Немного политики.
Если в языковом отношении Ливан достаточно однороден (93% ливанцев считают родным арабский, 4% - армянский, армяне в подавляющем большинстве владеют арабским как вторым языком, из иностранных распространены французский и английский), то в религиозном население страны имеет один из самых сложных составов в мире. (официально признаётся 18 конфессиональных групп, из них 12 христианских, 4 мусульманских, а также друзы и иудеи.). Всё это отразилось на политическом устройстве государства: ключевые посты республики закреплены за представителями определённых конфессий (например, президент обязательно должен быть католиком-маронитом, премьер-министр - мусульманином-суннитом, председатель парламента - шиитом, а заместители двух последних - православными), места в парламенте, правительстве и отдельных министерствах и ведомствах распределены примерно так же. (в законодательном органе - Ассамблее представителей, которая определяет основные направления политики Ливана и даже избирает президента, заседают поровну депутатов-мусульман и христиан, кабинет министров тоже формируется по принципу религиозного квотирования.). Эта хрупкая конструкция не раз давала трещины (и даже разломы, в виде гражданской войны) и продолжает их давать (например, в настоящее время парламент никак не может выбрать президента, и с 31 октября 2022 года его обязанности временно исполняет премьер), но ничего не поделать - как-то же нужно делить одну страну и её богатства среди такого пёстрого в этноконфессиональном плане населения.
Финикийское торговое судно.
Понятное дело, что имеются места компактного проживания той или иной религиозной группы. Мусульмане-сунниты расселены, в основном, на севере и юго-востоке Ливана, шииты - на юге и северо-востоке, друзы кучкуются также на юго-востоке, самая многочисленная христианская конфессия - марониты - занимает центр страны, последователи же Греческой православной церкви ютятся на севере, а армяне - рядом со столицей и на востоке. Эпицентром же всего этого котла является Бейрут - там можно встретить представителя любой из 18 официальных ливанских религий, а при удачном стечении обстоятельств, даже и любой неофициальной.
Родина букв.
В один из дней мы поехали вдоль побережья к северу от Бейрута, на маронитскую территорию. Ливан - страна маленькая (всего 10,5 тыс. кв. км), и расстояния здесь небольшие. В 32 километрах от столицы расположен знаковый для всего человечества город - Библос. Кроме того, что это один из древнейших непрерывно заселённых населённых пунктов на Земле (ещё в античности считавшийся самым старым городом мира), это ещё и родина букв, ведь именно финикийская письменность, придуманная здесь, стала родоначальницей большинства современных алфавитных систем письма. А всем известные слова с древнегреческим корнем «библ», означающим «книга», происходят от названия города.
Античные руины в Библосе.
Колоннада.
Римский театр.
Римский театр.
Античный Библос и Средиземное море.
На рубеже XII-IX веков до нашей эры Финикия была мощнейшей торговой цивилизацией, контролировавшей Средиземноморье. Ядром же её являлась современная территория Ливана. Финикийцы не только продавали папирус, древесину, ткани, но и постоянно совершенствовали производство своих товаров, повышая таким образом их цену, создавали отличные гребные суда из ливанского кедра и были искусными мореплавателями. Они основали множество колоний в средиземноморском регионе, что способствовало распространению и увеличению влияния их культуры. Именно последователи церкви, основанной в IV веке сирийским монахом-отшельником Святым Мароном, в отличие от ливанцев-мусульман, считают себя потомками древних финикийцев.
В XII веке крестоносцы построили в Библосе из частей римских построек и нового камня крепость.
Замок крестоносцев в Библосе.
Входной мост в крепость.
Камни Библоса.
Стены Библоса.
Лестница в замке.
Проход в замке.
Крепостная стена.
Вид на античный город со средневековой крепости.
Античный город и средневековая крепость.
Ныне Библос - это ливанский Джебейль, со всеми проблемами, свойственными этой стране, но с богатой древней историей, которая есть далеко не у каждого города на свете.
Дева Мария считается покровительницей маронитов и её изображения повсюду встречаются в Ливане.
В старой части Библоса располагается довольно колоритный рынок с множеством лавок и кафе.
Посетителям данного места советую обратить внимание на различные окаменелости с отпечатками древних животных, которые можно приобрести как за скромные деньги, так и за большие суммы (в зависимости от размера камня и качества следа), а также на отличное оливковое мыло по доллару за кусок. (с добавлением отдушек - чуть подороже.).
Ливанская жемчужина.
Ещё чуть севернее Библоса находится жемчужина ливанского побережья - Батрун. Компактный живописный городок совершенно курортного свойства, по виду напоминающий греческие. Сонный, неторопливый, нешумный (разительный контраст с муравейником Бейрутом) населённый туристами пункт, по улицам исторической части которого из-за их узости передвигаются на своеобразных такси по типу тук-туков. Несмотря на то, что городов на море здесь достаточно, именно Батрун стойко создаёт впечатление вселиванской здравницы и самого спокойного места в стране. А ещё из особенностей: процент христианского населения арабского происхождения в данном муниципалитете один из самых высоких в Ливане.
Древнейшая достопримечательность Батруна - Финикийская стена, построенная для защиты от приливов и штормов.
Другая часть Финикийской стены.
Нотр-Дам-де-ля-Мер - Греческая православная церковь Богоматери Морской.
Аркада церкви.
Богоматерь, Финикийская стена и море.
Маронитская церковь Богоматери на Площади.
Площадь в исторической части Батруна.
Улочка в исторической части Батруна.
Улочка в исторической части Батруна и курортники на тук-туке.
Греческая православная церковь Святого Георгия.
Из гастрономии Батрун славится своим фирменным приторнейшим лимонадом, который не только не утоляет жажду, а ещё и вызывает дополнительное желание попить просто воды, ну и конечно же безвкусным мороженым - прекрасное сочетание.
Маронитский собор Святого Стефана.
Особенностью собора является статуя Святого Стефана на вершине здания.
Район старого сука (рынка) в Батруне.
Как это ни странно, но именно в Батруне находится Дом культуры российско-ливанской диаспоры. Услышав русскую речь, на рынке к нам подскочил живенький дядечка, желавший познакомить нас сразу со всеми русскоязычными жителями города, но мы вежливо отказались.
Если честно, глядя издалека, я подумал, что это памятник Гагарину. (раз уж русских в Батруне так много.). Но это оказалась всего лишь статуя ловца морских губок.
Милый особнячок в центре Батруна.
Дорога на восток.
В другой день мы отправились в горную долину Бекаа - засушливый и в то же время наиболее сельскохозяйственно развитый регион страны, центр местного картофелеводства и виноделия. Именно там расположено место, которое посещает подавляющее большинство туристов, приехавших в Ливан - руины римского Гелиополя в Баальбеке. Только вот находятся они на шиитской территории, контролируемой «Хезболлой.». Вроде бы наличие военных должно по идее придавать уверенности и спокойствия насчёт безопасности. Но тут всё совершенно наоборот. Если ощущение, что тебе выстрелят с спину, за пару дней у меня прошло, то военные на последнем блокпосту перед «Хезболлой» как бы всем своим видом нам вещали: «Здесь наши полномочия всё.». И тут ты уже попадаешь на настоящий Ближний Восток: не разбитной с зазывалами-приставалами, а пустынный и суровый, глядящий на тебя исподлобья. Даже кое-где встречающиеся на дороге билборды с Путиным (sic!) не успокаивают. Но на самом деле «Хезболла» любит туристов, ведь они приносят ей доход, и их безопасность (вне зависимости от национальности) входит в приоритеты организации. (иначе никто не поедет.). А посмотреть на хорошо сохранившийся комплекс античных зданий желающих всегда много, и мы не оказались исключением.
На въезде в Баальбек сразу же встречает серьёзная мечеть с позолоченными минаретами и куполом, из которой на весь город периодически доносится довольно агрессивная, по крайней мере по тону оратора, проповедь имама.
Баальбек.
Симпатичные автобусы, привезшие туристов в Баальбек.
Город Солнца.
Цена на билет в музей под открытым небом немаленькая (в несколько раз больше любого другого музея страны), но каждая потраченная лира чувствуется. Баальбек оказывает поистине ошеломляющее впечатление: все эти ворота, храмы, лестницы, колоннады, мегалиты. Тут даже и говорить нечего, это надо смотреть и наслаждаться.
Пропилеи храмового комплекса Гелиополя.
Передний двор комплекса выполнен в форме шестиугольника.
Финикийцы поклонялись здесь верховному божеству Баалу (отсюда название города), греки отождествляли его с Гелиосом - богом Солнца, а римляне - с Юпитером.
Большой двор храмового комплекса Гелиополя.
Экседра.
Ещё одна экседра с колоннами.
Резервуар для воды.
Своей уникальной для античного города сохранностью Баальбек обязан отдалённому географическому положению и сухому климату. Место между двумя горными хребтами никогда проходным не было, и разрушения антропогенного характера, насколько это было возможно, обходили город стороной. Не щадили город только землетрясения.
Лестница храма Юпитера.
Колоннада храма Юпитера.
Колоннада храма Юпитера.
В основании храма Юпитера лежат три мегалита весом по 800 тонн каждый, так называемый Трилитон Баальбека.
Архитектурные орнаменты храма Юпитера.
Архитектурные орнаменты храма Юпитера.
Архитектурные орнаменты храма Юпитера.
Мы прибыли в Баальбек довольно рано утром, а когда выходили с территории комплекса, очередь в кассу из иностранных туристов была уже немаленькой. Говорить, что никакой инфраструктуры здесь нет, думаю, лишний раз не стоит, и туристам приходится стоять за билетами под палящим солнцем. В принципе, это того стоит, но всё равно приезжайте пораньше.
Другим почитаемым богом в Гелиополе был Дионис. (в римской мифологии - Бахус или Вакх.).
Храм Вакха - одно из наилучшим образом сохранившихся культовых сооружений Римской империи.
Храм Вакха.
Вход в храм.
Интерьер храма.
Архитектурные орнаменты храма Вакха.
Колонны в храме Вакха в полтора раза выше, чем в Парфеноне.
Маленькая Армения.
В 1915 году в окрестностях горы Муса-Даг в Турции, группа армян из шести расположенных неподалёку сёл, скрывавшаяся от геноцида, была спасена экипажем французского корабля. После Первой мировой войны эта местность перешла под контроль Франции, и многие тамошние жители вернулись обратно к себе домой. Однако, в 1939 году провинция Хатай была передана Турции, и армяне, опасаясь повторения событий, эмигрировали в Ливан, где уже было немало их соплеменников. В горах рядом с руинами древнего города эпохи Омейядов они основали поселение Анджар, в котором каждый квартал носит имя одной из шести деревень Муса-Дага. Так люди обрели свою вторую родину. А в городском музее Анджара до сих пор хранятся личные вещи и винтовки защитников Муса-Дага, а также белый флаг с красным крестом, благодаря которому обороняющихся заметили корабли французского флота.
Армянская апостольская церковь Святого Павла в Анджаре.
Часовая башня Анджара, возведённая в 2019 году на месте некогда разрушенных исторических городских часов.
Площадь Армении.
Отличия от остального Ливана бросаются в глаза сразу. Анджар аккуратнее и ухоженнее других городов, в которых мы побывали. Пожалуй, это самое чистое место в Ливане. (здесь даже есть мусорницы.).
Ворота в древний город эпохи Омейядов.
Главная улица города была украшена арками и колоннами.
Арки и колонны города.
Тетрапилон - место пересечения центральных улиц древнего города.
Малый дворец.
Большой дворец омейядского халифа Валида I.
Внутри дворца.
Внутри дворца.
Город-дворец был построен по приказу Валида I в VIII веке.
Вместо заключения.
Сказать, что Ливан - удивительная страна, это не сказать ничего. Она сочетает в себе несочетаемое: древние руины и современные развалины, колониальное величие и местечковую разруху, неизмеримое богатство и беспросветную нищету, строгие нравы и прогрессивный либерализм, прекрасную природу и грязь, которую оставляет после себя человек. Не могу сказать, что это самая любимая из посещённых мной стран или даже то, что она мне хотя бы просто понравилась. Но когда мы в лучах закатного солнца спускались по серпантину с ливанского взгорья к раскинувшемуся на берегу огромному Бейруту, я понял, что эта страна останется в моём сердце. Каждый решает сам, но, по-моему, Ливан однозначно стоит посещения.