Монастырь на Валдае

Nov 08, 2013 20:53



14 июля 2013 год. В тот день наш путь лежал из Великого Новгорода в усадьбу Заключье.  Хоть мы и не приверженцы действующих религиозных "заведений", не могли не заехать, отдавая дань чисто туристической традиции. Одним словом, заехали туда ради красивой картинки, ну и поскольку вряд ли поехали туда специально. Благо народу в то день было мало, погода стояла превосходная - отчего прогуляться в этой знаменитой святыни русской земли было довольно интересно.



Представляю вниманию Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в  Новгородской области. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха всея Руси Никона. Вообще историю возникновения и расцвета монастыря я оставил на конец отчёта. Кого заинтересует, тот может прочитать несколько занятных фактов.
Заход на территорию монастыря осуществляем через западные ворота с надвратным храмом Филиппа, митрополита Московского.


Деревянная церковь святителя Филиппа существовала почти с самого основания обители. Нынешнее здание храма сооружено в 1873-1874 года по проекту инженера-архитектора Савельева. Появление этой церкви связано с явлением в сонном видении патриарху Никону образа  Филиппа Московского, который и благословил его на устроение монастыря на Валдае. С тех пор патриарх не мог не считать митрополита Филиппа покровителем Иверского монастыря.


По левую руку мы видим северный гостиный корпус, конца XIX века.


Далее на нашем пути возносятся ещё одни Святые врата, уже внутренние.


В 1680-е года зодчий Афанасий Фомин приступил к возведению сразу трёх построек. К 1685 году были выстроены Святые ворота с церковью Михаила архангела, затем Казначейский корпус и Михайловская (Никоновская) башня.
В течение XIX века ворота и церковь подверглись переделкам.


С одной стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый "Никоновским", также построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.


А с другой стороны церкви в одном ряду с ней стоит высокая башня с шатровым шестигранным верхом.
Называемая Никоновскою, она же Михайловская, украшена наверху вызолоченным одноглавым орлом.


Архангельская церковь с обратной стороны.


Впереди по правую руку виднеется мощная башня-колокольня.


Эта шатровая колокольня, разделяющая настоятельский корпус, построена была в 1679-1689 года.


Из декора стоит обратит  внимание обрамление окон ценинными изразцами.


А сейчас мы выходим на центральную монастырскую площадь.


Здесь перед наши взором предстаёт главное сооружение Иверского монастыря - собор иконы Божий Матери Иверская. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России. Избрав для собора самую высокую точку острова, 14 мая 1655 года приступают к строительству храма. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Через год строительство завершилось.


Известно, что к освящению собора в 1656 году на средства патриарха был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.


Смотрим налево и видим ещё один старинный храм - церковь Богоявления Господня.


Сооружён тем же подмастерьем - Аверкием Макеевым в 1657 году. В 1744 был перестроен и надстроен второй этаж трапезной.


И последнюю церковь мы встречаем в самой отдалённой части монастыря. Поскольку в обители находились мощи Иакова Боровичского, было решено воздвигнуть в честь него храм. Изначально как и все другие постройки был деревянным, но в 1700 году сгорел. В камне был выстроен в 1702 году вместе с больничными кельями и трапезной. В правой части кадра расположена часовня-усыпальница Панаевых.


Одна из причин почему я не долюбливаю действующие Церкви в том, что как и здесь вся территория настолько облагорожена, что огромное количество фонарей, прожекторов, скамеечек, мусорных баков и даже наличие охраны (!!!) не дают ощущения духовности. Я словно в парке. Я не осуждаю за это, но вот не по мне храмы с подсветкой. Красиво, хочется сфоткать, а нельзя. Плати денюжку или получи благословение.


Что ж, перейдём к краткой истории монастыря. 1652 год. Патриарх Никон возвращается из поездки в Соловецкий монастырь, откуда он перевозит мощи святителя Филиппа в Москву. В сонном видении пришёл к нему Филипп и дал благословение на возведение нового монастыря. Впрочем история возникновения церквей и монастырей почти всегда одинакова - это я явление образов во сне. Поскольку в те года патриарх всея Руси являлся другом царя Алексея Михайловича, из государственной казны были выделены огромные средства на постройку монастырских строений. Местоположение «святой обители» было облюбовано патриархом, когда, пребывая на митрополичьей кафедре, он неоднократно проезжал по московско-новгородской дороге через Валдай. Внимание Никона привлекли необычайно живописное озеро и остров на нём, удобный для возведения монастыря-крепости. Уже летом 1653 года в вырубленной чаще начались работы, а к осени построены и готовы к освящению две деревянные церкви. И тут же началась подготовка к каменному строительству.


При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым. С тех пор монастырь стал именоваться Святоозерским.
После начала строительства жители почти всех окрестных селений стали его подданными. Царской грамотой за обителью закреплялись Валдайское озеро с островами и окрестными местами, монастырь Иакова Боровичского с угодьями, одиннадцать Старорусских соляных варниц, три монастыря с угодьями в Деревской пятине, Валдай, Боровичи, Вышний Волочёк, Выдропужск, Едрово, Яжелбицы, дворы в Новгороде и Москве. Да и сам Никон покупал к пожалованным владениям все новые и новые селения и земли.
Среди русских монастырей трудно найти обитель, которая сразу была бы так обогащена угодьями и возведена в столь высокую степень. Из Новгородской, Ярославской, Московской, Тверской и других губерний по указам Никона стали стекаться кирпичники, плотники, каменщики, кузнецы и люди других специальностей. Крестьян отрывали от родной земли, от устроенных, привычных мест. Спасти от исполнения указов могло только бегство. Так, из Вятской губернии было послано 100 кирпичников, но прибыли на место только 34 человека. И все-таки строительство монастыря продолжалось. Тысячи крестьян, в том числе и валдайские, строили монастырь и кормили его обитателей.

Выходим за стены и делаем прощальные общие планы. Здесь странноприимный корпус с башней, конец XIX века.




Для прославления монастыря и привлечения к нему богомольцев Никон распорядился перенести из Боровичского монастыря туда святые мощи Иакова Боровичского. В 1655 году Никон решил переселить во вновь строившийся монастырь братство Кутеинского монастыря из Орши. А с 1664 года за монастырские стены стали попадать не только «ушедшие от мира», но и те, кто был неугоден патриарху. Но уже в 1666 году Никон, не поладив с царем, был низвергнут и сослан простым монахом в Ферапонтов монастырь. «Никоновский период» Иверского монастыря завершился. Всего лишь два года монастырь пребывал в забвении, а царская грамота от 1668 года, утвердила права монастыря на новые обширные владения - около полутора тысяч крестьянских дворов с 5,5 тысячи душ.


Валдайцы постоянно участвовали в строительстве монастыря, где с 1667 по 1702 год было поставлено десять крупных каменных зданий и семь деревянных построек. К началу XVIII века над монастырскими стенами, мелкими жилыми и хозяйственными постройками поднялся каменный ансамбль. Но слава монастыря уже отшумела. К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невской лавре в Петербурге. К ней же отошли все доходы вотчины, туда же были переданы безвозвратно и многие драгоценности из его казны. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1730 году по указу Анны Иоанновны Иверскому монастырю были возвращены все права и привилегии. Однако период нового процветания монастыря длился недолго. Уже в 1764 году в жизни валдайцев произошло знаменательное событие - при секуляризации (изъятии) церковных и монастырских владений, проходившей в России, столетняя власть Иверского монастыря над селом пала. Валдай, перешедший в ведомство коллегии экономии, стал управляться гражданскими властями. К 1918 году в обители было не более 70 человек.


Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви.

церковь, монастырь, 2013, Новгородская область

Previous post Next post
Up