Оригинал взят у
tarkhil в
ГВ США - 2
Рисунок из Харперс Уикли показывает ближний тыл типичного сражения Гражданской войны
Медицина в мире и в США
На 1861 год, мировая медицина уже освоилась с обезболиванием (эфир и хлороформ), но еще не дошла до антисептики - причины болезней бурно дебатировались, и единого мнения вовсе не было (вспомним, как лечили Герберта герои «Таинственного острова»!). Фармакопея была довольно бедной, а такие средства, как опийная настойка или каломель (сильнодействующее слабительное на основе ртути, весьма токсично) были ее основой. Единственное противовоспалительное средство - хинин.
Хирургия более или менее освоилась с операциями на конечностях - по крайней мере, с ампутациями - но полостные операции были, скорее, актами отчаяния. В отсутствие антисептики большая часть ран заживала через нагноение, слишком опасное для черепной, грудной и брюшной полостей. Понятия «обработки ран» в сколько-нибудь современном понимании этого термина еще не было вовсе. Классическая хирургическая тактика, идущая еще от Ларрея и наполеоники, предписывала прозондировать рану и попытаться извлечь пулю, а при огнестрельном переломе - ампутировать. Ранения в голову, грудь и живот передавались на совесть хирурга (впрочем, еще в 1914 году смертность при проникающих ранениях в живот при операциях составляла 74%, а без операций - 76%).
В самих США были уже десятки медицинских школ - от европейского уровня до откровенных лавочек по продаже дипломов. Впрочем, государственного лицензирования врачей не было, любые лекарства, включая опиаты (любимый тетей Полли болеутолитель, например), продавались без рецепта, и недостаток врачей с образованием возмещали гидропаты, гомеопаты, откровенные шарлатаны («Джефф Питерс как персональный магнит») и practitioner'ы - термин, на русский язык одним словом не переводящийся. Practitioner - это человек, который «на основании житейского опыта» и, возможно, какого-то самообразования, лечит болезни - что-то вроде знахаря, но без этого оттенка дикарского невежества.
При этом, первые успешные полостные операции (овариотомии, операции на яичниках) были проведены именно в США, врачом, интуитивно понимавшим необходимость чистоты в операционной. Отрабатывал он эту операцию, кстати, на рабынях, это не было запрещено - а вот вскрытие трупов в ряде штатов было уголовным преступлением (помните «Приключения Тома Сойера», врач, пошедший ночью на кладбище?).
В общем, медицина в США была причудливым смешением новейших идей и необразованности.
Армия США
Но самым удивительным в США, без сомнения, была армия. На 1861 год, численность всей армии США составляла примерно 16000 человек, раскиданных по 80 фортам - то есть, вся армия состояла из рот и эскадронов. Полков как таковых не было - иногда собирались импровизированные отряды из нескольких рот и эскадронов, но это были не полки, а именно отряды, с бору по сосенке, со случайным командиром. Так что, все знали, что полковник должен быть уважаемым человеком, прочие же задачи его были совершенно неясны. Дивизии были вообще чисто административными образованиями, их было четыре, по числу военных округов.
Форты были раскиданы по границам с немирными индейцами, да несколько было расположено в стратегически важных местах и на мексиканской границе. Армия вела постоянную малую войну с индейцами, что накладывало на нее неизбежные отпечатки «малой войны» - привычку действовать без оглядки на окружение, тщательно нести караульную службу, метко стрелять, беречь патроны и проявлять инициативу. С другой стороны, такая война приучает к противнику храброму, но не стойкому, преуменьшает значение артиллерии и сводит фортификацию к наспех сооруженной засеке.
Вооружена маленькая армия была весьма современно, штуцерами с пулей Минье, в заметном количестве имелись и нарезные (дульнозарядные) орудия. А вот снабжалась - крайне архаично. Солдатский паек включал в себя мясо (вяленую говядину и копченую свинину), сухари и виски. Все остальное предполагалось закупать на местах... но много ли закупишь в полусотне миль от ближайшего населенного пункта? Что-то выращивали около фортов, где позволяли почва и климат, что-то (в основном, сушеные овощи) возили, и, в итоге, питание американского солдата было калорийным, но крайне несбалансированным и для желудка не полезным. Стоит добавить, что в солдаты шли, главным образом, люди, не желавшие пробивать себе дорогу, а довольствующиеся малым, но регулярным и гарантированным, так что и строения в фортах зачастую представляли собой «наспех сооруженные трущобы из непросушенных, неокоренных бревен, кишели насекомыми так, что солдаты предпочитали спать на воздухе1», и готовка сводилась к прожариванию нарезанного мяса и сухарей в жиру.
В общем, маленькая, заштатная армия далекой чудаковатой страны за океаном.
Ах да! Была же еще конница, которая смешила всех европейских офицеров полным пренебрежением к саблям. И артиллерия, используемая, в основном, для салютов. Но вооруженная нарезными дульнозарядными орудиями.
Кроме армии, в США была еще милиция - говоря современным языком, национальная гвардия. Добровольцы, проходящие военное обучение за свой счет и в свободное время.
На практике, это выглядело примерно, так:
в американском городке несколько уважаемых людей решали, что негоже городу без собственной милиции. Самый уважаемый человек выбирался полковником, менее уважаемые - майором и капитанами, шилась форма, закупались ружья, и раз-два в месяц это воинство проходило более или менее строем по главной улице родного города, стреляло за городом по мишеням и устраивало пикник с танцами, оркестром и барбекю. «Характерным для американских милиций были сильные оркестры, множество выборных начальников и отсутствие желающих им подчиняться» - писал про эти вооруженные силы Свечин.
Военная медицина США
В стране с такой армией и такой медициной военная медицина, неизбежно, была весьма своеобразной. В 1812 году, когда Ларрей экспериментировал с «летучими амбулансами», а США воевали с Великобританией, никакой системы медицинской помощи не было. В 1846-48 годах, во время войны с Мексикой, санитарная служба сводилась к импровизированным госпиталям и импровизированным транспортам.
В санитарной службе армии США было всего три ранга - ассистент хирурга, хирург и начальник медицинской службы - Surgeon General, переводимый иногда как «генеральный хирург». Причем, продвижение осуществлялось строго по выслуге лет - как следствие, начмеды армии США были, в большинстве своем, людьми в годах, отчетливо понимающими, что карьеру они уже сделали, и на этом месте можно спокойно сидеть до самой смерти.
Последним довоенным Генеральный Хирургом2 был Томас Лоусон (1789 - 1861), ветеран войны 1812 года, занимавший свой пост с 1836 года. Он, между прочим, добился офицерских званий для врачей, но к концу жизни более всего был озабочен экономией бюджета. Медицинскую литературу он считал ненужной роскошью, и, говорят, пришел в бешенство, узнав, что в одном из фортов имеется целых два набора хирургических инструментов!
Оплата хирургов была невысокой, служба - тяжелой, это приводило к хроническому некомплекту хирургов, от этого затруднялись отпуска и переводы, что делало службу еще тяжелее, далее по кругу. В какой-то мере эту проблему компенсировали наймом гражданских врачей, там, где они были.
Средний солдат армии США болел дважды, а то и трижды в год - это даже по тогдашним меркам немало. Основными болезнями были - поносы, запоры, дизентерия, по весне - цинга, по месту и сезону - малярия, тиф, простудные заболевания. Типичные ранения были не огнестрельными - а от индейских стрел. Никакой стандартизации инструментов и медикаментов, никакой доктрины лечения, никакой системы эвакуации, словом, трудно найти в истории санитарную службу, менее готовую к большой войне, чем санитарная служба армии США...