Давно хотел я поехать на Рыбинское море. Много видел фото,
много читал отчетов на просторах сети интернет, вот и выпала возможность
увидеть это рукотворное море вживую.
История Рыбинского
водохранилища весьма трогательна. Когда то на месте водохранилища кипела жизнь,
жили и работали люди, растили детей как говорится жили не тужили. Но вот
наступил сентябрь 1935 г. когда было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)
о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Первоначальный
проект создания Рыбинского водохранилища предполагал затопление примерно 2500
квадратных километров (территория государства Люксембург), в основном вдоль рек
Шексны и Мологи, подпорный уровень водохранилища должен был составлять 98 м.
Многие территории Мологского края уходили под воду. Город Молога располагался
на отметках 98-101 м над уровнем моря и не подлежала затоплению. Но этого
показалось мало. 1 января 1937 года эта цифра была изменена на 102 м, что
увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Увеличение подпорного
уровня было связано с тем, что эти 4 метра позволяли увеличить мощность
выработки Рыбинской ГЭС с 220 до 340 МВт. Именно эти 4 метра стоили Мологе
жизни...
Так же под воду ушли сотни сел, сотни церквей, Леушинский
монастырь и Югская Дорофеева пустынь.
Вот так выглядит
водохранилище с бывшими деревнями и селами:
Молога до затопления:
Молога сейчас:
Дно водохранилища чрезвычайно неровное; оно сохранило следы
многочисленных русел протекавших здесь рек и ручьев, а также располагавшихся на
Молого-Шекснинском междуречье озер, грив и бугров. Средняя глубина
водохранилища равна 5,6 м, а наибольшая едва достигает 25 м. Значительные
глубины чередуются с подводными мелями в 2-3 м. В большинстве случаев подводные
мели представляют собой покрытые кустарниками и пнями лесные вырубки. По
берегам встречаются затопленные леса. Наблюдаются случаи всплывания торфяников,
которые образуют "плавающие острова". Вообще котловина озера
находится в стадии формирования и самоочищения. Формируется и прибрежная зона;
"выкорчевываются" и выбрасываются на берега пни и оставшиеся не
вырубленными кустарники и деревья. Большие размеры водохранилища и сильные ветры,
характерные для района, способствуют развитию очень сильного волнения на нем.
Высота волн достигает 2-3 м.
Ехал по трассе Р-104, через Калязин, Углич, Охотино. Дорога
сносная, но после Охотино начинается много населенки и так же много затяжных
поворотов, качество дороги резко ухудшается да и мест для обгона становится
мало. От дома (Царицыно) до Рыбинска 320 км время в пути заняло 4-15 при
средней скорости 90 км/ч.
Граница Ярославской и
Тверской областей:
На всем протяжении попалось 3 засады гайцов все ловят на
скорость, с заправками тоже не густо, (две ТатНефть и одна неизвестного
происхождения) до Калязина, на выезде из Калязина, по одной на обоих выездах из
Углича, и следующие только в Рыбинске. Сам заправлялся в Рыбинске на Газпроме,
вроде бензин ни чего.
По дороге в Рыбинск:
Сначала заскочил в бывшее село Коприно, само село ушло под
воды Рыбинского водохранилища от села остались руины храма Воздвижения Креста
Господня построенного в 1787 году.
Дорога к Коприно:
Руины храма
Воздвижения Креста Господня:
На берегу нашел
старый гвоздь, когда то тут была жизнь.
Камень в воде, по всей
видимости, это надгробие с некогда тут бывшего кладбища:
Следующая точка была на противоположенном берегу
рукотворного моря около села Милюшино. Постепенно погода распогодилось, на небе
появилось солнышко, унылые серые пейзажи сменились более радостными и яркими.
Свернул с дороги и начал пробираться полями и лесами к берегу водохранилища,
вот сквозь кусты уже видно голубую полоску воды, еще пару десятков метров и я
выезжаю на песчаные пляж "моря".
Да уж и действительно как море... Воды водохранилища уходят
за горизонт, плещутся небольшие волны - ну чем не море то?
Хотя ожидал я увидеть, наверное, что-то другое, хотя. что
другое и как это должно было выглядеть, так я и не понял. Стоял я на берегу
вглядываясь в даль, и на ум приходили какие то сравнительные мысли: вроде море,
воды много, но почему то нет гор, и под ногами гальки, звонкого прибоя. Когда
посмотришь в сторону то видишь, как в плотную к воде растут березки, кустарник,
где то за лесом слышен трактор который пашет поле, а когда вглядываешься в
водную гладь, то опять попадаешь на море. На все эти мысли продолжались не
долго, впрочем, как и выглянувшее солнце, которое через некоторое время ушло за
тучки, а из них начал лить дождь. Насладится "морем" средней полосы
России в полной мере так и не удалось, прошлось покидать берег и отправляется
обратно домой.
На обратном пути хотел заскочить в город Мышкин, но паром
был на другом берегу Волги, поэтому ограничился фотографиями с противоположного
берега.
Река Волга:
Мышкин:
Паром в Мышкене:
Обратная дорога запомнилась лишь только пробкой на Ярославском
шоссе, за час я проехал от силы 15 км. Впрочем, как это бывает на ярославке
пробка была из за ни чего. Стояли, стояли, а потом просто поехали... загадочная
эта дорога - Ярославское шоссе. В итоге весь километраж составил 860 км.