Sic transit gloria mundi
Катафалк : детская колясочка смерти.
Броня крепка и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны:
В строю стоят советские танкисты -
Своей великой Родины сыны.
Гремя огнём, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведёт…
(Марш советских танкистов).
Предисловие от Дени Дидро.
Старшее поколение хорошо ещё помнит марки московских автомобилей "Москвич, ЗИЛ, ЗИС", которые были собраны нашими конструкторами и для того времени считались довольно неплохими и, даже не побоюсь этого слова - народными автомобилями. Все комплектующие, в отличии от современной отвёрточной сборки, это когда все детали и комплектующие поступают из-за рубежа и тут на конвеере собираются местными аборигенами, чтобы сильно не бунтовали без работы, были сделаны в СССР, и хотя может и уступали в комфортности зарубежным аналогам, но были на порядки дешевле, безотказней и прочнее их.
В данной статье, что мне понравилось, упоминаются поистине уникальные авто, которые по той или иной причине не пошли в серию, и следовательно, широкому слою населения неизвестны. Хочу приоткрыть эту лакуну неизвестности, и дать понять, что отечественные Кулибины и Левши не перевелись ещё на Руси, и думаю, что пока она будет существовать, и не переведутся.
Среди десятков моделей и сотен модификаций знаменитого московского завода были и такие, о которых во времена их молодости мало знали.
Среди подобных машин встречались и легковые, и автобусы, и грузовики.
В 1938-м молодые инженеры Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин, которым наскучила заводская рутина, задумали построить невиданный в СССР спортивный автомобиль на базе представительского ЗИС-101. К созданию машины с передовым для 1938 года обликом в стиле «шик-модерн» привлекли художника (термина дизайнер тогда еще не было) Валентина Росткова.
Сами создатели говорили, что ЗИС-Спорт 1938 года является машиной класса «шик-модерн»
Машину ваяли вечерами после работы. Инженеры увеличили объем и мощность серийного двигателя, доведя последнюю до 141 л.с. (самый могучий серийный вариант ЗИС-101 развивал 116 л.с.), в подвеске применили стабилизаторы поперечной устойчивости. О спорткаре узнал директор завода И. А. Лихачев, который принял затею и даже внес автомобиль в список подарков завода Родине к 20-й годовщине комсомола.
С этого момента постройка машины стала общезаводским делом. По расчетам ЗИС-Спорт должен был достичь 180 км/ч - огромная для СССР тех лет скорость. На испытаниях на Минском шоссе В. Петров разогнался, правда, всего до 162,4 км/ч. Но и этот результат для советских автомобилей 1930-х был внушительным. Лихачев добился, что зеленый спортивный ЗИС выставили в фойе Дома Союзов на XVII партконференции, для чего за одну ночь разобрали и собрали уличную стену. Увы, представить себе такой автомобиль в СССР даже в мелкой серии было немыслимо. Единственный экземпляр «шик-модерна» затерялся, видимо, во время эвакуации завода страшной осенью 1941-го.
Хочешь мира - готовься к войне.
После Второй мировой завод не оставил военную тему и проектировал необычные модели. Скажем, санитарки на базе больших городских автобусов. Опытные образцы таких машин создали не только на основе ЗИС-155, но даже ЗИЛ-158, стандартный вариант которого потом долго и в больших количествах делал Ликинский завод.
Прототип санитарного автомобиля на базе городского автобуса ЗИЛ-158
В 1952-м Завод имени Сталина взялся за большую военную амфибию ДАЗ-485, превратившуюся в ЗИС-485. Машина была создана В. А. Грачевым на основе узлов ЗИС-151 и БТР-152. Выпуск наладили на Днепропетровском автозаводе, который вскоре перепрофилировали, а производство перевели в Москву.
Амфибия ЗИС-485 конструкции В.А. Грачева
ЗИС-485 стал первым советским автомобилем с системой регулирования давления в шинах. В 1957-м, модернизируя амфибию, внешнюю линию подкачки заменили внутренней, изменили также мосты и шины. Такую версию под именем ЗИЛ-485А в декабре 1959-го передали для производства Брянскому автозаводу.
270 «лошадей» и 270 км/ч.
Но при всей загруженности завода спортивная тема на волне послевоенного подъема возродилась! Уже в 1951-м В. Родионов и художник В. Ростков (тот самый, что рисовал предвоенный ЗИС-Спорт) создали ЗИС-112. Длиннющий (база - 3760 мм) двухдверный автомобиль с одной фарой посредине (за что и получил прозвище «Циклоп») сделали по американским мотивам. Сначала на машине стоял серийный 140-сильный мотор. Заводской гонщик Б. Курбатов достиг на ЗИС-112 188 км/ч. Позднее неповоротливую машину по инициативе Курбатова укоротили, доведя базу до 3160 мм, поставили форсированный до 182 л.с. экспериментальный мотор ЗИС-112Э.
ЗИС-112 по прозвищу «Циклоп» в первозданном виде, 1951 г.
В течение полутора десятилетий в спортивной лаборатории завода понемногу строили гоночные автомобили. В 1956-м создали два ЗИЛ-112/2, кузова которых представляли собой трубчатый каркас с обшивкой из стеклоткани, пропитанной клеем. На машинах стоял форсированный рядный 8-цилиндровый 170-сильный мотор. Один из этих автомобилей имел оригинальный дизайн. А второй во многом повторял стилистику лимузина - прототипа «Москва» - предшественника ЗИЛ-111, поэтому выглядел эдаким гран-туризмо в американском стиле. Обе машины выставляли на первенстве СССР.
ЗИЛ-112/3 с передком в стиле прототипа «Москва»
Первый послевоенный «Циклоп» дожил, как минимум, до 1961 г. С уникальным кузовом начала 1950-х тогда безжалостно расстались, а на основе машины построили открытый вариант с условным названием ЗИЛ-112/6. Автомобиль с 200-сильным 7-литровым V8 выставляли на гонки в Каунасе вместе с ЗИЛ-112/4.
В 1961-м из «Циклопа» сделали ЗИЛ-112/6 (слева). Справа - ЗИЛ-112/4
А вершиной спортивных моделей московского завода стали два ЗИЛ-112С, тоже появившиеся в 1961-м. На машины, напоминающие внешне Ferrari, ставили 6- и 7-литровые моторы, а также двигатель от «Чайки» ГАЗ-13. Самый мощный вариант развивал 270 л.с. и позволял достичь астрономических для нашего автопрома 270 км/ч.
Самый совершенный спортивный автомобиль московского завода - ЗИЛ-112С
Коробка передач оставалась все той же - трехступенчатой от ЗИС-110, передняя подвеска - волговская. Зато зиловцы создали оригинальные передние дисковые тормоза, ведь советских в те годы просто не было. В 1967-м спорт лабораторию ЗИЛ закрыли, чтобы не отвлекать инженеров от куда более важного дела - разработки правительственных «членовозов».
«Мул» грузовика и лимузина.
Кстати, цех легковых автомобилей породил еще одну необычную конструкцию. Низенькие машины на легковых колесах с явно широкой для них кабиной встречались иногда на улицах, вызывая любопытство и удивление прохожих. Машины звались ЗИЛ-113Г, но товарными они никогда не были, а представляли собой легковое шасси с легковым же двигателем, но с кабиной грузовика и бортовой платформой с тентом. Первый такой автомобиль построили еще в 1959-м с кабиной ЗИЛ-157, позднее использовали кабину ЗИЛ-131. Во-первых, эти машины служили носителями агрегатов легковых лимузинов без дорогущего кузова. Во-вторых, их использовали в качестве «хозяек» - автомобилей, перевозящих необходимый в дальних пробегах и командировках скарб. На шоссе такой грузовик способен был развить до 170 км/ч, а значит - практически не отставал от подопытных «членовозов». Интересно, что уже в 1990-х такой автомобиль всерьез рассматривали в качестве объекта для серийного производства...
ЗИЛ-113Г - кустарный грузовик заводских испытателей
Но сначала вспомним люксовый микроавтобус «Юность», производство которого под индексами ЗИЛ-118, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207 вели с 1961 по 1994 гг. Среди поздних модификаций одна из наиболее интересных - санитарный ЗИЛ-Э118КВ с высокой крышей. Пара таких машин (одна 1978 г., вторая - 1984) работали на Городской станции скорой помощи в Москве, а также засветились в нескольких фильмах.
Первый вариант санитарного ЗИЛ-Э118КВ, 1978 г.
А в начале 1990-х при выборе конструкции малотоннажника на базе люксового микроавтобуса сделали пикап ЗИЛ-3302 и заложили бортовой однотонный грузовик с мотором Perkins. Этот образец так и не достроили. Так вот, в качестве альтернативы такому пикапу рассматривали и ЗИЛ-113Г. Для серийного производства выбрали, однако, более практичный, грузоподъемный и дешевый вариант с кабиной ЗИЛ-4331, в производство которой вложили уже огромные средства. Так получился ЗИЛ-5301 «Бычок».
Опытный образец ЗИЛ-3302
Эту модель в 1990-х предлагали во множестве модификаций, подавляющее большинство которых были, по сути, лишь опытными образцами. В 1996-м в цехе малых серий под руководством Ю. Туманова создали ЗИЛ-5302ЮГ. Машина с колесной формулой 6х2 имела третью подъемную ось. На базе этого прототипа сделали более простой ЗИЛ-5302АЛ с подкатной осью. Модель грузоподъемностью 6100 кг с 1999-го выпускали в качестве эвакуатора, но в очень небольших количествах.
ЗИЛ-5302 «Бычок» колесной формулой 6x2
Чуть раньше сделали еще один необычный «Бычок» - ЗИЛ-3313ГО. Он представлял собой отдельный санитарный модуль на шасси грузовика. С тремя лежачими больными могли ехать пять-семь медиков. Машину, созданную совместно ЗиЛом и АООТ НПО «Экран», планировали оснащать двигателями ММЗ и Caterpiller.
Опытный реанимобиль ЗИЛ-3313ГО
Но ни эта «скорая помощь», ни прочие попытки изменить судьбу завода, уже не помогли...
Взято из:
https://auto.mail.ru/article/60948-samye_redkie_i_neobychnye_avtomobili_zis_i_zil/