"Берегись автомобиля!" - в особенности, если он военный... (ч.1)

Nov 21, 2009 14:38


Как мы уже писали в предыдущем посте о военной технике прошлого, танки как тяжёлая бронетехника возникали уже в дни Первой Мировой, и проходили через массу неудобств, недоработок и несовершенство...

То ли дело, АВТО!
С тех пор как безлошадная повозка распространилась по миру, ненавязчивые потуги применять её в боевых нуждах как правило имели успех и будущее применение.

...шуш-авто...


(разумеется, стимпанк! разумеется, гротеск!
Но до чего натуралистично ;-Ъ)


Истоки автомобилизма

Автомобилестроение началось задолго до попыток вывезти на поля сражении безлошадную бронетехнику. Собственно, первые паровые эксперименты можно датировать уже восемнадцатым веком! Виват, Лавуазье!

http://community.livejournal.com/shusharmor/7891.html


Локомотив Куньо, 1769



Увы, знаменательный эксперимент француза Куньо окончился грандиозным скандалом.
Ну, от абсолютистского времени иного трудно было ожидать. Ну да, ну вышла машина из управления, ну разбила стену, ну взорвалась. Это ли повод прекратить эксперименты?
Это - возможно и нет.
А вот то что очередная любимая болонка очередного маркиза описала ему с перепугу камзол толкнули кого-то из важных чинов, наступили на ногу маршалу королевского двора и сбили шляпу с головы министра обороны... - КРИМИНАЛ!
Массовое недовольство в высшем свете.
Проект прикрыли.



Здесь можно ознакомиться с занятными рассуждениями futb_all о том как такой девайс мог бы быть использован в армейских целях.

1687 г. - французский физик Дени Папен сделал попытку построить двигатель, использующий взрывчатую энергию пороха.
1799 г. - французский инженер Филипп Лебон высказал идею о том, что в цилиндры паровой машины можно впускать не пар, а горючий газ, который в нужный момент поджигался бы электрической искрой.
1807 г. - швейцарец Исаак де Риваз подал заявку на «использование взрыва светильного газа или иных взрывающихся материалов как источника энергии в двигателе».

Пар долго оставался основным движителем безлошадного транспорта


Первый паровик фирмы «Де Дион-Бутон». 1882 г

Исход века девятнадцатого ознаменовался знакомством с жидким топливом.
И уже в Поздневикторианское время авто прочно внедрилось в жизнь крупных городов Европы.

1. Двигатель, установленный на первом автомобиле Готлиба Даймлера. 1886 г

,

2. Первый V-образный двигатель Майбаха

1886 г. - официально признанный год рождения автомобиля.
Его создателями считаются немецкие инженеры Готлиб Даймлер и Карл Бенц.
1889 г. - немецкий изобретатель Готлиб Даймлер создал свой первый функциональный автомобиль «Даймлер» и запустил его в производство в 1895 г.
1890 г. - немецкий изобретатель Карл Бенц перешел к промышленному производству своего автомобиля.
К началу же нового столетия оформились и основные гиганты автомобилестроения: «Ford», «Benz», «Daimler»...
http://trucks.autoreview.ru/archive/2009/02/luckoi/index.php?print=Y


первый грузовой «Даймлер». 1896 г

Первый «Мерседес» (декабрь 1900 г.)


прообраз современного автомобиля с простейшим кузовом
для участия в автомобильных гонках.
Для прогулок вместо такого кузова могли устанавливать другой кузов - четырехместный


Автомобиль «Мерседес Симплекс». (1902 г.)



первый серийный «ФИАТ». 1900 г

http://autooboz.omega.kz/name/freze.shtml


Первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе в Нижнем Новгороде (1896)
(ранее была эта картинка: http://bibliotekar.ru/encAuto/13.files/image001.jpg
оказалось, это "Фрезе-Дион" 1902 года)
http://www.carstyling.ru/articles.1031.html

Впрочем, попытки вывезти авто на войну предпринимались уже к тому времени.
(Взять хотя бы известное новшество Российской Империи в русско-турецкой войне 1873 года! Возле румынского города Зимница возил вагоны с военным грузом ЛОКОМОБИЛЬ!)


1880's Frick Portable Steam Engine
http://www.uaw1296.com/photo.htm

Французский конструктор Амадей Болле известен прежде всего своими паровыми омнибусами, созданными в 1873-80 годах. Но были у него и другие разработки - так, в 1879 году по заказу военного ведомства он построил огромный 3-осный паровой тягач "Мари-Энн" для буксировки артиллерийских орудий калибра 105-138 мм массой до 30 тонн:


«Мэри-Энн» (1879)
http://community.livejournal.com/shusharmor/40473.html



легкий паровой автомобиль фирмы "Де Дион, Бутон и Трепарду" (1896)

В историю бронеавтомобилей введёт нас эксперт Сергей Кутовой («Вокруг Света»):
...Первые прототипы этих машин мало чем отличались друг от друга, представляя собою защищенные боевые повозки, неуклюжие и медлительные - наподобие паровой «черепахи» английского инженера Джеймса Коуэна (James Cowan)



Бронеавтомобиль Коуэна, 1855 г. (проект)

Их функции были смешанными: их делали как почти универсальные крепости на колесах, но в основном для атаки на вражеские порядки. Правда, почти все они закончили свою карьеру в виде единичных опытных образов.
Исключением стали «боевые трактора» британской армии, использованные ею в англо-бурской войне. Это были медлительные паровые гусеничные машины, обшитые листами брони, тянувшие за собою бронированные же прицепы. Тут уже наблюдалась некоторая универсальность функций.

См. http://den-king.livejournal.com/61758.html

В 1900 г. в ходе Англо-бурской войны англичане начали использовать для транспортировки войск вглубь Африки бронированные повозки, которые буксировал паровой автомобиль - тягач. На них стояли броневые листы толщиной 6,3 мм, которые не пробивались пулями маузеровских ружей даже на самых коротких дистанциях.



Английский безрельсовый бронепоезд



"Best Steam Engine in Lumber Freighting Idaho 1905."

Это уже потом боевые машины начали получать более узкую специализацию:
танк - как машина для штурма укрепленных полевых позиций,
бронетранспортер - для передвижения под защитой брони пехоты, расчетов, радиостанций, технических команд, командиров.

Бронеавтомобиль, представляющий собою обшитый стальными листами автомобиль (отсюда и название), вооруженный пулеметами и (на ряде моделей) пушкой калибра 37-76 мм, не мог преодолеть укрепления. Ну разве что снести пару деревянных «рогаток»!
Он с трудом передвигался вне дороги, и любое бревно или траншея становились ему непреодолимым препятствием. Он не мог принять больше 2-3 десантников - но и они уже создавали экипажу тесноту.

Но зато бронеавтомобиль стал эффективной передвижной огневой точкой. Защищенной от пуль противника, способной ехать быстрее и дальше любого кавалерийского отряда. Это делало его просто незаменимым в целом ряде военных операций.
К примеру, представьте себе такую боевую ситуацию конца XIX - начала XX века: нужно срочно выбить противника, захватившего поселок или станцию, расположенную в нескольких километрах. Пока он там окончательно не укрепился, нарыв окопов и ДОТов, или не начал там концентрировать прочие свои силы. Сделать это внезапно с помощью пехоты будет очень трудно. Поэтому обычно в таких ситуациях посылали подразделение кавалерии.

такое наблюдали даже в дни Первой Мировой


Minerva против улан

Однако даже захваченный врасплох противник будет обороняться - и он наверняка заранее расставил свои пулеметные точки, с которых будет поливать свинцом все важнейшие подходы и проходы. Так что ваша удалая атака (со свистом и размахиванием шашками) если и не захлебнется, то уж точно уполовинит ваш эскадрон. Вот тут как раз и пригодится бронеавтомобиль, который, не боясь пуль противника, сможет возглавить или прикрыть атаку.

Вместе с пехотой броневик мог принять участие в уличных боях, а также в наступлении на полевые позиции - если это позволяли условия (отсутствие непроходимых препятствий и прямого артиллерийского огня). Он мог провести быструю разведку, возглавить авангард или прикрывать подразделение на марше в арьергарде.

Впрочем, в далеком 1900 году полезность такой машины понимали единицы.
Тогда даже пулеметы все еще вызывали скепсис у престарелых генералов, делавших ставку на штыки и шашки. Поэтому когда русский изобретатель Борис Григорьевич Луцкой (1865-1942), автор первых русских грузовых автомобилей, предложил Артиллерийскому комитету проект первого в мире бронеавтомобиля, он был отвергнут.



Грузовик Луцкого, 1902

«Золотым веком автомобиля» называют начало XX в. Расширялось производство, воплощались в жизнь новые технические решения, автомобиль приобретал новые формы и названия. За сто лет автомобиль превратился из конной повозки с несовершенным двигателем в современный механизм с великолепным дизайном, повышенной комфортностью и компьютерным управлением.

Автомобили становились все более популярным видом транспорта. К 1905 г. в мире насчитывалось около 150 тыс. автомобилей, которые развивали все большие скорости, становились более долговечными, находили широкое применение. Но самым главным отличием «золотого века» стало то, что теперь автомобили стали изготавливать не кустарным способом, а на заводах, и не в единичных экземплярах, а сотнями и даже тысячами.

К 1918 г. произошло 10-кратное увеличение количества легковых автомобилей в Англии и Франции, странах-лидерах по производству автомобилей в Европе. Почти в 80 раз возросло производство автомобилей в США, что объяснялось быстрым развитием массового способа создания популярных автомобилей «Форд Т» и влиянием первой мировой войны в Европе. Начался «золотой век» автомобиля.

БронеАвто -
От Русско-Японской до Первой Мировой

Тем временем идея активно развивалась на Западе. В 1902 г. англичанин Фредерик Роберт Симмс построил броневик, представляющий собою обшитый листами брони грузовик с открытым верхом и вооруженный двумя пулеметами. Причем Симмс снабдил свою машину перископом, с помощью которого экипаж мог бы наблюдать за полем боя.



“моторный военный вагон” Симмса (1902)

Машина имела открытый сверху броневой корпус, напоминавший собой корпус военного корабля. Вместо предусмотренных проектом двух пулеметных башен установили три пулемета, закрытых щитами. Для наблюдения за полем боя предназначался перископ. Толщина брони достигала 6 мм, что обеспечивало неплохую защиту. В качестве силовой установки использовался четырехцилиндровый двигатель “Даймлер” мощностью 16 л. с., работавший на тяжелом топливе.
Это была очень полезная и передовая мысль.
Демонстрация бронеавтомобиля вызвала огромный интерес у публики, но не у... военного министерства: оно отвергло идею Симмса.

Тогда же частично защищенный бронеавтомобиль построила французкая фирма «Шарон, Жирардо и Вуа»,
http://en.wikipedia.org/wiki/Armored_car_(military)


«Charron» (1902)

а в 1903 году американец Эдвин Дайтон собрал первый тяжелый броневик. Впрочем, этот «форт на колесах» оказался слишком тяжелым.



Дайтона пока не нашёл. Немецкое Вундерваффе тех лет…

В 1904 году появляется австро-венгерский «Аустро-Даймлер» - детище технического директора одноименной фирмы Пауля Даймлера.
Созданный им броневик впервые в мире (он появился на год раньше машины Накашидзе) оснащался вращающейся башней и приводом на все колеса. Башня, кроме того, имела еще и полусферическую форму! Вооружение бронемашины состояло из одного пулемета системы Максима. Для обеспечения водителю и его помощнику хорошего обзора при передвижении вне боя их сиденья могли подниматься, при этом появлялась возможность вести наблюдение через открытый люк. Во время боя для этой цели использовались смотровые щели.
Бронемашина развивала около 25 км/ч. Однако у властей Австро-Венгрии он интереса не вызвал даже после модернизации (появился второй пулемет и более мощный двигатель)



Венгерский «Аустро-Даймлер» (1904)
+
Немецкий «Эрхард БАК» (1904)

http://www.hobbyport.ru/armor/nakashidze.htm
“Эрхард БАК”, построенный в 1906 году, вооружался 50-мм скорострельной пушкой фирмы “Рейнметалл” и предназначался для борьбы с аэростатами.
Он стал, по существу, первой зенитной самоходной установкой.
Пушка с длиной ствола в 30 калибров располагалась в частично бронированной башне и имела максимальный угол возвышения +70°. Однако горизонтальный обстрел обеспечивался только в секторе 60°. Боекомплект, состоявший из 100 выстрелов, располагался по обоим бортам машины в специальных ящиках.

Бронеавтомобиль демонстрировался в 1906 году на 7-й международной автомобильной выставке в Берлине. Спустя четыре года фирма “Эрхард” разработала аналогичную машину, предназначенную для установки 65-мм зенитной пушки и имевшую привод на все колеса.



"Panzerspähwagen Ehrhardt E-V/4"

http://a-koukheras.livejournal.com/22974.html
Итак, сперва броневиками были переоборудованные или специально спроектированные коммерческие автомобили с навешанной на них броней и пулеметным вооружением.
Как ни странно, но первенство в этом вопросе принадлежит Российской Империи, первой сообразившей (на опыте Русско-Японской войны), что армии необходима самоходная машина, способная вести поддержку пехоты пулемётным огнём и защищённая от пуль противника.

См. также http://www.retroavto.net/ruskie/2.html
А пока - снова
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/219/
...Лучшая судьба оказалась у бронеавтомобиля, разработанного подъесаулом Сибирского казачьего полка князем М.А. Накашидзе.
Подъесаул был очень талантливым, увлекающимся техникой человеком и ратовал за повсеместное внедрение автомобилей в армию.

В начале русско-японской войны Накашизде служил в Маньчжурской армии, где задумался о создании боевой машины на автомобильной базе.
Уже в конце 1904 года он предложил свой проект.
Его броневик был защищен хромоникелевой 4,5-мм броней, вооружался 8-мм пулеметом системы Гочкиса и имел ряд интересных особенностей. Так, его люки (водителя и командирский) могли приподниматься в горизонтальной плоскости, образуя защитную крышу, из-под которой члены экипажа осматривали окрестности.
Помимо люков, машина была оборудована и перископом. Спицы колес защищались стальными колпаками и имели цельнолитые шины.
Для преодоления канав, траншей и прочих подобных препятствий броневик был снабжен двумя переносными мостиками; во время движения их прикрепляли к борту.




http://infernet79.livejournal.com/12279.html
«С фирмой «Шаррон, Жирардо и Вуа» («ШЖВ») М.А. Накашидзе в прошлом имел партнёрские отношения. До русско-японской войны князь жил в Варшаве и (совместно с графом Потоцким) был соучредителем Варшавского товарищества эксплуатации автомобилей «Большой международный Гараж».
Видимо поэтому выбор пал на новую конструкцию бронеавтомобиля фирмы «ШЖВ», испытанного французской армией в 1903 году. Генерал Леневич одобрил начинание князя и выдвинув ряд требований к конструкции машины. После чего французы приступили к постройке броневика.»

Так что теперь в поисках информации вам встретятся разночтения: в нашей стране этот броневик известен как бронеавтомобиль М. Накашидзе, а на Западе - “Шаррон” или, в лучшем случае, “Накашидзе-Шаррон”. Впрочем, последнее название наиболее близко к истине.




http://www.hobbyport.ru/armor/nakashidze.htm
В 1906 году бронеавтомобиль Накашидзе совершил испытательный пробег по маршруту Петербург - Ораниенбаум - Венки, во время которого двигался по шоссейным и проселочным дорогам, а также по пашне. На полигоне стрелковой офицерской школы в Ораниенбауме проводились опытные стрельбы. Результаты стрельбы как с ходу, так и с места были признаны высокими. В том же году машина демонстрировалась на Царскосельских маневрах. Комиссия, принимавшая испытания, признала бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника.



Броневик Накашидзе / Шаррон, 1906



рассказывает Сергей Кутовой («Вокруг Света»):
«...Неудачно идущая война, видимо, несколько протрезвила русское военное руководство. Оно положительно оценило бронеавтомобиль. Постройку машины поручили вышеупомянутой французской фирме «Шарон, Жирардо и Вуа».
В 1905 году броневик прибыл в Россию и начал проходить испытания: стрельбы, маневры, пробеги.
Спустя еще три года восемь бронеавтомобилей Накашидзе поступили в войска.»
чертежи на печать

И вот в 1906 году во Франции были заказаны 6 броневиков с полным бронированием и пулеметом во вращающейся башне:

снова Шаррон


Франция, 1906

«...К сожалению, на этом вооружение русской армии бронетехникой и закончилось. Когда же грянула Первая мировая, пришлось срочно импровизировать. Например, устанавливать на обычном грузовике орудийные щиты».



Бронемашины от Autocar Company, of Ardmore, Pennsylvania (1914/1917)
по заказу жившего в Канаде француза Раймона Брутиньеля

[кстати, об Автокарах, Всего было изготовлено 20 БА в разной комплектации, из которых было сформировано первое в истории бронемеханизированное подразделение
http://community.livejournal.com/shushpanzer_ru/406833.html]

...Австро-Венгрия пребывала в активных поисках...


Бронеавтомобиль Даймлера 1905-06 гг.
Австро-Венгерская Империя

Изумительный кайзеровский гроб-на-колёсиках!


бронированный автобус Бенц (1911-1912)

«...Всего за несколько недель на Ижорском заводе были собраны «Руссо-Балт» - первые бронеавтомобили полностью отечественного производства. В качестве базы для них использовали одноименные грузовики Рижского завода.



«Руссо-БалтЪ»-С, (1914)

Машины имели простейшую конструкцию, у них даже не было башни, а вооружение расставили так: в боковых амбразурах по пулемету, в передней - третий пулемет или пушка.



«Руссо-БалтЪ»-С, (1914)



«Руссо-БалтЪ»-Т (1914)



Russo-Balt armoured car of the Caucasian Native Division (1916)

19 октября 1914 года сформированное из них подразделение под названием «1-я пулеметная автомобильная рота» отправилось на фронт, где они могли встретиться со своими немецкими «сородичами».
Правда, те германские бронеавтомобили во многом уступали даже «Руссо-Балтам», поскольку представляли собой, скорее, частично бронированные самоходные пушки на базе грузовика.
Ну, вот пример:


«Капитанъ-ГурдовЪ» на основе «Паккарда» (1915)

На основе британских Марков ваяли самоходки:


75 мм пушка М.1916,
установленная на S.Р.С. Mark VII
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/Tractor/
Или ещё проще:


75 мм пушка М.1916,
установленная на S.Р.С. Mark VII

У западных союзников России ситуация с бронетехникой была ненамного лучше - полноценных броневиков (британский «Ланчестер», французский «Пежо») было крайне мало. Поэтому осенью 1914 года там тоже импровизировали - наспех крепили к бортам грузовиков стальные листы, ставили в кузове пулеметы или малокалиберные пушки».



Британский бронегрузовик (1915)

Да и после войны малоимущая Польша/Украина извращалась:



Импровизированный БА «Bukowski» (1920)


Машина построена в июле 1920-го, на базе "Паккарда".
Во Львове. Там же, где за год до этого был создан
трёхколёсный бронеплуг "Kresowiec"("житель пограничья"),
а в агусте 1920-го и тоже на базе "Паккарда" -
"Lwowskie Dziecko"("львовский ребёнок")

В самом деле, думаем, только Россия в лаптях на войну ходила? Промышленность Антанты тоже не успевала строить броневики в необходимом для фронта количестве, поэтому зачастую приходилось прибегать к половинчатым решениям.



«Броневичок» с французами



Орудийный грузовик «Daimler». Первая Мировая.



Трофей русской армии - германский блиндированный автомобиль
с 75-мм орудием Круппа. ПМВ, 1915

А это просто кайзеровский мотоснегоход.



Вот тоже.

«...Однако инженеры и рабочие трудились не покладая рук - и уже в 1915 году появляется множество новых моделей бронеавтомобилей. Это было начало их недолгого звездного часа как самых грозных сухопутных машин...»



WHITE-LAFFLY TYPE 50 (1915)



Бронеавтомобиль" Фиат- Ижора". Россия. 1915 г.

В дни Первой Мировой развитие бронемобилей продвигалось стремительно как мало когда!







Вот американский «Cadillac»
И заклинаю вас всеми силами - ни в коем случае не всматривайтесь в головные уборы экипажа!!!


Davidson-Cadillac Armoured Car (1915)
пулемет Colt
(вот об этом статейца в "Нью-Йорк Таймс" от 18 июля 1915)

Итальянско-румынская «печка-буржуйка» на колёсах...

Fiat Panssariauto Valkoisten Hallussa
Armoured car used by red guards in the battle of Tampere 1918


Как мы увидим в следующем посте, машина весьма напоминает
Попытку передать «Остин». Эх! Жалкое подобие!
То ли дело Ижорский и Путиловский заводы

В дни смутного семнадцатого года всё ещё бушевала империалистическая война - а в России аж две революции к ряду!
Разумеется, все стороны (а их было отнюдь не две, как мы уже знаем) активно применяли новинки военной техники. В том числе и бронированной. И самое приятное - что это не обязательно был импорт или трофей!

Уже в 1914-м появился тяжелый бронефургон «Путилов-Гарфорд», вооруженный 76-мм орудием.



Тяжелый пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд-Путилов» (1914)

http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/mgebrov/mgebrov.php


Бронеавтомобиль Мгеброва, (1915) (чертёж)

В 1915-м были созданы бронеавтомобили штабс-капитана Мгеброва (на базе «Рено», имевшие очень скошенное бронирование),



Автомобиль «Рено», «бронированный» Мгебровым. (1915)

А вот симбиоз:


Чертеж бронеавтомобиля "Мгебров-Уайт" (1915)

Необходимо отметить, что штабс-капитан Мгебров, погибший на фронте в 1915 году, помимо конструирования бронемашин, проводил успешные исследования по созданию пуленепробиваемых стекол.

...Интересен был броневик конструкции штабс-капитана Поплавко (на шасси полноприводного грузовика «Джеффри»), который был сконструирован для разрушения полевых проволочных заграждений и таким образом мог выполнять функцию танка.



Бронеавтомобиль Поплавко. (Россия. 1915)

А пушечно-пулеметные броневики штабс-капитана Некрасова были приспособлены для движения по железным дорогам, быстро превращаясь в бронедрезину».



Бронеавтомобиль Некрасова. (Россия. 1916).
Боевая масса: 2,7 -4 т. Экипаж: 4 - 5 человека. Бронезащита: 3...8 мм.
Вооружение: 37 мм пушка "Гочкис" и три пулемета "максим".
Максимальная скорость: 28 км/час

Это по танкам Российская империя отстала. Хотя, как мы уже видели, высшие чины умудрялись отказывать и западным инженерам.

***************************

Для сравнения - ещё пара бронемобильчиков "из-за бугра"!

Один из самых ранних - итальянец:


Броневик «Изотта-Фраскини» тип “RM” (модель 1911)

БЕЛЬГИЯ
Красавица «Минерва» …
http://www.greatwardifferent.com/Great_War/Fighting_in_Flanders/Minerva.htm


1914







АВСТРИЯ / ГЕРМАНИЯ
Хотим ещё Даймлеров?


Немецкий тяжелый бронеавтомобиль
Schupo Sonderwagen Daimler DZVR (1920-ые)



Полицайский Daimler (Двадцатые?)



Daimler Panzerwagen der Polizei (1920-ые)

Вот первый немецкий БТР от Крупп-Даймлера!
http://community.livejournal.com/shushpanzer_ru/616798.html


Транспортер GPzRt MTW (SdKfz 3), 1927


Версия с радио и поручневой антенной.
Связь голосом на 5 и морзянкой на 15 км соответственно...

Австрияки известны не только своим «Аустро-Даймлером».
Из других бронеавтомобилей Австро-Венгрии наиболее известен красавец «Romfell», похожий на гоночную машину, впервые построенный в 1915 году.



«Romfell» (1915)



В том же году на свет появился "гроб на колесах" полковника Яновича.
[Фото девайса именно Яновича пока не нашёл, но выше уже один гробец имеется. Возможно, он и подразумевается?]

ЧЕХИЯ (пардон! Тогда ещё Австро-Венгрия)
Просто "Шкода"...


Чехословацкий бронеавтомобиль РА-3
(ОА vz. 27) фирмы «Шкода» обр. 1927 г

Как и его предшественники, мог равно двигаться как вперед так и назад.
Всего было построено 15 штук, на фото видимо один из 9 БА который достался немцам при разделе Чехословакии


OA vz. 27
Skoda Armored Car PA-III
Хотим ещё одну фоту?


Та же марка, тот же год

СКАНДИНАВИЯ
Первый датский бронеавтомобиль, получивший индекс HtK46,
был создан в 1917 г., но не для нужд датской армии, а для Akademisk Skyttekorps (добровольческой военной организации).



Датский HtK46, (1917)

Созданная на шасси грузовика Hotchkiss 1909, эта машина, оказалась мягко сказать неудачной. Обладая слабой броневой защитой и вооружением, состоящим из одного пулемета, естественно Мадсен, HtK46 был сложен в управлении и имел довольно низкие ходовые характеристики.
Все это привело к тому, что в 1920 г. машина потерпела небольшую, но очень досадную аварию - влетела в курятник. Впоследствии была списана.

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Англия, 1915. Разведывательная модель, между прочим! :-)


«Эй-Си 10НР» (1915)

А ФРАНЦУЗЫ!
Прав автор поста: http://community.livejournal.com/shushpanzer_ru/269614.html - до чего же они обожают эстетствовать!
Даже сооружая военную технику


«De Dion Bouton» Armored Car
Модель 1914


«De Dion Bouton» Armored Car
Модель 1916
[ану-ка сосчитаем-ка пулемётики!]



«Peugeot», 1914



«Renault», 1914


Он же



АМЕРИКА.
Вот тут они явно вдохновились Парижем. Мня... :-)



США, модель передвижной радиостанции, 1917

См. также
http://wio.ru/tank/ww1ba.htm

Ну и, разумеется,
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! :-Ъ

UPD:
Ох, а мне наконец ясна разница между шофёром и водителем!



Паромобиль времён Конан Дойля
Вот здесь чётко видно:
*Водитель* управляет авто.
*шофёр* - заведует паровым котлом. кочегарит

techno, фотоархив, вооружение, retro, история

Previous post Next post
Up