Как ремонтировали главный памятник страны?

Dec 05, 2019 09:16

Кто к нам с чем и зачем, тот от того и того.
(Народная поговорка.)

Добро - это не намерение действовать, а само действие.
(Джон Фаулз.)

Будущее должно быть заложено в настоящем.
(Георг Лихтенберг.)

Корреспондент Mail.ru побывала на носу скульптуры «Родина-мать зовёт!».
Обескураженные зрелищем туристы, в сумерках приехавшие на Мамаев курган, обращаются ко мне: «Вы не подскажете, это точно Родина-мать?»


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Точно. Жители и гости Волгограда в этом году наблюдают уникальное зрелище - детище скульптора-монументалиста Евгения Вучетича - «Родина-мать зовёт!» - окутано лесами, придающими ему вид современного арт-объекта.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Впервые за 52 года своего существования статуя проходит масштабную научную реставрацию.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Скульптура была открыта в 1967 году на месте самых ожесточенных боев на Мамаевом кургане как часть памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

85-метровую «Родину-мать» (на момент постройки - самый высокий в мире памятник; сейчас монумент занимает 11 место) Вучетич создал совместно с группой архитекторов и скульпторов, а также инженером Николаем Никитиным - автором проекта Останкинской телебашни. Как и телебашня, железобетонная скульптура удерживается за счет металлических тросов, натянутых внутри нее.

О том, как идут работы, мне рассказывает ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора Михаил Михайлович Васильев. Надев каски и яркие жилеты, мы отправляемся в путь по лесам.

«Мы так и говорим: “Мы лечим нашу маму”».
Конечно, прежде скульптурой уже занимались. В 1972 ей поменяли меч, время от времени точечно ремонтировали и подлатывали силами промышленных альпинистов. Но справиться с идущими по монументу трещинами альпинисты не могли.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Реставраторам нужно было подобраться к каждой складке и к каждому изгибу «Матери», держать под рукой инструменты и проточную воду. В течение 8 лет разрабатывался научный проект реставрации, и вот в начале лета этого года статую окружили леса, на которых работает порядка 80 специалистов. Суммарно же над проектом трудится более 130 человек.

Леса Родины-матери выглядят и вправду грандиозно. Их высота - 64 метра, они доходят до гарды меча и разбиты на 30 ярусов-этажей. Только монтаж лесов занял около двух месяцев. Леса - клиновые, после монтажа все звенья вошли в распор: на них нет ни одного подвижного элемента. И правда, я иду по ним совершенно спокойно, как по асфальту.

Первым делом очистили всю поверхность статуи - это порядка 6960 кв. м, что равно размеру футбольного поля «Волгоград Арены». К нашим дням «Родина-мать» пришла буквально разноцветной: темно-коричневой, рыжей, зеленой. Цветовая гамма создавалась атмосферными осадками, в том числе теми, что приносил ветер с соседнего металлургического завода. По западной же стороне статуи почти на всю ее высоту за 50 лет поднялся… мох.

Очищали методом бластинга: мраморная мука подается из компрессоров под большим давлением воздуха и мягко отшелушивает все лишние наслоения. Сейчас мы видим «авторский» - светлый - цвет бетона.

Основная задача реставраторов - победить трещины.

Залечить. Мы так и говорим: «Мы лечим нашу маму».
Михаил Васильев
ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора
Суммарная длина всех трещин - порядка 13 километров. Они проходят и снаружи статуи, и внутри.

Первое звено реставраторов находит все трещины и оконтуривает их. Следующее - размечает, каким составом будут они заделываться. Не могу удержаться от дилетантского комментария: «Ну у вас тут прям наскальная живопись!» Главное, что она понятна всем работникам проекта.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Трещины заделываются разными способами, но самый любопытный, пожалуй, метод инъецирования. По всей длине глубокой трещины с обеих сторон в нужных местах и под правильным углом всверливаются полые трубки - пакеры. По ним под большим давлением подают специальный двухкомпонентный состав. Он проникает на всю глубину трещины, заполняя все пустоты, и застывает уже через 20 минут. Потом пакеры вынимаются и их отверстия заделываются. После статуя будет готова к финальной отделке. Она будет проходить сверху вниз одновременно с разбором лесов: места присоединения лесов к «Родине-матери» заделают (на момент публикации материала скульптуру уже начали освобождать от лесов. - Прим. ред.). Плюс статую обработают защитным раствором.

На одной из складок намечено - «Аккуратно сбить». Это значит, что когда-то, при предыдущих работах, «отстрелянный» (ослабший) бетон, который рисковал упасть на головы прохожих, был удален, а его место заделано временным составом, чтобы исключить попадание влаги в «рану». Реставраторы убирают эту заглушку и залепляют специальным реставрационным составом.

Каждый ярус лесов имеет табличку с QR-кодом. «Это наше ноу-хау, - рассказывает Васильев. - Мы регулярно проходим и фотографируем все работы, а программа распознает в них код и отправляет фотографию в нужное место в базе».



Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Меж тем мы поднимаемся все выше, усиливается ветер. Внизу, в волгоградской жаре на него не было и намека. Хорошо же? «Нет, - объясняет Васильев, - Ветер нам очень мешает. У каждого состава свое водоцементное отношение. Ветер будет высушивать влагу, что плохо скажется на составе». Также работам будет мешать и мороз: зимой состав не работает. Поэтому задача реставраторов закончить с трещинами до холодов.

Складки платья закончились, и уже можно опознать точное место нахождения, обнаружив анатомические подробности скульптуры, малозаметные с земли. Тени от лесов лежат на груди, как кружевное белье.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова



Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Доходим до левой руки «Родины-матери». На ней работают уже со страховкой. Рука удерживается силами четырех натянутых тросов, проходящих внутри нее.

Кстати, саму скульптуру отливали на месте целиком, за исключением рук, головы и шарфа. Их делали на земле и поднимали к монументу краном.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Добираемся до головы «Родины-матери». В непосредственной близи лицо выглядит жутковато. Пропорции сознательно искажены автором, ведь скульптура рассчитана на осмотр снизу.

Поднимаемся на верхнюю точку - к эфесу меча. Мы видим Волгу, новый стадион «Волгоград Арена», построенный к чемпионату мира по футболу, и весь комплекс ансамбля «Героям Сталинградской битвы»: памятник солдату «Стоять насмерть», в чертах которого можно узнать генерала Чуйкова, Озеро материнских слез, площадь Скорби и зал Воинской славы.

По задумке Вучетича, посетители должны подниматься к ней по лестнице со стороны Волги. По мере приближения к Родине-матери вырастает скульптура ее сына - солдата, который стоит на пути, защищая Мать.
Михаил Васильев
ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора
Оригинальный меч «Родины-матери» был стальным, обшитый листами титана. От ветра он раскачивался, создавая излишнюю нагрузку на руку скульптуры, да и к тому же неприятно громыхал. В 1972 году его пришлось заменить: новое орудие было сделано целиком из стали, оно стало легче. Отверстия в мече уменьшили его парусность. Сейчас его трогать не будут, меч в отличном состоянии.

Михаил Михайлович ловко проходит с лесов на голову «Родины-матери», в которой обнаруживается небольшой технологический люк - он ведёт внутрь статуи. Лесов на макушке нет, держаться не за что. Ветер не то чтобы сдувает тебя, но пытается: мы стоим на высоте 20-этажного дома, и это - если не брать в расчёт сам курган. На подкашивающихся ногах ныряю за моим проводником в люк. «До вас тут съёмочные группы проходили, с камерами и оборудованием - пролезли же», - подбадривает Васильев.



Прическа «Родины-матери» | Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Сам он делает это с легкостью - как представитель технадзора Михаил Михайлович каждый день и не по одному разу с проверкой и фотофиксацией проходит по монументу снаружи и внутри.

Не верьте городским легендам: лифта внутри «Родины-матери» нет, спускаться приходится по лестницам из металлических прутьев, дальше - по бетонным ступенькам. Статуя - полая и выглядит изнутри как неотделанная многоэтажка. В ней есть даже комнаты с обычными дверьми.

Самое зрелищное здесь - 39-милиметровые стальные тросы, натянутые как струны. Они поддерживают жесткость каркаса монумента. При внутренних работах 2017 года 99 из всех 117 тросов статуи было обновлено. К каждому тросу добавился персональный авиационный датчик. Датчики передают информацию на компьютер, и специалисты видят степень нагрузки. Если трос перенатянут или ослаблен, ситуацию оперативно исправляют. Тросы оцинкованы, но дополнительно обмазаны солидолом - чтобы исключить даже малую вероятность коррозии.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Изнутри также ведутся реставрационные работы. Чтобы обнаружить трещины, впервые пришлось снять деревянную опалубку, которая оставалась тут с момента возведения статуи. В какие-то части статуи пришлось прорубать проходы, заваленные строительным мусором - также искали трещины, чтобы их заделать. Заодно обнаружили новые пространства, не указанные в документации.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова
Спуск вниз занимает всего 15 минут. Малозаметная снаружи дверь выводит на улицу, к основанию постамента. С него снят облицовочный гранит, его заменят на новый. Памятные таблички после работ вернут на место.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Полностью все работы по реставрации должны быть закончены к концу марта: останется восстановить газон и благоустроить окрестности памятника. Впрочем, на этом дело не закончится: в будущем планируется обустроить всю территорию кургана с помощью новых технологий, установить диорамы и продолжить новые маршруты.


Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Взято из: https://realty.mail.ru/articles/57598/kak_remontirovali_glavnyj_pamjatnik_strany/?fromnews=1&frommail=10


история России., Ну, СССР, ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ, ВОВ, welcome, память., wanted!, Экономика., Воровство и бесспредел олигархов., символика, Красота спасёт мир!, Кризис, Экология., Любопытно., Новейшая история., Искусство., Гражданская позиция., Герои современной России.

Previous post Next post
Up