Запрещенное... дроновое... Будучи изначально военного назначения, дроны находят все большее и большее применение в нашей повседневной жизни и, возможно, вскоре могут стать ее неотъемлемой частью. Однако если при использовании дронов вы окажетесь в неправильном месте и в неправильное время, то вы рискуете быть оштрафованными.
В последнее время участились случаи административной ответственности за использование дронов как в России, так и за рубежом. Если вы желаете путешествовать с дронами, то имейте в виду, что в разных странах действуют разные законы в отношении беспилотных аппаратов.
Почти везде основные правила одинаковы - высота полёта не более 100-150 метров, безопасное место полёта и постоянный зрительный контакт с квадрокоптером.
Данные могут измениться, так как процесс внесений поправок итп происходит постоянно и правила меняются.
Но сначала поучительная история, которая случилась с Антоном Войцеховским. Печально конечно. Но, человек ведь знал, что полеты запрещены. Да и незнание законов никогда не освобождало от ответственности. Тем более когда съемки проводятся в другой стране, нужно досконально изучить законы, взять разрешения.
------------------------------------------------------------------------
Текст со страницы Антона Вконтакте
Санкции с квадрокоптерами настигли меня неожиданно. Замечательная новогодняя история. Кто может посоветовать что-либо - советуйте. Остальные - читайте и наслаждайтесь.
Итак. Пилотирую я коптер уже где-то года два с половиной. Летал на нем в России, Великобритании, Турции, Швейцарии, Швейции, Венгрии, Польше, Испании, Португалии и Доминикане. Везде - были вопросы. И не было проблем. Что это? Коптер! Окей. Или. Что это? Коптер! Летать запрещено. Окей.
В Италию коптер я взял для себя. Не по работе. Просто полетать и поснимать. Коптер компактный. Помещается в фирменном рюкзаке.
Первый полет - разумеется Колизей. Взлетаю. Народ позитивно перестает снимать Колизей. И начинает снимать коптер. Так везде бывало. Это нормально.
Где то через 15-ть минут появляется полицейский. Подходит. Ну, ок.
- Привет.
- Привет.
- Здесь летать нельзя.
- Окей.
- Сажайте.
- Без проблем.
- И больше не летайте.
- Обратно, без проблем.
Да? Фик там! Вот как проходил разговор.
- Сажаем дрон.
- Ок.
- Документы.
- Дайте дрон посадить.
- Документы.
- Момент.
Сажаю коптер. Протягиваю документы.
- Девушка ваша?
- Наша.
- Ее документы тоже.
Паспорт девушки уплывают тоже. Подтягивается полиция. То есть, реально. Человек 8-мь подошло. В штатском и в форме.
- Сотовый телефон не убирать.
- Это просто монитор для контроля дрона.
- Не убирать.
- Ок.
Сотовый телефон ложится сверху кейса от вертолета. Полицейские сгружаются в кучу. Начинают кому-то звонить. Рядом со мной и девушкой тусует отдельно выделенный полицейский в форме. Он следит: 1. Чтобы не убежали. 2. Чтобы не трогали (Видимо не стирали видео) дрон. 3. Чтобы не трогали сотовый телефон (Видимо тоже думают, что видео заливается с дрона прямиком на телефон).
Звонки кому-то продолжаются. Я все жду продолжения разговора в духе:
- Вы знали, что летать запрещено тут?
- Нет.
- Показывайте нам видео. Стирайте его. Платите штраф (как вариант). И не попадайтесь больше. Ваши данные у нас.
Нет. За нами просто следят. Сами куда то звонят. Приходят новые полицейские. Несколько раз пытаюсь спросить - что дальше. В ответ - корявая английская речь в духе «Ждите». Видимо звонки идут куда то наверх. И там по телефону пытаются объяснить, что вот мол двое с дроном. Летали. И что делать. Сразу видно, что процедура задержания явно отработана. Слаженность и знание действий - на лицо.
Далее начинается фокстрот с твистом.
- Давайте дрон.
- (протягиваю упакованный в кейс коптер).
- Сотовый телефон.
- (Айфон засовывается в дверь машины).
- Рюкзак. И сумку девушки. А сами - в машину.
Самое главное, что, ну понятно уже, что в Риме появился какой то закон, запрещающий полеты коптеров над определенными зонами. Окей. Нарушили. Но, ведь видно же - что два туриста. Внешность не арабская. И ведут себя адекватно. Нафига жестить то? Хотя бы объяснили что ли..
Едем в полицейский участок на заднем сиденье полицейской машины. Кстати, довожу до сведения, что задние сиденья - пластиковые. Жесткие. Тесные. От передних мест отгорожены прозрачным пластиковым же листом.
Приезжаем в участок. Заходим. Сажают на два стула. Сами в количестве 5 человек напротив. Один компьютер. И начинается составление протокола.
По-английски никто не говорит. Собственно, к нам и не обращаются. Составляют сами. Сразу намечаются технические трудности. Пытаются открыть кейс из-под дрона.
- Переверните его!
- ??
- (Показываю руками, что они его верх ногами открывают).
Открывают. Смотрят на коптер. Зачем то трогают руками двигатели. (Кто владеет оборудованием, особенно сложным, думаю тут же поймет вполне естественно раздражение собственника. Ну, ты спроси меня! Я покажу, как брать. Как включать!..).
Подходит начальник. Недовольный. Лысоватый. По-английски не говорящий. Мельком удостаивает нас взглядом. Сразу - к кейсу. Пробует его открыть…
- Переверните его!!!
- ????
- (Показывают руками, что он его открывает верх ногами. Остальные 5-ть полицейских жестами повторяют за мной - мол, правильно пацан говорит - переверни его!)
Начальник открывает кейс. Начальник бесстрастен. Начальник рукой крутит двигатели. Окей…
- Разблокируйте телефон.
Эээээ…. Прикладываю палец. Нет! Оказывается им надо пароль сообщить. Чтобы сами могли разблокировать. Сообщаю. Записывают… Опять же - ноль попыток меня о чем то спросить.
…Лезут в фотографии… СЕРЬЕЗНО?? Не, ну, а что сразу не в записную книжку? Или вот там еще банковские программы есть..
…ноль результатов.. Не нашли видео с коптера.. Понимая идиотичность происходящего подаю голос с места (стараюсь максимально быть предупредительным и вежливым).
- Это в отдельной программе! Надо коптер подключить! Хотите я вам все покажу?
- ????
- Телефон не пишет видео в себя. Коптер пишет видео на карту. Я могу подключить и все показать!
- ……
Встаю. Показываю руками. Вот - карта памяти. В коптере! Не в телефоне! Вот - батарея. Вот - пульт управления. Все надо подключить. И я покажу видео.
..Кажется начинает доходить. Все подключаю. Подсоединяю телефон. Запускаю видео. Далее меня оттесняют. Начинают увлеченно смотреть видео.
Ну, что.. Видео как видео. Обычные планы Колизея. Площадь не в кадре. Высота небольшая (40-50 метров). Снял немного. 4-е файла по 2-е минуты.
Итальянская полиция в действии. Итальянская полиция составляет протокол. Знаете, сколько его составляли? 3-и часа! Раза 4-е все рвали и начинали заново. Никто не говорит по английски. Никто не предлагает нам сделать звонок. Никто не осознает, что есть такие понятия, как «Посольство России» и «Российский консул».
Вот, честное слово.. У меня такой последний раз - в смысле нулевой контакт с представителями власти был в.. Иране!! И то - там минут за 20-ть быстро составили протокол. Сказали, что алкоголь в их стране запрещен. И отпустили восвояси. Да еще и незаконный алкоголь вернули. Тут - три часа.
Пишут название коптера. Сами не понимают, что пишут. На ломаном английском переспрашивают у меня. Говорю - может кого-нить англо-говорящего найти? (Мы - в Риме! Туристический город!) Нет!
Пишут модель телефона. Серьезно?!?! Говорю - может консулу позвонить? (Мы - иностранцы. Мы не понимаем итальянский) Нет!
Время от времени наведывается начальник. Просматривает протокол. Вносит правки. С нами - не общается. Уходит из комнаты.
Спрашиваю с напором. Что дальше? В ответ - жестами - дрон арестован. Телефон тоже. Разбираться будет судья.
Ээээ… Телефон?!? Это связь. Это билеты. Это банковские программы. Как я - без телефона в незнакомой стране? Не позвонить. Не сообщить никому. Нафига вам телефон?!? Какое он отношение имеет к коптеру?
Три часа истекают. Англо-говорящий полицейский не появился. (Ну, праздники, ясно же). Прошу, чтобы дали мне перевести деньги со счета на счет. Поясняю, что все операции с картами у меня только через телефон идут. Буквально через силу - на глазах у всех показываю как все это делается. Прошу возможности переписать из записной книги пин-коды карт. Опять же - все на глазах проделываю. А то ведь - (видимо) видео сотру.. Прошу возможности сходить в туалет.. Правильно! Мочится мне тоже пришлось под присмотров полицейского…
Несколько раз взывал к разуму.
- Ребята! На телефоне - билеты на самолет, номера карт. Это связь. Телефон не связан с коптером. Он - монитор. Все видео - на карте памяти. Вот она! Не забирайте телефон!
- ….
Три часа проходят. Начальник визирует протокол и протягивает мне..
..Протокол на итальянском!
- Мне его простите как читать? Я не понимаю! Переведите!
- (На итальянском) Не хотите подписать? Без проблем (Начальник подписывает протокол за меня).
- Теперь так. Девушка - едет в отель. Вы - в эмиграционный департамент. (Все это - на ломанном английском через гугл переводчик). Отдайте ей свои вещи.
- Может дадите возможность вызвать такси? Как она доберется?
- Нет. На метро. Или как выйдет - пусть звонит в отель.
- Как я потом доберусь до отеля?
- ….
Телефон. Коптер. И - ВНИМАНИЕ! Все аккумуляторы, кейс, провода и ЗАЧЕМ ТО ЧЕХОЛ ОТ ТЕЛЕФОНА - уплывают от меня. Видимо навсегда. Фантом 3 + оборудование. Айфон 6S+. Общая сумма = щелк-щелк: 2 500 $.
- Бумагу дадите? Что вы у меня это забрали?
- Позже.
- Название и номер вашего полицейского участка?
- Позже.
- Позвонить ТЕПЕРЬ можно? Сообщить друзьям?
- Позже.
Итак. Девушка - вон из полицейского участка (Улица Петрарки д. 7). Меня - в машину. На заднее сиденье (Те же жесткие пластиковые сиденья. Тот же - отгороженный прозрачным пластиком мир.
Едуем куда-то за город. Темнеет. Въезжаем в департамент. Обшарпанное двухэтажное здание. Внутри: комната для мигрантов за стеклом (там сидят двое), комната для полицейских, комната для снятия параметров задержанных. И.. (сюрприз-сюрприз) по-английски никто не говорит. Ну, что делать. Бывает..
Начиная уже понимать отдельные слова и фразы (Дрон, Колизей, данные с коптера, Антон Войцеховский), жду..
В комнату для мигрантов не сажают. Ну и на том спасибо. (Хотя одни из мигрантов призывно подмигивал мне из-за стекла. Мол - тут все свои, чувак!)
И вот, видимо, финал! Точно. Заводят в комнату. Снимают отпечатки пальцев. Фотают. Измеряют рост. Дают бумагу (копию) протокола. Возвращают паспорт. Свободен!..
….эээээээ……. А как до отеля то добраться? Телефон у вас. Это загород. Пешком?
- Только для тебя! Только!
Сажают в полицейскую машину. Опять же на заднее сиденье. Везут..
- Так, выходи. Вот метро - за углом.
- Спасибо вам большое.
Итого. 6-ть часов времени. 2 500 $ денег. Отличное настроение по поводу хорошо отлаженной итальянской системы поимки правонарушителей.
..Бумага протокол при мне. В посольство позвонил. Совет такой - либо бери адвоката и начинай процессуальное дело со всеми вытекающими тратами. Либо - забудь… Дороже выйдет. Ну, что ж.. Вполне лаконичный и конкретный совет.
Остаются вопросы по поводу отпечатков пальцев и прочих полицейских действий. На что они повлияют? Суд будет или нет? Мне на нем присутствовать?!? Действия итальянской полиции - все ок? (Итальянский закон о запрете полетов вступил в действие, кстати, 1-го декабря. Ровно месяц назад).
Если у кого есть, что сказать по существу - с удовольствием выслушаю. Ну, а так то - Европа форева! Все замечательно.
Ура и с Новым годом, товарищи! :)
Теперь по странам и запретам)
Если что-то изменилось - автор ответственности не несет))))
Антарктида
Международная ассоциация антарктических туроператоров запрещает всем туристам использовать дроны на территории Антарктиды из экологических соображений.
Aвстрия
(10.02.2014)
С 1 января 2014 г в Австрии строгие законы для полетов мультикоптеров. Закон выделяет 4 типа местности: открытое пространство на природе; местность с парой зданий (например фермы); местность с несколькими зданиями; местность с большим количеством зданий (города). Для последних двух зон нужна лицензия для полетов и лицензия на сам мультикоптер. Чтобы получить лицензии, вам нужно пройти обучение и иметь сертификацию каждой части вашего мультикоптера. Цена лицензии около 1000 евро.
Азербайджан
(06.09.2015)
На ввоз и использование необходимо разрешение спецслужб.
Из реального опыта: на таможне не пустили, пришлось оставить на хранение под акт и забрать потом при выезде.
Австралия
(25.02.2015)
Регулируется Службой Гражданской Авиации: (СASA):
Коммерческое использование аппаратов с дистанционным управлением возможно только при наличии лицензии для беспилотных авиационных комплексов.
Для получения такой лицензии у вас должны быть сертификаты о ваших умениях: свидетельство частного пилота (PPL) или свидетельство пилота коммерческой организации (CPL).
Cреди общих требований: медицинское свидетельство, страхование гражданской ответственности и другие удостоверения пилотов. Также вам нужно иметь руководство по безопасности и руководство по ремонту и обслуживанию. Кроме того существует контроль/демонстрация летной годности и доказательство (вахтенный журнал) опыта полета выше 5 часов.
Существуют сборы, связанные с получением и поддержанием лицензии, стоимостью от $8-10k австралийский доллар, если аппаратура в исправном подчинении.
Если разрешения не было получено заранее, то вы можете летать:
(a) при ясной погоде;
(b) на расстоянии 3 морских миль (5,56 км) от аэродрома;
© не выше 400 футов (120 м) над уровнем земли;
(d) в пределах прямой видимости;
(e) вдали от густонаселенных областей;
(f) на расстоянии не менее 30 м, от людей, судов и других транспортных средств, зданий.
Бельгия
(17.03. 2014)
Общие рекомендации: General recommendations and references
Бразилия
(19.08 2014)
Дроны будут конфискованы немедленно сотрудниками таможни на границе. Вы можете купить местный дрон, но имейте ввиду, что на границе его изымут
Запрещены коммерческие полеты
Разрешен только экспериментальный полет после разрешения
Полет должен быть вдали от населенных пунктов
Полет только в пределах прямой видимости
Полет должен быть вдали от аэропортов и военных сооружений
Перед олимпийскими играми 2016 года, правила будут конкретизированы: www.dronesrepublic.com/brazil-to-issue-drones-regulations-before-rio-2016/
Великобритания
(9.01.2014)
У пилотов должна быть лицензия, цена £1800. FPV контролируется органами гражданской авиации.
Удостоверьтесь, что FPV не подвергает людей опасности и не приносит вреда чьей-либо собственности.
Вертолет должен быть в прямой видимости (без использования дополнительных средств), чтобы было легче контролировать курс полета и избегать столкновений
Нельзя летать на высоте более 150 м в людных местах и в пределах 50 м от человека
Нельзя взлетать и приземляться в пределах 30 м от человека
Вьетнам
Аппараты до 20 кг не требуют регистрации, лицензии и прочих разрешений.
Канада
(9.01 2014)
Большинство правил для некоммерческих полетов можно найти здесь here. Вес беспилотного воздушного средства не должен превышать 35 кг.
Китай
(9.01. 2014)
Нельзя летать в Шанхае.
Дания
(25.02.2015)
Летать на расстоянии не менее 150 м от дороги или здания.
Летать не выше 150 м.
На расстоянии 5 км от аэропортов и 8 км от военных сооружений.
Не летать над густонаселеными местами и во время фестивалей.
БПЛА до 7 кг можно использовать без лицензии.
Частоты в диапазоне от .4GHz and8GHz.
Франция
(1.08.2015)
Использование БПЛА без соблюдения правил наказывается лишением свободы на срок один год и штрафом в 75000 евро.
Не подвергать опасности людей и транспортные средства, не летать над ними. Запрещено летать в местах больших скоплений людей.
Летать не выше 150 м.
Летать вдали от аэропортов (не менее 5 км для.маленьких, 15 для крупных)
Держать вертолет в прямой видимости, для наблюдения в очках-FPV нужен второй человек.
В городской местности, полеты над частными пространствами разрешены с небольшим вертолетом при условия соблюдения ограничений по скорости и высоте.
Вдали от АЭС, военных сооружений, исторических памятников
Может быть запрещено летать в некоторых заповедниках и национальных парках.
Запрещено летать ночью
Люди вокруг должны быть проинформированы о ваших действиях, особенно если вертолет оснащен камерой. На вопросы необходимо отвечать. Уважать частную жизнь и воздержаться от записи лиц, номерных знаков без разрешения.
Германия
(12.02. 2014)
Без разрешения можно летать с аппаратом не более 25 кг. Действуют стандартные правила насчет аэродромов, мест скопления людей и.т.д. Действует закон о частной жизни, если в видео присутствуют другие люди, нельзя выкладывать в общий доступ.
Греция
(17.03.2014)
Ministerial Decision ΓΔΑΠΚ/ΔΜΕΕΠ/Γ2/Φ51-52-54/81397/2199
Ирландия
(17.03.2014)
Irish Aviation Authority - Operation of Remotely Piloted Aircraft Systems in Irish Airspace
Испания
(25.02. 2015)
Необходимы удостоверения для дрона и для пилота.
Летать не выше 120 м и не далее 500 м.
Если менее 2 кг, то можно летать дальше, но вдали от людей.
Латвия
(25.02. 2015)
/u/andersonsjanis wrote in the discussion his knowledge of the Latvian ‘ruleset’.
Люксембург
(last edit July 30, 2015)
Необходимо разрешение для дронов выше 2 кг.
Марокко
(9.012014)
Неподтвержденная информация: для купленных в Марокко дронов нет ограничений, но нельзя привозить свой.
Норвегия
(19.02. 2014)
Частоты: 2.4 ГГ-5.8 ГГц
1.2/1.3 GHz Вы должны взять любительскую радио-лицензию
433 МГц также открыты для использования с лицензией.
900 МГц, если поймано, то может закончиться большими штрафами и возможной тюрьмой.
Перу
(27.03. 2015)
Не разрешено привозить свои вертолеты.
Португалия
(9.01. 2014)
Летать не выше 500м, вдали от аэропортов и военных сооружений.
Румыния
(28.01.2014)
Для вертолетов с камерой и для вертолетов более 1 кг, необходим сертификат. Нельзя использовать FPV и другие цифровые передатчики информации.
Сингапур
(25.02.2015)
Без разрешения можно летать не выше 60 м. Аэрофотосъемка требует разрешения.
Словения
(9.01.2014)
Нет особых ограничений, нельзя летать вблизи аэропортов. Действует закон о частной жизни, если в видео присутствуют другие люди, нельзя выкладывать в общий доступ.
Тайланд
(31.03. 2015)
http://www.richardbarrow.com/2015/01/restrictions-on-flying-drones-in-thailand/ Швеция
(17.07. 2014)
Для некоммерческих полетов разрешения не нужно
Швейцария
(1.07.2014)
Для FPV необходимо разрешение (действует 1 день). Специалисты Федерального ведомства гражданской авиации проверят вертолет и если они посчитают его безопасным, выдадут разрешение.
Южная Африка
Полёты в ЮАР на мультироторных дронах и др. малых дронах запрещены. Штрафы слишком высоки, а также есть возможность загреметь на 10 лет в тюрьму.
--------------------------------------------------------------
Всем удачных полетов! И чтобы кол-во взлетов равнялось кол-ву посадок!
Инфо по странам взято тут -
http://pixaero.ru/blog/trouble/440.htmlТам же можно найти ссылки на док-ты, разрешения итп...