Не так давно, 15.05 попала в детский музейный центр исторического воспитания на Болотной, 13. Как меня туда занесло - напишу отдельным подзамочным постом, как и все другие посты с тегом "вверх по лестнице, ведущей вниз".
Экскурсия должна была быть на значительно большее число людей, чем была по факту. По факту помимо меня и экскурсовода присутствовал еще один человек - организатор :) Руки не из плеч, фото с телефона, поэтому качество картинок, как вы понимаете, плохое, но других у меня нет.
Экскурсионная программа называлась "Петербург на даче". Согласно описанию этой программы на
сайте Государственного музея политической истории России, чьим структурным подразделением и является ДМЦИВ, она предназначена для детей от 7 лет. С моей точки зрения, целевая аудитория - начальная школа + средняя школа класса до 7. Хотя и для меня было много интересного.
Помимо этого музейного занятия нам удалось заглянуть на занятие "
Страна Гайдарика", а также на детскую историческую интерактивную выставку «Как ленинградцы свой город спасали».
Но обо всем по порядку.
Здание центра на Болотной улице имеет свою уникальную историю. Было оно построено не так давно - в 1902 году. В Петербурге есть, как вы понимаете, существенно более старые здания, однако дом 13 на улице Болотной изначально был построен не как дворец, а как обычная дача, поэтому для меня было очень удивительно, что какая-то обычная дача, хотя и очень красивая, просуществовала до наших дней и пережила все соседние дачные домики.
1.
2.
Впрочем, как вы понимаете, дача была не совсем обычной. Первое здание было построено по заказу жены купца второй гильдии Е.Е. Михайловой. В 1908 дом с участком купил прусский подданный Г.Г. Бертлинг - председатель Правления Акционерного общества «Зингер». Благодаря семье Бертлингов здание получило башенку, пристройку и стало вглядеть так, как выглядит сейчас.
3.
4.
5.
Тогда эта территория была дачным пригородом, однако даже тогда можно было до дачи на трамвае
6.
В 1916 участок с домом был продан В.А. Видстедту, инженеру выборгских верфей. Видстедт постоянно жил Гельсингфорсе (Хельсинки), и, как видно из даты приобретения, дачей своей насладиться не успел. Сразу после Февральской революции из России он дальновидно уехал, и не возвращался. Дача осталась там же, где была. В общем, к осени 1917 года дом с участком достался государству, и там стала работать управа Лесновско-Удельнинской подрайонной думы.
Маловероятно, что дача Бертлингов простояла бы до XXI века, если бы ни
М.И. Калинин, который организовал в октябре 1917 года тайное расширенное заседание ЦК РСДРП(б) с участием В.И.Ленина, на котором была утверждена резолюция об Октябрьском вооруженном восстании. Это обстоятельство позволило надолго сохранить для потомков дачу буржуев-эксплуататоров, музейная история которой началась в 1920х,когда здесь был устроен Ленинский уголок, а в 1937 - Мемориальная комната Ленина. С 1921 здание и участок были переданы детскому дому, который проработал здесь почти до конца 1960х, когда дом стал музеем революционной истории Выборгской стороны. После реконструкции музей открылся только в 1998, а окончательно отреставрирован так и совсем недавно - в 2008-2009 гг.
Пространство внутри ДМЦИВ довольно условно представляет собой реконструкцию дачи начала XX века. Большинство комнат воссозданы "по образу и подобию", хотя о точном воспроизведении быта здесь речь, конечно, не идет.
Первое помещение, условно техническое, знакомит нас с процессом переезда на дачу
7.
Тут же есть большой стол, за которым проходят музейные занятия, есть предметы, позволяющие познакомиться с бытом финансово достаточно состоятельных людей, которые могут позволить себе снять дачу на все лето. Есть уголок часовщика, в котором дети могут посмотреть на часы из XX века. Там же представлены игрушки, предметы обихода, и прочие интересные мелочи, которые не факт, что знакомы современным детям
8.
9.
10.
11.
Следующее помещение рассказывает нам о морских прогулках. В этом помещении проходят многие музейные занятия в центре, в осномвном для младших школьников: "Плыви, плыви кораблик", "Мы плывем на одном корабле", "С корабля на бал", "О чем рассказывают деньги"
и другие.
Мне кажется, что пространство очень здорово сделано именно для занятий - там можно устраивать много интересных игр, рассказывать про разные природные явления, про разные периоды истории человечеста, поскольку оно очень условно и не привязано к конкретной географической или исторической точке.
12. А это - наш прекрасный экскурсовод Ольга Владимировна
13.
14.
15.
В иллюминаторы можно рассмотреть условные достопримечательности разных частей России
16.
17.
На условной карте дети выполняют задания и кораблик плывет по морю
18.
Следующая комната дома связана с дачным досугом. Это библиотека. В этом помещении опять же проводятся различные занятия: "С книжкой под мышкой", "Секреты дачной библиотеки" и т. д.
19.
20.
Даже телефон и переносной фотоаппарат имеются :)
21.
22.
Там же выставлены подлинные документы периода Великой Отечественной: письма, альбомы с рисунками, документы.
23.
24.
25.
Условная гостиная. Домашний театр, который при желании становится театром теней. Рояль, чтобы музицировать, немного реквизита для чтобы дети могли почувствовать себя благородными дачниками, дедушка мультиков.
26.
27.
28.
29.
Одно из последних помещений экскурсионной программы - кабинет.
30.
31.
32.
33.
"
Страна Гайдарика" - подробно не рассказывали, но, судя по тому что рассказывали - очень классное занятие.
34.
35.
36.
Выставка, посвященная Ленинграду в годы Блокады.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Много рассказывается про науку в годы войны. Вот на этой модели можно посмотреть, зачем нужно было размагничивать корабли
43.
А на этой - зачем боролись с резонансом на Дороге Жизни.
44.
45.
По карте тоже составлено несколько заданий на основе имеющихся здесь письменных воспоминаний и предметов представленных на экспозиции.
46.
Дипломанты конкурса работ школьников "Воздвигнем памятник Победе"
47.
Для младших школьников и младших подростков этот может быть очень интересный музей, в котором есть что посмотреть, много чего можно потрогать, где можно и нужно задавать вопросы и интересоваться. Я осталась очень довольна посещением этого музея, и рекомендую его в качестве площадки для образовательных занятий школьников. Впрочем, для семейного похода в выходной день этот музейный центр - тоже отличное место.