел: в честь Рождества Пр. Богородицы. Из преданий следовало, что ранее в церкви хранилось св. евангелие, жалованное царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Собственно, смотреть тут особо не на что, поэтому направляемся в обратный путь. Два км полями-рощицами и мы на дороге, ведущей в Красное-на-Волге. Оттуда нам предстоял уже семидесяти километровый путь до Заволжска. Дорога обещала быть живописной, ибо пролегала аккурат вдоль реки Волги (Горьковское водохр.). И в этом мы не обманулись.
Первые 25 км дороги, вплоть до пос. Гравкарьера, мчались быстро. Лишь там насторожило, что автобусный маршрут тут и закончился, хотя до Заволжска оставалось чуть меньше 50 км (иной путь был только через Кострому). Делать нечего, не закладывать же крюк в 140 км. Поехали дальше и уже через пару км поняли отчего путь автобусам в ту сторону был заказан - дорога существует лишь на интерактивных картах да, видимо, кабинетных картах региональных чиновников. Как всегда, благодаря умению, а, по факту, большей частью везению, мы преодолели-таки с горем пополам напрочь разухабистую дорогу. На особо убитом участке, перекатываясь с кочки на кочку, потратили чуть ли не час (благо не было дождей и завязнуть не боялись). Но несмотря на всё это, местность там и впрямь дивно хороша. Места бывших карьерных разработок, а точнее огромные и не очень холмы поросли молодым березняком. Глядя на сию красоту, так и навевало выйти из авто и прилечь среди юных берёзок на часок-другой. А ещё там очень легко заблудиться. Спасибо местным, что развесили на перепутьях маячки, в виде ярко синих целлофановых пакетов, привязанных к деревьям. Именно они не дали свернуть не в ту сторону. А свернуть не туда мы могли как минимум раз десять, ибо вокруг только и были, что съезды на полуживые или полностью опустевшие деревни, или в места бывшей добычи гравия. Архитектурными изысками тамошние земли не блещут, тем не менее, мы сделали небольшое ответвление (оставив позади места карьерных разработок) в село Семёновское, где живёт всего один житель, в лице достопочтенной старушки и её рыжего кота.
Как обычно, завёл разговор. Узнал чем живёт округа и как жилось здесь ранее. Был бы рад пообщаться подольше, но время наступало на пятки. Кроме милой бабушки новым, явно не частым гостям рад был и кот Котофеич.
Село Семёновское входило в состав Колдомских дворцовых сёл, которые упоминались в 1462 г. в духовной грамоте Вел. Московского кн. Василия Тёмного. А в нач. XVII века являлось вотчиной окольничего Л.И. Долматова-Карпова и стольника Ф.Б. Долматова-Карпова: «в селе церковь Сретения Преч. Бог. чуд. иконы Владимирские древяна клецки на вотчинникове земле». Сегодня на окраине почти исчезнувшего села Семёновского, что на реке Колдоме, стоит небольшая церковь. Православные сайты и краеведческие форумы, те немногие, что о ней упоминают, именуют церковь Казанской. Согласно ист. документам на рубеже XVIII - XIX вв. костромской купец П.Г. Углечанинов на свои средства строит в Семёновском каменный храм в честь Божьей Матери Казанской. Приход в то время был крупный, более 1200 душ. Посему существовала ещё и деревянная церковь св. Троицы 1791 г. (не сохр.). Только вот связать существующий ныне весьма скромный в арх. плане и по объёмам храм с именем Углечанинова довольно затруднительно. Ведь Пётр Григорьевич Углечанинов - костромской купец 1-й гилд., владелец Ярославской Малой мануфактуры, городской голова (1815-17), участник приёма в Костроме Вел. Кн. Михаила Павловича в 1817 г. Поэтому я склонен отдать предпочтение версии, озвученной на страницах ПАКО, где указано, что на самом деле Казанская церковь, как и Троицкая, до наших дней не сохранилась, а перед нами - церковь Фёдоровской Богоматери, построенная в 1820 г. усердием прихожан. В конце 1930-х она была закрыта и передана под склад овчин, но уже в 1947 г. возвращена верующим и с тех пор не закрывалась.
Отмечу, что погост Никола-Мосты, посещённый нами первым, ранее входил в состав Красносельской волости Костромского уезда, а сейчас мы уже не территории бывшей Георгиевской волости Кинешемского уезда Костромской губ. (ныне Заволжский р-н Ивановской обл.). К сожалению, район вымирает колоссальными темпами: на 1979 г. численность населения составляла 34 000 жит., на 2016 г. - 16 000. Сейчас повсюду либо множество деревень с населением 1-10 человек, либо десятки урочищ с незамысловатыми народными названиями: Ахлебинка, Антипиха, Алёшково, Говеново, Спиридово, Мельничище и др. Меж тем продолжаем путь.
Многие км природные просторы уже не притягивают взгляда, поэтому больше сосредоточены на дорожном покрытии.
И вот, при подъезде к селу Новлянскому, примечаем расположенные на верхней террасе высокого левого берега реки Колдомы церковные руины, доминирующие над широкой поймой.
Село Новлянское так же упоминалось в духовной грамоте Василия Тёмного и в XV веке входило в число Колдомских сёл. В нач. XVII века половиной этого дворцового села владели те же Долматовы-Карповы. В 1629 г. в Новлянском было две церкви: «... цер. Николы чуд., а Покров тут же». Скорее всего, это обусловлено тем, что село находилось во владении двух помещиков, ибо приход Новлянского был небольшим и необходимости в двух храмах не было. О строительстве нового деревянного храма повествует сл.запись: «1729 г. февраля 7 запечатан указ о строении ц-ви по челобитью Луки Богданова сына Каблукова да обер комисара Алексея Носова велено мне в Дуплехове стану в селе Новленском вместо ветхой деревянной Рождественской ц-ви на том же церк. построить вновь ц-вь во имя Рожд. Прес. Бог.». Известно, что в конце XVIII в. на церковной земле стояла мельница, называемая Охлопковская, находившаяся во владении священников Макария Алексеева и Ивана Сафонова. В 1806 г. попечением В.Д. Каблукова взамен деревянной церкви строится ныне существующий каменный храм в честь Покрова Пр. Богородицы.
О Василии Даниловиче Каблукове известно следующее: родился он в 1734 г. (где именно - неизвестно) и уже в 1748-м был записан в лейб-гвардии Семёновский полк. В 1762 г. его производят в чин поручика (можно предположить, что очередное офицерское звание он получил за участие в перевороте, возведшем на престол императрицу Екатерину II). По-видимому, в 1760-е Каблуков вышел в отставку и поселился в усадьбе Новлянское. В 1780-е гг. он выдаёт свою дочь Марию Васильевну замуж за надворного советника Н. Л. Мягкова, дав за ней в приданое селищенское поместье с 630 душами крестьян. Точный год смерти Каблукова неизвестен: скорее всего, отставной лейб-гвардии поручик скончался в нач. XIX века и был погребен в Селище возле Александро-Антониновского храма, одним из строителей которого он являлся (г. Кострома). Внутри бесстолпного одноглавого храма не уцелела ни какая-либо деталь интерьера, ни даже фрагмент росписи.
Церковь была закрыта в начале 1930-х и передана под склад местному колхозу, который располагался здесь до конца 1970-х. После чего церковь как памятник культовой архитектуры была поставлена на гос.учёт. В настоящее время памятник является бесхозным и никак не используется.
Мы уж были готовы покинуть село, как за околицей заприметили двухэтажное здание, в котором нетрудно было признать сельский храм науки. Оставив автомобиль возле то ли заброшенного, то ли недостроенного сельмага, аккуратной асфальтированной дорожкой, через берёзовую аллею выходим на ухоженную школьную территорию. Приятно видеть насколько учителя, ученики да и, наверное, просто местные жители гордятся школой, благоустраивают её. Душевным теплом там веяло. И не просто гордятся селяне своей школой. Ведь в этом году ей исполнилось 88 лет. В наше время, с губительной для сельской местности «оптимизацией» образования, чудо, что её ещё не закрыли. И, дай бог, чтобы она проработала ещё не один год. Хотя все тенденции к тому, что жить ей недолго (в 1994 г. кол-во школ в стране превышало 68 000, на 2014 г. их было уже 26 000). Новлянская школа - пример становления народного образования на селе, пример преданных своему делу людей, как и учителей, так и самих жителей. История её глубока и интересна. И благодаря сайту музея Новлянской школы «
Край, в котором я живу!» поведаю немного о прошлом и настоящем школы в Новлянском.
Заранее выражаю благодарность создателям школьного интернет-портала, на котором рассказана и показана история бескорыстных педагогов, почитающих свои корни и прививающие подрастающему поколению любовь к родному краю. И отдельное спасибо за предоставленный материал и архивные фото. Пусть школьная история, хоть и вкратце, останется на страничках моего журнала. Новлянская школа в новом здании была открыта в далёком 1929 г. Строилась она методом народной стройки в течение двух лет. Решение о строительстве было принято на крестьянском сходе. Поэтому на торжественное открытие собрались крестьяне со всей округи. Играли духовой и струнный оркестр. Многим каменное двухэтажное здание школы представлялось дворцом. Сие мероприятие даже было запечатлено в кинохронике (к сожалению, недавно плёнка была утрачена).
Народное образование в Новлянском берёт своё начало в 1900 г. До этого времени существовало лишь небольшое церковно-приходское училище. А в 1900 г. была открыта первая школа. На 100-120 чел. приходился всего один учитель - Н.Н. Вознесенская. Обучение проходило в частных домах. В 1912 г. у школы появляется своё помещение и ещё одна учительница - Евдокия Петровна Пенькова. Молодая учительница прививала детям не только знания, но и увлекала культурой. Днём в уборочную пору её видели рядом со взрослыми на полях, а вечерами она просвещала сельскую молодёжь. В 1916 г. школа преобразуется в земское училище, разместившееся в Народном Доме. Заведующим и педагогом стал Александр Александрович Пеньков. Молодые супруги развели просветительскую и воспитательную работу среди населения. Организовывали кружки, читали лекции. Пеньковы несли свет культуры и знаний в массы тёмного тогда ещё народа. Именно Пеньковы хлопотали о строительстве новой школы: проводили сходы крестьян, организовывали жителей на вывоз стройматериала. И в 1918 г. на средства крестьян было построено собственное деревянное здание школы, которое существует и поныне (жаль, что не придав ему значения, не запечатлели одноэтажный заброшенный домик). В 1922 г. в Новлянском было организовано строительное товарищество, которое возводило здания в Кинешме, Иваново и др. А в 1927 г. на общественном сходе всем миром было решено построить в селе новую, уже каменную школу. Многие жители отдали под её территорию часть своих земель. И ещё ближайших 16 деревень, многие из которых в наше время превратились в урочища, приняли участие в постройке нового здания. Два года продолжалась народная стройка. Торжественное открытие школы-семилетки состоялось 20 января 1929 г. Согласно воспоминаниям Пеньковой, поздравительную открытку телеграфировал в село первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский.
Кстати, в том же году в Новлянском была пущена первая в округе электростанция. Строили крестьяне электростанцию своими руками на свои кровные сбережения. Мощность электростанции была небольшая, всего 30 киловатт, но появление электричества на селе по тем временам было событием исключительным. При школе было образовано приусадебное хозяйство: огороды (сажали картошку, капусту) и большой фруктовый сад (яблоки и смородина). Была своя лошадь и содержали кроликов. Много было рассадников. Рассаду (помидоры, капуста) по сходной цене продавали колхозу и колхозникам.
Из страниц школьного альбома. Фотография 1947 года.
Немного об учителях. 43 года отдала школе Е.П. Пенькова, заслужившая почётное звание заслуженного учителя РСФСР, награждённая за свой патриотический труд двумя орденами Ленина. Учитель географии и музыки В.А. Лебедев был потомственным священником, но после 1917 г. встал на стезю просвещения. Кроме преподавания в школе вместе со своей супругой учительницей нач.классов, Евгенией, Лебедев занимался ликвидацией неграмотности среди взрослого населения. Представителем старинной учительской династии был В.В. Высоцкий, окончивший Московский гос.университет им. М.Н. Покровского. Его отец Василий Евлампиевич 47 лет проработал учителем и заведующим в школе соседнего района. Учителей 1920 - 30-х годов объединяли огромное желание нести культуру и образование простым людям села, энтузиазм, интеллигентность, любовь к нелёгкому в то время труду, поэтому память о них осталась в сердцах их благодарных учеников и воспитанников. Фото «Учителя 30-х годов».
По фотографиям раздела «Школьная жизнь» можно судить чем жила школа: праздники, походы, слёты, концерты, линейки. Непосредственно на этом фото, 1962 г., запечатлена Пионерская дружина имени П. Морозова.
Стенгазета аль плакат «Выпуск 1968 г. - 1978 г.». 17 десятиклассников.
Ещё одна стенгазета с выпускниками 1980 г. И здесь 17 ребят, окончивших Новлянскую школу.
Грустно, но со страниц школьного дневника видно, что за последние 25 лет количество выпускников неуклонно падает. Последнее фото датировано 2012 г., на нём запечатлены всего пять учащихся, закончивших школу. А вот оф.данные по Новлянской школе: Приказ о новом наборе в 1 класс на 2017-2018 учеб. год. Кол-во мест 108 (9 кл. по 12 уч.). Свободно мест: 98. Сейчас на учебный год в 9-й класс записан всего один ученик.
В школьном музее хранятся подлинные фотографии выпускников школы, участников Великой Отечественной войны. Многие уходили на фронт со школьной скамьи, не все из них вернулись домой. Большинство награждены медалями, орденами, но главное - их помнят на родине. Ещё много памятного, важного и интересного можно найти на сайте школьного музея. Определённо жаль, что мы побывали в Новлянском в выходные, ибо очень хотелось бы поблагодарить учителей, что поддерживают любовь к своему краю.
Мы же следуем далее. И вот, спустя десятки км не шибко художественных природных картин, наконец-то перед нами открывается прекрасный пейзажный вид, проехать и не запечатлеть который я просто не мог. На фото: залив, то бишь устье рек Шохны и Локши, впадающих в Волгу. Гидронимы здешних рек и речушк явно свидетельствуют о более древних обитателях края, чем славяне. Аккурат напротив залива Шохны и Локши, на другом берегу Волги находится устье реки Юндоксы.
Для того, чтобы заглянуть в прошлое названий рек, обратимся к труду «Субстратная топонимия Русского севера IV. Топонимия мерянского типа» (Матвеев А.К., член-корреспондент РАН, специалист по финно-угорским языкам). Согласно исследованиям, на территории исторических мерянских земель и на Русском севере множество топонимов угро-финского происхождения: Урдома, Ухтома, Курдома, Кохтома, Пертома, Андома и др. В их числе и река Колдома, на бергах которой расположены сёла Семёновское с Новлянским (жаль, что саму речку отчего-то не запечатлели). Колдома, предположительно, имеет значение «безрыбная», где «кол» - рыба, а «дома» - суффикс, обозначающий отсутствия признака. Также финно-угорским наследием считаются названия рек: Покша, Пожма, Мокша, Шача, Мера и многие др. В их числе и представленные на фото Шохна - название, возможно, имеет связь со словом «шохра» - заболоченный, сырой, кочковатый; и Локша - речка с заливами, излучинами. Конечно происхождение подобных названий вопрос дискуссионный - сколько учёных столько и мнений. Кроме того при смене языкового окружения названия притерпели множество фонетических превращений.
И последним, километров за семь перед тем как прибыть в Заволжск, в деревне Емельяново засвидетельствовали крупный дом-пятистенок, с большущей светёлкой.
Нарядные наличники украшены богатой резьбою. Подзор светёлки и карниз кровли по всей длине окаймлены пропильной резьбою.
А вот и главная цель первого дня того путешествия - усадьба Бурнаевых-Курочкиных, о которой ещё год назад у меня написан индивидуальный отчёт (ссылка в конце поста).
И там не обошлось без рыжего кота. Правда, заволжский кот по окрасу более бежево-дымчатый, но тоже к нам привязался.
Продолжение следует...
При создании поста использованы следующие источники:
- Свод ПКиМИ России "Ивановская обл. часть 2"
- Памятники архитектуры Костромской обл. Вып. II
- Сайт музея МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы "
Край, в котором я живу"
- статья Е.И. Лебедевой, директора Новлянской школы "История становления Новлянской школы"
- Электронный каталог ГИИ "
Свод ПКиМИ России- статья М.П. Шилов, Т.Н. Шилова "
Материалы к потамонимии Заволжского района"
- А. Любимов "
Очерки церковной истории"