Люди бегут из Киева
То, о чем мечтали многие коренные горожане, становится реальностью. Киев массово покидают приезжие, а вслед за ними - и киевляне, которые решили пережидать кризис в небольших городах и деревнях.
Киевляне штурмуют Полтаву
Александр Ельшин родился и вырос в Киеве. Зарегистрировавшись частным предпринимателем, он два года оказывал пиар-услуги политикам и различным компаниям. Но сейчас, понятное дело, такая помощь мало кому нужна. Ельшин долго думал, чем бы заняться, и в итоге решил уехать из Киева в деревню, а свою «двушку» на Троещине сдавать. Если получится, конечно, ведь нынче в столице ждут своих постояльцев 17 тыс. квартир. «Да, сдать квартиру, наверное, будет непросто, но в Киеве я жить больше не могу. Проезд в транспорте подорожал, продукты тоже, батареи холодные. А так присмотрю себе небольшой домик в деревне. Когда всех сокращают и зарплаты не платят, натуральное хозяйство пригодится - надо же как-то выживать».
Лариса Береза, жительница Полтавы, говорит, что Александр Ельшин - отнюдь не оригинал. Ее знакомые, живущие в селе, рассказывают, что киевляне массово скупают домики под Полтавой. $4 тыс., которые просят селяне за недвижимость, - для жителей столицы все еще не самые большие деньги. «Вот сейчас мои соседи продают хату. К ним постоянно ходят, звонят, интересуются. Думаю, это только начало массового переселения народов».
Людмила Шангина, эксперт Центра экономических и политических исследований им. Разумкова, тоже так считает. Говорит, в провинцию переезжали и во время кризиса 1990-х, правда, касалось это в первую очередь людей нетрудоспособного возраста. Сейчас же, возможно, многие захотят совместить выгодную инвестицию с необходимостью. Например, Олег Никитенко, сотрудник одного из столичных телеканалов, присматривает себе домик в деревне именно с такой целью. «Я ищу себе подстраховку в случае форс-мажора - увольнения то есть. Если работы не будет, един-ственный выход - пересидеть смутные времена в деревне. Там есть огород, живность какую-то можно завести. А потом, когда все наладится, дом можно будет выгодно продать».
Понятное дело, что домики под Киевом многим не по карману, а вот за сотни километров - вполне. По словам риелтора Максима Ницинского, очень активизировался спрос на дома в Черкасской и Днепропетровской областях.
Чемодан, вокзал, Кролевец
Если Александр и Олег только размышляют о том, чтобы променять мегаполис на деревню, некоторые уже давно так сделали. И вполне довольны жизнью. Коренная киевлянка Надежда Никишкина два года живет в Сумской области в городе Кролевец. В райцентр за 400 км от Киева - с разбитыми дорогами, простаивающими предприятиями и средней зарплатой в 500 грн. она переехала вполне осознанно. «В Киеве у меня было все - и собственная двухкомнатная квартира на ул. Лайоша Гавро, и работа главного бухгалтера с зарплатой в 6 тысяч гривен, родственники, друзья. Но это все перестает радовать, когда ты по два часа в переполненной маршрутке добираешься на работу, а на улице задыхаешься от вездесущей гари», - говорит 55-летняя Надежда. Женщина давно задумывалась о переезде, но распрощаться со столицей решилась, лишь когда узнала, что больна сахарным диабетом. Переехать в Кролевец посоветовала коллега, которая активно рекламировала родной город. «Окружен лесом, неподалеку река Десна, есть железная дорога, к тому же рядом прямая трасса на Киев. Цены на продукты и одежду намного ниже киевских, а жилье и вовсе копеечное - снять «двушку» стоит 150 грн.», - вспоминает Надежда.
Теперь она с мужем живет в 10-комнатном доме, который купила год назад за $20 тыс. Надежда занимается хозяйством, супруг поет в местном хоре, а свою квартиру в столице они сдают. «Не сравнить с жизнью в Киеве! От силы нам удается потратить $400 в месяц. А вокруг свежий воздух, тишина и покой».
Некого возить
Сколько человек покинуло Киев в последнее время, не берется сказать никто. Но налицо то, что на дорогах стало меньше машин, а в метро - пассажиров. По данным Александра Сергиенко, руководителя Института города, если в сентябре у метрополитена было 63 млн. пассажиров, то в октябре - уже 47 млн. В троллейбусах-автобусах - та же история. В сентябре они перевезли 104 млн. человек, а в октябре, еще до повышения тарифов, - 85 млн. «Отток людей есть, причем очень серьезный. Заявок на бирже труда становится меньше, хотя ряды безработных растут. О чем это говорит? О том, что приезжие уезжают домой, где хотя бы есть своя крыша над головой», - говорит он.
Первыми покинули город приезжие строители. Ирина Шевченко, директор киевского агентства «Прайм», подтверждает: частные общежития Киева - их около 80 - пустуют: «Если еще летом мы заселяли не меньше 50 строителей в месяц, то в октябре, например, к нам обратилось всего шестеро. А те, кто был обеспечен комнатами в общежитии, съезжают - причем сотнями».
Раньше эксперты говорили, что Киеву отток кадров не сулит ничего хорошего. По словам Людмилы Шангиной, некоторые отрасли обслуживали исключительно иногородние - транспорт, строительство, торговля, коммунальная сфера. Теперь же, не исключено, и коренные киевляне не будут брезговать «пыльной» работой.
Газета 24