Вместо неба - броня.
Двери рая закрыты на ржавый засов.
Все ушли без меня.
Я зову, но не слышу родных голосов…
(Оргия праведников.)
Поверь, рассказ мой не из тех историй,
Что с армии привозят пацаны,
В моей судьбе была война, которой
Не числится в истории страны…
Нам было двадцать, сыновьям России,
Готовым грудью встать за всю страну…
Виновных нет. Мы сами напросились
На неофициальную войну.
Мальчишки, не судите Бога ради!
Мы думали, нам крупно повезло, -
С приятелем летать в одном отряде
Бок о бок, так сказать,
К крылу крыло…
На стол все документы и награды,
И с этого мгновенья ты - никто.
Разведка - что слепой полёт над адом,
Сначала - мы, вьетконговцы - потом.
И лезвие огня сверкало ярко,
Предутреннюю вспарывая мглу,
Когда на форсаже взлетала «спарка»,
Похожая на тонкую иглу…
Тот профиль самолёта в белых звёздах
Наверно, мне не позабыть уже…
И тень ракеты класса «воздух-воздух»,
И перегрузки в диком вираже…
Моей машины бренные останки
Неслись к земле чадящей головнёй,
А в вышине два белозубых янки
Беззлобно хохотали надо мной.
Мне повезло, - меня на третьи сутки,
Почти что как в кино, отбил десант.
Потом хирург, большой любитель шутки
Спросил, - ну как, мол, там, на небесах?
Я лишь мычал, наркозом оглушённый,
Но с той поры, хоть столько лет прошло,
Мне снится запах операционной
В сопровожденье непечатных слов.
Да я-то ладно, мне господь отмерил
За тех парней, что к звёздам вознеслись,
Обидно вот, что те, кому я верил
От нас так суетливо отреклись…
Но навсегда со мной, как запах хлеба,
Тот сон, в котором, всем смертям назло,
Мой самолёт в тропическое небо
Вонзается серебряной стрелой…
Си-и-иние
Небеса над Россииею,
Облака в белом инее
И закаты в росе-е-е!
Горькооо нам:
В царстве неба жестокого
Тридцать пять было соколов,
Уцелело лишь семь…
(«Ветерану неизвестной войны». Константин Фролов.)
Грянул выстрел в тишине,
Взвил воронью стаю,
На войне как на войне -
Иногда стреляют.
Гимнастерка на спине
Расцвела вдруг буро,
На войне как на войне -
Не все пули - дуры.
( На войне как на войне. А. Розенбаум.)
Продолжение.
Следующая потеря украинских Су-25 произошла 2 марта 2022, когда в районе аэродрома Староконстантинова рухнул на землю Су-25 командира звена 299-й БрТА капитана Александра Корпана, который по итогам 2021 года был назван «лучшим летчиком ударной авиации». Капитан Корпан погиб.
Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Korpan KIA at 2 March 2022
Капитан Александр Корпан, погибший при невыясненных обстоятельствах 2 марта 2022 в районе тылового аэродрома Староконстантинова. Обращает на себя внимание, что «лучший летчик украинской удларной авиации 2021 года», командир звена, имеет 3-й класс. Погоны капитана коряво прифотошплены.
Обстоятельства гибели Корпана толком не понятны. При взгляде на карту вызывает вопрос место падения этого самолета - Су-25 обладает весьма скромным радиусом действия, явно не достаточным, чтобы с аэродрома в Староконстантинове дотянуться до линии фронта. При этом многие украинские источники как под копирку пишут: «Погиб Александр Корпан 2 марта при возвращении из очередного боевого вылета. Совершил настоящий подвиг, отведя охваченный пламенем самолет от аэродрома и ценой собственной жизни спас жизнь побратимов и многих гражданских жителей Староконстантинова«. В других пишут - «Во время возвращения из боевого вылета его самолет был подбит и загорелся«. Можно, конечно, строить разные предположения, начиная от того, что отчаянный российский пилот на Су-35 ворвался в самую середину Украины, сбил Су-25 и благополучно ушел, или, например, что Корпан перегонял поврежденный самолет в Старконстантинов с аэродрома подскока на ремонт и подбитый самолет загорелся.
Не сильно проясняют и слова вдовы Корпана. В одной статье у нее стандартная формулировка: «В ходе боевого вылета ценой своей жизни спас побратимов, а потом отвел самолет от жилых домов«. В другой же статье у нее появляется иная версия: «Была угроза ракетного удара и ребята поднимали самолеты в воздух. Они все были загружены боеприпасами и горючим. Что случилось, я не знаю, но самолет загорелся«. Учитывая, что марте-апреле самых молодых летчиков не бросили в бой, а экстренно обучали, аэродром Староконстантинова вдали от фронта для этой цели вполне подходил, Корпан мог как раз и заниматься обучением. А вот от чего самолет загорелся… Вообще, в авиации такое случается - иногда самолеты падают. По техническим причинам или из-за ошибок летчиков. Отбрасывать версию банальной катастрофы тоже нельзя. Но могли постараться и доблестные «захисники украинского неба» - если летчики взлетали из-за угрозы ракетного удара, то и зенитчики вполне могли отражать атаку русских крылатых ракет, заодно приземлив свой же Су-25. При таком раскладе Корпан вполне мог быть сбит в «ходе боевого вылета», правда своими. Тоже вполне рабочая версия, тем более, что в те дни и российская и украинская авиация несли заметные потери, а уж заявлено было сбитых «привидом Куева» и ПВО Украины - вообще десятки единиц. И если в том хаосе за сбитие украинским МиГ-29 украинского же Су-27 в центре Украины уже к вечеру давали звание Героя, то завалить ПВОшникам свой Су-25 - вообще не вопрос.
Скорее всего, личный состав 299-й БрТА прекрасно знает обстоятельства гибели капитана Корпана, но звание «Герой Украины» присвоено и никто в ходе войны не будет выносить сор из избы - будь то катастрофа или «дружественный огонь». Проще написать на НУРС С-25 дарственную надпись «За Саню Корпана». Как говориться, москали - они в ответе за все.
S-25 OFM with with the inscription "(revenge) for Alex Korpan" under Su-25 wing
Крупнокалиберный реактивный снаряд С-25ОФМ под крылом украинского Су-25 с дарственной надписью «За Саню Корпана». Учитывая обстоятельства гибели Корпана - предназначен рукожопам «Противо-Повитряной обороны» Украины.
3 марта 2022, в Николаевской области был сбит украинский Су-25, пилот которого, капитан Вадим Мороз погиб. Упоминается, что похоронен в Новоалександровке, «которую он и защищал», очевидно это место падения Су-25, возможно, в то время она была в «серой зоне» и тело не вывезли сразу. Однако, довольно скоро - 22 марта посмертно награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, значит к тому времени уже считался официально погибшим - найден, опознан и соответствующим заведением выдано украинское свидетельство о смерти. Большой шумихи в прессе его гибель не вызвала, поэтому награжден оказался скромно, хотя погиб действительно в боевом вылете.
Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Vadim Moroz - KIA 3 March 2022 at Novoalexandrovka
Капитан Вадим Мороз сбитый в Новоалександровке 3 марта 2022
Следующим сбитым стал 14 марта майор Роман Василюк, который выпустился из ХНУПС в 2011 году, успел поучаствовать в войне на Донбассе в 2014. К 2022 имел налет порядка 500 часов, но начало войны встретил на учебе в Национальной Академии Обороны Украины, из-за этого в первые дни войны не воевал. После досрочного выпуска из академии первый боевой вылет совершил 14 марта в Изюмском направлении. В интервью говорил, что в этом вылете самолеты облучали ЗРК Бук, но обстрела не было.
Ukraine Air Force Su-25 pilot major Roman Vasilyuk was shot down near Volnovakha 14 March 2022
Пилот Су-25, майор Роман Василюк после освобождения из плена.
В этот же день Василюк совершил свой второй боевой вылет в район города Волноваха Донецкой области, но около Егоровки был сбит ракетой ЗРПК Панцирь-С. Майор Роман Василюк удачно катапультировался с малой высоты и приземлился на открытом пространстве, тут же был ранен в ногу, прижат к земле автоматным огнем и взят в плен, в апреле был обменян, получил звание подполковника и выразил желание через месяц продолжить борьбу с «оккупантами». По итогу своего приключения 14 мая 2022 получил орден Богдана Хмельницкого 3-й степени. В начале 2023 года было выложено большое интервью на Ютубе, из которого следует, что Роман Василюк на тот момент все еще не летает, а только собирается вернуться в небо - скорее всего последствия катапультирования дают о себе знать.
Последствия катапультирования - спустя год Роман Василюк так и не приступил к боевым вылетам на Су-25
Из судебных документов известно об еще одной потере Су-25 на земле - 10 апреля аэропорт Днепропетровска поразило 5 ракет, в результате одного из попаданий был уничтожен украинский штурмовик.
Ukraine Air Force - Su-25 damaged 10 april 2022 at Dnepr airport
Спутниковый снимок аэропорта Днепропетровска, в котором с 2014 года постоянно базировалось несколько Су-25. Стрелкой указан Су-25, предположительно уничтоженный ракетой на земле 10 апреля 2022
15 апреля в районе Изюма Харьковской области был сбит Су-25 капитана Егора Середюка. По украинским данным самолет был сбит российской ДРГ из ПЗРК при возвращении из боевого вылета - «Егор Середюк возвращался с боевой задачи, самолет уже шел на снижение, когда его сбила вражеская ДРГ из переносного зенитно-ракетного комплекса». Пилот катапультировался, но от полученных травм скончался. С начала войны капитан Середюк совершил 25 боевых вылетов, посмертно получил звание Героя Украины.
Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Egor Seredyuk - KIA 15 April 2022 near Izum
Капитан Егор Середюк сбитый 15 апреля в районе Изюма Харьковской области.
На следующее утро Минобороны РФ отчиталось об уничтожении средствами ПВО предыдущим днем украинского Су-25 в 15 км южнее Изюма. 15 апреля датируется и такое сообщение «Бойцы ПВО Висленской дивизии уничтожили украинский Су-25 на линии боевого соприкосновения на славянском направлении. Это третий украинский самолет сбитый нашими парнями за несколько дней. Летчики ВСУ действуют на высотах 20-30 метров. И попадают в засады».
Однако, окончательные выводы о том как был сбит этот Су-25 все-таки делать рано - место падения этого Су-25 толком не известно и совпадает ли оно с озвученным Минобороны РФ - непонятно. По украинским данным речь о каком-то глубоком тыле, чуть ли не в районе украинского полевого аэродрома («уже шел на снижение после выполнения задания»), отсюда у них и возникает версия о некоей российской диверсионно-разведывательной группе бегающей в украинском тылу с ПЗРК, что тоже звучит довольно странно. Более вероятно, что Су-25 был подбит на линии фронта и упал уже в тылу, ну или снова в тылу постарались доблестные «захисники украинского неба».
14 мая над населенным пунктом Гуляйполе Запорожской области был сбит и погиб 25-летний командир звена капитан Сергей Пархоменко, который до своей гибели успел произвести 38 боевых вылетов. За две недели до гибели получил орден «Богдана Хмельницкого» 3-й степени. Отец погибшего, полковник Игорь Пархоменко, служит на командной должности в той же 299-й бригаде (замполитом), совершал боевые вылеты на Су-25 еще во время войны на Донбассе 2014 года, один из немногих «стариков», кто продолжает активно воевать и в 2022. Видимо учитывая должность отца, похороны младшего Пархоменко проходили в Виннице, по высшему разряду с пролетом пары Су-27. Неудивительно и то, что капитан Пархоменко посмертно был награжден званием Герой Украины. В его актив записали «более 20 танков, 50 единиц бронированной и 55 единиц автомобильной техники, 20 цистерн с топливом и несколько сотен российских оккупантов». Не совсем скромно - почти по 4 уничтоженных цели за один боевой вылет. Хотя и понятно, что представления на награды - это особый жанр военной бюрократии и «супостата» никто не жалеет, а уж если родной отец замполит авиабригады…
Ukraine Air Force Su-25 shot down 14 May 2022, pilot captain Sergei Parhomenko - KIA
Скриншоты с видео запечатлевшие гибель капитана Сергея Пархоменко. На первом попадание ракеты, через секунду взрыв самолета на земле
Погибший 14 мая капитан Сергей Пархоменко.
Ukraine Air Force Su-25 pilot Sergei Parhomenko at cocpit. KIA 14 May 2022
Сергей Пархоменко в кабине Су-25. По зеленому воздухозаборнику можно заметить, что это один из немногих не «пиксельных» бортов с «жовто-блакитными» предкрылками, вооруженный парой блоков НУРС С-13. Видеоряд выложенный отцом погибшего, свидетельствует, что пилоты летают на разных машинах
S-24 with with the inscription "(revenge) for our son Sergei" under Su-25 wing
Полковник Игорь Пархоменко расписал очередной НУРС С-24 в честь своего сына
26 июля 2022 в юбилейном 100-м боевом вылете погиб Герой Украины майор Александр Кукурба. Самое интересное в его гибели - отсутствие не только заявок на уничтожение Су-25 в этот день, практически не упоминаются обстоятельства и место гибели - просто погиб в боевом вылете. Разумеется, нет и обломков самолета. Из интервью его матери известно, что Кукурба катапультировался с малой высоты и парашют не раскрылся. Фотография с места гибели - Запорожская область.
Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Alexandr Kukurba, Hero of Ukraine, was killed in action 26 July 2022
Капитан Александр Кукурба получил звание герой Украины при жизни, но 100-й боевой вылет стал для него последним
Несмотря на молодость, начавший войну капитаном, Кукурба получил должность начальника разведки 299-й БрТА. 22 марта получил орден «Богдана Хмельницкого» 2-й степени, 14 апреля, имея 38 боевых вылетов, стал Героем Украины. Посмертно был награжден еще одним орденом «Богдана Хмельницкого» - 3-й степени. Цифры «достижений» Кукурбе приписали относительно скромные - всего 15 танков, 50 бронемашин и 300 человек. Но, видимо, майор Кукурба был одним из наиболее часто летавших пилотов Су-25, благодаря чему и был не только замечен, но и награжден. Для сравнения, комэск 299-й БрТА, подполковник Ростислав Лазаренко к концу августа 2022 имел 88 боевых вылетов, меньше чем Кукурба имел в конце июля.
Пилот Су-25 Александр Кукурба был сбит 26 июля 2022
На фоне астрономических счетов других погибших пилотов Су-25, капитан Кукурба выглядит более чем скромно. При этом именно он единственный получил Героя Украины прижизненно - лишнее подтверждение тому, что не стоит всерьез относиться к притянутым за уши цифрам «знищенных танкив и бойовых одиниц бронетехники»
7 сентября 2022 в своем 95-м боевом вылете был сбит майор Вадим Благовисный, его Су-25 упал в Николаевской области. До своей гибели был дважды награжден орденом «Богдана Хмельницкого» 2-й и 3-й степени. Воевал плохо - за 95 вылетов ему приписали всего 100 единиц бронетехники и 80 машин, то есть грубо - 2 единицы техники за 1 вылет. Для сравнения Пархоменко приписали 145 целей за 38 вылетов (3,8 цели за 1 вылет). Для тех кто не умеет в понимание сарказма, поясню, что к этим цифрам надо относится как к условным украинским «попугаям для измерения удава» не имеющим ничего общего с реальными результатами. Чисто для сравнения между собой заслуг приписываемых тому или другому украинскому летчику-штурмовику.
Ukraine Air Force Su-25 pilot major Vadim Blagovisny, shot down 7 september 2022
Майор Вадим Благовисный, сбитый в Николаевской области 7 сентября 2022
Missile Kh-25 under ukrainian Su-25 wings
Нечастое свидетельство применения украинскими Су-25 ракет Х-25. Как обычно, у полковника Пархоменко - дарственная надпись в честь майора Благовисного
18 сентября 2022 в районе Угледара между Егоровкой и Кириловкой ЗРК Оса 155-й бригады морской пехоты ТОФ сбил украинский Су-25. Никаких данных о пилоте нет, вероятно катапультировался и ушел к своим. Имеются фотогорафии обломков пиксельного Су-25М1, однако, все-таки нельзя полностью исключить, что это могут быть обломки одного из ранее сбитых штурмовиков, например майора Вадима Благовисного.
Обломки сбитого ЗРК Оса 19 сентября под Угледаром Су-25
Стабилизатор сбитого Су-25М1
27 января 2023 около 15-30 в районе Краматорска был сбит Су-25 капитана Даниила Мурашко. 24-летний летчик погиб, причем, что интересно выпустился из училища он в 2020, был летчиком самой низкой квалификации - 3-го класса. К началу войны, судя по всему, не числился боеготовым и воевать начал с апреля-мая.
Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Daniil Murashko, shot down 27 January 2023 near Kramators
Капитан Даниил Мурашко позирует на фоне Су-25 N32 во время известной летней фотосессии
На момент гибели Мурашко был уже командиром авиазвена - «В определенный момент нужно было учить новых ведущих, потому, что их (ведущих) становилось все меньше. Тогда выбор пал на Даниила.» С начала войны Мурашко совершил 141 боевой вылет, на его счет приписали 70 единиц бронетехники, 80 автомобилей, 30 автоцистерн и 600 солдат. В качестве старшего лейтенанта был трижды награжден орденом Богдана Хмельницкого - 1-й, 2-й и 3-й степеней. Видимо, осенью получил капитана. Посмертно произведен в майоры и награжден званием Герой Украины.
Судя по тому, что Мурашко «отвернул» сбитый штурмовик от населенного пункта Шабельковка, расположенном в тылу за Краматорском, расстояние до линии фронта было большим. Неудивительно, что российские телеграмм-каналы вначале дружно приписали эту победу «укропской ПВО» и для этого тоже были основания - в официальной сводке Повитряных Сил заявлялось сбитие «очередного российского Су-25 на восточном направлении» - «27 января 2023 года, на восточном направлении, подразделением зенитной ракетной бригады имени гетмана Филиппа Орлика воздушного командования «Юг» был сбит очередной российский штурмовик Су-25″. Правда, украинская сводка благоразумно не указывает точное место своего успеха, оставляя простор для фантазии.
Однако, вскоре украинские источники сообщили о том, что: «Во время выполнения боевого задания в составе пары 27 января 2023 года был подбит вражеским истребителем. Увидев поблизости населенный пункт Шабельковка, пилот, несмотря на малую высоту полета, до последней секунды пытался увести самолет от жилых домов. Из-за этого потерял высоту, не смог безопасно катапультироваться и погиб смертью Героя».
Еще более конкретно на сбитие своего ведомого российским истребителем указал комэск подполковник Ростислав Лазаренко: «Улетели, уже подходили к боевому курсу, радиолокационно наблюдали истребитель противника на дальности, которая была безопасна для продолжения полета, конечно, с использованием определенных тактических приемов. Мы были уже недалеко от Краматорска, когда в Даньку прилетела ракета типа воздух-воздух со стороны противника».
Понятно, что летчики Су-25 сами ничего наблюдать «радиолокационно» не могут, но очевидно, что получают оповещение от расчетов наземных РЛС. Так как российский истребитель был на «безопасной дальности» (вероятно, «безопасность» украинцы оценивали исходя из дальности применения ракеты Р-77-1 из арсенала Су-35), то можно предположить, что «сюрпризом» для украинских летчиков стал скорее всего прилет дальнобойной Р-37М, которую обычно применяют истребители МиГ-31, но в последнее время эти ракеты были зафиксированы и на подвеске Су-35.
При этом, по итогам 27 января Минобороны РФ не делало заявку на воздушные победы в районе Краматорска ни со стороны истребителей, ни ПВО. Правда был заявлен сбитым авиацией украинский МиГ-29, но довольно далеко в стороне от Краматорска - в Красноармейске, это явно не тот случай. Скорее всего, экипаж российского истребителя произвел пуск ракеты, но, как обычно, результат своей работы не наблюдал и, соответственно, не мог подтвердить уничтожение самолета противника. Так как цель поражалась глубоко в тылу противника не было и подтверждений от наземных РЛС РФ.
Ракета Р-37М имеет разные режимы работы головки самонаведения, включая активный радиолокационный («пустил-забыл» - автономный полет в предполагаемую точку встречи с целью, на подлете, примерно за 30 км, включается активная ГСН и производит поиск цели). Хотя больше шансов поразить цель когда истребитель продолжает подсвечивать цель своей РЛС и ракета на маршевом участке полета получает коррекцию траектории, но экипаж российского истребителя сближаясь с целью на встречных или встречно-пересекающихся курсах, неизбежно приближается к линии фронта, где имеет не иллюзорный шанс попасть под удар украинской ПВО, поэтому обычно пуск Р-37М производится именно в режиме «пустил-забыл». После пуска истребитель может спокойно развернуться назад, подальше от украинских ЗРК, но при этом теряет радиолокационный контроль цели и не имеет понятия о результате своей атаки. Над линией фронта есть доклады операторов наземных РЛС, но вряд ли они способны наблюдать маловысотные цели на большом удалении из-за рельефа местности и круглой Земли, ограничивающих радиогоризонт. Тем более, что Р-37М способна работать по целям в переднюю полусферу (то есть приближающимся) на дальность в 200 км. Так, что пуск был, результат никто не наблюдал, соответственно заявку на воздушную победу никто наверх не отправлял. А воздушная победа была.
Касательно заявок на успехи украинских летчиков-штурмовиков. Надо понимать, что это некие взятые с буквально «с потолка» абсолютно абстрактные цифры придуманные в штабе 299-й БрТА, не имеющие ничего общего с реальностью, созданные по принципу «пиши побольше, чего супостата жалеть». В существующим виде это цифры для того, чтобы большие мальчики могли «меряться пиписьками» между собой - «Я уничтожил 30 танков «орков». Да ты лошара, не смеши - я уничтожил 70 танков». Для вообще какого-то обоснованного ведения счетов необходимо сопоставление документов сторон кто, куда и когда произвел удар и соответственно отчет другой стороны о понесенных в этот день в этом месте потерях от удара вражеской авиации. Понятно, что таких документов мы не увидим в ближайшее десятилетие и в лучшем случае могут быть какие-то отрывочные сведения вроде воспоминаний участников. Конечно, выпуская в каждом вылете с кабрирования в направлении противника, скажем, по четыре здоровых НУРСа С-25, за 100 вылетов украинский штурмовик, чисто статистически, куда-то все таки попадет и какой-то урон нанесет, но оценить реальный урон при таком воздействии невозможно даже приблизительно.
Возьмем, например, капитана Мурашко - 141 вылет, 70 единиц бронетехники (0.5 на 1 вылет) и еще 80 автомобилей и 30 автоцистерн (всего 1.27 цели на 1 вылет). Далеко не самое высокое соотношения уничтоженных целей на боевой вылет - у большинства большинства погибших летом-осенью 2022 года украинских штурмовиков они значительно выше, особенно у Пархоменко.
Для сравнения украинских заявок можно сказать, что на их фоне, любимец фюрера, единственный в Третьем рейхе кавалер полного банта Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и брильянтами, самый результативный пилот Ju-87 Ганс-Ульрих Рудель, со своими 519 «уничтоженными» танками в 2500 вылетах, выглядит скромным выпускником детсада - смешные 0,2 танка на 1 вылет или 0,8 цели на вылет, если включать грузовики, орудия, лодки и так далее. И это мы даже не подвергаем сомнению счета Руделя, который в отдельные дни «убивал» Т-34 в 2-3 раза больше чем их реально подбивалось на определенном участке фронта всеми огневыми средствами немцев. Ну и немецкий летчик атаковал с пикирования конкретные цели, по факту - сброс с малой высоты на небольшой скорости, а для поздних Ju-87G - стрельба по видимой цели из пушек тоже на небольшой скорости. Очень сложно сравнивать результативность таких атак с пуском НУРС с кабрирования по лесопосадкам.
Опять таки, для сравнения, по словам известного в широких кругах «бьюти-блогера» Fightbomber, лучшие экипажи российских Ка-52, применяющие высокоточное оружие - ПТУРы «Вихрь», осенью 2022, имели за войну порядка 20 уничтоженных бронецелей на экипаж. Это просто для оценки адекватности заявок украинской стороны, с учетом того, что уже с марта украинские Су-25 перешли к стрельбе НУРСами с кабрирования «куда-то туда, в сторону противника». Это конечно, позволило заметно снизить потери - выживаемость украинских летчиков выросла с 1-5 боевых вылетов до, как мы видим, 100 и более, но и эффективность таких вылетов снизилась на порядок-друго. Справедливости ради, надо сказать, что ситуация с российскими штурмовиками Су-25 абсолютно такая же - стрельба НУРС с кабрирования с аналогичным результатом.
Подводя статистику задокументированных потерь украинских Су-25 - всего удалось выявить 18 уничтоженных штурмовиков, из которых 4 уничтожены на земле (2 на хранении и 2 строевых), а 14 в воздухе. Известны имена 11 погибших летчиков и двух попавших в плен, но обменянных. В одном случае о пилоте ничего не известно - вероятно успешно катапультировался и ушел к своим. Возможно, потери Су-25 несколько больше за счет уничтоженных на земле (Минобороны РФ не публикует космические снимки последствий ударов), также могли быть и другие эпизоды, когда украинский летчик успешно катапультировался, уходил к своим, а обломки самолета не попадали в интернет, но таких случаев явно не много - из-за малых высот большинство сбитых летчиков гибнет. Практика показывает, что погибших летчиков украинская сторона не утаивает, а наоборот использует в пропагандистских целях. Исключения наблюдаются только в отношении пропавших без вести пилотов - там работает принцип «нету тела - нету дела», но эти потери тоже так или иначе становятся известными, просто с некоторым временным лагом.
При любом раскладе количество заявленных сбитыми российским Министерством обороны украинских Су-25 (140 штук!) давно ушло за пределы разумных цифр. Даже с учетом самолетов стоявших на хранении и 4 Су-25 полученных от Македонии (их, правда, еще никто в полете не видел) - эта цифра не могла физически превысить 45 машин. О том, как «накручиваются» такие счета истребителей ВКС и ЗРК ПВО было написано в статье Украинские Су-27 в войне с Россией, но именно в ситуации с украинскими Су-25 эти цифры дошли до абсурда.
Однако, даже известные потери украинских Су-25 достаточно тяжелы - фактически полностью выбита одна из двух эскадрилий - 16 строевых машин, больше половины имевшихся на крыле к началу войны, погибло 11 человек летного состава. Специфика действий на низких высотах приводит к тому, что выживает мало сбитых летчиков, что кстати характерно и для других типов украинских самолетов. Но есть и отличия - если среди экипажей бомбардировщиков Су-24 погибло много «стариков»и летчиков среднего возраста, то в 299-й БрТА сбивали почти сплошь молодняк - Су-25 самолет достаточно простой и проблем с обучением курсантов на него не было. Второе - если практически каждый летчик из экипажей Су-24 имеет клеймо «участник АТО» (воевал против Донбасса в 2014), то судя по почти полному отсутствию в наградных указах знакомых по 2014 году фамилий, практически все, за редким исключением, воевавшие тогда летчики Су-25 отнюдь не рвались в бой.
Это практически открытым текстом сказал комэск 299-й БрТА подполковник Ростислав Лазаренко, рассказывая о своем погибшем ведомом - капитане Данииле Мурашко. «Да Данила - один из лучших летчиков подразделения, еще совсем недавно не был таким. В начале 2022-го совсем юный офицер имел минимальный опыт… И именно он с товарищами стали боевым остовом подразделения. Это произошло не «от хорошей жизни»… Попробую объяснить осторожно. Некоторые летчики-снайперы, летчики первого класса, до вторжения кричавшие, что первыми пойдут в бой, передумали и решили, что «слишком ценны», чтобы рисковать собой в боях. Я старший группы, мне 28. Старший в группе я не только по названию должности, но и по годам. Большинство боевых летчиков - совсем юные. Есть лишь несколько исключений, например, отец, который воюет за двоих - за сына и за себя, его сын был летчиком и погиб во время выполнения боевого задания, и мужчина, примчавшийся из-за границы и в свои 50 вновь ставший в строй. Остальные младше меня, часто совсем юные мальчики. …Конечно, отправлять в феврале этих молодых ребят в бой было очень глупо… Отправили их на учебу. Однако, опять же, в учебном центре их учили совсем не так, как нам хотелось бы… Уже в апреле-мае их прислали ко мне на точку, в том числе и Даню. Помню, как мы его взяли под свое крыло. То есть опытные летчики не только выполняли боевой полет, но и обучали молодежь в бою.»
Упомянутый «отец, который воюет за двоих - за сына и за себя» - это полковник Игорь Пархоменко, сын которого, Сергей Пархоменко был сбит и погиб 14 мая. Впрочем, даже он за год войны навоевал только на орден «Богдана Хмельницкого 3-й степени». Столь же скромно награждены и некоторые другие «ветераны Донбасса-2014» - сбитый и побывавший в плену у ополченцев полковник Юрий Шевцов, бывший комбриг полковник Владимир Помогайбо, нынешний комбриг 299-й БрТА полковник Сергей Самойлов. Многих других фамилий из 2014 - не видно и не слышно. На этом фоне не удивительно, что «безбашенная молодежь» из недавних выпускников ХНУПСа имеет по три-четыре ордена и лихо растет в должностях и званиях. Но с другой стороны именно среди них смерть и собирает свою основную жатву.
Задокументированные потери украинских Су-25
Ukraine AF - Su-25 Losses at war-002.
Потери украинских Су-25 в войне с Россией.
https://militarizm.su/vojna-na-ukraine/poteri-ukrainskih-su-25-v-vojne-s-rossiej.html