Несколько дней назад давал лекцию в храме и в ходе обсуждения темы пришло, так сказать, озарение, которым спешу поделиться!
Серьезная духовная практика невозможна без общества единомышленников. Если человек один пытается "прозреть", то, к сожалению, его начинание потерпит крах. Почему?
Шрила Вишванатха Чакравати Тхакур в своей книге "Мадхурья Кадамбини" описывает этапы духовного роста человека. Они не имеют отношения к конкретной религии. Они универсальны. И один из этих этапов называется "Садху Санга" и следующий за ним "Бхаджана Крийа"
"Следуя наставлениям духовного учителя, начинающий преданный обретает огромную удачу в виде общения с преданными, с которыми его объединяют дружба и стремление к одной цели, а также возможности общения с осознавшими себя душами (садху-санга)."
"За садху-сангой следует бхаджана-крийа, стадия, на которой человек начинает заниматься различными видами практического преданного служения."
То есть, в определенный момент человек соприкасается с обществом преданных и начинает вместе с ними заниматься практическим служением. И это позволяет ему развиваться духовно, переходя на следующий уровень. Без этого этапа невозможно продвинуться дальше. Подобно тому, как невозможно приготовить овощное рагу, предварительно не почистив овощи.
У любой цели есть свои определенные этапы для ее достижения. Ничего нового человек уже не придумает. Тоже самое касается и духовного развития.
И в процессе бхаджана-крийи мы начинаем замечать, что все вокруг мешают нам заниматься духовной практикой. Мы видим свои достоинства и чужие недостатки. Видеть свои достоинства, это не значит говорить себе:"Ах, какой я хороший!", но и более тонкие проявления этого. Например, мы думаем, что лучше знаем, как надо поступить, как правильней будет сделать проповеднический проект, какой прасад лучше приготовить на праздник и т.п.
Зависть и обиды, равно как и оскорбления других, все это так же происходит на этапе бхаджана-крийи. Шрила Вишванатха Чакравати Тхакур раскрывает термин утсаха-майи. Ребяческая самоуверенность. Это когда преданный начинает думать, какой он великий и как много понимает, получив лишь азы знаний и незначительный уровень ответственности.
Иначе говоря, в обществе преданных, занимающихся служением, происходит неизбежное столкновение интересов. Одно ложное эго соприкасается с другим. И тут начинается свистопляска! Подколодные интриги, конкуренция, борьба за власть, отстаивание своих позиций и т.п.
И возможны разные варианты, как себя ведет человек в этой ситуации. И только один верный.
1. "Да что я тут вообще забыл?! И это духовные люди?! Да у меня мирские знакомые пьют, курят, а лучше них характером в 100 раз! Пойду ка я отсюда по скорее!"
2. "Да они все ничего не понимают! С ними невозможно практиковать! Это обезьянник какой-то, а не общество преданных! Лучше я буду дома один/одна читать священные книги и молиться!"
3. "Надо заполучить авторитет, набрать последователей, получить власть и утвердить свой порядок! Ведь я вижу, как все должно быть устроено, чтобы все были счастливы!" :)
4. "А может быть, я сам в этой ситуации неправ(а)? Может, стоит уступить? Да у меня у самого/самой столько недостатков, что я, конечно же, могу ошибаться."
В первых трех случаях человек не проходит экзамен. Он остается жить со своим большим и толстым ложным эго. Он может находиться в обществе преданных, но быть материалистом.
Четвертый же вариант как раз дает возможность подняться на следующий этап - анартха-нивритти. Стадия избавления от нежелательных качеств, препятствующих развитию бхакти.
Чтобы начать избавляться от анартх, нужно сначала их в себе увидеть. С этого и начинается "генеральная уборка" своего сердца.
И есть один вопрос, который нужно задать себе, чтобы перейти на этот уровень:
Зачем я пришел в общество преданных?
А? :) Не прочувствовали? Что ж, объясню! :)
Какой смысл в духовной практике, если мы только и делаем, что ругаемся с другими людьми, обижаемся, завидуем? Разве мы этого хотели в самом начале? Конечно же, нет! Мы пришли, чтобы духовно развиваться, становиться ближе к Богу.
И если мы поймем, что быть ближе к Богу, значит избавляться от ложного эго, то все сразу встанет на свои места.
"Считая себя ниже травы, будучи терпеливее дерева, не ожидая никаких почестей, но всегда будучи готовым выразить глубокое уважение другим, можно всегда с легкостью воспевать святое имя Господа."
Шри Шикшаштака
Если мы действуем в правильном настроении, то все начинает процветать. В нашем сердце загорается огонек любви к Богу, выражающийся в покое и удовлетворенности. А общество становится дружным и все вопросы очень легко решаются.
Мы находимся в движении, которое является сердцем чистого преданного - Шрилы Прабхупады. И чем больше в нем будет процветать материализма и эгоизма, тем больше мы все будем находиться под покровительством материальных законов. И, наоборот, чем больше мы ставим в центр Бога, других преданных, чем больше отказываемся от своей гордости - тем больше чудес будет происходить.
От одного старшего преданного я слышал такую фразу:"Кришна посылает нам проблемы не для того, чтобы мы их решили, а для того, чтобы мы правильно себя в них повели". И я так же слышал примеры того, когда преданные действовали вопреки здравого рассудка, но в угоду интересов Бога и это приводило к росту всех и к процветанию.
В одном Индийском храме случилось так, что менеджментом выпало заниматься человеку, не имеющему к этому никаких способностей. Другие это видели. Но не возмущались и не устраивали государственных переворотов. Они в правильном настроении смирения и почтения служили под его началом. И, конечно, это приводило к разного рода сложностям. Знаете что произошло? Через некоторое время ситуация решилась сама. Руководить храмом поручили другому. Предшественник был несказанно влюблен и очарован всеми Вайшнавами из-за того, что они, несмотря на всю его неумелость, уважали его и смиренно слушали. Преданные были очень счастливы из-за того, что в их сердцах проявилась Вайкунтха, место, где нет беспокойств. Кришна был счастлив, видя, как все сотрудничают. И Он защитил общество от любых возможных опасностей и вскоре сам все устроил наилучшим образом.
А сам я неоднократно убеждался, что когда мы пытаемся отстаивать позиции своего ложного эго, то то, что получается в результате, оказывается не успешным продуктом. Вроде все круто сделано, но в сердце только пустота и неудовлетворенность. Потому что Бога в этом нет.
Конечно, это не панацея, потому что ситуации могут быть разными. Иногда нужно действительно решить вопрос, применив свой разум и способности. Я писал о сути, о мотиве. Зачем мы пришли в общество преданных? Этот вопрос как раз дает возможность нам вспомнить, какой во всем был смысл. И тогда мы увидим все в истинном свете. И это создаст основу для начала избавления от анартх.