Следуя Вятским трактом

Dec 11, 2014 11:31




В Костромском краю проходили основные дороги в Сибирь. По одной из таких - Ново-Вятскому тракту - мы и прокатимся в этом отчёте, точнее посетим населённые пункты, расположенные вдоль него. А это: живописный город Макарьев и его древний Троице-Унженский монастырь, посёлок Кадый и урочище Спас-Пенье. Конечно для достопримечательностей в лице городской застройки и действующего монастыря погоду не мешало бы иметь по-лучше. Но, как говорится, за неимением другого...




По пути от Судиславля до посёлка Островский (в прошлом - село Семёновское-Лапотное) расположено совсем мало деревень. Издавна север бывшего Кинешемского уезда Костромской губернии слыл бедным и незаселённым: более половины его территории поросло лесом, значительная часть земель заболочена, а скудная почва давала низкий урожай. Нижнее фото как раз демонстрирует скудность этого края.



Первым пунктом мы останавливаемся в урочище Спас-Пенье, что на речке Сорожанке. Село Спас-Пенье, известное с 1620 г., было погостом Преображения Спаса-на-Пенье, получившим название по имени церкви, поставленной на вырубке, где ещё оставались пни. В нач. XVII века погост вместе с другими деревнями входил в вотчину Сумароковых. В девятом поколении Сумароковых самым известным является Александр Петрович - первый русский драматург и первый директор учреждённого в 1756 г. в Петербурге театра. Именно его деду Панкратию Богдановичу и отцу Петру Панкратиевичу принадлежали в этих землях поместья.






В XIX веке Спас-Пеньем владеют уже братья Яковлевы - отец и дядя А.И. Герцена. На 1811 г. записано так: "Владения двора Его Императорского Величества, действительного камергера, ревизионного посланника и пол­номочного министра при дворе Его Величества короля Вестфальского, и ордена святого Иоанна Иерусалимского кавалера, Льва Алексеевича Яковлева - в Кинешемском уезде владение с.Спас-Пение 54 души и за братом его, гвардии капитаном Иваном Алексеевичем Яковлевым, в том же селе 80 душ.".






От Спас-Пенья начинался так называемый «лапотный край» - жители здешних деревень зарабатывали на жизнь плетением лаптей.
Это территория старинной Сидоровской волости. Центрами церковных приходов здесь были село Спас-Пенье и Никольский погост, который назывался раньше Николо-Пустынью. Ещё в XVII веке на месте Никольского погоста был небольшой мужской монастырь - «пустынь что в Подлесье, в которой строитель Савватий с братией, а питаются мирским подаянием, да за монастырем скотный двор, а более у той Никольской церкви никаких дворов, сел и деревень нет». Существующая ныне каменная Спасская церковь была выстроена в 1815 г. помещиком С.Ф. Аладьиным. Правда, не знаю как связать фамилию Яковлевых и Аладьина.



Через 80 км от Спаса останавливаемся в посёлке Кадые - в прошлом старинный город Кадый, основанный в 1-й четв. XVI века. Первое письменное упоминание относится к 1546 году. Создан он был как город-крепость в период, когда на северо-восточной окраине Московского государства создавался оборонительный рубеж для защиты сначала от казанских, а затем от крымских и ногайских татар. На том рубеже вместе с Кадыем были построены крепости: Буй, Судай, Парфеньев, Кологрив и др. Но задолго до того, ещё в XV веке, на территории самого Кадыя и в его окрестностях добывали драгоценный продукт - соль. В перечислении земель, отходивших к городу Кадыю, записано: «Займище что был храм Бориса и Глеба, под ним во враге три колодезя соляных».



Из описания 1780 года: «Города Кадуя кремль площадью в одну десятину. Оный кремль лежит на низком месте реки Вотгати и речки Кадыевки и частию обнесён земляным валом-рвом... Внутри оного соборные церкви. Присутственных мест: уездный земский суд и место для хранения казны. По обеим сторонам Вотгати - церкви, городовой магистрат, винный подвал, два питейных дома. Вдоль большой столбовой дороги из Кадыя в Галич стоит острог для содержания колодников». В конце-концов, потеряв свою значимость и устпив место более развивающемуся (за счёт монастыря) Макарьеву, в 1796 г. Кадый становится заштатным уездным городом.



На главной площади - церковь святителя Николая, 1811 года.



Дважды горел Кадый сильно. Во время пожара в 1839 г. сгорел Кремль и почти все здания города. После пожара 1841-го остался лишь дом для ночлега царя Александра и обгоревшая церковь. Жители здесь занимались земледелием, скотоводством, бортничеством, сбором грибов и ягод, охотой, сплавляли для продажи лес, варили соль. В наше время Кадый особо ничем не примечателен, разве что этой советской постройкой с мозаичным панно.



Ещё через 45 км паркуемся уже на улицах города Макарьева что на Унже. Город на удивление оказался достаточно колоритным, сохранившим множество домов дореволюционной застройки. Именно поэтому было решено приехать сюда вновь, в лучшую погоду, а в тот день осмотреть его лишь бегло.



История города начинается с 1778 г., когда Указом святейшего синода было учреждено Костромское наместничество, а на базе подмонастырской слободы и соседних с ней поселений был основан уездный город Макарьев на Унже. Самое раннее описание Макарьева датируется 1805 годом: "...В городе две каменные церкви, 200 и более обывательских домов, 50 деревянных лавок, гостиный двор каменный. Здесь производится торг хлебом, для чего сюда приезжают костромские и ярославские купцы. Производится торг строевым и дровяным лесом... Живут изрядно и достаток имеют посредственный. Ярмарок три. Приезжают из разных городов купцы с шёлковыми, бумажными и иностранными товарами, а зимним временем торгуют на ярмарке лошадьми, пригоняемыми из Вятской губернии...".



На верхнем фото: Ильинский храм 1812 года; на нижнем - он же в наши дни.



Особую благодарность хочу выразить редактору группы "Макарьев.ру", который предоставил мне архивные фото, а главное идентифицировал городскую застройку. Итак, перед нами здание богадельни, расположенное по соседству с Ильинским храмом. Дом престарелых был выстроен в 1889 г. на деньги купца 1-й гильдии Михаила Николаевича Чумакова. Здание находилось в ведении Императорского Человеколюбивого общества. В советское время обзавелось новой пристройкой и до последнего времени использовалось как отделение детской терапевтии.



Географическое положение Макарьева сделало его торгово-купеческим городом, промышленность была развита слабо (табачная фабрика, кожевенный, свечной да мыльный заводы). Имелось два гостиных двора: каменный на 64 лавки, из которых 21 для съестных товаров, две - москательные и 41 была не занята; деревянный (53 лавки для приезжих купцов). К тому, что в царские времена якобы народ не выпивал: было три питейных дома, водочный магазин и два трактира. К 1895 г. в городе проживало 6.273 человека. Однако, почти четверть трудоспособного населения уходила на заработки в Сибирь и другие губернии на срок от одного месяца до года. Кстати, на 1959 г. население составляло более 10 тысяч, в 2013-м - всего 7 тысяч. По этому поводу придутся кстати махровые советские фоточки из жизни города.






Вернёмся в 2014-й...



На переднем плане "Верховский дом". В самом начале 1900 гг. строительство этого дома заказал дворянин Верховский, позже он перешёл во владение его дочери. На первом этаже было несколько магазинов, на втором - жилая часть. Рядом расположенный белый домик так и был торговым.



Дом купца Разживина, на первом этаже располагалась торговая лавка, на втором - комнаты хозяев. Здание построено в начале XX столетия. Через какое-то время после революции 1917 г. здесь обосновался военкомат, существующий и сейчас.



Торговля в Макарьеве даже в XIX веке находилась в довольно низкой степени развития, и собирающиеся здесь ярмарки - как раз показатель слабости экономического развития. Причиной этого явилось то, что город оказался в стороне от центров промышленного развития. Некоторое оживление в жизнь города внесло открытие в 1861 г. пароходного сообщения по реке Унже. В город завозилось множество различных товаров, а вывозился лес и другие строительные материалы. До революции в Макарьеве существовали две пароходные компании: Волжско-Унженское пароходство и Макарьевское грузовое товарищество.
На нижнем фото - дом купца Козлова, начало XX века.



А это одно из первых каменных зданий города - здание присутственных мест, возведённое в 1806 году в стиле классицизма, по проекту архитектора А.Д. Захарова. На первом этаже располагалась полиция и казначейство, а верх занимала семья капитана-исправника (главное административное лицо). В советское время в нём находилось несколько учреждений, в том числе и сельхоз-управление. Последним площадь присутственных мест занял краеведческий музей.



Здравоохранение в Макарьеве начинает развиваться только к концу XIX века. До 1858 г. в городе была только одна больница на 10 коек. В1873 г. было построено новое здание на 30 коек, но через год оно сгорело. С 1878 г. заведовал больницей Ксаверий Малиновский. Благодаря его настойчивости с 1880-го земским собранием было введено бесплатное лечение коечных больных крестьян, а затем это было распространено и на бедные слои городского населения. На нижнем фото как раз здание Земской больницы, проект утвердили в 1912 г., а построили примерно в 1914-ом. Кстати, и по ныне используется как районная больница.



К началу XX века население в городе составляло уже 7600 человек. Но в промышленном отношении город особого развития так и не получил. Как и прежде, небольшие кустарные заводы удовлетворяли нужды горожан: работали кожевенные, кирпичные, мыловаренные, сапоговаляльные предприятия.
Более активно развивалась торговля, к 1912 г. работало 163 торговых заведения.



Около Макарьевского монастыря на берегу реки Унжи стоит здание Романовского реального училища - ныне школа №1.



Построено оно в 1913 году в память о 300-летней истории правления династии Романовых.






Главной достопримечательностью города является архитектурный ансамбль Макарьево-Унженского монастыря, который, безусловно, лучше было бы сфотографировать при другой погоде. Белые здания церквей на фоне снега, отсутствия солнца и пасмурного неба смотрятся, прямо скажем, не ахти...
Никольская церковь над Святыми воротами. Выстроена в 1682-1685 годах.



А вот так выглядел этот храм в 1910 году. Фото С.М. Прокудина-Горского.



Макарьевский монастырь был основан преподобным Макарием в XV веке на правом берегу реки Унжи в 20 верстах от старого города Унжи. Нижегородский монах Макарий в начале XV века основал на берегу Волги монастырь, названный по его имени, а по цвету жёлтых песков и воды монастырь звался Желтоводским. В 1439-м казанские татары хана Улу-Махмета разорили Желтоводский монастырь, но не причинили вреда игумену Макарию, только взяли с него обязательство не основывать новых монастырей. Макарий ушёл с Волги вверх по Ветлуге на Унжу и в 1439 г. всё же основал новый монастырь.



В 1608 г. московским великим князем была дана монастырю жалованная грамота на «черные» (не освобожденные от податей) деревни в Понизовской волости Унежской осады. Монастырь расширял свои владения не только за счёт вкладов, но и колонизацией соседних чужих земель. В 1660 г. левобережные волжские марийцы жаловались царю на игумена Макарьевского монастыря Пафнутия и на монахов: «Во 1658 г. построили старцы на речке на Какше в их черемисских ухожьях и дворами поселились, а их де черемису в тех угодьях бьют и увечат и всякое поругание чинят и стреляют по ним из ружья и многую черемису побили до смерти ясачные дворы у них запустели и в рознь разошлись и старцы с их крестьянами завладели их рыбными ловлями и бобровыми гонами и им де черемисам от обид жить стало не в мочь». На тот период монастырю принадлежало уже 847 крепостных крестьянских двора.
Успенская церковь при больничных кельях. Сооружена в 1732-1735 гг.. Отреставрирована в 1970-х.



На богомолье сюда приезжали цари. В 1611 г. монастырь посетила вместе с сыном инокиня Марфа Ивановна Романова. А в 1619 г. приехал Романов Михаил Фёдорович благодарить Бога за возвращениеиз Польши отца его. Михаил Фёдорович по этому поводу приказал обстроить монастырь и дал ему в вотчину ещё несколько поселений.



Макарьевская церковь построена в 1670-1674 годах. Трапезная пристроена в 1823-24 гг.. Отреставрирована опять же в 1970-х. Здесь хранятся мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского, которые Церковь вновь обрела в 1990-х. А часть главы Макария находится в Печерском Вознесенском монастыре, как пишут на официальном сайте Московского патриархата: в 2005 г. честная глава преподобного Макария была обретена у одного из священнослужителей. Чудным образом она сохранилась и передавалась из поколения в поколение...



Макарьевская церковь в начале XX столетия.



Созданный как цельный высокохудожественный архитектурный ансамбль в течение своей многовековой истории Макариево-Унженский монастырь неизбежно подвергался переделкам, хотя в общих чертах и смог сохранить свой первоначальный облик. В 1927 г. монастырь был закрыт. С упразднением обители были разобраны стены (кирпич частично использован для строительства народной бани). Гражданские здания монастыря заселяются большими семьями макарьевской бедноты. В Никольском храме устроили краеведческий музей. Также в его постройках размещался детдом, в годы войны - госпиталь, затем зооветеринарный техникум.
Ремонтно-реставрационные работы в монастыре проходили в 1970-1980-е года.



По центру - трапезная Благовещенская церковь, сооружённая в 1677-1680 годах. Шатровая колокольня обрушилась в 2003 г.



Главный храм монастыря - Троицкий собор с обходной галереей, близкий к памятникам нижегородского зодчества XVII века.
Сооружён в 1664-1670 гг., в 1970-х отреставрирован под руководством архитектора-рестовратора Л.С. Васильева.






Получается, что сейчас это единственный храм со свободным доступом (если вас не заметили с фотоаппаратом). Так воспользуемся этим.



Несмотря на значительные, а точнее полные утраты интерьера, в соборе чудесным образом сохранилась великолепной работы храмовая живопись.



Как всегда, боясь прихода нежданных гостей в лице монахов, что впрочем и случилось, Катя фотографировала в состоянии "ещё чуток и в обморок". И вспышку же конечно мы не взяли с собою. Так что, исходя их этих факторов, передать всю красоту фресок мне не удастся.






Для костромского края качественная роспись весьма редкая вещь.






Ну, а потом пришла монахиня... В итоге мы были вынуждены покинуть православную территорию.



Далее наш путь снова лёг по Вятскому тракту, в сторону старого города Унжи.



Продолжение следует...

Предыдущие части этого путешествия:
- Костромской Север
- Эпитафия Плотине

При создании поста использован материал сл.сайтов:
- группа ВКонтакте Макарьев.ru
- проект Елены Моревой "Старинные города России"
- краеведческий сайт "Костромка"

город, церковь, 2014, Костромская область, монастырь

Previous post Next post
Up