Я всегда говорил христиАнин, а тут вдруг обнаружил, что вроде как положено христианИн.
Для исследования истории вопроса я воспользовался поэтическим подкорпусом
нашего национального корпуса.
Александр Сергеевич, наше всё, в 1817 году ставит ударение на А
Мой друг! неславный я поэт,
Хоть христианин православный.
Душа бессмертна, слова нет,
Моим стихам удел неравный ―
И песни Музы своенравной,
Забавы резвых, юных лет,
Погибнут смертию забавной,
И нас не тронет здешний свет!
[А. С. Пушкин. В альбом Илличевскому (1817)]
Рылеев и Лермонтов поступают аналогично
Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
[К. Ф. Рылеев. К N. N. (1824)]
И если вы скончались в вере,
Как христианин, то гранит
На сорок лет, по крайней мере,
Названье ваше сохранит;
Когда ж стеснится уж кладбище,
То ваше узкое жилище
Разроют смелою рукой…
[М. Ю. Лермонтов. «Что толку жить!.. Без приключений...» (1832)]
Вторая половина XIX века, у Апухтина ещё без изменений
Но у бессмертия порога
Он, верой пламенной горя,
Как христианин, вспомнил Бога,
Как верноподданный ― царя.
[А. Н. Апухтин. Эпаминонд (1854.10.26)]
Ну и, наконец-то, появляется ударение на И. Первопроходцем является Лев Александрович Мей:
Порою юноша, порою старец хилый,
Порою твердый муж совета и труда,
Порой изнеженный, ребячливый сангвиник,
В душе христианин, в привычках истый циник,
Роскошный цвет ума, увядший без плода!
[Л. А. Мей. Покойным (1856.12.16)]
Апполон Григорьев, однако, придерживается старых образцов
Но, к сожаленью, я готов,
Как христианин православный,
Всегда прощать моих врагов.
[А. А. Григорьев. «Страданий, страсти и сомнений...» (1858.02.16)]
Чуть позже Надсон дважды использует форму с ударением на И в произведении Христианка
И, казнь Марии изрекая,
Дворца и Рима гордый сын,
Он сам, того не сознавая,
Уж был в душе христианин;
...
Вдруг на арене, пред толпою,
С огнем в очах предстал Альбин
И молвил: «Я умру с тобою…
О Рим, ― и я христианин… »
[С. Я. Надсон. Христианка (1878.07.31)]
После этого наступает затишье, поэты справляются без этого слова, лишь после революции Брюсов с Маяковским вносят свою лепту в обе копилки
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
[В. Я. Брюсов. Библия (1918)]
Помянувши / бога / на ночь,
скромно / ляжет, / помолясь,
христианин / Петр Иваныч.
[В. В. Маяковский. Ханжа (1928)]
После Владимира Владимировича поэты, похоже, прекратили употреблять это слово. По крайней мере поэтический подкорпус нашего национального корпуса не содержит более свежих вхождений.
Итак, всего из 27 вхождений. 12 раз христиАнин, 5 раз христинИн, остальные однозначно не интерпретируемы по разным причинам.
Вы как хотите, а я продолжу следовать образцам, заданным Пушкиным, Лермонтовым и Маяковским:)
Originally posted at
http://deniok.dreamwidth.org/49132.html. Feel free to comment here or there.