Есть такой город, называется Белый

Jan 21, 2016 11:01




Сегодня я расскажу о затерявшемся в юго-западной части Тверской области, на границе со Смоленской, небольшом провинциальном городе Белом. Практически неизвестный у обывателя и обойдённый вниманием у туристов город Белый - один из древнейших городов смоленских земель (в 1957 г. вошедший в состав Тверской области). Несмотря на то, что архитектурным изыском застройка Белого не блещет, город тем не менее сохранил черты своего исторического облика. Тихий, уютный, со своим шармом, нам он понравился.





В один из осенних пасмурных дней, когда моему спутнику Катерине не сидится дома, мы отправились в очередную поездку. Преодолев от дома по трассе М-9 почти что 400 км, сворачиваем на большак - старинный тракт Торопец-Белый-Смоленск. Здесь, на развилке, на постаменте возвышается памятник шахтёру.



Долгое время Нелидово было глухой деревенькой, ожившей только в начале XX века с прокладкой возле неё железной дороги. С открытием ж/д станции хлынул поток местного леса, появились лесопилки и деревня стала рабочим посёлком. Расцвет пришёлся на советский период, когда геологи обнаружили залежи бурого угля. Возник Нелидовский угольный бассейн. В посёлке появились шахтостроители, шахтёры. Рост поселения шёл вместе с шахтами (в округе их насчитывалось немалое количество) и в 1948 г. Нелидово получило статус города. Сейчас шахты не действуют: последняя закрылась в 1996 г.



Поскольку оказались мы здесь проездом и сам город практически не видели, углубляться в историю не стану. Припарковавшись на центральной площади, запечатлели, пожалуй, самое яркое здание города - Дворец Культуры шахтёров - главная достопримечательность города шахтёрской славы.



Открыт ДК шахтёров был в 1954 г. В 50-60-х подобные ДК были выстроены по всему Союзу: Ясногорск, Алексин, Воронеж, Сафоново, Ревда, Выкса и т.д.



2015 год - обветшалое здание, пустая площадь, уныние.



За советский период, кроме добычи угля, город вырос и в промышленном плане: были построены заводы станочных нормалей, пластмасс, гидравлических прессов, открыт домостроительный комбинат и многое другое. Была даже газораздаточная станция, снабжавшая сжиженным газом все западные районы области. Сегодня город не иначе, как вымирает. Выросшее к 1990-м гг. население насчитывало более 30 тыс. жителей, ныне - минус 10 тысяч.






В Нелидово можно найти ещё пару интересностей, но мы спешили и своим внимание засвидетельствовали лишь ДК. А вот, на мой взгляд, замечательное фото 1981 года, демонстрирующее, что праздники тогда это не только митинги и пламенные речи с трибун, умели и развлекаться: перед ДК в честь начала 11-й Пятилетки устроили соревнования по картингу. Думаю, в наши дни в Нелидово давно уж не закладывали дрифт на маленьких гоночных машинках.



Мы же продолжаем движение к главной цели - известной только у аборигенов усадьбе, спрятавшейся в лесном массиве, на берегу реки Береза (на фото).



Несмотря на скромные размеры и несохранившийся интерьер, господский модерновый дом и живописное место, окружающее его, приятно удивили.



После часа пребывания там, решаем посетить за одно, так сказать, "забытый всеми" город Белый, что расположился вдоль трёх озёр с примечательными названиями: Балтика, Весёлое и Бездонное. Итак, преодолев 35 км от усадьбы и 460 от столицы, мы прибыли в город Белый, что стоит на берегах реки Обша. Первыми на улице Торопецкой нас встречают жители бельчане (на фото). Мы как раз со стороны Торопца, выходит, и приехали.



Интересны варианты происхождения названия города. По одной из версий назван по "имени" реки Белой, впадающей в Обшу. Согласно преданию, первоначально город строили на берегу реки Белая, но поднявшаяся в половодье вода, снесла заготовленные материалы в Обшу. Другая версия гласит, что крепость, вокруг которой впоследствии вырос город, называлась так по цвету стен, выкрашенных известью. В здешнем районе находятся месторождения извести. Видимо, это объясняет, название самой реки Белой (вода размывала известняк, и вода окрашивались в беловатый цвет). Существуют и иные трактовки. В исторических документах город называют по-разному: Богородицын, Богородичин, Бельская переправа, Белой. Но наиболее распространённым названием вплоть до конца XVIII века служило: Белая (именно в женском роде).



В VII - VI тыс. до н.э. здесь, в Верхнем Подвинье, уже существовали поселения охотников и рыболовов. Центром ареала их обитания впоследствии стало Бельское городище. В XII-XIII вв. возникшее на основе городища поселение вошло в состав Смоленского княжества. Первое летописное упоминание о Белом относится к 1355 г., когда смоленский князь Святослав безуспешно пытался отвоевать город, чуть раннее завоёванный литовским князем Ольгердом. В 1503 г. Бельское княжество входит в состав Московского государства. А через три года на западной окраине города для защиты границ от польско-литовского государства строят деревянную рубленую крепость на земляных валах, сохранившихся по наши дни. С того времени и на протяжении двух веков Белый служил важной крепостью, неоднократно переходившей из рук в руки враждующих сторон. Только в 1667 г. Белый окончательно вошёл в состав России. К тому времени стены и башни крепости частично сгнили, а граница отодвинулась на запад. Но вокруг крепости уже выросли Верхний и Нижний города. В 1723 г. указом Петра I в Белом, городе Смоленской губернии, была учреждена пристань, способствовавшая развитию торговли, особенно с Ригой. Через город проходили тракты: почтовый из Смоленска, транспортные - из Вязьмы, Сычёвки (Ржева) и Торопца.



Жилая и общественная застройка торгового города на середину XVIII века состояла полностью из деревянных построек с соломенными крышами и волоковыми окнами. Потому город неоднократно полностью выгорал. Первым каменным зданием в 1754 г. стало здание Никольской церкви (на фото; не сохр.).



Первые каменные гражданские постройки появились только в начале XIX века. Интересно, что по числу обывательских домов (775 шт.) Белый в 1825 г. превосходил большинство уездных городов губернии, уступая лишь Вязьме и Рославлю. Однако по числу каменных домов он стоял почти на последнем месте (на 1858 г. из 1000 зданий каменных было всего 12 и 5 полукаменных). С сер.XIX века Белый становится довольно крупным и экономически развитым уездным городом, уступая по размерам и торговому значению только Вязьме, и занимает четвёртое место в губернии по количеству жителей. Однако в промышленном плане был очень слабо развит, имея лишь несколько мелких заводиков в деревянных постройках.



Широкое каменное строительство развернулось во 2-й половине XIX и начале XX веков.



С проведением железных дорог, от которых Белый остался далеко в стороне, и падением роли речного транспорта город потерял былое значение важного торгового центра. В год проводились лишь две ярмарки, а жители в основном занимались постройкой судов (струги и шкуты) и работами на них. В советское время Белый развивался как центр сельскохозяйственного района, придерживаясь льноводческого направления. В послереволюционные годы были сломаны все церкви, кроме кладбищенской, что лишило город ряда ценных памятников архитектуры. Но более значительный урон нанёс период оккупации (1941-1943 гг.). Большое число зданий было уничтожено, а остальные представляли из себя лишь остовы стен. Но благодаря первым послевоенным годам, когда городская застройка была восстановлена с сохранением наружного декора, Белый сохранил многие черты своего исторического облика. К осмотру которого мы и приступим.



Проехав город насквозь, припарковались в конце улицы Ленина, в прошлом - главная улица города -ул. Большая Смоленская (верх.фото). Под № 50 нас встречает не шибко примечательный двухэтажный дом, как оказалось постройки конца XIX века. Дом входит в комплекс городской усадьбы, включающей кроме главного здания, флигель и ограду с калиткой. Принадлежала сия усадьба льноторговцу Хорошкееву.



Напротив купеческого дома, через дорогу, расположены склады этого льноторговца. Главный складской корпус Хорошкеева - типичная по архитектуре кирпичная постройка, характерная для хозсооружений периода эклектики в провинциальных городах. Судя по дате, выложенной на аттике, здание построено в 1909 году.



Следующим, буквально в 50 метрах от склада, находится здание мужской гимназии, 2-й пол.XIX века. Директором оной когда-то был Адам Христофорович Аллаж (что это за личность мне неизвестно, но ФИО у него весьма примечательные). Сейчас стены гимназии занимает ПТУ № 51, датой основания которого считается 1979 г. Само здание представляет из себя образец архитектуры учебных заведений, по формам декора напоминающее административные постройки конца XVIII века. Памятник имеет также мемориальное значение: в 1891-1893 гг. здесь преподавал известный философ, писатель и публицист В.В. Розанов. А согласно памятной табличке на боковом торце здания, в гимназии учился Нил Петров, член РКПб (с 1918 г.), организатор комсомола в г. Белом; погиб в боях при защите Петрограда в декабре 1919-го, в возрасте 19 лет.



Мужская гимназия, фото нач. XX столетия.



На улицу Смирнова (бывш. Арестная, скорее всего, названная так из-за расположения на ней арестного дома) выступает южный торец кирпичного надворного складского корпуса торговца льном Хорошкеева.



Далее спускаемся к пересечению бывших улиц Арестной и Малой Смоленской (ныне ул. Кирова). Но, прежде чем я приступлю к описанию очередного памятника архитектуры, поведаю о некоторых известных личностях Белого. Например, в 1606 г. воеводой в Бельскую крепость был назначен Гаврила Пушкин -- предок великого поэта. А в 1613 г. во время очередных военных событий в осаде внутри крепости оказалась польская армия, в состав которой входил отряд наёмников из Шотландии, отказавшихся сражаться с русскими и перешедших на сторону Москвы. Среди них был ратник Георг Лермонт, нашедший в России вторую родину. От него и пошёл обрусевший род Лермонтовых, давший миру другого великого поэта. До конца XIX века в городе продолжал существовать бельский гарнизон, среди солдат которого был Н.М. Пржевальский (знаменитый географ), служивший в 1856-1860 гг. прапорщиком расквартированного здесь Полоцкого пехотного полка.



На Малой Смоленской в 1912 г. при поддержке губернского земства было открыто низшее сельскохозяйственное училище им. Н.А. Жегунова. В советские годы на его базе открылся сельхозтехникум, подсобное хозяйство которого находилось в бывшем имении Краевских (километра два от города). Братья Краевские, Константин и Александр Генриховичи, примерно, до 1929 г. преподавали в техникуме математику и физику. После здесь размещалась спецшкола. Насколько я понял, речь, скорее всего, идёт вот об этом здании XIX века.



Городское училище, фото нач. XX столетия.



Судьбу города в наше время предопределила не только политика, проводимая в отношении малых городов, но и месторасположение. Белый затерялся в глубинке меж двух региональных трасс: от М-1 он в 120 км, от М-9 - в 60 км. Лишившись должного финансирования, город чахнет (не в обиду бельчанам будет сказано). За последние четверть века в нём, по моему, не было построено ни одного нового здания, а те, что есть приходят в упадок. На 1992 г. население Белого насчитывало 5.3 тысяч жителей, к 2014 г. сократилось до 3.4 тыс.



Пройдём чуток вглубь бывшей ул.Малой Смоленской. Перед нами - ещё один складской корпус, предположительно, начала XX столетия, весьма внушительных размеров и сильно вытянутый в глубину участка.



Рядом с ним расположена одна из немногих уцелевших усадеб Белого. Скромный одноэтажный с полуподвалом дом, датируется 2-й пол. XIX века. Из декора он имеет характерные для бельских зданий рустованные лопатки, обрамляющие углы дома.



Следующий полукаменный дом, приглянувшийся больше Катерине, нежели мне, оказался так же старинным. Более того, его удалось идентифицировать: принадлежал он богатой купеческой семье Крутелевых.



Под № 10 и №8 ещё два примера характерной для Белого дореволюционной застройки.



Именно тут Катя заприметила собачулю, которую запечатлел Денис. Не мог не разместить ещё раз так поранившийся мне кадр.



Я тем временем снова возвращаюсь на улицу Большую Смоленскую (ул.Ленина) "охотиться" на местные достопримечательности, а спутник мой, меж тем, начинает колесить по всему городу на машине. Когда-то самые большие и красивые здания украшали эту улицу. Судить об этом можно по старым фотографиям и по тем зданиям, которые уцелели после Великой Отечественной и были восстановлены в послевоенные годы.



Симпатичное здание под № 20 датируется 2-й пол. XIX века. Принадлежало купцам братьям Суржаниновым. Первый этаж занимал магазин, а второй был отведён под жилые комнаты. Суржаниновы в конце XIX в. имели два арендованных винокуренных завода и один собственный (в Никишах), занимались заготовкой и сплавом леса в Ригу, держали бакалейный магазин и оптовый винный склад. Старший брат Николай Иванович был также соборным церковным старостой. В послевоенное время в купеческом доме заседал горсовет (2-й этаж), размещалась детская библиотека (1-й этаж) и энергосбыт. Сейчас здесь находятся служба занятости и нотариус.



На углу квартала (ул.Ленина и пер.Аптечный) под №29 расположено весьма протяжённое здание, стены которого в прошлом занимал кинематограф, принадлежавший эстонцу Пекку. Здание выстроено, судя по дате на фронтоне, в 1913 году. Сейчас здесь заседает организация под наименованием «Бельский районный межпоселенческий центр культуры и досуга». Новый действующий кинотеатр расположился по соседству.



Следующим зданием, за №25, мы видим стилизованную под эклектичную застройку Белого здание гостиницы «Обша», советских годов постройки.



Двигаясь в центр города, под № 23 встречаем единственный в городе дом, отличающийся от прочей застройки своеобразным для Белого архитектурным обликом. Наверное, самый роскошный по внешнему декору во всём городе. Идентифицировать принадлежность, к сожалению, не удалось.



А напротив раскинулся небольшой сквер, с памятником В.И. Ленину.



Памятник Владимиру Ильичу здесь весьма необычен. Уникальность его в том, что Ленин изображён в сапогах, а не в ботинках, как практически на всех его памятниках. В августе 1920 г. Ленин отдыхал и охотился в Бельских лесах в районе Нестеровских болот.



Рядом с Ильичом, через оградку, можем видеть бельский сюрреализм современной России. Нет средств на постройку нового храма, так откроем его в бывшем Доме Пионеров (как говорят, а там, кто знает). Церковь Петра и Павла, 1989 года открытия. На заднем плане наблюдается здание бывшей женской гимназии, в котором в настоящее время кроме всего прочего расположено учреждение дополнительного образования детей «Дом школьников».



Здание женской гимназии (ул.Ленина, д.14). Впервые женскую гимназию открыли в Белом в 1861 г. А в 1892 г. она разместилась в существующем здании, сооружённом в 1870-80-е. После 1910 г. к зданию примкнул новый корпус, а старый подвергся перестройкам. Строилась гимназия на средства купца М.Н. Зенбицкого, тёща которого, Вера Капитоновна Цызырева, 25 лет была в ней начальницей. В советские годы здесь располагалась средняя школа, потом - начальные классы. Заглянули внутрь. Полы там до сих пор устланы метлахской плиткой красивого рисунка (в остальном интерьер утрачен), зато витает дух советского времени. Видимо, из-за печного отопления. Хотел я было узнать, отчего у них такой жар, но мой спутник, как всегда, чего-то забоявшись, стал торопить на выход.



А вот так здание женской гимназии выглядело в начале XХ столетия.



Через дорогу от бывшей гимназии стоит дом №19. Первоначальный объём здания, двухэтажный со стрельчатыми окнами, относится ко 2-й пол.XIX века. Над дореволюционной одноэтажной южной частью дома (справа) в советское время надстроен второй этаж. По сведениям краеведов, дом принадлежал потомственному почётному гражданину Ф.К. Резникову. А вместо виднеющегося на фото краешка современного дома (слева) до Великой Отечественной войны вплотную стоял дом, принадлежавший его сыну - городскому голове М.Ф. Резникову.



На углу улиц Ленина и Правды (бывш. Николаевская; выше стояла Никольская церковь) расположено двухэтажное эклектичное здание. В прошлом се был дом купца В.В. Грекова, где на первом этаже велась торговля, а на втором располагались жилые комнаты. Кроме всего прочего в магазине торговали швейными машинками «Зингер». В 1920-е здесь разместился райком партии, после - райисполком, а сейчас заседает Бельский районный суд.



Этот же дом в начале XX века.



Аккурат напротив "швейного дома" стоит дом купцов Зенбицких, XIX века, спрятавшийся за деревьями и обильно украсивший себя пластиковыми окнами. Потому мы сфотографировали лишь его усадебные ворота с калиткой, хоть как-то отдающие аутентичностью.



И последним на главной улице, кое-как протиснувшись сквозь деревья и фонарные столбы, сфотографировали жилой дом немца В.И. Гренбергера. В доме, что датируется опять же 2-й пол.XIX века, в подвале размещалась пекарня, на первом этаже - булочная, а на втором жило само семейство. В 1930-е Гренбергеры подались в Москву, где глава семьи устроился работать по специальности и даже дослужился до заведующего кондитерским цехом. В послевоенные годы над южным крылом (на переднем плане) был надстроен второй этаж. Сегодня тут заседает полисьон (УМВД России по Бельскому району). Кстати, часть зданий исторической застройки Белого состоит из таких вот неоштукатуренных кирпичных домов, крашенных поверх белым. Смотрится не очень. Видимо, специально, дабы соответствовать названию города, поскольку подавляющее большинство дореволюционных домов имеют "белый окрас". Хотя в сравнении с застройкой Белого 1980-х, состоящей из двухэтажных кирпичных также неоштукатуренных домов, эти старинные здания выглядят ещё куда ни шло.



Ещё один типичный для Белого пример жилой эклектичной застройки XIX века (ул.Ярославская, д.5).



На сим осмотр спокойного, малолюдного городка подошёл к концу.



На обратном пути совсем занепогодилось, но, тем не менее, по дороге мы заскочили в посёлок Монино, расположенный на берегу реки Межа. Известны здешние земли были с XII века, когда входили в состав Смоленского княжества. В сер. XIV века эту территорию завоевали литовские князья, тогда и было основано поселение Монивидова Слобода (спустя пару столетий именовалось как Монидово).



В 1960 г. из посёлка Копейки в Монино была переведена исправительная колония (ИК-9), которая стала посёлкообразующей организацией (здесь стало трудиться население близлежащих наспунктов). Если обогнуть территорию колонии-поселения, ограждённую забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками, то на высоком холме можно увидеть церковные руины. Первый деревянный храм «в Белой, на Монидове» упоминается в 1634 г. Это был униатский храм (под покровительством Польши). С 1654 г. церковь стала православной и в дальнейшем неоднократно перестраивалась, покуда в 1744 г. не началось возведение новой каменной церкви во имя Рождества Богородицы. Строилась она на средства И.Ф. Нелидова и окончена была в 1758 г. (по другим источникам: на средства И.Б. Нелидова и окончена в 1769 г.). Собственно смотреть тут не на что, потому задерживаться не стали и поколесили домой.


При создании поста использован материал сл.сайтов и книг:
- книга Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская обл. часть 2
- Литературная карта Тверского края
- Администрация гп город Белый
- Православные храмы Тверской земли
- форум Нелидово

город, 2015, Тверская область

Previous post Next post
Up