Кольский п-ов. День 3. Заполярье.

Aug 11, 2011 22:53

Далеко не раннее утро следующего дня нас встретило невыносимой жарой. Пока многие члены нашей авантюры приходили в себя, мы пошли прогуляться до берега озера, заодно помыть посуду и себя. Многие из тех кто ночевал на берегу уже уехали дальше к северу, кто-то только трогался, ну  мы
только проснулись.  Вскоре и мы собрали свой лагерь и двинулись дольше в путь.

Побережье Онежского озера.









Если пройтись по лесу, то можно заметить не вооруженным глазом, что ландшафт ирастительность, в частности мхи, сильно отличаются от привычных подмосковных.









Наш лагерь.



Трасса Р-5 местами идеальный асфальт местами жуткое зрелище.



Повенец.

Впервые территория была заселена в эпоху мезолита. В начале XV века река Повенчанка, земли и лес вокруг нее стали владением Ивана Водникова. Во второй половине XV века его наследники продали владение Вяжицкому монастырю. Вскоре в 10 километрах севернее Онежского озера у Волозера (современный 7 шлюз Беломорско-Балтийского канала) возникла одноименная однодворная деревня. На границе 20-30-х годов XV века Вяжицкий монастырь перенес монастырский двор из-под Толвуи в устье реки Повенчанки. Рядом возникло несколько починков. Впервые Повенец упоминается в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины 1563 года. В XVI-XVII веках через Повенец пролегала «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю, населённый пункт представлял собой торговую слободу. В 1702 году Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги» (водно-волоковый путь, которым в ходе Северной войны всего за восемь дней были доставлены в Онежское озеро военные корабли, с помощью которых русская армия в дальнейшем взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург). В 1703 году Пётр I основал в Повенце чугунолитейный завод (изготавливались пушки, шпаги и такелаж для молодого российского флота); завод работал на местной руде. Уже в 1736 году, как и другие олонецкие заводы, повенецкий завод был закрыт. В 1761 году в Повенце возвели деревянную шатровую Петропавловскую церковь[1], рядом с которой в 1902 году в память о пребывании Петра I в Повенце местным купцом Я. П. Беловым была возведена деревянная часовня во имя Святых апостолов Петра и Павла[2] (не сохранились). На конец XVIII века в Повенце насчитывалось 62 двора. С 1782 года Повенец - уездный город (Повенецкий уезд Олонецкого наместничества), в 1796-1801 годах - Архангельской, с 1802 года - Олонецкой губернии. В XIX веке Повенец - место ссылки. Здание Повенецкой земской управы. 1913 год. В годы Великой Отечественной войны отступавшие красноармейцы взорвали плотину водохранилища, и водяной вал смыл гидротехнические сооружения и постройки Повенца. После войны посёлок был отстроен заново. Статус посёлка городского типа имеет с 1938 года.
В Повенце стоит Храм во имя Святителя Николая Чудотворца, к сожалению точную дату постройки я так и не нашел, но в одном источнике стоит 2003 год. Жаль что этот храм так молод.





Так же в селе Повенец берет свое начало Беломорско-Балтийский канал.

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина - канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Был построен заключёнными ГУЛАГ. Общая протяжённость канала - 227 километров. Включает 19 шлюзов. Награждён Орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году. Считается гордостью первой пятилетки (1929-1932), но к числу «Великих строек коммунизма» не относится. Трассу канала обслуживает Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. На канале трудится почти тысяча специалистов.

В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключенных (т. н. «пайка» зависела от фактической выработки: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500г. хлеба и баланда из морских водорослей. Очень часто давались завышенные показатели, т.н. "туфта", благодаря которой большинство з/к и смогло выжить.

Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году - 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек (по разным источникам). После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12484 заключённых, сокращены сроки для 59516 заключённых. После окончания строительства в
Беломоро-Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.
Остановились на одном из шлюзов, посмотрели как проходило шлюзование сухогруза "Алушта". Для нас городских жителей это было в диковинку. Разместившись на ближайшей точке к шлюзу начали наблюдать.  Масштабы шлюза меня впечатлили, с начала смотришь, вроде нет ни чего такого что могло бы удивить, но когда  видишь размер сухогруза, то понимаешь весть масштаб шлюза.







К обеду достигаем города Медвежьегорск. В Медвежьегорске пополняем запасы провизии, заливаем баки под завязку и в путь. Писать про трассу М-18 Кола особо нечего, с натяжкой можно сказать что вполне сносный асфальт, правда бывают неровности в виде волн, которые заставляют экипаж материться а все содержимое салона подлетает до потолка. За окнами все чаше начинают мелькать болота, по лесу стелиться ковры из какого то белого мха.











На севере Карелии идут масштабные дорожные работы, дорога превратилась в обычную грунтовку, в некоторых местах действует реверсное движение. Ремонтный участок к счастью не сильно большой, после которого начинается идеально ровный асфальт, вскоре по которому мы подъезжаем к Полярному кругу. Здесь традиционная остановка тех, кто первый раз пересекает его. Фото на память само собой.



Северный полярный круг. (Время 23:26)



Как то на одной из стоянок, за кружкой пива, у кого то появился интерес. А что же обозначает полярный круг? Я подумал что круг связан как то с полярным днем и полярной ночью, ну что же я был почти прав. Для тех кто не знает что же все таки он означает рассказываю:

Северный полярный круг - одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли.

Северный полярный круг находится в 66°33′44″ (66.5622°) к северу от экватора. Область к северу от северного полярного круга называется Арктикой, к югу от него находится северный пояс умеренного климата. Аналогичная параллель в южном полушарии называется Южный полярный круг. Область южнее неё называется Антарктикой.

Северный полярный круг обозначает южную границу области полярного дня. В любом месте к северу от него Солнце видно над горизонтом в течение 24 часов по крайней мере один раз в год, а несколько севернее есть места, где, по крайней мере один раз в год, его не видно над горизонтом в течение 24 часов. На широте полярного круга эти события, происходят ровно по одному разу в год], в июне и декабре в дни солнцестояний. Ещё севернее эти события продолжаются дольше, например, на широте Мурманска Полярная Ночь продолжается 40 суток (Полярный День - 61). Также эти явления происходят и в области Южного полярного круга.

Так как мы пересекли СПК далее к фотографиям сделанным в вечерние и ночные часы, я буду подписывать время, что бы было понятно что такое "Белые ночи".

Время уже половина двенадцатого, нужно искать место для ночевки, до Мурманска мы сегодня не доберемся. Мы с саней идем изучать окрестности на предмет установки лагеря. Не далеко от стелы натыкаемся на великолепное озеро. Озеро всем хорошо, только вот находиться оно рядом с дорогой, да и место для лагеря не много.
Время 23:35







Двигаемся дальше. Мурманская область наст встречает не менее масштабными работами, чем в Карелии. Тут начались первые приветы от техники которая наверное офигела, что ее затащили в Заполярье. В одной из ям у меня в машине раздалось что типа «хрусть». И это хрусть было только в глубоких ямах. На ровном асфальте ни каких посторонних звуков нет. Загнали машину на эстакаду, и тут стало ясно откуда исходило это хрусть. Сорвало стойку стабилизатора. Снимаю стабилизатор, теперь у меня передняя подвеска полностью независимая. Время уже около часа ночи, нужно по любому искать место стоянки. Начинаем съезжать в каждую попавшеюся  отворотку.  На одной из них и заночевали на уютной полянке.
Время 0:38



Но прежде чем лечь спать у нас произошла, как бы это помягче сказать, пьянка в Заполярье. Да именно пьянка, то ли произошел разряд усталости, то ли мы обрадовались Заполярью, правда не доехав до нужной точки километров 500, но напились все. Я не знаю с чем связать этот факт, может виной всему усталость накопившийся за два дня, хотя дальше было в несколько раз труднее, а может просто расслабились, но факт есть факт были пьяны все!











Почти первыми лучами солнца, мы с Денисом отправляемся в лес на поиски хороших кадров. Хотя кадров искать можно было и не далеко, эти два кадра в легком подпитии, держа в руках штативы шли в сырой от росы и дождя лес фотографировать)))



















После фотографирования и лазанья по сырым и скользким камням, мы довольные вернулись в лагерь, где выпили по кружки пива, по мусолили еще всякие смешные, курьезные случаи и  и пошли спать, время было 9 утра)))

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

День 1-2 

Карелия, Кольский п-ов, Север

Previous post Next post
Up