Псково-Печерская обитель

Apr 11, 2017 11:00




Два года назад, в январе 2015 года, мы посетили один из старейших монастырей в России - Псково-Печерскую обитель. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, по праву, считается одним из ценнейших и интереснейших историко-архитектурных комплексов. Расположен он на юго-восточной окраине города Печоры, почти вплотную примыкающего к границе с Эстонией. Монастырь с пещерным некрополем (отсюда и название), став в XVI веке крепостью, в течение полутора столетий служил западным форпостом русской земли. Думаю, столь известный монастырь не требует более широкого представления во вступительном слове. Посему, прошу пожаловать читать.




Прибыли мы в Печоры в одиннадцать утра, когда только-только из-за горизонта стало выглядывать солнце. Окрасив монастырские стены в золото, лучи холодного солнца стелились вокруг покрывалом оранжевого света. Для начала в лучах просыпающейся звезды мы решили совершить внешний осмотр и обойти обитель по периметру. Отмечу, что нынешний облик крепостные стены и культовые постройки монастыря приобрели в результате реставраций 1960-х и 1980-х годов. Начну своё повествование, как обычно, с истории, но глубоко вдаваться в детали не стану. Место сие известное; статей ему посвящено множество. Только вот в плане исторической достоверности многое в современной интерпретации прошлого умалчивается или преподносится в выгодном нынче богоугодном контексте. А судьба монастыря не так проста и однозначна, как её пытаются преподнести. Слишком плотно в наше время исторические факты обросли легендами и собственными измышлениями многочисленных авторов. Впрочем, и я не претендую на научный труд. Посему пишу в своём эпистолярном стиле, делая акцент на наиболее значимые и интересные на мой взгляд моменты. Итак, начнём. Территория Печерского монастыря, ограниченная крепостными стенами с башнями, является частью глубокого оврага с крутыми склонами. По дну оврага протекает ручей Каменец.



В южной части стены, в 25 м от преломления оной, расположена Изборская башня. Искусственный насыпной холм перед ней - остатки земляных укреплений 1700-х - «Петровский бастион». В 1701 г. по указу Петра I для крепости были построены дополнительные укрепления: стены обнесены земляным валом и рвом, а перед пятью башнями сооружены бастионы.



История основания монастыря уходит в глубину веков. Согласно преданиям, в 1392 г. местным жителям открылась «Богом зданная» пещера. Первыми поселенцами пещер, расположенных в овраге, стали пустынники. Имена их неизвестны, кроме «начального инока» преподобного Марка. Кстати, название города Печоры происходит от старо-русского «печеры» - «пещеры». Основанием Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря объявлен 1473 г. - год освящения Успенской церкви, которую в 1427 г. недалеко от прославленной пещеры выкопал в песчаном холме преподобный Иона. Иеромонах Иона (Иоанн Шестник) был дерптским священником, пришедшим из Ливонии из «города Немецкыи Юрьев» (Тарту). Позднее иеромонахом Мисаилом на самой горе были построены деревянная церковь в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских и монашеские кельи, получившие название «Ветхого монасты­ря». На фото: Благовещенская башня.



В 1480 г. (по др. данным в 1501 г.) монастырь был уничтожен лифляндцами. Расширение монастыря относится к началу XVI века. В 1519 г. государев дьяк Мисюрь (Михаил Мунехин) с подьячим Ортюшею-псковитянином «нача по обе стороны ручья горы копати и церковь большую созидати, и в гору копатися дале и глыбже, а начаша монастырь строити в подоле, меж гор... возведоша деревянный дом для монахов и деревянная церковь Сорока мучеников». С этого же времени было учреждено игуменское настоятельство и повседневная служба - монастырь превратился в «славен до моря Варяжского». На фото: Изборская башня.



Во время Ливонской войны по указу Ивана Грозного монастырь был укреплён мощной каменной стеной (дл. 810 м) с девятью боевыми башнями, став неприступной крепостью. Во время похода Польского короля Стефана Батория на Псков (1581 г.) два месяца длилась безуспешная осада монастыря. В последующие годы на Печерскую крепость не раз нападали отряды поляков, шведов, литовцев. В 1592 г. монастырь захватили и разграбили шведы, а все деревянные постройки сожгли. 1611 г. - осада шведами и литовцами под предводительством воеводы Лисовского. Заняв «Печерский острог», в монастырь проникнуть-таки не смогли. В 1634 г. литовцы выжгли посад и торговые ряды у монастыря. Полное опустошение принёс пожар 1688 г. - сгорели церкви, ризница, все жилые и нежилые здания, деревянные покрытия стен и шатры башен. Готовясь к войне со шведами, в 1701 г. Пётр I указал у монастыря: «Рва копать, и раскаты делать, и палисады ставить с бойницами». Сооружённые земляные укрепления выдержали испытание во время Северной войны: нападение шведов в 1703 г. успешно отражено. После Ништадского мира, отодвинувшего границы России к западу, монастырь утратил значение военного форпоста.



От Изборскрой башни стена приводит нас к небольшой квадратной башне Тарарыгина. Первоначально эта башня была круглой в плане. Но во время осады крепости шведскими войсками в 1615 г. была разрушена почти до основания. Во время восстановления древние строители сделали её четырёхугольной.



От башни Тарарыгина по склону оврага участок стены спускается к башне Верхних решёток. За ней стена поднимается на противоположный склон к Тайловской башне.



Значительные разрушения крепостных стен начались с 1581 г., когда были значительно повреждены башни Благовещенская, Тарарыгина и Нижних решёток, в стенах появились проломы. Вероятно, в этот период башни Благовещенская и Тарарыгина были перестроены. Но вышеупомянутый пожар 1688 г. уничтожил все деревянные конструкции стен и башен. Лишённые покрытий они начали интенсивно разрушаться. В начале XIX в. обрушилась половина башни Нижних решёток; разобрана стена острога. Со временем крепостные стены превратилась в руины. Фото 1920-х.



Общий вид крепостной стены с юго-западной стороны.



Так выглядели стены в период 1920 - 1939 гг..



Наиболее полюбившийся мне ракурс.



Башня Верхних решёток -  шестиярусная башня, высотою 22 м. Под башней находились опускные решётки её ворот, перегораживающие Каменецкий ручей.



Тайловская башня, защищающая западный угол крепости, самая мощная: её диаметр более 14 м, высота 12 м. На 5 ярусах башни размещалось 33 боевых окна.



Практически тот же ракурс: башни Тайловская и Верхних решёток на фото 1920 - 1940 гг..



Замечательные архивные фото позаимствованы мною с портала «Фотографии прошлого». А вот фотография, увидев которую я был, мягко говоря, удивлён. Крёстный ход вокруг Псково-Печерского монастыря. Датировка 1956 - 1960 гг. (из личного фонда Е. Морозкиной). Такое огромное количество советских людей... И, поди, не в пример нынешним россиянам действительно верующих. Ведь можно же было сосуществовать вместе: науке, медицине, атомным станциям и полётам в космос и вере в Всевышнего. Отчего же нынче лишь золочённые кресты на фоне промышленного, научного, да что там - сплошного регресса?



Ну, а мы вернёмся в наши дни. Перейдём к северо-западному участку стены, где между башнями Тайловской и Острожной (Тюремной) расположен Михайловский собор.



Здание собора выдержано в традициях русского классицизма, однокупольное с тремя четырёхколонными портиками. Фото 1920 - 1930 гг..



Западным портиком Михайловский собор встроен в прясло крепостной стены, на месте бывшей Брусовой башни, разрушенной в 1581 г. Фото 1925 - 1930 гг..



Тем временем мы подошли к главному входу в обитель. На фото 1913 - 1917 гг. слева запечатлены ворота, ведущие к расположенной позади монастырской гостинице; справа - Петровская башня. В начале XVII в. главный вход был укреплён дополнительной десятой башней (Петровской) и двумя пряслами стен, которые образовали захаб. До этого главным входом в монастырь были ворота Никольской башни и Никольской церкви.



Ворота Петровской башни - Святые врата - главные в обители. В 1913 г. на башне были установлены часы.



По внутренней стороне стен устроены гульбища, с которых во время военных действий вели наблюдение и отстреливались от неприятеля.



К югу от входа, на верхней площадке монастырского комплекса расположен собор Михаила Архангела (тот самый, что выстроен на месте разрушенной башни).



«Построен храм в 1820 г. в память Чудесного избавления России, а в особенности Псковского храма, заступлением Богоматери, от нашествия французов в 1812 г., тщанием архимандрита Венедикта на сумму, доставленную от графа Витгенштейна и от предводительствованных им в 1812-м воинов Первого корпуса, и прочих доброхотных деятелей. Храм сей освящен 29 июня 1827 г.». Фото 1940 г.



Как уже упоминалось, до постройки Петровской башни, главным входом в монастырь были Никольская башня и двойные ворота Никольской церкви, представленные ниже. Каменная церковь Николая Чудотворца устроена над святыми воротами в 1565 г. преп. Корнилием при участии московского боярина Павла Заболоцкого (в иночестве Пафнутий). Тогда же устроена небольшая звонница. В 1986 г. в обители был освящён храм в честь св. Корнилия, расположенный в надвратной башне, созданной по благословению игумена Корнилия более 450 лет назад (на фото не представлена).



Храм устроен над Святыми вратами, ведущими в обитель. По преданию именно за этими вратами игумен Корнилий принял мученическую кончину. Фото 1940 г.



Немного о преподобном. Корнилий - церковный деятель, вероятно, пскович знатного происхождения. Стал игуменом в 1529 г. и был им до 1570 г. В это время монастырь превратился в один из самых крупных на Северо-Западе России. Его владения расширялись при поддержке дьяка князя Мисюря-Мунехина, архиепископа новгородского Макария, а также Ивана Грозного. При Корнилии велось строительство церквей в самом монастыре, на Печерском посаде, на подворье в Пскове. Число братии возросло с 12 до 100 человек. Обитель расширялась и украшалась, были прокопаны вглубь горы пещеры. Корнилий был писателем, которого занимали не только церковные, но и полит. проблемы. Им создана библиотека богослужебных книг и школа, переписывающая старые рукописи. Однако в 1570 г. игумен казнён Грозным. Одной из наиболее вероятных версий убийства считается поддержка Корнилием опального, убежавшего за границу князя А. Курбского. После кончины игумена царь впал в раскаяние и стал щедро жертвовать обители сёла, золото, собственные вещи и проч. Дорога с большим уклоном, ведущая от Святых ворот на нижнюю площадку монастыря, именуется «Кровавый путь». Мы бы её назвали "дорога переломов и ушибов". Несмотря на присыпанную сверху песочком тропу, путь вниз/вверх для всех посещающих был полон опасностей. Не счесть сколько людей на наших глазах поскользнулось и пало ниц.



Мы же, спустившись по "дороге ушибов", оказались в сердце монастыря - на нижней площадке, где перед взором страждущего предстаёт прекрасный архитектурный культовый ансамбль. Древнейший памятник ансамбля - Успенская церковь с семью улицами пещер вырыта в песчаном склоне горы: её северный фасад объединенный с фасадом надстроенной на ней пятиглавой Покровской церкви (жёлтый окрас) и пристроенная с восточной стороны Большая звонница, являются центром архитектурной композиции монастыря. Памятники эти поставлены на повышенную вымощенную камнем площадку, которая соединена с нижней основной площадью лестницей.



Фото 1910 - 1920 гг..



Церковь Покрова, построенная в 1758 г. над древней пещерной Успенской церковью (находится во втором этаже), является интереснейшим памятником русского барокко сер. XVIII века. Перед Ризницей (здание цвета красной охры) находится древний колодец, с устроенной над ним открытой деревянной беседкой. По середине там стоит постамент, из которого выходит труба с водой, на вкус отдающей затхлостью ржавых труб (опробовано лично).



На фасаде Покровской церкви, в нишах вставлены живописные композиции. На кровле в одну линию выстроились пять пышных куполов в стиле украинского барокко.



Фото пещер древней Успенской церкви (1940 г.)



Фото 1920-х: с посохом наместника стоит епископ Иоанн (Булин) с братией. В декабре 1920 г. в Ревеле (Таллин) иеромонах Иоанн возведён в сан архимандрита с назначением в настоятели Печерского монастыря. В это самое время в Тарту было подписано соглашение между представителями советской России и Эстонии о предоставлении независимости республике. К тому времени положение обители было очень тяжёлым - монастырь находился в упадке, был разрушен и доведён до бедственного положения. Земля отобрана, здания пришли в ветхость. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Но стараниями епископа Иоанна были произведёны ремонт всех жилых корпусов (после выселения мирских жильцов); капремонт церквей и др. Но в конце 1920-х возник конфликт между Православной Церковью Эстонии и Константинопольским Патриархатом, в чьей юрисдикции она находилась. Опираясь на закон об упразднении сословных имуществ Синод Эстонии потребовал от настоятеля зарегистрировать монастырское имущество на имя Синода. Но епископ и братия выступили против. Решением Собора еп. Иоанн в 1932 г. был уволен на покой и запрещён в священнослужении. Увы, дальшейшая судьба бывшего настоятеля более трагична: после присоединения Прибалтики к СССР (1940 г.), о.Иоанн по приговору Леноблсуда от 1941 г. был подвергнут высшей мере наказания (обвинения - антисоветская агитация и пропаганда).



Буквально через год, с началом ВОВ, монастырь оказался под немецкой оккупацией. В это время он находился в подчинении экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). Горькая страница правды этого периода ныне старательно умалчивается, а если где и представлена, то исключительно в оправдательном виде. Суть в том, что монастырская братия участвовала в «Псковской миссии», созданной главным идеологом нацизма А. Розенбергом. Священнослужители Миссии оказывали лояльность и содействие оккупационным властям. Впоследствии необоснованная реабилитация многих из них дала возможность прославлять их как "невинно пострадавших патриотов". По результатам изучения арх.материалов секретарём СПб комиссии по канонизации, хранителем музея Александро-Невской Лавры Л. Соколовой был сделан научный доклад (на его основе дано интервью порталу Православный Санкт-Петербург). Тема серьёзная, неоднозначная, раскрывать её в формате своего поста не стану, лишь приведу слова председателя Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ епископа П. Троицкого: «Нам нередко приходится сталкиваться со случаями, когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста». Документы Псковской Миссии подтверждают, что члены её были завербованы СД или немецкой полицией. Миссия декларировала религиозные цели, но фактически выполняла разведывательные и пропагандистские задачи: изучала полит. настроение народа, информировала об урожаях, наличия партизан в деревнях, проводила агитацию за помощь нацистской армии и т.д. Несмотря на то, что к 1942 г. на территории миссии стала действовать 221 церковь (до этого закрытые), выпускался журнал, открылись приют и школа, основное финансирование всего этого было за счёт вкладов немецкого командования, которое приняло на содержание и всё духовенство. В циркулярах Миссии содержались задания помогать немцам в борьбе против СССР, выявлять недовольных германским режимом; ежемесячно руководству Миссии отправлялись отчёты со сведениями о настроениях на местах. Поэтому сравнивать их служение с подвигом духовенства, пронёсшего свой крест до конца, нельзя - это противоречит исторической правде. В годы оккупации в монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата. На фото 1943 г.: участники Псковской миссии с представителями немецкой военной администрации. В первом ряду в центре - экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский).



Циркуляры, издаваемые Миссией, затрагивали не столько церковную, сколько политическую сторону жизни военного времени, так что говорить, что священнослужители были только молитвенниками, не приходится. Например, Миссией был издан циркуляр о популяризации генерала Власова, а благословил изменника Родины на борьбу против Красной Армии игумен Павел (Горшков) - с 1941 по 1944 гг. наставник Печерского монастыря. В мае 1943 г. монастырь посетил и выступил перед насельниками сам Власов. На фото: игумен Павел с обергруппенфюрером СА К. Литцманом - одним из руководителей оккупационного режима Третьего рейха, организатором массовых расправ над населением Эстонии. После освобождения Псковщины игумен Павел был арестован и осуждён на 15 лет; реабилитирован посмертно в 1997 г.



Когда в 1944 г. немецкие части начали отступать, духовенство эвакуировалось с ними в Прибалтику; многие священники продолжали служить в Литве и Латвии, затем эмигрировали в США. За границей оказался и священник А. Ионов - прототип героя фильма «Поп», снятого по заказу РПЦ. Только в жизни этот священник не был репрессирован и доносил на партизан. Многие члены Миссии оказались на скамье подсудимых, где подтвердили сотрудничество с СД. Но ни один из них не был расстрелян. Все они обвинялись по ст. 58-1 «А», 58 п.2 и 58-11 УК РСФСР - «измена Родине». Не в пример священникам Псковской миссии, ставшим на сторону фашизма, были сотни священнослужителей, не пожелавших служить немецким захватчикам и вступивших в ряды Красной Армии, партизан. Пару примеров. Священник Фёдор Пузанов, назначенный Псковской миссией на служение в храм с. Хохловы Горки, во время войны собрал в сёлах своего прихода 500 тыс. руб. и передал в Ленинград на создание танковой колонны. Он поддерживал связь с партизанами; организовывал снабжение продовольствием, одеждой, выполнял разведывательные задания. В 1944 г. кавалер медали «Партизану Отечественной войны» II степ. Пузанов (на фото) вернулся служить в Хохловы Горки, а также был назначен благочинным шести районов Псковской епархии.



Однако, в 1945 г. со стороны церковного руководства он подвергся гонениям: снимают с должности и т.д. В 1947-м его унизительным образом выгнали с торжественного банкета, посвящённого визиту в Ленинград митрополита Гор Ливанских Илии Карами. Сына его, отучившегося в Виленской семинарии, провоевавшего до Победы, не допустили к экзаменам в Ленинградскую духовную семинарию. Отец Фёдор даже обращался с жалобой: «Теперь несу от своих собратий позор: укоряют меня в партизанстве...».
На фото: партизанский разведчик - настоятель Видонской церкви Мефодий Белов прощается с дочерью, разведчицей Руфиной. В 1943 г. при выполнении задания на станции Дно, отец Мефодий был схвачен немцами и после пыток расстрелян. Примеров мужества и настоящего патриотизма священнослужителей множество, но о них отчего-то не снимают фильмы.



Однако оставим грустную страницу истории монастыря и вернёмся в наши дни. Продолжим исследования культового зодчества (отмечу, что далеко не все постройки монастыря попали в кадр нашего объектива). Итак, к востоку от рассмотренного ранее Успенского собора расположена главная звонница монастыря. На фасаде - вход, оформленный тамбуром в виде часовни, ведущий в сад на вершине горы. На звоннице установлена часовая башенка с механизмом XVII века. Возведена звонница (возможно, деревянная) предположительно в 1523 г. Датировка современной звонницы до сих пор чётко не определена.



Напротив звонницы расположена ризница (по центру ниж. кадра), с библиотекой на 2-м этаже. Само здание окрашено красной охрой. В ризнице хранится много предметов церковной утвари, некоторые из них являются образцами русского прикладного искусства XVI-XIX вв.. Отдельные вещи, отличающиеся высокой художественностью работы, - вклады, связанные с И. Грозным, Б. Годуновым, Петром I и др. Тут хранились золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, Евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды и многое другое. Большинство "экспонатов" во время войны 1941-1945 гг. были вывезены немецкими захватчиками, но в 1973 г. правительством ФРГ возвращены в Печоры.



На первом плане - здание церкви Сретения, выполненное в псевдорусском стиле. Первое деревянное здание Сретенской церкви сооружено в 1670 г. Существующий же ныне четвёртый «храм сей во имя Сретенья Господня устроен в 1868-1870 годах наместником монастыря Игуменом Нифонтом вместо бывших в трапезе Благовещенской церкви двух приделов...», т.е. в трапезной палате был устроен алтарь и после освящения она стала храмом. А была то трапезная Благовещенской церкви, что вплотную примыкает к зданию Сретенской. Двухэтажная церковь Благовещения, выкрашенная красной охрой, в верхней части барабана, под главкой, имеет храмозданную надпись вязью, которая считается самой ранней из известных для архитектуры Пскова XVI века. В ней говорится о постройке церкви «в лето 7049, при державе государя великого князя Ивана Васильевича». Так же о годе постройки: «в монастыре же, на место снесённой церкви (Сорока Мучеников) преп. Корнилий поставил каменную церковь, во имя Благовещения Пресвятая Богородицы в 1541 г...».



Этот же комплекс на фото 1940 года. На переднем плане запечатлена часовня-ротонда - многоугольная постройка в духе эклектики, построенная в 1911 г. (по др. данным 1880-е) над артезианским колодцем. Внутри неё стоит небольшая ёмкость, в которой установлено Распятие, из концов которого вниз не переставая течёт вода (правда, насколько это отвечает современной действительности мне неведомо; внутрь мы не заходили - хватило привкуса ржавой воды главного колодца со святой водой).



Дом наместника монастыря, 1883 г. Деревянный, оштукатуренный, двухэтажный, на каменном цокольном этаже.



От дома наместника к собору Михаила Архангела, что виднеется на возвышенности, ведёт крытая лестница.



И последним из многочисленных построек монастыря, которые мы засвидетельствовали, стал братский корпус. Памятник, выполненный в традициях русского классицизма, построен или начат строительством в 1827 г., взамен сгоревшего. Известен контракт от 1833 г. с подрядчиком «крестьянином Ярославской губ. Даниловского у. Мауринской вол. деревни Сенина Матвей Николаев Голубевым. Дано ему 1500 рублей».



Как отмечено было выше, в 1941 - 1944 гг. монастырь был оккупирован немецко-фашистскими войсками и разорён: подверглись разрушению трапезная и братский корпус, стены Михайловского собора и других храмов, были вывезены более 500 произведений церковного искусства XV - XIX веков. На фото: разрушенный братский корпус. Последующие ремонтно-реставрационные работы проводились в 1960-80-х.



В конце 1945 г. Печорский р-н передан из Эстонской ССР в Псковскую обл. РСФСР. В 1946 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). Тяжёлые во всех отношениях годы остались для монастыря в прошлом: жизнь вошла в своё русло и здешнее духовенство продолжило нести свет веры в "атеистическое" общество "богоборческого" Советского государства. С 1949 по 1954 гг. наместником Псково-Печерской обители был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В 1959 г. наместником назначается игумен Алипий (Воронов), исключительно много сделавший для восстановления и сохранения обители. Кстати, Иван Михайлович (мирское имя) прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й танковой армии, награждён несколькими медалями, орденом «Красной звезды». Именно он не позволил закрыть монастырь в годы хрущёвской антирелигиозной кампании; благодаря его усилиям в 1973 г. в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами. В 1967 - 2006 гг. в монастыре подвизался один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Иоанн Крестьянкин.



В качестве пролога. Почему, описывая историю монастыря, я выделил ряд периодов наиболее подробно? Всё по причине того, что изучая житие обители и её святых на многочисленных православных сайтах, вижу уже не то, чтобы тенденцию, а устоявшееся направление на церковно-угодный курс изложения истории. При чём истории далёкой от фактов, а сотканной произвольной интерпретацией событий, без изучения материала. Вижу историю, придерживающуюся одного направления, - утерянной в 1917-м великой духовной России, безоблачное прошлое которой было омрачено грозой революции (при чём не Февральской, а исключительно Октябрьской). И вот, как раз на примере судьбы служителей Псково-Печерского монастыря можно видеть, что прошлое далеко не столь безоблачно, как его преподносят; что история это наука многогранная, требующего всестороннего, не предвзятого анализа. Опустим убийство игумена Корнилия такой одиозной личностью как Иван Грозный. А вот судьба еп. Иоанна, которому в 1920 г. достался монастырь в полном упадке. Несмотря на его заслугу возрождения обители, Синод Эстонии отлучает его от Церкви. А более трагичную точку в его жизни ставит Советская власть. Другой пункт: новое видение событий ВОВ современным духовенством. Кандидат исторических наук священник И. Соловьев: «на территории Псковской миссии мы видим подлинное церковное возрождение... Германские оккупационные власти сделали здесь, на Псковщине, для Церкви больше, чем кремлёвские политики... И то, что члены Псковской миссии воспользовались создавшимися условиями для налаживания церковной жизни не является их грехом или предательством». Что я такое прочёл? Нам известна идеология, цели и задачи германского фашизма. В условиях нацистской оккупации славян (русских в том числе) ждало рабство и физическое уничтожение. Следовательно, всякий, кто поддерживал оккупационную власть, был пособником геноцида и в прямом смысле слова - врагом своего народа. И третий момент, выделенный в посте, это период 1960-х, когда по мнению современного обывателя в СССР не существовало храмов (всех же священников расстрелянии ещё в 1930-е) обитель расцвела: для духовной жизни прихожан были отреставрированы храмы, восстановлены стены монастыря. Этим я хотел сказать, что никогда не было либо хорошо, либо плохо. В каждой истории есть причина и её следствие.



При создании поста использованы следующие источники:
- Памятники истории и культуры Пскова и псковского края «Ансамбль Псково-Печерского монастыря»
- Энциклопедический справочник «Памятники истории и культуры Псковской области»
- сайт «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»
- сайт «Псковские Печоры»
- сайт «Псковский мир»
- статья «Горкая правда. Православный Санкт-Петербург»
- форум «Преображение»
- Большой Форум «Религия и философия»
- статья «Русские священники в Великой Отечественной войне»
- статья «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»
- статья С. Бернев, А. Кострова « Псковская Духовная миссия» источник: «Совет ветеранов Управления ФСБ России по г. СПб и Ленинградской обл.»
- фотоматериал сайта «Фотографии Прошлого»

церковь, 2015, монастырь, Псковская область

Previous post Next post
Up