Великолепие усадьбы Щепочкина

Dec 24, 2012 22:33




Искушённого путешественника уже сложно чем-либо удивить. Когда позади более сотни исследованных усадеб, думаешь, что всё видел. Ан нет! Остались ещё уникальные усадьбы, которые могут вызвать восхищение. Одна из таких - усадьба Щепочкина в Полотняном Заводе Калужской области. Здесь ещё сохранилась потолочная роспись конца XVIII века, не тронутая рукой реставратора. Все последние десятилетия эта живопись была скрыта под слоем краски и лишь начавшийся четыре года назад ремонт, смог выявить творения неизвестных мастеров. Кроме этого во множестве комнат сохранилась прекраснейшая изящная лепнина фризов из листьев аканта. Много в доме изразцовых печей, но наиболее выдающиеся - настоящее произведение искусств - это четырёхметровые в высоту круглые фаянсовые печи увенчанные вазами, а в гостиной ждала печь с богатым рельефным декором, украшенная колоннами.

Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда калужский купец Тимофей Карамышев, следуя указу Петра I, построил на реке Суходрев фабрику для деланья парусных полотен и бумажную мануфактуру. С 1732 года в дело компаньонами официально были приняты Афанасий Абрамович Гончаров и Григорий Иванович Щепочкин. В 1735 году, после смерти Т. Карамышева, компаньоны "полюбовно разделились". Постепенно рядом сформировались две совершенно не похожие друг на друга усадьбы А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина.


Восточный фасад здания обращён к реке Суходрев. Вид из гостиной второго этажа.


Главный усадебный дом Г.И. Щепочкина построен во второй половине XVIII века в стиле русского классицизма. Нельзя назвать точную дату возведения дома. С уверенностью можно сказать лишь то, что к 1782 г. здание уже было. Современный его облик и вся внутренняя отделка принадлежат 1790 -1800 годам. Кто строил этот дом - неизвестно, ясно только, что это были московские мастера, возможно, кто-то из учеников Матвея Казакова; кто занимался отделкой, точно сказать нельзя. Но, без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806 - 1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге.


Роспись потолка в теплых тонах парадной лестничной клетки имитирует лепные украшения: розетты, заключенные в восьмигранные рамки - кессоны.


Стену украшает картина советского периода, "писанная маслом" прямо на стене.


Великолепный зал, где проводились балы, вечера, отмечались торжественные события.




На плафоне, напоминающем театральный занавес...


...изображены птицы, держащие в клювах цветы и колосья и музыкальные инструменты: лира, кифара, флейта.


Красивейшая фаянсовая печь, украшенная колоннами и рельефным карнизом.




Венчает печь ваза.


Оставляем бальную залу.


И попадаем в гостиную.


Гостиная находится в центре - пышная, многоцветная, с величественными печами четырехметровой высоты.


Печи сделаны из фаянса, тонкостью исполнения они могли поспорить с мраморными скульптурами.


Как аккуратно и изящно обрамляет лепнина угол печи.


Плафон расписан в стиле русского классицизма.


Фрагменты росписи и лепнины.




Теперь оставляем гостиную. И попадаем в парадную спальню.


Ощущение воздушного купола.




В русских домах парадная спальня служила не столько спальней, сколько гостиной, в которой для всеобщего обозрения в алькове за колоннами красовалась под пышным балдахином кровать, на которой никто никогда не спал.


Плафон изображен с точки зрения человека, лежащего на траве и глядящего в полуденное небо.
Поле плафона окружено простеньким заборчиком, из-за которого свешиваются кусты и вьющаяся зелень.


А вот дальше я запутался. В какой зал мы попадаем. Возможно, это парадная столовая.


Самый красочный плафон дома.






По краям плафона.




И снова угловые печи с прекрасным лепным фризом.


И ещё один зал с расписным плафоном.




После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 году руководство фабрикой перешло его сыну Павлу. Павел Григорьевич Щепочкин был богатым человеком, купив у князя М.П. Волконского несколько деревень в округе, в 1800 году основал бумажную фабрику в деревне Кондырево. Также покупал деревни у помещиков Наумова и Поливанова. Всего у П.Г. Щепочкина только в Медынском уезде было более 20 деревень. Женат Павел Григорьевич был на дочери местного помещика Александре Гавриловне Поливановой.


Фрагмент росписи.


В каждой комнате свой орнамент фриза.


Были ещё плафоны и в вестибюле. Он разделён на несколько частей. Но роспись одинакова - орёл несущий в лапах змею.


В античной мифологии орел был спутником Зевса (Юпитера), а змея обвивала кадуцей Гермеса (Меркурия). В росписях Меркурий несет функцию бога коммерции и торговли. Его кадуцей, который он получил от Аполлона, означает остроту разума, красноречия, премудрость, власть и прилежание. Символическое значение росписи - поддержка со стороны верховной власти и коммерческая удача.


В доме так же много пчей с глазурованными рисунками.


Рисунки встречаются различные.


Фабрику в Полотняном Заводе Павел Щепочкин передал по наследству своей дочери Марии Павловне (в замужестве - генеральша баронесса Бистром). Барон фон Бистром - герой войны 1812 года, был награжден орденами и медалями, среди которых орден Георгия IV степени, Анны I степени. После 1812 года Бистромы поселились в Никольском, у них было семь детей. Одна из дочерей Бистромов, Александра Антоновна, 7 июня 1850 года вышла замуж за известного хирурга Н.И.Пирогова. Бумажная же фабрика в д. Кондырево досталась по наследству другой дочери Павла - Елене Павловне Мещериновой, её Елена продала в 1853 году англичанину Говарду. После 1861 года фабрика в Полотняном заводе прекратила своё существование.


Поднимемся на третий этаж, где были жилые комнаты хозяев, гостей, детские комнаты. Здесь же остались декорации к фильмам.


На третий этаж вела небольшая лестница. Спускаемся.


Весь дом пронизывают длиннющие коридоры.


Спускаемся ещё ниже, на первый этаж.


Нижний этаж служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки.






В конце XIX века наследники фон Бистрома продали имение купцу Ершову. В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа, Даниила Семеновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили. Кроме того, хозяин на свои деньги построил молельню, а в большом зале дома установил иконостас; по праздникам здесь справляли обедни. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты устроили на первом этаже конюшню. После освобождения поселка здание было приведено в порядок. До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа. С 2008 начало и конец реставрации.


Северный и южный фасады оформлены одинаково: две круглые колонны, симметрично расположенные пилястры
поддерживают небольшие балконы в классическом стиле.


Оставляем усадьбу позади и увозим с собою в Москву массу положительных эмоций и ярких впечатлений.


Исторический материал взят
http:///www.kokm.ru

Калужская область, заброшенные усадьбы, 2012, усадьба

Previous post Next post
Up