Создание 3д
Процесс создания 3д фото состоит из двух частей: самого процесса фотографирования и сборки ролика.
Часть 1
Подготовка.
Что нужно: полнофункциональный фотоаппарат с полным контролем экспозиции (подойдет любая зеркалка), штатив обязателен, предметный стол (если нет, то обычный стол или табуретка, но спецоборудование снимает кучу труда), система освещения (в общем-то, пару раз можно и несколькими обычными лампочками на прищепках обойтись). Далее будем рассматривать не оборудование, а импровизацию в домашних условиях. Понадобится еще лист бумаги, пара тарелок для удобства, кусок самоклеющейся бумаги или скотч, и предмет для ролика. О профессиональном оборудовании для 3д фотографии речь пойдет отдельно.
Собираем систему. На лист бумаги ставим тарелку дном вверх и очерчиваем круг. Этот круг делим на равные части (для простоты на 16 равных частей), как поделить - вспоминаем геометрию. Получаем нечто подобное
Сверху ставим вторую тарелку для удобства вращения предмета. С большими предметами все несколько сложнее: надо ходить вокруг, сохраняя дистанцию от предмета и относительную высоту, чтобы не менялся ракурс съемки. На верхнюю тарелку приклеиваем стрелочку из скотча таким образом
- это нужно для точности вращения предмета, а также одна тарелка на другой помогут сохранять центральную ось вращения в одной точке. Устанавливаем фотокамеру на штатив на одной высоте с объектом фотосъемки. Далее выставляем освещение в соответствии со стандартными схемами для предметной фотосъемки, очень удобен бестеневой вариант освещения. Выставляем правильный баланс белого, замеряем экспозицию и выставляем нужные значения на фотокамере. Очень важно перейти в ручное управление экспозицией на фотоаппарате, чтобы вся серия снимков получилась одинаково экспонированной. Также не забудьте перевести фокусировку в ручной режим, чтобы автофокус не уехал куда-нибудь. Также стоит учитывать размер снимков - серию из слишком больших кадров при сборке программа или компьютер могут не потянуть, хотя уменьшать фотографии в процессе сборки скорее всего все равно придется.
Установив маркер на любой отметке, запоминаем ее или помечаем крестиком и делаем первый кадр. Чтобы не запутаться, первый кадр будет первым кадром ролика. Аккуратно, чтобы не разрушить или не сместить конструкцию, поворачиваем верхнюю тарелку на следующее деление. И снова делаем кадр. И так по кругу, пока не пройдем по всем отметкам. В результате получаем серию из 16 снимков.
На деле, предмет можно вращать на глаз, но тогда высока вероятность ошибки с углом поворота, что отразиться на качестве 3д ролика. Для съемки 3д фото в домашних условиях очень помогает пульт дистанционного управления. Хочу также заметить, что приборы типа работающего телевизора могут серьезно влиять на экспозицию и цветовой баланс. Приступаем к части 2.
Часть 2
Начинаем обрабатывать изображение.
Тут действует простое правило: чем хуже фотография, тем больше работы в фотошопе. Проверяем, что все кадры одинаково экспонированы, центр предмета находится на всех кадрах в одной точке, нигде нет лишних объектов и т.д. Все недостатки устраняем с помощью графического редактора. Теперь изменяем размер всех кадров нашего будущего 3д ролика, например, на 800Х600. Переименовываем все файлы в последовательные номера, по типу 1, 2, 3, 4, …. Замечательная программа Flash понимает последовательность изображений, что значительно облегчит работу в дальнейшем.
Запускаем программу Flash. В открывшемся окне выбираем флеш-документ,
в открывшемся документе выбираем внизу в меню «свойства» (если такого нет, то его надо открыть в меню окна - свойства - свойства, и оно появится ) размер ролика и выставляем по размеру наших изображений,
выбираем (вверху) первый кадр на временной шкале
нажимаем меню файл-импорт-импорт на рабочий стол
выбираем первый снимок и жмем «да». Появляется окно, спрашивающее, открыть ли последовательность изображений,
жмем «да». На временной шкале появятся новые кадры, а на рабочем поле - изображение. Выбирая разные кадры, увидим разные изображения. Надо проверить, чтобы все изображения находились по центру. Если какое либо изображение ушло в сторону
выравниваем его с помощью меню «выравнивание» (справа) или двигая мышкой.
Далее стандартная процедура сохранения файла: сохранить как - выбираем куда и жмем «сохранить». В меню «контроль» выбираем «тест фильма»
и открывается флэш-ролик. Посмотрев, закрываем, и в окне «свойства» опять заходим в раздел «размер». Там меняем количество кадров в секунду.
Для справки: 12 к/с - стандарт мультипликации, 24 к/с - наше кино, 30 к/с - кино в Америке. Изменяя количество кадров в секунду, мы можем ускорять или замедлять ролик. Если поставим значение равное нашему количеству снимков - 16, то наш ролик будет длительностью в 1 секунду и предмет сделает полный оборот за секунду. Когда добьемся нужного результата, 3д ролик надо опубликовать - меню «файл» - публикация.
Теперь в директории, куда мы изначально сохранили наш проект, появится еще один файл с разрешением *.swf - это и есть готовый флеш-фильм, который можно просматривать и размещать в Интернете.
Я специально использовал импульсное освещение, а точнее встроенную и выносную вспышки, что бы показать недостатки их использования для 3d фотографии. Видны на фоне блики разных мощностей, а если предмет будет более замысловатым, например статуэтка из фарфора, то возможны еще и колебания экспозиции за счет изменения плотности светового импульса. Так же заметны колебания предмета из-за неровности поверхностей вращения. За счет высокой скорости прокрутки эти колебания видны меньше. Что бы избежать таких колебаний необходимо использовать специальное оборудование для 3D фотосъемки. Вот что у меня получилось:
Помимо Flash, 3д фотографию можно собирать и другими программами. Рассмотрим подробнее:
Flash - очень популярная во всем мире программа (покадровой и программной анимации). Обладает неограниченным потенциалом и возможностями. Единственный недостаток - сложность программы и необходимость ее изучения.
Pano2QTVR Gui - довольно популярная не сложная программка, больше известная как программа для создания панорамных туров и сферических панорам. Дает большие возможности для создания 3д фотографий. Интуитивно понятный интерфейс и широкий функционал. Проста в использовании, на сайте программы есть видео уроки. Конвертирует в форматы Flash и QuickTime. Поддерживает русский язык. В новой версии разделена на три части. Сайт:
http://gardengnomesoftware.com/ Отлично подходит для начинающих.
Существует еще несколько плагинов для создания 3d фотографий, но их главным недостатком является отсутствие поддержки таких популярных форматов как *.swf и *.mov.
Красивой вам трехмерности.
Текст: Прудников О.С.