Не "Лукойлом" единым? Чьей же нефтью заправляли и будут заправлять украинские танки?

Feb 12, 2023 03:23



Скандал относительно того чьей соляркой заправляется бронетехника ВСУ длится не первый месяц.
Все началось с того, что в декабре 2022 г. немецкая газета Die Welt сообщила, что власти Болгарии тайно поставляли ВСУ весной 2022 г. дизтопливо. Как пояснил изданию экс-министр финансов Болгарии Асен Василев поставки начались после того, как представитель Украины на апрельской встрече Всемирного банка в Вашингтоне пожаловался на нехватку топлива. Тогда Асен обратился к руководству НПЗ в Бургасе с просьбой направлять на нужды украинской армии излишки дизтоплива, непредназначенные для продажи на внутреннем рынке Болгарии, что составляет около 50% выпуска. «Болгария стала одним из крупнейших экспортеров дизеля на Украину и периодически покрывала до 40% потребностей этой страны в данном виде топлива», - отметил Василев.
Пикантность в том, что НПЗ в болгарском Бургасе принадлежит рос-сийской компании «Лукойл» с 1999 г. Завод («Лукойл нефтохим Бургас») обеспечивал нефтепродуктами внутренний рынок страны, а также экспортирует топливо в другие страны Европы, США, Северную Африку и Азию. Но из-за санкций болгарскому заводу «Лукойла» была запрещена продажа в страны ЕС и третьи государства, однако он сохранил возможность поставок нефтепродуктов в Болгарии и Украину, чем, судя по публикациям СМИ, и воспользовался.
Как выяснили немецкие журналисты, дизель для украинских танков и бронемашин производился из российской нефти, которую из порта Новороссийска до болгарского нефтетерминала Росенец доставляли крупные танкеры. Как сообщает издание, поставки велись «тайно и через зарубежные фирмы-посредники». «Игра в прятки» была закончена только в начале нынешнего года, когда нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) полностью перешел под управление Болгарии и «перестал быть связанным с Москвой». Однако София еще в ноябре «направила запрос в Еврокомиссию о выдаче ей разрешения на использование нефти из РФ, импортируемой по морю, для производства и последующего экспорта дизеля», в том числе в Украину. Представители Киева в ответ на запрос «Вельт» подтвердили, что «в критический момент получали дизель из Болгарии».
Болгарское издание Dir со ссылкой на председателя правления АО «Лукойл Нефтохим Бургас» Ильшата Шарафутдинова сообщило, что в 2022 году завод в Бургасе переработал более 7 млн тонн нефтяного сырья. Было произведено 1,7 млн тонн высокооктанового автомобильного бензина, 3,1 млн тонн дизельного топлива и 1,8 млн тонн других видов топлива.
О закулисной торговле красноречиво говорит и другой факт - с 5 декабря 2022 года страны G7 и ЕС ввели запрет на морские перевозки российской нефти. Исключение почему-то сделали для Болгарии. Более того, Софии разрешили экспортировать на Украину «в знак солидарности» определенные нефтепродукты, производимые из российской сырой нефти. В первую очередь дизельное и авиационное топливо, без которых не заводятся украинские танки и не летают самолеты-истребители.
В конце 2022 года на эту ситуацию обращал внимание генеральный директор аналитического центра ИнфоТЭК Рустам Танкаев. «Вводя новый санкционный режим, ЕС цинично запретил болгарскому заводу «Лу-койла» продавать бензин и солярку во все страны Европы, оставив открытым только украинское направление», - отметил он. «Если так, то возникает вопрос: кому в реальности принадлежала идея о поставках топлива на Украину - властям Болгарии или руководству нефтяной компании?» - спрашивал Танкаев.
Руководство «Лукойла» все отрицало. Но 23 января ситуация попала на первые полосы «Московского Комсомольца» где были раскрыты подробности схемы действовавшей в 2022 г. и схемы готовящейся на 2023 год.
Эксклюзивным торговым представителем «Лукойла» по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России является Litasco, зарегистрированная в Швейцарии. С декабря 2020 года этот трейдер стал «материнской» компанией для «Лукойл Нефтохим Бургас», пишет газета «Капитал». По ее данным, с начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании «Лукойл Бенилюкс», зарегистрированной в Нидерландах, входящей в группу «Лукойл» и также принадлежащей Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья.
Эти хитрые схемы нужны для «оптимизации» налоговой нагрузки. Согласно официальной отчетности, НПЗ в Бургасе, являющийся крупнейшим на Балканах, несколько лет подряд генерирует убытки. Это то и погубило поставки топлива для украинских танков (а вовсе не деятельность каких-либо российских органов как кто-то мог наивно подумать).
«Обиделись» болгарские власти. По словам премьер-министра технического правительства Болгарии Донева, в 2021 году НПЗ внес в госбюджет всего 3,5 млн левов (около 1,75 млн евро), в 2022 году - около 100 млн левов (около 50 млн евро). В 2023 году по словам премьера сумма вырастет до 600-700 млн левов (около 300-350 млн евро) так как 13 января 2023 года болгарские депутаты утвердили во втором, окончательном чтении законопроект, предполагающий введение внешнего управления на НПЗ в Бургасе т.е. национализацию.
Но «эффективные нефтеменагеры» не растерялись. 13 января, трейдинговая «дочка» «Лукойла» Litasco заключила сделку с Oil Terminal, государственным оператором нефтяного терминала в румынском порту Констанца, о транспортировке нефти на НПЗ Petrotel Lukoil в г. Плоешти мощностью около 2,5 млн т/год. Об этом сообщил румынский портал Profit. В контракте «полностью учитывается эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти и нефтепродуктов». Вряд ли кто удивится, если украинская армия накануне запланированного на эту весну наступления получит нового крупного поставщика топлива. Найти сговорчивого посредника не составит труда.
24 января сего года при обсуждении повестки пленарного заседания Государственной Думы первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин обратил внимание на публикацию в "МК". По поручению Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина профильные Комитеты Госдумы по безопасности и противодействию коррупции (В. Пискарев) и по энергетике (П. Завальный) должны разобраться в этом вопросе, направить запросы и сообщить о результатах рассмотрения.
Впрочем, читатели могут и сами практически онлайн пронаблюдать происходившее. Благо следы еще не «затерты». И кстати убедимся, что не «Лукойлом» единым! Много, ох много у нас в стране эффективных менагеров...
Посмотрим на прекрасную Молдову. Основной объём ГСМ, ввозимых в республику, в т.ч. транзитом на Украину, фактически имеет азербайджанское, казахстанское и российское происхождение. Портами отправки на российской территории выступают Новороссийск и Темрюк, промежуточными пунктами - румынские, преимущественно Констанца и Сулина. Следует отметить, что бункеровку судов в Констанце обеспечивает компания Marine Bunker Balkan S.A., принадлежащая «Газпромнефть Марин Бункер» - оператору бункерного бизнеса «Газпром нефти».
В Румынии транзит топлива для Украины обеспечивают компании Rompetrol и Euronova Energies Sa.
Первая - торговая марка группы KMG International N.V. (собственность «КазМунайГаз»). Нефть, отгружаемая на НПЗ Rompetrol поставляется из Казахстана через Новороссийск, куда транспортируется через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), принадлежащего России (Транснефть - 24%, Лукойл - 12%, Роснефть - 7,5%), Казахстану (КазМунайГаз - 19%), США (Chevron - 15%) и другим.
Бенефициаром второй компании является «Газпром нефть», отмечены связи с российсим АО «Зарубежнефть». Euronova Energies SA выполняет посреднические услуги на маршруте поставок Новороссийск - Констанца - Джурджулешты - Украина.
Euronova Energies SA зарегистрирована в Женеве в 2013 г., занимается транспортировкой, хранением и сбытом нефти и нефтепродуктов в Юго-Восточной Европе (мощности для хранения на побережье Чёрного и Адриатического морей, транспортировка топлива по Дунаю). Руководство компании: Стефан Йованович (гр. Сербии), Жиль Шотар и Рафаэ Госснер (гр. Швейцарии).
По данным открытых источников (АИС marinetraffic) в акватории Чёрного моря присутствовали танкеры под российским флагом, формально осуществлявщие рейсы без указания порта назначения, либо находящиеся на кольцевых маршрутах (наприм. Темрюк - Темрюк). При этом фактически эти суда располагались в районе румынского порта Констанца. Кроме того, в том же районе отмечается большое число танкеров вовсе без указания данных об их названии, принадлежности и маршруте. Среди кораблей под российским флагом, фактически посещавших Констанцу - танкеры вф-1, вф-3, вф-5, вф-7, вф-8 (по данным открытых источников - собственность акционерного общества «Судоходная компания «Волжское пароходство», ИНН 5260902190); вф-21 (ОООВ.Ф.Танкер СК - дочернее предприятие «Волжского пароходства»), ARMADA EXPLORER (Аrmada trading co. LTD).
















Добавим, что основной идущий на Украину через Молдову поток ГСМ поступает через принадлежащий Кишинёву дунайский порт Джурджулешты. Оператор порта - Danube Logistics SRL, контролируемая ЕБРР. Особенностью данного маршрута поставок является:
1) железнодорожная ветка с колеёй 1520 мм (русского стандарта), связывающего Джурджулешты с крупным румынским портом Галац. Это фактически позволяет напрямую использовать инфраструктуру обоих портов и ввозить грузы из Румынии.
2) в н.вр. ж/д сообщение через Джурджулешты осуществляется с краткосрочными заходами на украинскую территорию: г. Рени (ст. Рени, Рени-Порт, Рени-Наливная), пос. Кирган (ст. Кирган), ст. Лиман-Дунайский, с. Лиманское (ст. Фрикацей), мост через р. Ялпуг (45.704685, 28.583033), с. Табаки (ст. Болград), с. Петровск (ст. Карабуцены). Линия Джурджулешты - Кагул, проходящая исключительно по молдавской территории не действует из-за размытой насыпи. Рассматривается также возможность восстановления ветки на участке Бессарабка (РМ) - Березино (РУ), ориентировочные сроки работ от 2 мес., однако дальнейший маршрут в таком случае ведёт на Белгород-Днестровский и мост через Днестровский лиман.
Таким образом, поставки ГСМ по данному маршруту могут быть остановлены ударами в рамках СВО. Но... это тоже пока не делается.
ЗЫ: Я редко прошу репоста, но это тот случай!

политика, Украина, пиzдец, Россия

Previous post Next post
Up