На Ижорской возвышенности

Sep 06, 2016 09:47




Ижорская возвышенность, раскинувшаяся к юго-западу от Санкт-Петербурга, лежит между южным берегом Финского залива и впадающей в него рекой Лугой. У прибрежной полосы залива расположились дворцово-парковые резиденции - Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна и др. В центральной части возвышенности находятся менее известные, но также представляющие большой интерес, усадебные ансамбли в Ропше, Елизаветино, Гостилицах и проч. В сегодняшнем же посте речь пойдёт о трёх усадьбах, сохранившихся в окрестностях города Гатчины, - Анташи, Тайцы и Жабино.




Итак, продолжаю разбирать прошлогоднее путешествие по достопримечательностям Ленинградской области. На третий день, после посещения Дачи Мюзера (верх.фото), отчёт о которой можно прочесть здесь - « Камины на даче у Генриха», с сохранившимися там уникальными каминами...



...мы направились на территорию Ижорской возвышенности, холмистые и живописные склоны которой были удобны и привлекательны для устройства уютных камерных усадебных ансамблей. Пересекли по КАДу Невскую Губу, оставили позади Кронштадт, Красное Село и добрались-таки до посёлка Тайцы. Тайцы расположены на нескольких холмах, между которым бьют знаменитые родники - таицкие ключи. Название происходит от слова «тайцы»  - «таящиеся в земле» - так в древности именовали подземные ключи. Здесь, на окраине посёлка, в лесном массиве расположена небезысвестная усадьба Демидовых. Въезд в усадьбу оформляют одноэтажные каменные флигели с примыкающими к ним двухэтажными. Однако все они обитаемы (бывшими сотрудниками санатория, некогда занимающего территорию усадьбы) и находятся в неприглядном виде. Посему фотографировать не стали, а сразу пошли к главному дому.



И пока мы осматриваем господский дом, перейду к истории. Поскольку этой усадьбе посвящено десятки статей, повествование о ней будет кратким. Первое упоминание о селении относится к 1499/50 гг. - в писцовых книгах Новгородской земли оно значилось под названием Стаища. В 1617 г. эта территория отошла к Шведскому королевству, с образованием здесь шведской мызы. После Северной войны мыза перешла во владение сподвижника Петра I адмирала И.М. Головина, наследники которого в 1750-х распродают имение. Главную часть - Большие Тайцы и Отрезную дачу - в 1761 г. приобретает А.Г. Демидов, однин из богатейших людей своего времени. Малые Тайцы покупает прадед Пушкина А.П. Ганнибал. Спустя пару десятилетий эту часть Таицкой мызы выкупает тот же А.Г. Демидов.



В 1772 г. в Больших Тайцах Демидов приступил к созданию загородной резиденции. Согласно легенде, заводчик обустраивал имение для своей дочери, больной чахоткой (туберкулёзом). Архитектором усадьбы стал создатель Таврического дворца и многих других великолепных зданий Петербурга И.Е. Старов, женатый на сестре Демидова. Мастер дворцово-парковых комплексов создал в Тайцах замечательный архитектурный ансамбль в ампирном стиле.



Строительство дома началось в 1774 г. и продолжалось четыре года - на берегу реки Веревки появился двухэтажный дворец на высоком цоколе. Его круглые террасы-лоджии (ныне застеклённые и заколоченные) позволяли любоваться окрестностями не выходя из здания. Считается, что такое архитектурное решение определил недуг дочери Демидова; впрочем, думаю, что это больше вымысел, чем правда (его дочь большей частью жила в Петербурге и скончалась аж в 65 лет). Фото 1896 - 1902 гг..



Красота и поэтичность Таицкой усадьбы привлекали вни­мание многих художников. Как пишут, в Третьяковской галерее сегодня можно увидеть акварель выдающегося русского пейзажиста С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Петербурга», на которой изображён дом Демидовых. Хотя изображённый на картине дом лишь в общих чертах смахивает на главный дом в Тайцах.



А так дом Демидовых выглядит в наши дни.



Поскольку нам было известно о полной разрухе внутри здания, попыток попасть внутрь предпринимать не стали и ограничились внешним осмотром.



Усадьба была настолько хорошо спланирована и добросовестно построена, что потомки А.Г. Демидова многие годы почти ничего в ней не меняли. Интересно, что в 1862 г. из-за долгов своих владельцев имение отошло в казну. В 1896 г. усадьбой стало распоряжаться Дворцовое ведомство, которое передало Тайцы «Обществу русских врачей» для устройства здесь санатория для лёгочных больных. Исходя из нового назначения потребовалась перепланировка усадебного дома и строительство дополнительных зданий.



Фото позаимствовано с сайта pastvu.com.



Однако «русские врачи» ошиблись с направленностью лечения. Климатические особенности Тайц были распознаны спустя десятилетия. Только в 1930-х исследования микрофлоры Тайц с её вековыми дубами, пихтами и елями показали, что она вредна для лёгочных больных и астматиков, но целительна для больных, страдающих гипертонией и склерозом. После чего усадьба стала выполнять санаторную функцию уже для пациентов, страдающих гипертонией, вплоть до Великой Отечественной войны. Во время оккупации в главном здании размещался немецкий госпиталь. После окончания войны здесь был устроен дом отдыха им.Свердлова, а затем реабилитационный центр областной больницы. Ну, а рассказывать, что стало с усадьбой после реформ 1990-х не имеет смысла.



Круглые террасы-лоджии, вкомпонованные в угловые части квадрата, придают зданию особую выразительность.



Введённый в композицию большой ионический ордер (колонны и пилястры), объединяющий этажи, придаёт двум фасадам устремленность ввысь.



Два других фасада отличают широкие монументальные лестницы со скульптурами львов, ведущие в бельэтаж (нынче лестница сохранилась только у северного фасада).



Наиболее примечательны во внешнем облике господского дома это каменные изваяния львов.



Прошедшие годы не могли не сказаться на состоянии усадебного комплекса. Главный дом находится в удручающем состоянии; пришёл в запустение парк, обмелели и затянулись илом его водоёмы. Сегодня бывший дом Демидовых, считающийся памятником культуры федерального значения и включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО, пустует и продолжает разрушаться. Собственно, как и сами Тайцы: численность населения на 1959 г. составляла 6446 жит.; в 2016 г. - 3300 (с учётом дачников).



Пейзажный парк создавался одновременно с усадьбой и состоял из нескольких участков: Собственный сад, Большая поляна, Звезда, Лабиринт и Зверинец. Над ключами размещался небольшой павильон «Келленбург» - крепость над источником. В районе Звезды размещался храм Солнца - двенадцатиколонная ротонда. Купол её изнутри был расписан изображением солнца и двенадцати знаков зодиака. К Большой поляне примыкал пруд с островами, подпорной плотиной и каскадами. Здесь находилась водяная мельница, выполнявшая декоративную роль. Кроме того в парке существовали мост с башнями, оранжерея, дом садовника, Белый павильон, турецкая и бревенчатая беседки.



Из многочисленных затей парка до нашего времени уцелело очень немногое. Самое примечательное из сохранившегося - Готические ворота.



Композиция Готических ворот трёхъярусная. Нижний и средний ярусы соединены высокой стрельчатой аркой. Над нею высится сквозная башенка - третий ярус. Боковые пилоны представляют собою павильоны-сторожки. В башенке некогда помещался часовой механизм, который приводил в действие колокол (хотя на счёт колокола я не уверен).



Закончив осмотр бывшей усадьбы Демидовых, покидаем Тайцы и направляемся на запад Гатчинского р-на, где в нескольких км от дороги на Ивангород находится деревня Жабино. Первое письменное упоминание об этом поселении встречается в новгородских писцовых книгах 1499/50 гг.. По одной из версий, название деревни связано с растением жабником, по другой - со словами «жабка, жабина», означавшими отверстие в мельничном жернове. Но скорее всего, деревня получила имя в честь новгородских бояр Жабиных, владевших этими землями до вхождения их в состав Шведского королевства в 1617 г., т.к. на старинных картах деревня обозначается как Большая и Малая Жабина (от последней остались только пруды). После освобождения Ингерманландии от шведов, Пётр I начал раздавать угодья на её территории своим приближённым. Деревня Жабино неоднократно меняла владельцев, но никто из них не строил здесь усадьбу, земли использовались только в сельскохозяйственных целях.



В сер. XVIII века имение стало собственностью знаменитого полководца фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Пётр Александрович отличился как военачальник в Семилетней войне и был победителем в Первой русско-турецкой войне. После смерти фельдмаршала во владение вступил его старший сын Михаил. Затем земли унаследовал Сергей Петрович, младший сын Румянцева-Задунайского, - дипломат, путешественник, проживавший в обеих столицах. В 1810-х оставив службу, он занялся благотворительностью и благоустраивом своих поместий. Женат граф не был, но состоял в связи с Н.Н. Нелединской-Мелецкой, урождённой графиней Головиной. В этом союзе родилось трое дочерей. Старшую дочь Варвару граф Румянцев выдал замуж за князя П.А. Голицына, которому в 1827 г. продал деревеньки Воти и Слудицы, чуть позже - Жабино. После князя Голицына Жабино сменило несколько хозяев. В разное время его владельцами были И.У. Пейкер и барон А.И. фон дер Ропп.



Именно при Алексее Ивановиче фон дер Роппе (Эдуард Йоганн - из потомственных курляндских дворян, действительный статский советник, состоял в штате Двора Его императорского величества) в 1861 г. был выстроен новый каменный дом и служебные постройки, существующее поныне.



В 1896 г. наследники барона продали имение герцогу Г.Г. Мекленбург-Стрелицкому, который и владел усадьбой до 1917 года. Георгий Георгиевич был членом императорской семьи - правнук Павла I, внук великой княгини Елены Павловны. Интересно, что во имя своей любви герцог отказался от права престолонаследия. Его возлюбленной стала одна из фрейлин его матери, дочь статского советника Наталья Фёдоровна. Подробности о судьбе столь знатных особ можно найти в инете.



Уже исходя из внешнего руинированного вида здания было ясно, что интерьер усадебного дома утрачен давным-давно.



Внутри барский дом опустошён полностью. Ничего примечательного нет.



Однако и тут мне улыбнулась удача - среди гор мусора для моей коллекции был найден печной изразец с клеймом «Темница». Идентифицировать его, к сожалению, не удалось. Возможно, название как-то связано с рекой Темница-Крав, впадающей в Нарвское водохранилище. Но, как бы то ни было, наименование это одно из самых оригинальных.



Супруги Мекленбург-Стрелицкие жили в Петербурге. Жабинская усадьба была для них лишь одной из летних резиденций. Будучи страстным охотником, герцог использовал имение как охотничьи угодья. После Октябрьской революции усадьба была национализирована, в 1930-х в господском доме открыли родильный дом. Западную часть усадьбы постепенно заняли общественные постройки: Дом культуры, магазин и проч. Во время ВОВ в районе деревни проходили ожесточенные бои - почти вся деревня была разрушена и сожжена. Её жители нашли приют в бывшем помещичьем доме и других усадебных постройках.



В послевоенные годы в восстановленном усадебном доме разместилась больница. Огромную благодарность жители испытывали к главному врачу О.А. Вопилову, который следил за состоянием парка, поддерживал его в отличном состоянии. Затем стены дома заняли почта, амбулатория и библиотека. После 2004 г. усадьба стала никому не нужна и теперь разрушается. Более того сам дом превратился в помойку, которую активно пополняют отбросами местные жители. Собственно, как и прилегающую территорию (ниж.фото). Ещё в обзорных постах, написанных мною сразу по приезду, я обратил внимание, что Ленинградская область запомнилась мне как самая грязная и неопрятная.



Недалеко от усадебного дома сохранились хозяйственные постройки. Жилую современную застройку в Жабино мы не рассматриваем, а исторической, кроме вышеобозначенной усадьбы, тут и нет. Посему покидаем бывшую усадьбу и продолжаем путешествие.



Следующим пунктом мы прибываем в деревню Волосовского р-на с необычным названием Анташи. На краю поселения, на берегу живописного пруда находится усадебный комплекс, примерно, 1840-х годов постройки. Двухэтажный особняк построен в прибалтийском стиле - из валунов, скреплённых известковым раствором, с вкраплением чёрных камушков.



Второй этаж возведён из известнякового плитняка. Кирпич использовался лишь для оформления оконных и дверных проёмов.



Усадьбы этого района отличаются от типично русских. Издавна здешние места населяли не только русские, но и водь, ижора, вепсы, эстонцы, а также ингерманландские финны. С начала XIX века большинство имений Ямбургского и Петергофского уездов стало владениями дворян нерусского происхождения, в основном выходцев из Прибалтики. Живя в северной столице, бароны Эстляндии, Лифляндии и Курляндии начали приобретать имения недалеко от Петербурга, ближе к западным границам губернии. Немало нового внесли их владельцы в устройство усадеб. Так, различные по назначению здания хозяйственных комплексов возводились ими не из дерева, а по прибалтийской традиции из валунов, скреплённых мелкими камнями и гашёной известью.



Хозяев имения установить достоверно не удалось до сих пор. Бытует версия, что здешними землями владел род баронов Корфов. Представители этого рода были крупными землевладельцами в прибалтийских губерниях, а также в Речи Посполитой и Пруссии. Иногда с фамилией Корф хозяином упоминают Ф.В. Рымашевского. Согласно карте Шуберта на 1844 г. рядом с Анташи находилось два поселения - «Анташи Русские» и «Анташи Чухонские и Мыза» (там проживало много финских крестьян, отсюда и «чухонские»). На 1856 г. владельцем дер. Анташи Русские значился Медем; а Анташи Чухонские принадлежали некому Скворцову. Если предположить, что Анташи принадлежали Медему, то скорее всего это был барон Н.В. Медем - профессор истории военного искусства, тактики и стратегии в Императорской военной академии. Имел двух сыновей: Михаила и Николая, которые служили сенаторами. Про соседа Н.В. Медема Скворцова ничего неизвестно.



В советские годы усадьба использовалась местным колхозом, с исчезновением которого пришла в полный упадок. На данный момент продаётся.



Бросаем последний взгляд на усадебные руины и продолжаем путь. Впереди нас ждало ещё с два десятка достопримечательностей Ленобласти, о которых я расскажу в последующих постах.



При создании поста использованы следующие источники:
-  статья М.А. Фёдоровой из журнала «Оредеж» №5, 2008 г.
- "Ленинградская область"
- "На Ижорской возвышенности"
- "Забытое наследие"
- "Саблино. Краеведение"
- фото сайта "Retro view"

2015, Ленинградская область, усадьба

Previous post Next post
Up