Разница между нацизмом и национализмом такая же,
как между дерьмом и фекалиями:
второе звучит поприличнее,
но пахнет так же.
«Он шёл на Одессу,
а вышел к Херсону.
Матрос-анархист-партизан
- А.Г.Железняк.
Предисловие от Дени Дидро.
Накануне, 14 февраля в моём родном городе Ростове-на-Дону праздновали 73 - ую годовщину освобождения в годы ВОВ Красной Армией города. Вспомнив книгу Адриасова «Шесть дней», которую я читал в детстве, а также для того, чтобы продолжить цикл статей, посвящённых красным героям, ныне незаслуженно забытым, современниками. Я и решил посвятить данную статью.
Надобно вам сказать, что мой герой, вместе со своими бойцами продержался 6 дней, в полном окружении в центре города на Ж/Д вокзале, и не дал эвакуировать нацистам важное оборудование и технику через железную дорогу. И именно через его плацдарм в дальнейшем развивалось наступление Красной Армии с левого берега. Вторая волна наступления шла по льду, через Зелёный остров. За огненные шесть суток, непрерывных нацистких атак, из трёх штурмовых батальонов в живых осталось менее роты, но они выстояли и нанесли противнику тяжёлые потери в людском составе и технике при этом. Именем моего героя в моём городе Ростове-на-Дону названа широкая просторная светлая улица Слесарная. А его бойцам поставлен памятник, в тех местах, где они держали оборону. Но надобно сказать, что до сих пор не все останки погибших тогда найдены, их находят и погребают до сих пор.
Итак, начнём.
Мадоян Гукас Карапетович. Герой Советского Союза, медаль выдана под номером 73131 марта 1943 года ( 15. 01.1906 - 11.06.1975 гг).
Родился мой герой в русской Карской области в селении Керс, в бедной крестьянской семье. Ныне эти земли принадлежат Турецкой республике. Получил начальное образование. По национальности являлся армянином.
В 1920 году был призван в РККА и служил в её рядах до 1925 года. Приниал участие в ГВ на стороне «красных» в Закавказье. В 1924 году, как подающий надежды был послан на курсы мл.начального состава в пехотном училище, которые успешно окончил. Вступил в ВКП(б) в 1925 году. Демобилизовавшись в 1925 году начал работать в системе кооперации Армении, где проработал вплоть до 1930 года. Когда по призыву Партии был опять призван на дейтвительную военную службу с 1930 по 1933 год, был коандиром роты в Армянском стрелковом полку. В 1933 году стал начальником военторга в Ереване. В 1940 году был отправлен на курсы «Выстрел», которые благополучно закончил.
Когда началась ВОВ ушёл в июне 1941 года на фронт. Прошёл с боями Юго-Западного фронта вплоть до Волги, где и принял участие в Сталинградской битве. Где в декабре 1942 года, за выдающиеся успехи в командовании роты, был назначен командиром батальона.
После подвига в Ростове, весте со своим батальоном пошёл на Запад. В 1944 году окончил академию имени Фрунзе. После этого, в звании подполковника, был назначен командиром 1194 - го стрелкового полка 359 - ой стрелковой дивизии 38 -ой армии 1 ого Украинского фронта. Оссенью 1944 года в боях под городом Дембица был тяжело ранен в третий раз , на этот раз с контузией. И по состоянию здоровья комиссован подчистую. Но не потерялся и в мирной жизни. Уже в 1945 году стал депутатом Ереванского горсовета. В 1946 году стал заместителем Министра торговли Армяской ССР. А также депутатом Верховного Совета Армянской ССР, и был им вплоть до 1963 года. С 1948 года, заместитель министра, а с 1952 года министр социального обеспечения Армянской ССР. Ну и наконец, в 1961 году стал советником Председателя Совета Министров Армянской ССР.
Ещё при жизни, в 1968 году был удостоен почётного звания «Почётный гражданин города Ростова-на-Дону» и его именем была названа улица в ЗЖМ.
Ну а теперь собственно о самом подвиге. Ведь в годы Великой Отечественной войны совершались такие подвиги, которые в мирное время кажутся невероятными. Один из них - шестидневная оборона ростовского вокзала и паровозоремонтного завода небольшой группой бойцов.
8 февраля 1943 года три отдельных батальона 159-й отдельной бригады по льду перешли Дон и ворвались в Ростов-на-Дону с задачей захватить плацдарм на правом берегу Дона и не дать немцам выбить их оттуда. А затем стремительным броском выйти к станице Верхнегниловской, и оттуда - к главному железнодорожному вокзалу города.
Немцы встретили красноармейцев мощной, яростной обороной. Настолько мощной и яростной, что окончательно освободить город Красной Армии удалось только 14 февраля.
Но жизнь внесла свои коррективы ещё в самом начале атаки, на льду Дона все три штурмовых батальона понесли тяжёлые потери, причём, по мере нарастания боя, почти весь сводный отряд на правом берегу оказался окруженным с трех сторон. Путь оставался свободным только один к Дону, но это означало бесславное отступление и не выполнение приказа командующего фронтом. Из строя было практически сразу же выведено два комбата. И тогда комбат-3 - старший лейтенант Гукас Карапетович Мадоян - собрал под своей командой всех уцелевших бойцов и сосредоточенным неожиданным ударом решил поставленную перед штурмовиками задачу: взял вокзал, заблокировав железную дорогу. События, произошедшие далее, стали одним из самых невероятных примеров героизма во Второй Мировой войне. Бойцы заняли круговую оборону и стали ждать атак врага, и враг не думал заставил себя ждать. Вокзал и железная дорога были чрезвычайно нужны фашистам. Они надеялись увести к Таганрогу скопившиеся на путях эшелоны с военной техникой и снаряжением. Рассвирепевшие немцы в первый же день предприняли восемь атак на обороняемый сводным батальоном Мадояна вокзал - но они все оказались безрезультатными. Начался неравный бой в окружении. Особенно тяжелыми стали для отряда Мадояна третий и четвертый дни боев. По воспоминаниям оставшегося в живых очевидца и участника тех событий, Владимира Гущина, особенно тяжёлыми были третий и четвёртый дни обороны: 11 февраля после очередной немецкой атаки загорелись запасы угля. Огонь перекинулся на обороняемые здания. С помощью местного жителя-патриота, паровозного машиниста Хижняка (впоследствии убитого вражеским снайпером) бойцам удалось перейти в литейный цех паровозоремонтного завода имени Ленина. Бомбы вызванной немцами авиации упали на пустой вокзал, а группа Мадояна, укрываясь за мощными стенами завода, продолжила держать под обстрелом вокзал и прилегающие территории, не давая немцам пользоваться железной дорогой.
День за днем таяли ряды сводного подразделения. Но гитлеровцы так и не смогли победить защитников вокзала и Лензавода. 13 февраля отряду Мадояна был предъявилен ультиматум: если через два часа отряд не сложит оружие, он будет весь уничтожен, в плен никого брать не будут. И вот через два часа немцы снова открыли шквальный минометный огонь. Мадоян по интенсивности артогня понял, что начинается подготовка к решающей атаке. И вновь, обошёл своих бойцов, подбадривая их, и проверяя оборону батальона. Вскоре из-за стены завода с двух сторон высыпали гитлеровцы и устремились к сталелитейному цеху. Всего несколько шагов отделяли немцев от стен цеха, когда Мадоян подал условный сигнал. Раздался залп, поддержанный очередью уцелевшего ручного пулемета. Из-за стены выбегали все новые группы противника, и тогда по приказу Мадояна бойцы поднялись в свою штыковую атаку. Немцы не выдержали штыкового боя и бежали прочь. А бойцы Красной Армии вернулись на исходные позиции, не отдав врагу ни пяди занимаемых ими позиций.
В отряде не знали, что они отразили последнюю, 43-ю по счёту, атаку врага, но даже на полном пределе своих сил были готовы сдерживать его натиск и дальше. В это время, наступающая Красная Армия выбила немцев из окрестностей вокзала, и уцелевшие бойцы сводного батальона, под командованием старлея Мадояна соединились со своими. Правильно поняв происходящее, старший лейтенант Мадоян приказал бойцам привести себя в порядок, и они прошли строем по главной улице города, улице Энгельса (сейчас - Большая Садовая) до пересечения с Будённовским проспектом, где они и соединились с частями 51-й армии, овобождавшими мой город.
Всего за шесть дней боев в окружении - группа Мадояна по подтверждённы данным, уничтожила до 300 солдат вермахта, до 35 автомобилей, 10 мотоциклов, подбила один танк, но главное - на железнодорожном узле было захвачено немало застрявших вагонов с вражеской техникой и имуществом, которое не смогли вовремя вывезти гитлеровцы, из-за того, что вокзал был занят сводным батальоном Мадояна, что это, если не подвиг.
О подвиге комбата Мадояна узнали даже за океаном: президент США Рузвельт наградил его медалью армии США «За выдающиеся заслуги» (за время войны медалью или крестом армии США «За выдающиеся заслуги» были награждены всего 73 военнослужащих РККА, в том числе, Александр Покрышкин): The President of the United States of America, authorized by Act of Congress July 9,1918, takes pleasure in presenting the Army Distinguished Service Medal to Senior Lieutenant Gukas Karapetovich Madoyan, Army of the U. S. S. R., for meritorious and distinguished service rendered against our common enemy, Germany, in World War II. Senior Lieutenant Madoyan"s outstanding accomplishments and zealous devotion to duty exemplify the highest traditions of the Armed Forces of the Allied Nations.
War Department, General Orders No. 3 (January 6, 1944)
До сих пор в Ростове-на-Дону одна из больших улиц носит имя героического сына армянского народа. Надеюсь, гнилые ветры десталинизации и опорачивания всего советского, не унесут с плана города - это гордое название - «улица Мадояна».
PS: В 2007 году на территории Ростовского электровозоремонтного (бывшего паровозоремонтного) завода поисковики обнаружили останки ещё трёх погибших бойцов группы Мадояна.
Иточники.
1.Адриасов М. А. «Шесть дней» М.1970.
2. «Книга о героях» Е.1985.
3.Герой Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т 2.- М.1988.
4.Документы на сайте «Подвиг народа».
5. Агуренко, Б. Гукас Мадоян, командир батальона/ Б. Агуренко// Вечерний Ростов.- 2002.
6.
http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=10516084337.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=60418.
http://www.inpearls.ru/comments/2347259.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6041 Оригинал статьи:
http://my.mail.ru/community/istoriamira/61A6DDB76E603BDC.html.