Ипполит Себрон, шесть лет в Америке

Jul 01, 2016 12:48

Оригинал взят у sedov_05 в Ипполит Себрон, шесть лет в Америке


"Ниагарский водопад зимой" (1855)

В истории любого вида человеческой деятельности существуют периоды, события и личности которых затенены событиями и лицами жившими и действующими до или после указанного периода. Это аксиома. Конечно, специалистам доступна вся полнота картины, но для наблюдателя со стороны все происходит так как я и описал. Да и в одном историческом периоде по мере отдаления оного от современной реальности многие события и фигуры, бывшие значимыми и решающими постепенно заволакиваются мраком забвения.


Ипполит Себрон (1801-79) был, безусловно, одним из величайших художников своего времени, личностью разносторонней, учеником Луи Дагера, фотографом, пейзажистом, дизайнером и прочая и прочая. Фактически, в своих картинах он предвосхитил цветную фотографию как таковую, так как создавая их ставил перед собой задачу в первую очередь передать реальность, а не использовать ее как параметр в функции своего самовыражения, чем потом конкретно занялись импрессионисты (да и их предшественники пленерщики тоже). Фактически, Себрон, проведший 17 лет в непрерывных путешествиях чем то напоминал наших фотоблоггеров, но в отличии от них выдавал на гора намного меньше изображений, хоть и значительно лучшего качества.



"Пароходы-гиганты" (1853)

Ярчайшим эпизодом его творческой биографии стали шесть лет проведенных им в США в 1849-55 годах. В этим годы он путешествовал по всей территории Штатов и Канады , уже освоенной белыми людьми. Свое путешествие, во время которого он непрерывно делал наброски новых , не виданных ранее пейзажей, он справедливо назвал "самой всеобъемлющей работой, которую какой либо художник сделал в этой стране". На самом деле - художники уже творили в этой стране, но их поле деятельности ограничивалось в основном такими городами как Нью-Йорк, Филадельфия и их окрестностями. Фотография как искусство тоже обреталась в крупных городах Востока, пока особо не проникая на Запад.  хотя первые фотографии Ниагарского водопада уже были сделаны. Фактически, Себрон стал первым, кто оставил свидетельства повседневной жизни на просторах Америки истинно фотографического качества, чем спровоцировал марш американских фотографов на Запад, самым ярким эпизодом которого стали съемки Карлтоном Томкинсом долины Йосемит в 1862 году.



"Перспектива главной улицы Нью-Йорка зимой" (1855)

Он закончил не так и много пейзажей Америки середины 19о века, США тогда по его словам была недостаточно восприимчива к подобному искусству (в Европе спрос на подобные работы был очень велик) и, в итоге, Себрон переключился на портреты, заработав на этом очень приличные деньги, а его знаменитые пейзажи были приобретены в больше степени европейцами. Так, картина которая известна намного больше самого художника - "Перспектива главной улицы Нью-Йорка зимой", изображающая зимный Бродвей 1855 года, была куплена музеем Руана и только спустя много лет оказалась в США.

Значение Себрона для формирование школы американской живописи переоценить невозможно. Фактически и гудзонская школа и, впоследствии, группа "Мусорного бака" , все они выросли из его, Себрона, творчества. Творения же художников именно гудзонской школы вообще трудно отличимы от его.

Ну и пара слов об историческом контексте "Бродвея зимой". Про "Пять точек" и пожарные команды не буду. Это общее место. Достаточно сказать, что этот период - между началом "Ирландского нашествия" и "Призывными мятежами" самый яркий период в криминальной истории Манхэттена, которым собственно и ограничивался тогдашний город Нью-Йорк. На месте Бронкса, Куинса и Стеттен-Айленда располагались маленькие деревушки, а величие Бруклина как промышленной столицы США, достигнутое им к концу века было еще впереди. В 1855 году население Нью-Йорка достигло полумиллионной отметки, а в Бруклине жило немногим больше 200 тысяч человек. Полумиллионное население Нью-Йорка было скучено на 53 квадратных километрах, то есть плотность населения была немногим ниже , чем в современной  Москве. И это население росло в среднем в полтора раза за каждые 10 лет. Темпы роста несколько спадут после Гражданской войны, но тем не менее будут довольно приличными, пока население Манхеттена в 1910 году не достигнет исторического максимума в 2,33 миллиона человек и начнет снижаться.

Улицы были постоянно переполнены людьми, многоэтажных домов еще практически не было и в домах среднего класса и бедноты в каждой комнате жило по несколько человек. В год когда Себрон писал "Зимний Бродвей" главной достопримечательностью Нью-Йорка была Обсерватория Лэттинга, самое высокое здание в городе, высотой сначала 96 метров, которое к концу написания работы уступило свое первое место церкви Троицы на Бродвее. Обсерватория Лэттинга была частью комплекса Всемирной Промышленной выставки 1853 года, открылась для посещения публики 1 июля 1853 года и представляла собой решетчатую конструкцию, высотой, как уже было сказано 315 футов (96 метров). На разных этажах башни располагались телескопы через которые жители и гости Нью-Йорка могли созерцать панораму города и его окрестностей в радиусе до 60 миль.



Первоначально планировалось устроить лифт до самой вершины башни, но потом выяснилось, что паровые лифты (а других тогда и не было) требуемой высоты невозможны и подняться на лифте было можно только до высоты в 25 метров, а дальше, значится, пешочком. Планировали поставить и второй лифт, чтобы можно было подняться с высоты в 25 метров до еще на 25 вверх, но башня и так получилась невероятно дорогой - 150 тысяч долларов и от второго лифта отказались.



Бенджамин Смит, "Панорама Нью-Йорка с Лэттинг-Обсерватори", 1853.
Слева Резервуар, главное хранилище питьевой воды города, место, где происходит развязка романа Калеба Карра "Алиенист, справа Хрустальный дворец, где собственно и располагалась выставка. Он сгорит через 6 лет.

Всемирная выставка в Нью-Йорке, как ни странно, не входит в перечень Всемирных выставок, в котором после Лондонской 1851го года, идет Парижская 1855го. На выставке было продемонстрировано два изобретения имевших долгосрочное значение. Во первых, была показана цепная передача, а во-вторых Оттис показал свою модель лифта, принцип работы которой остался неизменным по сию пору. Однако, первый работающий лифт Оттиса был запущен только в 1856 году, когда Обсерватории Лэттинга уже не было.

Историки называют Обсерваторию Лэттинга первым американским небоскребом. Срок службы у нее был недолог. 30 августа 1856 году неподалеку от нее загорелся магазин бочкотары, огонь перебросился на другие дома, а потом на башню, построенную целиком из дерева. Жители окрестностей боялись, что она рухнет на неохваченные огнем кварталы, но ветра почти не было и она сгорела выбрасывая столб пламени вертиально вверх. Пожар 1856 года в Нью-Йорке стал одним из самых резонансных в истории города, хотя в огне не пострадал ни один человек. Все дело именно в башне, охваченную огнем которую было хорошо видно из любого конца города , а также из Нью-Джерси и Бруклина.

О персоналиях. Мэром Нью-Йорка и председателем правления Выставки был Джейкоб Аарон Вестервельте (1800-1879), известный судостроитель, построивший 247 судов. Так он построил самый большой пакетбот на североатлантических рейсах - Constellation, имевший водоизмещение св.1500 тонн и длиной 61 метр, способный за один рейс перевезти 800-900 пассажиров третьего класса. В своем рекордном плавании 29 мая 1851 года он доставил из Ливерпуля в Нью-Йорк 912 пассажиров. Пакетботы Вестервельте были заметно быстрее конкурентов, благодаря чему длительность тура из Нью-Йорка в Ливерпуль и обратно сократилась с 4х до 3х месяцев.

В начале 1850х Вестервельте переключился на строительство клипперов и создал самые быстрые клиппера США, такие как "Паллмер" и "Лоттерея". В 1851-57 году эти корабли поставили рекорды скорости на рейсах из Сан-Франциско в Шанхай (82 дня), из Нью-Йорка в Бомбей (79 дней) и из Нью-Йорка в Сан-Франциско (106 дней).



"Паллмер" у побережья Уэльса на пути в Лондон, на Всемирную выставку 1851 года.

Как мэр Вестервельте прославился знаменитой реформой полиции, приведшей к многодневным беспорядкам в городе. Это отдельная увлекательная тема, один из исторических кодов старого Нью-Йорка. В любом случае , форму для полицейских ввели именно при нем:



Вот и все, аргентинцы !

Ну что, ув. buzzing_winnie ?

----------

НЙ, пароходы-1850е, 1850е

Previous post Next post
Up