Рыбинское водохранилище

Sep 15, 2010 23:18

Давно хотел я поехать на Рыбинское море. Много видел фото, много читал отчетов на просторах сети интернет, вот и выпала возможность увидеть это рукотворное море вживую.



История Рыбинского водохранилища весьма трогательна. Когда то на месте водохранилища кипела жизнь, жили и работали люди, растили детей как говорится жили не тужили. Но вот наступил сентябрь 1935 г. когда было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Первоначальный проект создания Рыбинского водохранилища предполагал затопление примерно 2500 квадратных километров (территория государства Люксембург), в основном вдоль рек Шексны и Мологи, подпорный уровень водохранилища должен был составлять 98 м. Многие территории Мологского края уходили под воду. Город Молога располагался на отметках 98-101 м над уровнем моря и не подлежала затоплению. Но этого показалось мало. 1 января 1937 года эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Увеличение подпорного уровня было связано с тем, что эти 4 метра позволяли увеличить мощность выработки Рыбинской ГЭС с 220 до 340 МВт. Именно эти 4 метра стоили Мологе жизни...


Так же под воду ушли сотни сел, сотни церквей, Леушинский монастырь и Югская Дорофеева пустынь.

Вот так выглядит водохранилище с бывшими деревнями и селами:



Молога до затопления:



Молога сейчас:



Дно водохранилища чрезвычайно неровное; оно сохранило следы многочисленных русел протекавших здесь рек и ручьев, а также располагавшихся на Молого-Шекснинском междуречье озер, грив и бугров. Средняя глубина водохранилища равна 5,6 м, а наибольшая едва достигает 25 м. Значительные глубины чередуются с подводными мелями в 2-3 м. В большинстве случаев подводные мели представляют собой покрытые кустарниками и пнями лесные вырубки. По берегам встречаются затопленные леса. Наблюдаются случаи всплывания торфяников, которые образуют "плавающие острова". Вообще котловина озера находится в стадии формирования и самоочищения. Формируется и прибрежная зона; "выкорчевываются" и выбрасываются на берега пни и оставшиеся не вырубленными кустарники и деревья. Большие размеры водохранилища и сильные ветры, характерные для района, способствуют развитию очень сильного волнения на нем. Высота волн достигает 2-3 м.

Ехал по трассе Р-104, через Калязин, Углич, Охотино. Дорога сносная, но после Охотино начинается много населенки и так же много затяжных поворотов, качество дороги резко ухудшается да и мест для обгона становится мало. От дома (Царицыно) до Рыбинска 320 км время в пути заняло 4-15 при средней скорости 90 км/ч.

Граница Ярославской и Тверской областей:



На всем протяжении попалось 3 засады гайцов все ловят на скорость, с заправками тоже не густо, (две ТатНефть и одна неизвестного происхождения) до Калязина, на выезде из Калязина, по одной на обоих выездах из Углича, и следующие только в Рыбинске. Сам заправлялся в Рыбинске на Газпроме, вроде бензин ни чего.

По дороге в Рыбинск:



Сначала заскочил в бывшее село Коприно, само село ушло под воды Рыбинского водохранилища от села остались руины храма Воздвижения Креста Господня построенного в 1787 году.

Дорога к Коприно:



Руины храма Воздвижения Креста Господня: 








На берегу нашел старый гвоздь, когда то тут была жизнь.



Камень в воде, по всей видимости, это надгробие с некогда тут бывшего кладбища:



Следующая точка была на противоположенном берегу рукотворного моря около села Милюшино. Постепенно погода распогодилось, на небе появилось солнышко, унылые серые пейзажи сменились более радостными и яркими. Свернул с дороги и начал пробираться полями и лесами к берегу водохранилища, вот сквозь кусты уже видно голубую полоску воды, еще пару десятков метров и я выезжаю на песчаные пляж "моря".



Да уж и действительно как море... Воды водохранилища уходят за горизонт, плещутся небольшие волны - ну чем не море то?

Хотя ожидал я увидеть, наверное, что-то другое, хотя. что другое и как это должно было выглядеть, так я и не понял. Стоял я на берегу вглядываясь в даль, и на ум приходили какие то сравнительные мысли: вроде море, воды много, но почему то нет гор, и под ногами гальки, звонкого прибоя. Когда посмотришь в сторону то видишь, как в плотную к воде растут березки, кустарник, где то за лесом слышен трактор который пашет поле, а когда вглядываешься в водную гладь, то опять попадаешь на море. На все эти мысли продолжались не долго, впрочем, как и выглянувшее солнце, которое через некоторое время ушло за тучки, а из них начал лить дождь. Насладится "морем" средней полосы России в полной мере так и не удалось, прошлось покидать берег и отправляется обратно домой.







На обратном пути хотел заскочить в город Мышкин, но паром был на другом берегу Волги, поэтому ограничился фотографиями с противоположного берега.

Река Волга:



Мышкин:









Паром в Мышкене:



Обратная дорога запомнилась лишь только пробкой на Ярославском шоссе, за час я проехал от силы 15 км. Впрочем, как это бывает на ярославке пробка была из за ни чего. Стояли, стояли, а потом просто поехали... загадочная эта дорога - Ярославское шоссе. В итоге весь километраж составил 860 км.



Дорожное, Ярославская обл., Водохранилеще

Previous post Next post
Up