Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле.

Aug 30, 2019 09:15

Как просто умереть красиво,
Как нелегко красиво жить…
(А. Городницкий.)

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б
не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время
чисты…
(С.Гудзенко.)

Уходит эпоха великих свершений,
Романтиков светлых,
Надежд и борений,
Уходит эпоха великих идей!
И люди эпохи, уходят за ней.
А что остается? Остаемся, мы:
Осколки великой мечты и страны...
(Неизвестный автор.)

Авто Mail.ru рассказывает о технике, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу


Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья.

Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место!

И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие - такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители - первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.

Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

КАПСУЛА ЖИЗНИ
Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.


Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации
Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.



Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1
Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.

Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку - 25 мм, на крыше - 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.



Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым
Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.


Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем
Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую - до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.


КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой
Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.


«ТАДЖИКИСТАН - 3205»
Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей - автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.

Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами.


Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.



ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н
Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан».


Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40.


Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому.


Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.


«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.


«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане
Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась - свои дни они закончили в могильниках.


Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей - тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты.


Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.


Могильники зараженной техники в зоне отчуждения
Конечно, те, кто создавал защищенные машины, накопили большой и необычный инженерный опыт.


Но прошло тридцать лет. Иных уж нет, а мы живем совсем в других странах, с абсолютно другими страстями и заботами.


Лучше бы, конечно, такой опыт предков нам никогда не пригодился.


Но иногда все-таки задумываешься: смогли бы мы сейчас им воспользоваться?


Если, не дай бог, понадобится...


Взято из : https://auto.mail.ru/article/60628-centr_zashchity_avtomobili_chernobylya/


символика, Машинерия., Правда и мифы, Тайны истории. Новая история, Мифы и мифотворчество., Транспорт., СССР, Новейшая история., Катастрофы., История.

Previous post Next post
Up