Безответственность в служении

Jan 19, 2019 21:26





Мне часто доводится руководить разными проектами. Данная деятельность всегда связана с взаимодействием с людьми. Для того, чтобы что-то реализовать, нужна команда. Задача менеджера состоит в том, чтобы собрать эту команду, найти каждому своё место, поставить цели, мотивацию, создать условия для труда.

По своему опыту скажу, что самые ценные люди, которых хочется брать в проекты, это те, кто обладает чувством ответственности и у кого нет зависти. На них не жаль тратить своего времени. Хочется их обучить тому, как правильно всё делать. Хочется проявлять заботу о них.

Если человек безответственен, то задача руководителя сводится к тому, чтобы быть надзирателем. Такие люди требуют строгого контроля, жёсткой дисциплины и, в целом, с ними не интересно сотрудничать. Если же ответственность у человека есть, но он завистлив, то это тоже проблема. С ним «каши не сваришь», потому что он будет пытаться «выжать» лидера из проекта. Будет радоваться его неудачам и грустить из-за побед. Будет устраивать подколодные интриги, пытаться создать подпольное общество, где всё будет по его правилам. В результате, как правило, такая личность рано или поздно «отваливается» от основного коллектива и создаёт копию такого же проекта, но уже через призму своего ложного эго.



Если мы рассмотрим вопрос командообразования в обществе людей, занимающихся духовной практикой, то найдём здесь пару интересных нюансов. Часто мы склонны думать, что ответственным нужно быть на работе, а в духовном обществе это не обязательно. Денег ведь всё равно не платят, а значит и спросить с меня за мои «косяки» никто не имеет права. Поэтому можно приготовить что-то невкусное, подгорелое и не испытать от этого угрызений совести. Можно согласиться заниматься каким-то служением и периодически «забивать» на него.

« - А где Василий?
- А он нынче не пришёл. Ему приснился плохой сон и он понял, что это ему знак свыше, что сегодня никуда ходить не надо, а надо лечь горячую ванну с пеной и в ней повторять Харе Кришна.
- Ааа.. А как же нам быть?
- Он сказал, что Кришна всё контролирует и поэтому нет повода для беспокойств.
- Ммм.. интересно..»

Очень часто религиозные общества подвергаются критике со стороны «мирских» людей как раз из-за того, что их последователи ведут себя безответственно. И, честно говоря, это не безосновательные обвинения. Почему? Потому что безответственный человек склонен использовать духовную практику для того, чтобы подпитать своё ложное эго. Если раньше он был никому не нужным неудачником и отщепенцем, то теперь он понял, что просто он великий и ужасный посланник с небес! Теперь он может оправдывать свою лень тем, что всё вокруг Майа и что с ней нельзя иметь дел, а то «падёшь». Теперь он может с высока смотреть на всех и думать, что его другие не любят, потому что находятся в невежестве, потому что не могут осознать его тонкую натуру.

Но подобный подход не имеет ничего общего с духовной практикой. Это самообман, который, в итоге, приведёт к величайшему разочарованию о бесцельно прожитых годах.

Духовный человек - ответственный человек. Это важно усвоить прежде всего. Мы служим Верховному Господу. Можете это осознать? Представьте, что бы вы чувствовали, если бы служили президенту страны? Наверняка бы позаботились о том, чтобы всё было сделано по высшему разряду, не так ли? А тут мы служим личности, которая является повелителем всего. Есть разница? Но, часто бывает, мы забываем об этом и говорим цитатой из одного советского мультфильма: «Лаадно... И так сойдёт!»

image Click to view



Сойдёт-то сойдёт, но что в итоге? Какой смысл в том, чтобы делать что-то плохо? Я понимаю, если мотив был искренним, но не вышло как надо. А если ты просто «снизошёл» с облаков своего ложного эго, чтобы пролить милость и кое как сделать то, о чём тебя попросили, то куда это годится? В результате не будут счастливы ни Кришна, ни преданные, ни ты сам.

Разве приятно чувствовать себя неудачником? «Я не неудачник, это Бог испытывает меня, чтобы я стал смиренней!» Ну да, слышали мы эти песни.

Харидаса Тхакура избивали на рыночных площадях палками, но так и не смогли ему навредить. Тогда он притворился мёртвым, чтобы его палачей не наказали из-за не выполнения приказа.

Господь Ваманадев двумя шагами забрал у Бали Махараджа всю вселенную и спросил, где ему сделать третий шаг? Махарадж, сложив ладони у груди, ответил:«Сделай его на мою голову».

Духшасана раздевал Драупади на глазах у всех и Бхима сгорал от гнева и умолял Юдхиштхиру позволить ему вмешаться, но тот не разрешил. Он так и остался на своём месте, не посмев перечить старшему брату.

Вот проявления истинного смирения. Когда тебе приходится переступать через свою природу, через своё эго, со слезами отрезая от сердца куски грязи. А не так, что ты сделал какую-то глупость и принимаешь плохую реакцию людей за испытание с небес.

Конечно, есть люди по природе своей безответственные. Например, дети, женщины. С них спрос не большой, потому что так они устроены. Их сила в другом. Они как раз и предназначены для того, чтобы за них брали ответственность.

Сегодня оплачивал счета у банкомата и рядом со мной стояла женщина с трехлетним ребёнком. Маленькая девочка держала бутылку с чем-то и как-то неосторожно её повернула в руках, и она упала на пол. Мама недовольно цокнула языком и сказала:«Такую простую вещь тебя попросила сделать - подержать бутылку. А ты даже этого сделать не можешь!» Как это было неприятно слышать! Как можно от маленького ребёнка требовать какой-то ответственности? Это ужас, по другому не назовёшь.

Но безответственные мужчины, это оочень, ну оооочень грустно. Знаете, если попробовать поискать, что говорил или писал Шрила Прабхупада по поводу ответственности, то сложно найти что-то конкретное. И тем не менее, все истории из священных писаний указывают на важность данного качества.

Господь Рамачандра ушёл в лес на четырнадцать лет, потому что Его об этом попросил отец. И Он честно исполнил его волю.

Бхишмадев пообещал всю жизнь соблюдать целибат и служить трону Хастинапура и до конца своих дней  следовал своему слову.

Бхима пообещал Драупади, что за то оскорбление, которое совершили Кауравы в отношении её, он омоет их кровью её волосы и сделал это.

Друва Махарадж, будучи оскорблённым своей мачехой, ушёл в лес и стал поклоняться Вишну с целью обрести царство большее, чем у его деда (Брахмы). И он добился этого.

Сам Кришна взял ответственность за 16000 женщин, когда освободил их из логова Бхаумасуры. Они взмолились Ему, сказав, что теперь никто не возьмёт их замуж, поскольку они находились в доме чужого мужчины. И Он принял их. Сделал для каждой дворец и проявил себя в 16000 форм, чтобы иметь возможность каждой уделить должное внимание.

Все эти истории ярко проявляют природу мужского начала - ответственность. Мужчине невозможно стать счастливым, если он безответственен. Как говорят:«Кораблю безопасней стоять в порту, но он не для этого строился». Такова дхарма тех, кто попал в это тело :)

И в духовном обществе это так же должно присутствовать. В Бхагавад Гите Кришна говорит о том, что во всех трёх мирах у Него нет таких обязанностей, которые бы ему необходимо было выполнять, но даже Он сам исполняет свой долг, чтобы подавать другим пример.

Есть одна фраза, которой меня научил один физрук в детском лагере, когда я ещё был подростком:«Пацан сказал - Пацан сделал». Точка. Вот и вся философия. К слову сказать, его убили в 19 лет. На дискотеке он заступился за одну девушку, завязалась драка и его зарезали ножом. Светлая память Арсену..

Эти четыре слова (Пацан сказал - пацан сделал) каждый мужчина должен запечатлить в своём сердце и пронести через всю свою жизнь, выражая их на практике.

Ответственность «прокачивается» за счёт общения. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Поэтому, если мы чувствуем, что нам недостаёт этого качества, то нужно погрузиться в жизнеописание Шрилы Прабхупады, в его слова, в его лекции и книги. Это самый яркий пример проявления ответственности в наши дни. Его непреклонная воля достойна всяческого прославления. Его самоотречённость и сострадание не имеет границ. Так же, нужно общаться с теми людьми, которые имеют это качество. Нужно дружить с теми, на кого мы хотим быть похожими и тогда мы будем перенимать их качества. Нужно служить старшим, которые обладают духовной силой, тогда мы будем получать от них милость, за счёт которой будем прогрессировать.

В конце-концов, духовное развитие требует от нас приложения усилий. Слушал на днях лекцию Бхакти Тиртхи Свами, в которой он говорил, что если мы не движемся вперёд, то мы падаем в майу.

Как люди, представляющие свой духовный путь, мы должны отдавать себе отчёт в том, что наше поведение - это тоже ответственность.

ШБ 3.16.5. Проступок слуги люди обычно ставят в вину хозяину, подобно тому как пятно белой проказы, на каком бы участке тела оно ни появилось, оскверняет всю кожу.

Таким образом, вайшнав должен быть безупречен во всех отношениях. «Бхагаватам» утверждает, что у того, кто стал вайшнавом, развиваются все лучшие качества полубогов. В «Чайтанья-чаритамрите» перечислены двадцать шесть таких качеств. Преданный должен всегда заботиться о том, чтобы по мере его продвижения в сознании Кришны у него развивались качества истинного вайшнава. Преданный должен стать идеальным человеком, так как каждый совершенный им проступок оставляет шрам на теле Верховной Личности Бога. Долг преданного - всегда отдавать себе отчет в том, как он ведет себя с другими людьми, особенно с другими преданными Господа.

Итак, ответственность является необходимым качеством для того, чтобы быть успешным в жизни как материальной, так и духовной. Без ответственности невозможно стать счастливым. Даже женщины берут ответственность за своих детей, реализуя природу матери. Слышали такое выражение:«Безответственная мать»?

В духовной практике необходимо проявлять ответственность. Нужно стать такими людьми, на которых можно положиться. За счёт ответственности мы растём, это я много раз слышал из уст старших преданных. Наши духовные учителя, по мере нашего развития, дают нам всё больше ответственности в миссии. И это приносит ещё больше счастья.

Поэтому простая истина «Пацан сказал - пацан сделал», на самом деле, имеет под собой очень глубокий смысл.

Невозможно обрести удовлетворение от духовной практики, если мы ведём себя безответственно. Потому что исполнение своего долга и служение другим требует этого. В противном случае мы будем навлекать на свою голову проклятья и превратимся в никому не нужное существо, бесцельно проживающее свою жизнь. Ещё раз повторюсь, что это больше относится к мужчинам.

Преодоление себя, Кто воин тот поймет, Духовность, Выбор общения, Жизнь в духовном обществе, Духовный путь, Саморазвитие

Previous post Next post
Up