Об умных людях. И не очень.

Jan 22, 2014 00:06

Задумывались ли вы когда-нибудь, кого мы определяем как умного человека? Например, вот Вася: он прилежно учится, выполняет задание за заданием, чертовски много знает по каждому предмету и имеет заслуженные отл. по всем предметам. Вася умный?
Или же, вот Игорь: он раздолбай и бездельник, на парах его вообще не видно. Но как только приходит время сессии, он, хмыкнув, пролистывает методичку и идет сдавать. И сдает точно так же - на отлично, причем без шпор и подсказок. А он умный?




Наших обоих студентов люди просто характеризуют “умный парень”. Но всем, на пресловутом “интуитивном уровне” понятно, что умные они совсем по-разному. Почему же мы стрижем всех под одну гребенку?

А вот еще более диаметральный пример:
Живет, допустим, семейная пара. Муж, Анатолий - великолепный математик. Он имеет несколько ученых степеней, запросто ориентируется в формулах и теориях, производит в уме такие вычислительные операции, которые большинство людей даже с калькулятором не сделают. Но к жизни Анатолий абсолютно не приспособлен. В смысле, вообще как ребенок - его запросто могут облапошить даже бесталанные обманщики, а когда что-то выбивается из привычной ему обстановки, он сразу же теряется и не может сообразить, что к чему.
Другой пример - его жена Маша. Про нее говорят - смекалистая баба! Маша приехала из деревни, и называет интегралы “крючочками”. Но вот в жизни она ориентируется как надо - может запросто найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации; отлично видит потенциальные проблемы и возможности и уж точно не даст себя обмануть.
И мы снова приходим к тому, что обоих называют умными. И хотя все понимают, что это совсем не сравнимые «разновидности ума», их продолжают определять одинаково. Только разные люди, в разное время и в разном контексте.

Не знаю как вас, а мое, склонное к моделированию сознание такая ситуация неимоверно расстраивает. Вроде такой простой предмет, а такая неразбериха в определении? Задачка оказалась весьма занятной для раздумий на досуге и размышлений вслух. В таком неспешном ритме за полгода-год я сформулировал для себя, чем же отличаются одни «умные» от других. О чем вам и расскажу.

Напомню вам, уважаемые, о том, что это моя концепция. Придуманная мною для меня же. Посему она может совсем не совпадать с вашими (или чьими-то еще) представлениями об умных людях.

Итак, поехали. В рамках этой концепции я разделяю все ментальные способности и преимущества человека на три ключевых категории. Они составные, и включают в себя, порой, совершенно не связанные навыки. Но развиваются и используются они одновременно, и служат одной цели. Человек же может развивать как одну, так и несколько этих категорий:

“Объем знаний”. Пожалуй, самая простая в определении категория - это совокупность всего того, что человек знает. Факты, теории, инструкции, принципы действия, механизмы и так далее. Все то, что знает человек из самых разных областей знаний. От формул квантовой механики до устройства флакона губной помады.

“Мышление”. Уже сложнее. Это совокупность навыков, которые отвечают за то, как эффективно человек работает с информацией. Что он может сделать с тем объемом знаний, что ему доступен. Сюда, в первую очередь, входят: скорость мышления, объем и скорость памяти, навыки анализа и синтеза, навыки моделирования, прогнозирования, умение размышлять и делать выводы. Это понимание.

“Применение”. Наиболее трудно определяемая категория. Это то, как человек может в жизни применить свои знания, сделав тем самым свою жизнь лучше. Это гибкость ума, креативность, навыки решения проблем, умение нестандартно подходить к задаче. Сюда же относятся навыки воспроизведения информации (то есть вы не только что-то узнали и поняли, но и можете доступно рассказать об этом другому). Это умение созидать новое, строить собственные научные изыскания на базе уже узнанного. Это умение выжить на необитаемом острове, вспомнив то, что в детстве прочитано в Робинзоне Крузо.

Вот три категории умственного развития человека. И каждый, в зависимости от способностей и рода деятельности, развивает каждую из них в разной степени. Соответственно, эти три категории соотносятся друг с другом в виде известной всем диаграммы. Таким образом, мы имеем 7 возможных вариантов “умных людей”. Первые три - чистые типы, которые появляются тогда, когда человек развит только в одной категории:

1. “Начитанный” - это человек, у которого развита только первая категория. Который только имеет большой уровень знаний. Который смог вложить в себя знания. Самый каноничный пример - это отличники-зубрилы, которые заталкивают в себя школьную программу, отлично выполняют стандартные задания, но приходят в ужас от задач, выбивающихся за рамки программы. Знавал я когда-то одну девушку, которая получила золотую медаль, оставаясь при этом тупой как пробка. Называть таких людей умными? Увольте. Это начитанный человек.

2. “Одаренный” - человек с хорошо развитым мышлением. На самом деле, термин не совсем корректен, поскольку подразумевает, что человек способен от рождения, тогда как мышление может развиваться в процессе жизни. Такие люди довольно быстро впитывают знания, поэтому встречаются, в основном, в детском-подростковом возрасте, впоследствии превращаясь в более сложные типы. Но пока что они все же не умные - они одаренные.

3. “Сообразительный” - человек с развитой категорией “применение”. Он не обладает особыми знаниями, может иметь слабые навыки работы с информацией, но использует на всю катушку то, что имеет. Это тот самый пример жены Маши из деревни. Хороший синоним этого слова - “смекалистый”. Но явно этого не достаточно, чтобы называться умным. Это сообразительные люди.

Сейчас информация доступна каждому, поступление в вуз не составляет труда. И вся система образования, какой бы кривой она ни была, изначально исходила из того, что ум должен развиваться в комплексе. Поэтому чистые типы встречаются не так уж и часто. Люди либо тупеют и теряют что имели, либо превращаются в более сложные типы:

4. “Эрудит”. Таких людей еще называют “ходячая энциклопедия”. Это человек, который не только получил много знаний, но и умеет их использовать. Хотя бы для того, чтобы производить впечатление своей начитанностью и быть за счет этого интересным собеседником. Вспомните как легко влиял на людей за счет своих знаний Эдди Мора в “Областях тьмы”. Но этим умный человек явно не ограничивается.

5. “Интеллектуал”. Это тот, кто не только имеет свой багаж знаний, но и отлично в нем ориентируется, умеет размышлять и изучать. Вспомните великих ученых - того же Ломоносова, например, который разбирался и в химии и в физике и в стихах. Но вот лишний гвоздь в стену забить ленился. Интеллектуал, как он есть.

6. “Менталист”. Каюсь, не нашел более благозвучного названия этому типу. Но тот, кто вспомнит Патрика Джейна из одноименного сериала, живо представит этот тип. Это люди, которые отличаются как развитым мышлением, так и умением применять свой ум на практике. Им даже не требуются какие-либо глубокие познания в какой-то сфере - они предпочитают более короткие и элегантные пути. Поэтому именно к этому типу относилось все величайшие мошенники и аферисты.

И вот теперь мы подходим к центру нашей диаграммы. Там где пересекаются все три круга. К человеку, который хорошо развит в каждой из категорий. Именно этого человека я предпочту назвать “умным”. Это тот кто одновременно обладает широкими познаниями, отлично мыслит и при этом умеет использовать свои мозги для того, чтобы делать жизнь лучше.
Ставший уже каноничным, пример - Эдди Мора из столь любимого недосыпающими студентами фильма “Области тьмы”. Вспомните, он получил невероятные способности по усвоению и обработке информации. Затем быстро прокачал свои знания в самых разных сферах, и тут же начал их эффективно использовать, чтобы достичь успеха. Вот он, эталонный вариант умного человека, к которому нам всем нужно стремиться.

Я очень люблю повторять: “Умный человек не бывает некрасивым”. И в рамках моей концепции тут нет никаких противоречий, потому как действительно умный человек в том числе должен обладать развитым вкусом, что мотивирует его всегда сумеет поддерживать себя в форме, правильно одеваться и так далее. А в случае неисправимых недугов и недостатков внешности, он легко компенсирует это другими своими качествами (вспомните хотя бы Хокинга).

Вот, кого я называю умным человеком. Больше в моем мире никакой путаницы.

Особо критичный товарищ на этом месте должен задать вопрос “Да, все клево, автор. Но где в этой твоей схеме гениальность? Гении тогда где, а?”

И это будет чертовски верный вопрос. Гениев на этой схеме нет. По той простой причине, что гениальность - это уникальная категория. Это отклонение от нормы, частичка хаоса, люди, мышление которых отличается от мышления других людей. Это своеобразный, конструктивный сорт безумия.

Тем, кому сейчас захотелось вспомнить Чезаре Ломброзо - не надо. Его теория о том, что гениальность вызывается шизофренией, уже давно разрушена учеными. Мое мнение таково, что гениальность - это не форма помешательства, но однозначно отклонение от нормы. Да, дающее своему обладателю преимущества, но все же отклонение.

На этом закончим с гениальностью, ибо гениями либо рождаются, либо нет. Я вот - не гениален.

(впрочем, есть один автор, который развивает теорию, согласно которой гениальность приходит после огромного количества практики).

Как вы, наверное, уже поняли, терминология в данном посте имеет весьма косвенную важность. Та концепция, которую я предлагаю вам - это карта, карта вашего собственного развития, с помощью которой вы (если вы достаточно критичны к себе), можете определить, где вы сейчас находитесь и к чему вам нужно стремиться в интеллектуальном плане, чтобы достичь идеала. Если вы согласны с моим определением умного человека, то согласитесь, что это практически синоним успешного человека. Стать таким - сложно, но к этому имеет смысл стремиться.

Удачи вам!
Источник.

Жизнь как она есть, Это интересно, Разное или обо всем, Читать всем, Задумайтесь, Чувства и эмоции

Previous post Next post
Up