Оригинал взят у
allan_karmine в
Мужская бальная униформа 1860-х: о, эта тень мундира - черный фрак. Ч2.Что было ближе к телу, и в каком порядке всё надеть?
Возвращаясь к мысли о том, что современный кавалер не стремится (и, в общем-то, не вынужден технически) реконструировать полностью белье к балу, я начну с описания минимально достаточной рубашки. Можно сказать, что нарядная рубашка, оставаясь все еще нижним бельем, служила дополнительной подкладкой под фрак - поэтому ее почти не было видно, и нельзя было в большинстве случаев демонстрировать на публике рукава. Таким образом, строгим нарушением бального дресс-кода (если кто еще не знал) будет появление на балу в рубашке и жилете без пиджака. Такое, «со скрипом», возможно лишь на пикнике молодежи, довольно знакомой друг с другом, и не на глазах у солидных людей при этом.
Тем более, если на вас пиджак (фрак, сюртук, визитка), никто не увидит, что рубашка не историческая. Основное - чтобы воротник был «стойка», вокруг которого можно повязать шейный платок. И манжеты, желательно, не на пуговицах, а под запонки. Желающие реконструировать, берите лен или хлопок, и шейте, не забывая делать декоративные элементы (см. илл. 4.1). Иногда нарядные рубашки (dress shirt) были даже вышитыми [1].
Но при этом рубашка не всегда была самым нижним нательным предметом одежды, под нее надевали иногда сорочку (undershirt) (см. илл. 4.2) [1].
Соответственно, одновременно с ней внизу джентльмен носил подштанники (drawers) (см. илл. 4.3) [1].
На ногах ансамбль завершался вязаными носками (см. илл. 4.4[2], 4.5).Знакомая картина? Подумайте о неизменности мужского наряда за полтора века, и почему он называется классическим - а потом мы скроем это все под брюками на подтяжках, жилетом (см. илл.4.6, 4.7)[2], и завершим, например, фраком.
Шейный платок, который уже упоминался выше, галстук или ранняя узкая «бабочка», стягивающий ворот рубашки - тоже обязательный элемент (см. илл. 4.8).
Цилиндр, который, как говорится, надо надевать не все похороны, кроме собственных, джентльмен носил на улице, снимая его, естественно, при входе в помещение - поэтому единственная оказия потанцевать в цилиндре в наше время в зале - это steampunk-бал, или карнавал, но никак не историческое событие.
Панцирь общественного положения
Напоследок, для желающих подискутровать на тему допустимых нарядов для балов эпохи Гражданской Войны США (или, скажем, рубежа периода перед ней и ее начала), хочу предложить следующее исследование.
Немалую роль в следовании европейскому стилю сыграл конфликт, стимулировавший моду на одинаковость, но не все было так просто. Жители государств Северной Америки - во многих отраслях традиционалисты (неважно, Англия была родиной их предков, Голландия, Франция или Испания), что привело к некоторой задержке в развитии моды, меньшей для дам, и большей для кавалеров. Еще можно поговорить о влиянии каких-то колониальных или местных этнических факторов, но я не силен усмотреть их в данный момент - уж это мы точно можем оставить для дальнейших исследований. Скажем по простому, заводить себе специальный черный шелковый или из высококачественной шерсти фрак (а в 1850-е годы речь шла именно о фраке, как верхней части костюма, а не обо всем комплекте) могли позволить себе не все любители вечеринок, но…
Но тут лучше отобрать слово у меня, и отдать его, в целях разъяснений современнику.
Эдвард Ферреро, северянин, известный танцмейстер и автор руководств по устроению балов и обучению социальным танцам, в своем руководстве 1859-го года, изъясняясь витиевато в каждом пункте, прочно привязывает наряд человека с его образом и принятием в обществе; можно сказать, делает костюм материальной частью этикета:
«Всяк, кто циркулирует в обществе, сколь бы ни было велико его отвращение ко множеству абсурдных тонкостей, обязан, тем не менее, в определенной степени, подстраиваться под требования общества. Превалирующие привычки являют собой совокупную идею членов общества, и противостоять им означает вызвать в адрес нарушителя раздражение, насмешки и отторжение».
…И сразу же подводит базис под появление всеобщей бальной повинности:
«В модном мире, читатель должен всегда помнить, что насмешка есть оружие наиболее доступное и естественное, кое можно применить для нанесения вреда кому-либо, и потому надлежит быть максимально осмотрительным. Любых заметных отличий в манерах и внешнем виде, таким образом, стоит избегать. Каждый ищет повода посмеяться над другими, и, если вас пометили, как дичь для стрел остроумия и сатиры, потеря места в касте людей, чьим мнением нельзя пренебрегать безнаказанно, обеспечена».
Казалось бы, логично ожидать простого и емкого описания костюма для кавалера, но не все так просто. Автор взывает, используя собственные нравоучения и цитаты из людей, заслуживающих доверия, например, лорда Честерфилда -«У меня не получается не составлять определенное мнение о разумности мужчины и его характере по его костюму» - или Шекспира - «Мир вводят в заблуждение украшения» - к мужчинам, требуя от них сдержанности в имидже, и взывает довольно обстоятельно, на нескольких страницах. Одна из фраз уже практически поясняет смысл черного фрака:
«Костюм джентльмена должен быть таковым, что не приводит ни к каким выводам, кроме как об опрятности и уместности».
Но при этом остается загадкой, зачем столько слов, если он уже был в моде? Ответ приходит незамедлительно, если продолжать терпеливо следовать за мыслью мистера Ферреро:
«Природная независимось американского духа относится с презрением ко множеству строгих общественных норм, признанных без доказательств в Англии и на континенте. Так, наряд, который многие из наших соотечественников привыкли надевать для собраний и частных вечеров, вызвал бы серьезное возмущение за границей. Сюртук (frock coat) не потерпели бы ни на мгновение в любом пристойном (fashionable) обществе в Европе, и, неважно, считать ли такое отношение предубежденным или каким-либо еще, но стоит признать, что, по мнению автора, [ношение сюртука на бал] все же есть нарушение хорошего тона, и не подходит для бальной залы или частного собрания.
Тем не менее, автор не стал бы лишать права называться джентльменом любого, кто надел сюртук [на бал], ибо капризная богиня Мода способна вытерпеть порой такое отношение в Америке; но, если общепринятые всеми рафинированными и лощеными членами общества нормы исключили бы такой наряд, как в Европе, то его ношение бросало бы вызов мнению окружающих, на что истинный джентльмен был бы неспособен».
Сокращая сослагательное наклонение, мы получаем простую формулу: мужчины, не стесняясь, носили еще в 1859 году на балы что-то еще, кроме черного фрака, и это было настолько повсеместно, что авторы книг об утонченности пытались всячески убедить их так не делать. И это как раз прекрасное поле для экспериментальных салонов и балов по эпохе - показать некоторую, возможно, провинциальную, непосредственность, с сюртуке, пестром жилете и с ярким бантом на шее на вечере танцев (см. илл. 5.1).
С другой стороны, следует помнить, что большинство людей имело небогатый гардероб. Средний американец, возможно, обладал одним комплектом одежды для особых случаев (церкви, балы и вечеринки и т.д.), другим для повседневной работы в конторе, магазине, для визитов или поездок в город, и третьим для тяжелой, грязной работы на заводе или на ферме. Только богатые люди могли себе позволить фраки для мужчин и шелковые платья для дам, сшитые исключительно для праздников и балов. Большинство историков моды считают, что американцы наряжались в свои лучшие костюмы и платья на бал. Балы устраивали все классов, включая рабов. Таким образом, то, что носилось на балу, больше зависело от социального класса и богатства, а не от того, что диктовала книга этикета.[ЛКФ]
Но, в то же время, у Элиаса Хоу (E. Howe), современника мистера Ферреро, уже в 1858 году мы находим простую и емкую рекомендацию в разделе «бальный наряд джентльмена»: некогда объяснять, тебе нужен черный фрачный костюм с белым жилетом. То же самое мы видим в послевоенное время, но уже даже без поддержки морализаторских книг, просто в императиве. Мужчина не должен выглядеть смешным, и в этом ему поможет черная униформа, защита от насмешек. Точка.
1.
http://passionforthepast.blogspot.com/2012/07/ive-received-several-e-mails-asking-me.html2.
http://www.memorialhall.mass.edu/activities/dressup/notflash/1860_man.html