В селе Седельницы Ивановской области затерялся ещё один шедевр архитектуры - храм Христа Спасителя.
Внешне он настолько красив, что достоин столиц (кстати, по такому же образу выстроен храм Воскресения Христова
у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге).
Правда, сейчас побелка слезла и оголила цементную обмазку стен - что слегка портит внешний вид храма.
Построен он был с использованием строительных новшеств тех лет - устроен калорифер в подвале (по всему зданию внутри стен проходили каналы, с выходом в виде маленьких окошек, через которые прогонялся тёплый воздух, который и отапливал не только сами стены, но воздух храма), использовались железобетонные перекрытия, оконные рамы были не только железные и застеклённые, но и
рама была двойной и с форточками. Для купола был использован так же нестандартный кирпич - с пустыми полостями внутри, для меньшего веса крыши. Однако, главный купол это не спасло и пару лет назад он всё-таки обрушился.
Храм запирался на могучие двойные чугунные двери, за которыми стояли ещё и деревянные. Роспись была с использованием обильного золочения фонов фресок, нимбов и орнаментации. До сих пор осталась позолота на крестах. Внутри сохранился кусок мраморного "Деисуса"
Памятник архитектуры начала ХХ века - церковь Христа Спасителя. Строительство было начато в 1905 году, по заказу и
на средства уроженца села, писцовского фабриканта Михаила Алексеевича Павлова (сын и наследник А.Д. Павлова, владевшего
в 1868 г. ситцепечатной и миткалевой фабрикой в Писцове). Освящён храм был уже в 1910 году.
Крупный храм отличается развитым декором. Кирпичный, покрыт цементной обмазкой.
Композиция и декор церкви восходят к древнерусскому зодчеству XVI-XVII веков.
Главки с крестами.
Кресты сохранили свою позолоту даже до наших дней.
Перед всеми тремя входами в храм расположены крыльца на коротких каннелированных столбах.
На фасадах над крыльцами устроены огромные тройные арочные окна с висячими гирьками.
Двойные двери у каждого входа.
Могучие тяжеленные металлические двери.
С незамысловатым декором в виде креста.
За железными дверьми ещё и деревянные. Сквозь них виден рухнувший купол.
Можно лишь догадываться, что каждый сантиметр храма был расписан.
Внутри так же красивые декорированные деревянные двери.
А вот и сам купол, что рухнул совсем недавно.
Его не спас даже такой продуманный кирпич.
Сохранность живописи, безусловно, ужасная. :(
Богатство отделки и росписей интерьера подчеркивалось обильным применением позолоты в качестве фона,
в одеждах святых, нимбах, в орнаментации.
В интерьере был широко использован металл.
Рамы, часть дверей, дверные и оконные колоды, решетки, тетивы лестниц - железные, фабричной работы.
Форточка!
А теперь снова наружу и напоследок несколько фрагментов архитектурных деталей.