Этим летом так получилось, что путь мой лежал в совершенно новое географическое направление - на восток. До этого самой восточной точкой моего пребывания была Казань, еще в далеком 2004 году. А потом были южные направления, которые с покупкой внедорожника резко сменились на северные. Порядком изъездив Мурманскую область, частично Архангельскую область и республику Карелию, в этом году решил расширить свои горизонты на восток. В идеале еще года три назад планировалось съездить на Алтай, но все вот как-то не получается, то времени нет, то должного финансирования. В этом году решено было поехать на Урал, регион честно сказать меня до этого не сильно цеплявший (как и Байкал), но в любом случае, кругозор нужно было расширять, а не ездить по уже до боли избитым дорогам.
Урал. Урал он большой и куда ехать было совсем непонятно, точнее понятно, что хотелось куда-нибудь где суровая природа Севера - т.е на Полярный, Приполярный или Северный Урал. Но как показала дальнейшая подготовка, в этих частях Урала, с дорогами скажем так, большая напряженка, но, тем не менее, нитка маршрута вырисовывалась как раз по Северному Уралу.
И так нитка маршрута вилась по дорогам Пермского края, где сосредоточились в основном достопримечательности исторические и архитектурные. Но кроме пыльных городов хотелось же конечно и гор, поэтому нитка маршрута потянулась через Уральский хребет в другую часть света и на соседний субъект, но об этом немного позже. А сейчас машина пакуется шмурдяком и мы отправляемся в путь.
По уже сложившейся с прошлого года традиции, в пятницу вечером мы отъезжаем от Москвы примерно на 250 км и встаем лагерем на берегу тихой речки, откуда уже утром можно без пробок стартовать в увлекательное путешествие.
1.
За окнами стали проплывать старинные церкви и старинные городки.
2.
3.
Про первый день ровно, как и про второй рассказывать особо нечего, была дорога, но не везде. К примеру, от Костромы в сторону Мантурово дороги почти не было. Та стиральная доска, которая была под колесами изрядно подпортила нам график, и чтобы из него полностью не выпасть в Макарьев решили не заезжать. В первый день нам удалось проехать чуть больше 800 верст и встать лагерем в поле за Кировом.
Бросилось в глаза то, что в начале девятого вечера в этих местах уже начинало темнеть, объяснялось это тем, что Кировская область находится в самом конце нашего часового пояса, но при этом формально здесь должно быть +1 час к Московскому времени.
4.
Второй ходовой день украл из нашей жизни уже два часа, так как при въезде в Пермский край нужно перевести время уже на два часа вперед. Пермь нас встретила 20 км пробкой! Здравствуйте, из одной пробки уехали, в другу приехали. Первым делом, что бросилось в глаза - почти полное отсутствие долбоебов которые ездят по обочине, здесь их жестко пресекают гайцы. На участке в несколько км, дежурят несколько экипажей, и еще несколько патрулируют обочину! Вот это я понимаю дело.
Пермь мы проехали без остановок по объездной дороге и сразу отправились в Кишертский район к началу нашего знакомства с регионом.
И так местом старта нашего была выбрана далеко не историческо-архитектурная или какая-либо природная достопримечательность, а обычный или даже необычный техноген в виде заброшенной станции с паровозами.
База запаса Шумково расположилась около небольшого села с интересным названием - Спасо-Борода в котором стоит небольшая Спасская церковь.
5.
6.
Окольными путями - полями и лесами мы выехали в тыл паровозам.
7.
Полями и лесами, рвами и реками мы пробирались поближе к паровозам. И нам это удалось, после преодоления искусственной насыпи, вдали показались коричневые очертания первой цели нашего визита.
Click to view
В небольшом лесочке, мы решили разбить лагерь, а пока позволяло время пошли осматривать железных исполинов.
Вдаваться глубоко в историю создания паровозов я не буду, скажу только, что первый в мире паровоз был изобретен в 1804 году в Великобритании. На территории СССР паровозы же использовались вплоть до конца 80-х годов прошлого столетия.
Самым популярным паровозом в советском союзе была легендарная "Лебедянка" - паровоз серии "Л" спроектированный на Коломенском заводе конструктором Львом Лебедянским.
Здесь на самых дальних путях базы запаса Шумково, остались 17 паровозов сери "Л" и один серии ЭМ, но я могу и ошибаться. Среди них можно погулять, забраться в кабину машиниста, ознакомиться с органами управления машины и условием труда бригады паровоза.
8.
9.
10.
11.
Для чего весь этот хлам здесь хранится? Скорее всего это был стратегический запас подвижного состава на случай если по каким-то причинам выйдет из строя локомотивы на тепло и электротяге.
Когда-то здесь хранилось около 140 единиц паровозов, все машины поддерживались в технически исправном состоянии, раз в несколько лет их перебирали и все узлы смазывали. И даже сейчас лазая по паровозам, видно, что они не просто были брошены, а законсервированы. Все промазано солидолом или какой-то другой смазкой.
12.
13.
14.
15.
Как могли помочь паровозы в случае выхода из строя прочего подвижного состава? Все просто, паровоз по виду топлива всеяден. Топить его можно не только углем и дровами, но так же: торфом, мазутом, опилками, макулатурой, зерновой шелухой, бракованным зерном, а в военные годы, из-за нехватки нормального топлива на некоторых фронтах, паровозы топили... сушеной воблой. Рыба эта в сушеном виде хорошо горит и выделяет много тепла.
16.
17.
18.
Солнце ушло за горизонт, и нужно было обустраивать лагерь и пораньше ложиться спать. Из-за разницы во времени, спать совершенно не хотелось, но все же нужно было себя как-то заставить отправиться в мир снов.
19.
20.
21.
Из-за разницы часов утро выдалось совершенно не ранним. Нужно было спешно собираться и ехать в Кунгур. Но выкрав еще несколько минут, снова пробежался к паровозом - не каждый день удается полазить по таким машинам.
22.
23.
24.
Далее мы отправились в Кунгур и находящуюся рядом с этим городом Кунгурскую ледяную пещеру. Но об этом с следующей части.