Перед нами бывшая усадьба именитого дворянского рода Воронцовых, а именно графа Романа Илларионовича - первого наместника и губернатора Владимирского края. Существующий дворец возведён во 2-й половине XVIII века и является прекрасным памятником русского зодчества эпохи классицизма. Долгие годы в его стенах размещался детский областной пульмонологический санаторий, закрывшийся в 2011 году. Сейчас более 80-ти комнат этого здания представляют из себя пустые залы, часть из которых украшена детскими рисунками, а местами попадаются и кое-какие предметы времён лечебницы. Предлагаю подробную экскурсию как снаружи, так и внутри усадебного дома.
Начало истории усадьбы связано с именем графа Михаила Илларионовича Воронцова, которому в 1741 г. императрицей Елизаветой было пожаловано село Андреевское. Унаследовав имение, в 1760-х строительством усадебного дома занялся его младший брат - Роман. В конце XVIII в. Андреевское становится одной из богатейших усадеб Российской Империи и, согласно народной молве, это было связано с коррумпированностью и мздоимством Романа Илларионовича - всесильного генерал-губернатора Владимирской губернии. Роман Илларионович, женившись на богатой купеческой дочери Марфе Сурминой, ссужавшей деньгами саму Елисавету (имп.Елизавета), стал одним из богатейших людей России. Родовое гнездо он отстраивал с размахом, соответствовавшим деньгам и статусу семьи.
После кончины Романа Илларионовича, в 1783 г., полноправным хозяином Андреевского становится один из его сыновей - Александр - выдающийся политический деятель, канцлер Екатерины II. По проекту губернского архитектора Николая фон Берка (автор первого регулярного плана застройки Владимира) Александр Романович ещё в 1770-х начинает перестройку господского дома и превращает его в грандиозный дворец в форме замкнутого каре. Возводятся «каменные людские покои и служебные избы», каменные скотный и конный дворы, ледники, винные погреба и даже помещение театра. Создается система прудов, разбиваются регулярный, английский и плодовый сады с теплицами и оранжереями.
Сбоку от главного дома находится отдельно стоящее усадебное здание, в советские годы служившее школой (ныне заброшенной).
Позади дворца был разбит обширный парк.
Сохранились столбы ограды лестницы, гранитные ступени которой вели к водоёмам.
В усадьбе Воронцовых Андреевское бывали многие известные люди: летом 1797 г. А.Н. Радищев на обратном пути из ссылки заезжал сюда к своему другу и покровителю А.Р. Воронцову; в 1784-85 гг. в имение приезжал А.В. Суворов, в 1812 здесь был П.И. Багратион; а в 1833 г. в усадьбу заезжал А.С. Пушкин.
После смерти Александра Романовича усадьба перешла во владение его племянника - участника многих военных кампаний кон. XVIII - нач.XIX в. Михаила Семёновича Воронцова. Отправляясь после ранения в Бородинском сражении на излечение в своё имение, он пригласил в Андреевское около 50 раненых офицеров и более 300 рядовых. В 1818 г. Михаил Семёнович назначается генерал-губернатором Новороссии. Обосновавшись в Одессе, он начинает увозить из Андреевского крепостных мастеров, а также всё лучшее из внутреннего убранства дворца: хрусталь, фарфор, картины. Поэтому в 1823 году развитие усадебного ансамбля останавливается, а к 1842 вымерз фруктовый сад; оранжерея, где росли пальмы, лимоны, персики, тоже прекратила существование; зарастал и парк.
О судьбе усадебного комплекса с середины XIX века и до национализации его в 1918, ничего не известно. Возможно, уже Воронцовыми-Дашковыми он сдавался под дачи. С 1920-х в усадьбе располагались различные медицинские учреждения, последним здесь существовал детский пульмонологический санаторий «Болдино», но и он приказал долго жить. А теперь пройдём внутрь этого некогда дворца, а ныне пустующего здания.
Из коридора бокового крыла с мозаичным полом попадаем в просторный зал первого этажа со стенами, богато украшенными мозаикой.
Комнаты нижнего этажа в большинстве своём были приспособлены для медицинских целей.
В некоторых комнатах даже сохранились первоначальные низкие сводчатые потолки.
Комната-сушилка, что ли.
Единственное помещение, отремонтированное в последние годы. За дверным проёмом находится сауна.
Могу предположить, что комнат гораздо больше, чем 80. Длиннющие коридоры со множеством двухметровых дверей.
Клиническая лаборатория - гласит табличка ещё советских времён.
Меблировка, по ходу, тех же времён.
Куча колбочек, химических смесей и многоразовых шприцов 80-х.
Современная массажная ванна в жутко узкой комнате.
Похожи на бутылочки для детских смесей. Кислородные коктейли в них разливались.
Вообще, судя по количеству и наименованиям процедурных кабинетов, о детях заботились очень даже основательно.
Поскольку весь первый этаж был отдан под медицину, полы и стены везде облицованы кафельной плиткой.
А теперь поднимемся на второй этаж по одной из двух широченных старинных лестниц.
В одном из боковых крыльев находим большущий актовый зал со сценой.
На стенах ещё живы детские рисунки времён санатория.
По бокам от сцены уж больно портят вид пожарные краны. Но стоит отметить, что до сих пор здание находится как под охранной сигнализацией, так и под пожарной. Это даёт надежды, что усадебный дом не постигнет печальная участь в виде сгоревшей постройки. Хотя, исходя из того, что отопление отключили в прошлом году, скорее всего пожарка для отвода глаз. А без отопления здание погибнет и без пожара.
За сценой спрятались два пианино.
Надписи из разноцветных букв: "Приходите к нам лечиться!" и "Мы рисуем!".
К актовому залу примыкают не менее просторные с высоченными потолками два зала столовой.
В один из них ведёт пандус, по которому явно ввозили тележку с едой.
Ибо кухонька находилась тут же рядом.
И снова длинные коридоры со множеством дверей, на этом этаже ведущие в палаты.
Кроме двух парадных лестниц в здании есть ещё пара чёрных служебных.
Более узкие и от того имеющие кучу заворотов. Местами пол устал мозаичной плиточкой.
По бокам находятся кладовые с различной столовой и прочей утварью.
На самом верху располагается вентиляционная комната.
А выше третьего этажа лестница упирается в старинную металлическую чердачную дверь.
Третий этаж также имеет просторные холлы с фотообоями и детскими рисунками.
Здесь вот размещались кружки. В данном случае "Умелые ручки".
Комнатка отряда "Червячки".
Детские комнаты более приятны для глаз и хоть обклеены обоями.
По сути весь третий этаж украшен детским творчеством.
А это веранда третьего этажа пристройки к главному дому.
Из окон открывается прекрасный вид на въездную башню и внутренний замкнутый дворик.
Ну, что ж, насмотревшись, снова спускаемся вниз по парадной лестнице.
На перилах хоть и страшно закрашенный, но оригинальный узорный рисунок из венков на заклёпках.
Последний взгляд на санаторный усадебный дом.
Не могли проехать мимо скульптурного советского наследия в Ларионово.
Ну, и как всегда, засвечу нашу Астрочку на фоне очередной усадьбы.