Отцвела в тени казарм наша молодость
На едином проспиртованном выдохе…
(Сергей Данилов.)
Вместо неба - броня.
Двери рая закрыты на ржавый засов.
Все ушли без меня.
Я зову, но не слышу родных голосов…
(Оргия праведников.)
Поверь, рассказ мой не из тех историй,
Что с армии привозят пацаны,
В моей судьбе была война, которой
Не числится в истории страны…
Нам было двадцать, сыновьям России,
Готовым грудью встать за всю страну…
Виновных нет. Мы сами напросились
На неофициальную войну.
Мальчишки, не судите Бога ради!
Мы думали, нам крупно повезло, -
С приятелем летать в одном отряде
Бок о бок, так сказать,
К крылу крыло…
На стол все документы и награды,
И с этого мгновенья ты - никто.
Разведка - что слепой полёт над адом,
Сначала - мы, вьетконговцы - потом.
И лезвие огня сверкало ярко,
Предутреннюю вспарывая мглу,
Когда на форсаже взлетала «спарка»,
Похожая на тонкую иглу…
Тот профиль самолёта в белых звёздах
Наверно, мне не позабыть уже…
И тень ракеты класса «воздух-воздух»,
И перегрузки в диком вираже…
Моей машины бренные останки
Неслись к земле чадящей головнёй,
А в вышине два белозубых янки
Беззлобно хохотали надо мной.
Мне повезло, - меня на третьи сутки,
Почти что как в кино, отбил десант.
Потом хирург, большой любитель шутки
Спросил, - ну как, мол, там, на небесах?
Я лишь мычал, наркозом оглушённый,
Но с той поры, хоть столько лет прошло,
Мне снится запах операционной
В сопровожденье непечатных слов.
Да я-то ладно, мне господь отмерил
За тех парней, что к звёздам вознеслись,
Обидно вот, что те, кому я верил
От нас так суетливо отреклись…
Но навсегда со мной, как запах хлеба,
Тот сон, в котором, всем смертям назло,
Мой самолёт в тропическое небо
Вонзается серебряной стрелой…
Си-и-иние
Небеса над Россииею,
Облака в белом инее
И закаты в росе-е-е!
Горькооо нам:
В царстве неба жестокого
Тридцать пять было соколов,
Уцелело лишь семь…
(«Ветерану неизвестной войны». Константин Фролов.)
Эта машина работает в войсках много лет, однако подавляющее большинство данных о ней засекречено.
Летающий радар.
Сама по себе идея «летающего радара» не нова. История такой техники началась в середине 30-х годов с появления самолета британского самолета-разведчика Vickers Wellington Ic. Изначально предполагалось, что самолеты с мощными антеннами смогут пеленговать подлодки в нейтральных водах рядом с Великобританией, однако совсем скоро стало понятно, что мощные радары можно использовать и для других целей.
Бурное развитие противолодочной авиации привело к тому, что сначала оборудование этих машин было перенастроено на обнаружение наземных целей. Затем авиация начала работать по-новому: основной задачей стало обнаружение наземных сил вероятного противника.
Бурное развитие такой техники началось во время Второй мировой, однако уже после ее завершения технологию раннего целеуказания ждал взрывной рост. США, Великобритания и СССР осознали важность раннего целеуказания для армии и принялись массово производить самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) разных форм и размеров.
Противолодочные самолёты AF «Guardian»: AF-2W (вверху) and AF-2S / Wikimedia.
Стандартов по части размеров антенн и их формы, равно как и по внешнему виду самолетов не было, поэтому на свет появились такие «уродцы», как Grumman AF Guardian и Grumman E-1, Lockheed EC-121 Warning Star и другие монстры раннего периода «холодной войны».
Прозвище «летающая микроволновка» прицепилось к самолетам ДРЛО из-за старой байки. В 70-х критики этой техники в США считали, что излучение радара губительно сказывается на здоровье экипажа. «Тарелка» в верхней части самолета действительно может излучать волны в нескольких диапазонах, но ее мощности недостаточно, чтобы «разогреть» пространство внутри.
Советские самолеты ДРЛО.
23 января 1962 года первый полет совершил опытный прототип советского самолета ДРЛО Ту-126. С этой машины началось бурное развитие советских средств дальнего целеуказания в том виде, в каком все знают эти машины сейчас. Машина простояла на вооружении без малого два десятка лет и ушла на покой лишь тогда, когда турбовинтовые машины начали вытеснять реактивные самолеты.
Первой советской реактивной машиной дальнего радиолокационного обнаружения стал А-50 - самолет, построенный на базе транспортного Ил-76.
А-50, 2011 год / Wikimedia, Maxim Maksimov, CC BY-SA 3.0.
Однако корпус Ил-76 и четыре огромных двигателя Д-30 - единственное, что роднило «Оплот» (по кодификации НАТО самолету присвоили шифр Mainstay) с транспортными трудягами армии. Главной изюминкой машины стала РЛС с пассивным каналом пеленгации. Антенна, установленная в верхней части фюзеляжа, соединяется с огромным компьютером внутри отсеков и позволяет выявлять и собирать сведения о технике противника в специальную базу данных, необходимую для дальнейшего планирования боевых действий.
Если говорить простым языком, то А-50 стал неким «летающим шпионом», без работы которого войска не могли принимать дальнейших решений о нанесении ударов.
После многолетней эксплуатации машина подверглась значительным изменениям. Помимо модернизации двигателей и антенны, изменения претерпел и отсек дежурного расчета. Также при модернизации самолета А-50У на стекла нанесли содержащее золото защитное покрытие. Специальную металлизацию получили иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна кабины летчиков, а также окна кабины штурмана.
«Золотая тонировка» позволила защитить экипаж А-50У от излучения антенны и помогла экранировать внутреннее пространство от работы любой другой техники, оснащенной радарами или излучателями высокой мощности.
«Летающая микроволновка».
Важность самолетов ДРЛО в современных войнах трудно переоценить. Наиболее активной для самолетов А-50 стала война в Сирии, где решающую роль в отражении атак боевиков и помощи правительственным силам сыграла российская авиация. Дальности обнаружения в 350 километров оказалось достаточно, чтобы проводить как локальную разведку на особо важных направлениях, так и отслеживать активность зарубежной авиации - прежде всего, израильской и американской в непосредственной близости от зоны боевых действий.
Одним из важнейших достижений А-50У в Сирии стало обнаружение американских истребителей F-22 Raptor. В 2018 году не без помощи А-50У российским воздушно-космическим войскам удалось доказать, что американские малозаметные истребители обнаруживаются даже пассивными средствами контроля, что ставит под вопрос зарубежную концепцию использования истребителей пятого поколения.
А-50У в небе в районе г. Иваново / Wikimedia, Mil.ru, CC BY 4.0.
После нескольких десятилетий эксплуатации А-50 и А-50У было принято решение о глобальной модернизации машины. Уже 18 ноября 2017 года в небо поднялся новейший летающий радар А-100 «Премьер». Несмотря на схожесть с А-50, новый комплекс получился принципиально иным. Даже название пришлось поменять. Вместо самолета дальнего радиолокационного обзора и управления появился Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН).
За сменой названия крылось гораздо больше, чем можно подумать на первый взгляд. Помимо того, что новая «летающая микроволновка» построена на базе новейшего самолета Ил-76МД-90А, комплекс получил более продвинутую электронику и, как следствие, смог расширить зону боевого дежурства.
Ил-76МД-90А на авиасалоне МАКС-2013 / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0.
Точные характеристики А-100 «Премьер» не раскрываются, однако по некоторым данным новый летающий радар оказался вдвое эффективнее своего предшественника А-50У. Серийное производство нового самолета намечено на 2024 год. До тех пор уникальные самолеты будут проходить испытания и всевозможные тесты.
Первые включения системы уже прошли. В феврале 2022 года «Премьер» испытали со включенным радаром. При этом разработчики отметили, что самолет А-100 сможет управлять атакой как по воздушным объектам вероятного противника, так и по крупным группировкам надводных кораблей.
Вероятнее всего, речь может идти о боевых возможностях А-100 в отношении авианосных ударных соединений и кораблей прикрытия. Если эти данные подтвердятся в будущем, то Россия станет первой страной, на вооружении которой окажется многофункциональный авиационный комплекс для поражения техники противника как в воздухе, так и на земле.
Фото: rostec.ru.
Зарубежные эксперты опасаются, что в перспективе МАК РЛДН на базе А-100 может получить еще один пакет обновлений для борьбы с подводными лодками противника. Это, по мнению западных аналитиков, позволит заменить некоторые (или все) противолодочные самолеты ВМФ и существенно укрепит обороноспособность российских сил в любом регионе, где они несут боевое дежурство.
Взято из:
https://hi-tech.mail.ru/review/61183-samolet-s-zolotymi-steklami-chto-izvestno-o-rossiyskih-letayuschih-radarah-a-50u/?utm_partner_id=429