«Продаётся стереотипная гарь» - объявление из Петербургского журнала "Нива" за 1906 год, страницами коего были оклеены стены купеческого дома в деревне Литизно. Продолжая разбирать в подробностях Ленинградское путешествие прошлого года, в сегодняшнем отчёте я представлю объекты, обследованные нами по дороге в сторону города Кингисеппа, на отрезке Копорье - Ополье. В число которых вошли: усадьба Альберхтов с красивым названием «Утешение», церковь в деревне Ратчино и купеческий дом в "усадьбе" Литизно.
Итак, это был пятый день недельного путешествия - обширной и насыщенной поездки, охватившей практически все районы Ленинградской области. Начну с момента, как мы покинули крепость Копорье (верх.фото) и, двигаясь в сторону Кингисеппа, прибыли в деревню Ратчино. Издавна эти земли принадлежали Великому Новгороду, но ещё более ранними поселенцами края были финно-угорские племена водь и ижора. В 7 км от Ратчино находится «Кайболовское городище» - древнее поселение на правом берегу реки Сумы, служившее не только для оборонительных целей, - там жили, разводили скот, занимались выплавкой железа. Время возникновения городища относят ко 2-й пол. ХII века (раскопки проводились в 1956 г. и 1984 г. Ленинградским отделением археологии СССР). Однако ж вернёмся в Ратчино, где наше внимание привлёк небольшой некрополь и его старинные надгробия.
Согласно легендам, название Ратчино произошло от имени первого владельца этих земель - воеводы Радши. Впервые село Ратчино в Егорьевском Ратчинском погосте Ямского уезда упоминанается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года. Во времена шведского владычества село не раз меняло своё название: Ratzina Kirkie, Ratsinabÿ при мызе Rÿskÿrokia и т.д. В нач. XVIII века эти земли вошли в состав Копорской вотчины св. кн. А. Д. Меншикова. В 1730 г. часть его имения (мызу Котельскую) императрица Анна Иоанновна пожаловала в потомственное владение майору лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Ивановичу Альбрехту. В 1742 г. Альбрехт попал в опалу и был выслан в своё имение, при этом часть его котельской мызы отошла графу А. Г. Разумовскому, фавориту имп. Елизаветы Петровны. Частью отошедшей мызы было имение Ратчино.
В 1799 г. новым владельцем Ратчино графом Кириллом Григорьевичем, младшим братом А. Г. Разумовского, в селе была построена деревянная церковь св. Георгия Победоносца. В 1854 г. она сгорела. Новую церковь, тоже деревянную, выстроили в 1855-1858 гг. по проекту военного инженера К. Егорова. Деньги на строительство тогда пожертвовали окрестные помещики Веймарны, Байковы, Альбрехты. В 1900 г. Ратчино, в составе поместья Утешение, унаследовал Н. Р. Трувелер; при котором в 1906 г. был возведён каменный храм в русском стиле, по проекту художника-архитектора А. Орехова. Храм был закрыт в 1936 г., но в 1942 г. вновь открыт и проработал до 1962 г.
В конце 1990-х церковь пострадала от пожара, в результате которого был полностью утрачен купол. Заглянем же внутрь.
И тут же выйдем, убедившись, что ничего примечательного из интерьера не сохранилось.
И снова исследуем разбросанные рядом колотые надгробные каменные плиты и поломанные чугунные кресты. Перед нами - две плиты, принадлежавшие роду Сабуровых. Надписи даже при детальном рассмотрении практически не читабельны. Удалось лишь прочесть, что возле церкви была захоронена некая «... Прокофьевна Сабурова». Кстати, Сабуровы - старинная татарская фамилия, восходящая к эпохе Московского княжества и связанная с татарским игом. Родоначальником рода Сабуровых был Фёдор Зернов, по прозванию Сабур - праправнук мурзы Четы, выходца из Золотой Орды: «в лето 6838 прииде из Орды князь Чет, а во св. крещении Захария» (при крещении получил имя Захарий).
Надпись на камне: «Здесь покоится рабъ Божiй Феодоръ Николаевичъ Сабуровъ. Родился 1851 года Февраля 5-го дня. Скончался 46 летъ от роду». Довольно долго искал кем бы мог быть этот Сабуров и кропотливые поиски увенчались успехом - из историко-статистических сведений С.-Петербургской епархии (1902-16 гг.) выяснилось, что Феодор Сабуров был крестьянином и являлся старостой местной церкви.
Примечательно, что в 1918-23 гг. в Ратчино в должности иерея служил Никифор Никифорович Стрельников, будущий новомученник российский. В 1924 г. переведён в Ленинград, в храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Преподавал в Богословско-Пастырском училище. Совет (епископы) и слушатели (преимущественно дворянского сословия) училища организовали кружок «Ревнителей истинного Православия», на которых была возложена обязанность массовых протестов при закрытии церквей. В связи с этим в 1927 г. Стрельникова арестовывают (обвинение «занимается активной антисоветской работой» и т.д.). Через пять месяцев содержания в доме предварительного заключения его отпускают. После о.Никифор продолжает служить в храме Воскресения, причём протоиереем (1928-30 гг.). В то время «Спас на крови» - центр объединения духовенства, несогласного с действиями митр.Сергия (обновленческий раскол Церкви). В 1930 г. как участник нелегальной церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь» Стрельников вновь арестован (приговорён к 10 годам исправительных работ). Однако через три года освобождён досрочно. Выслан в Алма-Ату, где преподавал в мединституте. Но через 4 года был арестован в третий раз. На этот раз новая власть шансов не оставила - в ноябре 37-го о.Никифора расстреляли. История весьма типична для новомученников новой России. Большинство из них имели по несколько арестов, но всегда возвращались к антисоветской деятельности. Удивляет реакция нынешнего обывателя. Можно подумать, при царе-батюшке не сажали, не ссылали на каторгу, не расстреливали рабочих-агитаторов-подпольщиков, что шли против власти, или в наши дни у нас допускают свободу слова?
Последним осмотрели (верх.фото) оригинальное надгробие, со временем превратившееся в клумбу, идентифицировать которое, конечно же, не удалось. В этом году ратчинский храм, такой же разрушенный и пребывающий в запустении, обзавёлся новым барабаном с главкой.
Оставляем ничем не примечательную, кроме своих немногочисленных надгробий, церковь и следуем далее. Всего через пару вёрст мы останавливаемся в местечке, полностью окружённом лесом. Не зная о нахождении здесь усадебного дома, проедешь в метре и не заприметишь. Протопав пару сотен метров лесной тропой, заходим на территорию усадьбы Утешение, где первым нас встречает сложенный из известняковых блоков двухэтажный, скорее всего, флигель.
История возникновения усадьбы Утешение тесно связана с соседним имением Котлы, усадебные руины которой находятся в 15 км отсюда. Эпоха здешних хозяев началась, как я писал выше, в 1730 г., когда «мыза и при ней деревня Котёл» имп. Анной Иоанновной были пожалованы генерал-майору Людвигу (Иван Иванович) фон Альбрехту за помощь в воцарении на престол. В 1805 г. супруги Иван Львович и Эрмина Карловна Альбрехты выкупили у К. Г. Разумовского село Ратчино, находившееся к тому времени во владении Разумовских. В 1830-х (предположительно, 1837 г.) в двух верстах от Ратчино и была устроена усадьба Утешение.
На реке Сума была возведена плотина, которая позволила создать запруду - небольшое озеро, на берегу которого был разбит парк, плавно переходящий в лес, и воздвигнут барский дом.
Усадьба не была парадной резиденцией Альбрехтов (Иван Львович Альбрехт - полковник лейб-гвардии Семёновского полка; его жена - Эрмина Карловна - дочь действительного статского советника К. Ф. Крузе). Её назначение и уединённое расположение было скорее «утешительным». Такое название дано не случайно: в 1828 г. умер их старший сын Александр Иванович, герой войны 1812 г., портрет которого занимает почётное место в Военной галерее Зимнего дворца, а через три года умирает невестка, жена младшего сына Карла Ивановича Варвара (дочь купца Саввы Яковлева).
Романтический характер живописного пейзажа подчёркивал и сам господский дом, поставленный на самом высоком месте на берегу озера. Скромный, решённый в стиле упрощённой английской готики, с небольшими по размеру комнатами. Дом отвечал основному требованию, предъявляемому хозяевами, он был уединён (все хозяйственные заведения были сосредоточены в полумызке Ратчинском), удобен и тесно связан с природой.
В 1839 г. усадьбу Утешение с селом Ратчино, как и имение Котлы унаследовал Карл Иванович Альберхт. В 1841 г. он женится во второй раз - на А. А. Углицкой (кузине М. Ю. Лермонтова). Усадьба Котлы была более представительская (см.фото). В наши дни главный дом представляет из себя руины. Наибольший ущерб усадебный ансамбль получил в годы Второй Мировой войны. Но в 1950-х дом реконструировали. В советское время там располагалась средняя школа и школа-интернат. В 1990-х из-за отсутствия финансирования на реставрацию и охрану усадебные постройки начали разрушаться и растаскиваться на кирпичи. В 1990-х в художественную галерею Кингисеппа была вывезена скульптурная композиция «Голгофа» с родовой усыпальницы. В 2001 г. рухнули стены, в 2009-м обрушился парковый фасад. Поэтому специально заезжать туда не стали. Представляю лишь фото (1920-х) котельского господского дома.
И для наглядного сравнения - фотография (1911 г.) деревни Котлы, её водской части - Большого Конца.
Переехав в 1848 г. в Котлы, Карл Иванович передал права на владение Ратчинским имением своему младшему сыну Михаилу. Окончивший Пажеский корпус Михаил Карлович, казалось, подавал большие надежды, но не дожив до 26 лет, в 1853 г. неожиданно умер. Утешение достаётся его сёстрам - Марии, Ольге, Софьи и Екатерине. В 1859 г. по раздельному акту переходит в единственное владение Екатерины Карловны (в замужестве Трувеллер). С 1865 г. усадьба получает новое название - Лилино. По данным «Памятной книжки С.-Петербургской губ.» за 1905 г., мыза Утешенье и отрез земли при деревне Лоузно принадлежали вдове генерал-майора Е. К. Трувеллер. После её смерти имение унаследовал её сын Николай Ричардович Трувеллер.
После Октябрьской революции усадебный дом был переоборудован под больницу. Согласно топографической карте 1938 г. посёлок назывался Утешенье, насчитывал 8 дворов, больницу и водяную мельницу. В 2000-х усадьба была передана в аренду частной фирме, которая начала было приводить здание в порядок. Только вот были поставлены металлопластиковые "под дерево" окна, кровля покрыта такой же псевдочерепицей. Территорию огородили, на въезде появился шлагбаум, во дворе - собаки. Но что-то пошло не так. В наш приезд перед нами предстал обезображенный застеклённой верандой и прочими современными атрибутами заброшенный главный дом.
Поскольку дом находился на возвышении, из окон открывался прекрасный вид на озеро. По сторонам размещались службы, к востоку от них - оранжереи, на западе - сады и огороды. Вид на озеро в наши дни заснять не удалось, ибо на противоположном берегу выстроен современный внушительных размеров особняк, а на берегу устроен причал с катерами.
Рядом с господским домом находится дом служб, сложенный из валунов, скреплённых известковым раствором.
Оставляем не шибко привлекательное место и под набегающие тучи направляемся в следующую точку маршрута. Впрочем, буквально пять минут назад ясное голубое небо резко затянули низкие тучи, а ещё через мгновение начался почти что ураган. Да такой, что из-за сильнейшего ливня и града пришлось встать на обочину - продолжать движение было слишком опасно.
В итоге, в деревню Литизно мы прибыли словно после наводнения, а от синевы неба не осталось и следа. Покрывало пасмурности легло до самого горизонта. Хотя нам нравится, когда набегают тяжёлые хмурые тучи - они придают больший колорит заброшенным объектам. А им как раз стал купеческий дом в этой деревне. Сведений о Литизно не так уж и много. Впервые упоминается в Переписной окладной книге Водской пятины 1500 года, как сельцо Литязно в Егорьевском Ратчинском погосте Ямского уезда. На карте Ингерманландии (1676 г.) Литизно вообще не имеет названия. Как деревня Ляхтекила обозначается на «Географическом чертеже Ижорской земли» 1705 года. В дальнейшем название неоднократно менялось: Лигизно, Литизьна и др. Как деревня Литизно, принадлежавшая графам Шуваловым, упоминалась в 1838 г. В 1856 г. как деревня Литизна числилась за графиней Бобринской.
На окраине деревни до наших дней сохранился двухэтажный, довольно сильно перестроенный, барский дом. Хотя, правильнее сказать, что дом этот скорее всего купеческий, несмотря на то, что большинство источников называют Литизно усадьбой. Несмотря на переделки, дом весьма интересен внешне и, на удивление, внутри частично сохранил некоторые детали подлинного интерьера, рубежа XIX - XX вв..
Одноэтажный дом с мезонином (надстроен в советское время) сложен из известнякового кирпича и красного.
Красный кирпич в основном использовался для обрамления окон и карнизов. Оригинально смотрится текстура известнякового плитняка - шероховатая неровная поверхность, в тоже время каждый кирпичик аккуратно подогнан.
К передней части дома примыкает хозяйственный двор (первый кирпичный этаж), возможно, сочетающий в себе конюшню.
Второй деревянный этаж выстроен, предположительно, в нач. - сер. XX столетия. Обшит тёсом, окна заключены в наличники. Вообще, верхний этаж в плане не совпадает с нижним, который шире по площади, и посему на стыке этажей добавлен выносной карниз.
Кстати, изнутри стеныи толстые столбы обширной хозчасти выложены более крупными известняковыми плитками.
После краткого осмотра хоздвора, пройдём внутрь жилой части.
В своё время этого предбанника не существовало. Изначально жилой дом стоял отдельно от "конюшни", и только в советское время их объединили. Поэтому войдя через боковую дверь мы очутились на "перепутье", откуда можно попасть на первый этаж, подняться на второй, выйти на улицу через другую дверь или пройти в хозчасть.
И вот сюрприз - единственный привлекательный старинный дом, переживший немецкую оккупацию и просуществовавший весь советский период сохранил до наших дней немногочисленные фрагменты подлинного интерьера (лепные потолочные тяги, плафон), но для Ленобласти и то прекрасно.
После Октябрьской революции в доме размещалась начальная школа, а в конце 1990-х - база отдыха какого-то предприятия. До недавнего времени, согласно местным преданиям, дом был частично обитаем.
А место оказалось не такое пустое, как мы думали. Внутри в задумчивой позе над реалиями бытия размышляла Маска Смерти. Ранее мы встречали её в двух сериях:
Santa Muerte в «Землях Инкери» и
Мuр Мαсku.
А вот и главная изюминка зажиточного дома - несколько слоёв дореволюционных газет, которыми были оклеены стены. Уже в позднее время поверх обоев стены выкрасили казённой краской. Итак, почитаем чем же жил Санкт Петербург начала XX столетия и немножко окунёмся в историю.
- «Сегодня, в Воскресенье, в зале Павловой Восточный Вечер. Концерт с участием известных артисток и артистов. Восточные и европейские танцы. Билеты в зале и в Пассаже, №43 Начало в 8...»
В 1862 г. на ул.Троицкой (ныне Рубинштейна, 13) был построен доходный дом М.Ф. Руадзе. Через 3 года в нём разместился Петербургский клуб художников, где устраивали праздники для детей, на одном из которых побывал Достоевский. Затем там находилась редакция журнала министерства народного просвещения, редактором которого был К. Ушинский. В 1880-е здесь состоялось знакомство И. Репина с В. Гаршиным, писатель стал позировать для работы художника над образом царевича в картине «Иван Грозный убивает сына Ивана». С 1888 г. владелицей становится А. И. Павлова, жена купца 2-й гильдии. При ней было обустроено театральное помещение, именовавшееся «Зал Павловой». Концертный зал пользовался широкой известностью - здесь проходили лекции, танцевальные вечера, спектакли, встречи творческой интеллигенции. После 1917 г. в доме расположился Межсоюзный дом самодеятельного творчества. В 1930-е - Ленинградское областное управление и Дом народного творчества (с 1953 - Театр народного творчества). С 1981 г. по нач.1990-х находился рок-клуб, участниками концертов которого были: «Кино», «Аквариум», «Алиса», «ДДТ» и др. Фото дома Руадзе и Павловой, середина 1950-х.
- «Театр Неметти. Сегодня, в Воскресенье, 28 ноября. Люди. Драм. в 4 действ. Платона»
Обширный участок на углу Геслеровского пер. и Большой Зелениной ул. с конца XIX в. принадлежал отставному капитану В. Колышко. В 1902-04 гг. по проекту гражданского инженера А. Монтанга на участке соорудили театр, ресторан с верандой, киоск и беседки. Монтанг осуществил «интересную идею совмещения летнего и зимнего театров в одно здание при общей сцене и общих для обоих театров уборных артистов». В доме в стиле модерн расположился театр австрийской подданной, артистки В. А. Линской-Неметти (по первому мужу Неметти, по второму - Колышко), которая была к тому же антрепренёром. В репертуаре театра Неметти оперетта чередовалась с драматическими спектаклями, постепенно перейдя на лёгкие комедии. Сама В. А. Неметти уехала за границу, передав театр и труппу двум актёрам. В 1908 г. театр был сдан в аренду и назывался «Петербургским театром Красова», а в 1909-10 гг. - «под дирекцией М. Т. Строева». Не приносивший доходов театр вскоре закрылся, а дом был перестроен под жилой.
- «Рояли и пианино К. М. Шрёдеръ. Невский пр., 52. уг. Садовой. Допускается разрочка платежа»
Шрёдер - старинная фамилия немецких фортепианных мастеров из Саксонии. В России фортепианные мастера-немцы появляются в кон. XVIII - нач. XIX веков. Бурное развитие фирмы началось в 1870-е. Главой предприятия становится Карл Шрёдер (инструменты под маркой «C.M. SCHRODER»). С 1880 г. - поставщик Двора Его Императорского Величества. В особняке К. Шрёдера на Невском 52, на первом этаже располагался крупнейший в СПб магазин инструментов, а также концертный зал, куда приглашались мировые знаменитости. После начала 1-й Мировой войны владельцы фабрики, сыновья Шрёдера, были вынуждены закрыть производство и эмигрировать из России.
- «Золото, бриллианты, часы и образа "Николай Линдернъ" весьма дёшево. Ищите объявления на 10-й странице»
В 1888 г. Николай Линден, купец 1-й гильдии, основал на Невском пр. мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, там производилось серебрение и золочение. Со временем при мастерской был организован магазин. Благодаря деловым качествам Линдена, его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных в СПб. В нём продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, а также часы западноевропейских фабрик. В нач. ХХ века Линден был назначен поставщиком дворов князей Черногорского и Болгарского, короля Румынского и шаха Персидского. В развитии торгового дела Линдена не обошлось без подвоха. Так, пользуясь сходством гербов РИ и Черногории, он стал незаконно помещать на своей рекламе малый российский герб, традиционно жалуемый лишь поставщикам Императорского двора. В это дело пришлось даже вмешиваться градоначальнику и канцелярии Министерства. В 1912 г. компания «Николай Линденъ» издала каталог своих часов, бриллиантовых и золотых изделий (более 1.5 тыс. рисунков). В 1913 г. стотысячным тиражом Линден опубликовал книгу под названием «Дом Романовых», которая бесплатно выдавалась всем посетителям его магазина.
- «Последнее слово XХ столетия керосино-калильное освещение Вашингтон: заменяющее электрич. лампу в 1200 свечей»
- «Продаётся стереотипная гарь. Видеть ежедневно от 12 - 2 ч.; контора типографии: Екатериниский кан., 31»
- «Элекстролечебница Козловскаго. Мойка, 9, у Конюшеннаго моста. Лечение светом...»
- «В виду распространяющихся по городу слухов о ... уличных демонстрациях, устраиваемых группами злонамеренных лиц и обыкновенно вызывающих большое скопление публики на главных улицах столицы, с.-петербургский ...начальник считает долгом предупредить, что полиция, в силу закона, обязана принять решительные меры для устранения всякого ... безпорядка»
- «Немедленно продаю газетное дело по случаю отъезда, с формой, за 70 р. Невский пр. д... Спросить щвейцара»
- «Продаются платья и пальто, кроме понедельника и четверга, от 1 до 3 ч. Мойка 29, кв. 3»
- «Продаётся чайная с биллиардом. Тамбовская ул. д. 15»
- «Продаются американск. сани с кокушкой, мало..., очень деш. Забалканский, д. 72, спр. в железной лавке»
- «Продаётся чайная Карповка, 16, в пивной угол...»
- «С.-Петербургское общество страхования. Общество принимает страхования: жизни, от огня и от несчастных случаев...»
Пожалуй, закончим идентификацию объявлений прошлого и вернёмся в наши дни. В заброшенный и разрушающийся старинный дом.
Наиболее примечательной комнаткой здесь послужила кухня с печью, облицованной белыми глазурованными изразцами.
Печь, возможно, переделывали и изразцы были сняты с оригинальных угловых печей, что ранее стояли в залах. Впрочем уж больно ладно изразы подогнаны друг к другу. Может частично это и подлинная печь, лишь конфорочная часть которой выложена позже.
Поднявшись на второй этаж, в мезонин, убедились что потолок здесь выложен елочкой. И успокоились.
Верхний этаж над хоздвором совсем осовременен и пустые комнатушки не вызывают никакого интереса.
Посему удовлетворив свой интерес, покидаем этот колоритный купеческий дом.
Бросаем последний взгляд и направляемся к следующим достопримечательностям Ленинградской области.
Недалече, тут же в Литизно, запечатлели часовню Ильи Пророка, 1815 г. возведения.
При создании поста использованы следующие источники:
- Н.В. Мурашова и Л.П. Мыслина "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии".
- энциклопедия
Культура Ленинградской области-
Фалилеевское сельское поселение-
Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника-
Церковь Св. Великомученика и Победоносца Георгия-
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века-
Часовое мастерство фирмы «Николай Линденъ»-
GradPetra -
Архитектурный сайт СПб- архивные фото с сайта
PastVu- фото деревни Котлы с сайта
WIKI 2