Многие цитируют классиков.
Третьи просто воплощают в жизнь задумки.
А классики что - классики порой невольно лишь подвтерждают их начинания.
Взять хотя бы набирающий рост TIMEPUNK
- ещё Борис Натанович Стругацкий в переписке с Ходоровским высказался так, что сторонники паровых технологий обрели в его лице надёжную опору!
"Нет, ничего КАТАСТРОФИЧЕСКОГО (в распространенном смысле этого заезженного термина) не произойдет. Человечество не погибнет. И массового голодомора даже, скорее всего, не случится. Рухнет именно (и только) нынешняя цивилизация, со всеми ее онерами - процветанием «сытого миллиарда», превалированием демократических ценностей, общепринятым гуманизмом как основой нравственности, со всей «парадигмой потребления» (о которой Вы пишете). Наступит эра повсеместного авторитаризма, карточно-талонной системы, мобилизационных экономик. В одночасье Земля окажется по степени энергопотребления в XIX веке («веке пара и электричества», когда пара много, а электричества - не очень)"
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/041/13.html
И правда, в последнее время о киберпанке говорят что он мёртв.
Попытки реанимировать пациента пока безуспешны.
Иное дело - жанр Таймпанк: альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.
Уже известный всем ПароПанк - Steampunk - входит в их число, хотя и появился раньше.
Как это возможно?
Ну вот, кому интересно и кто ещё не в курсе, я сделаю краткую рецензию упомянутых мною литературно-художественно-эстетических понятий.
Вообще - очень скоро мы уже не сможем говорить о некоем произведении в рамках конкретной музы: фильмы снимают по комиксам, комиксы рисуют по эстетике, в эстетику возвращается мода, навеянная фильмами...
Итак, цитируя Бориса Невского и Михаила Попова, уточняем:
"Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году.
Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина - все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений."
http://www.mirf.ru/Articles/art1195.htm
А одним из первых произведений в этом духе стал "ретрокиберпанк" Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона
"МАШИНА РАЗЛИЧИЙ" (правильнее всё же я так мыслю «Дифференциальный исчислитель»).
Викторианское время, вирусы на перфокартах, машина империи, каждый подданый которой имеет свой индекс... Машину Различий использует для достижения власти Чарльз Эгремонт - глава «Криминальной антропометрии», подмявшей центральное статистическое бюро и прочие правительственные службы. Однако Машина Различий живёт своей жизнью. Она превращается во Всевидящее Око, которое в альтернативном XX веке поглощает Лондон.
Правда, знакомые черты?
А ведь в том памятном 1990-м Стерлинг очень плевался на всплывший в массмедиа ярлык. Он не верил что сам термин "steampunk" проявит жизнеспособность - не говоря уже о самом феномене.
...А ныне всякий видит, насколько мэтр киберпанка был не прав...
Думается, популяризации жанра способствовала кино- и аниме-индустрия, вкупе с комиксами, которые за последние два десятка лет превратилрись из подростковых журнальчиков с картинками в самые настоящие Рисованые Романы - с глубиной сюжета, продуманной психологией героев и шедевральными находками художников...
"Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) - и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы - романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь".
http://www.mirf.ru/Articles/art1195.htm Таким образом, взяв за основу ретрофутуризм Жюля Верна, Герберта Уэллса и частично Артура Конан Дойля, а в качестве эстетики - Викторианское время ранней индустриализации - и снабдив необходимыми приправами из нуара и антиутопии, авторы дарят нам занятные полотна. Выдержанные в стилистике и преспокойно переваривающие манеру и образы классиков рубежа XIX-XX вв.
Так, сравним с этим известную всем
"Лигу экстраординарных джентльменов" -
рисованный роман
Алана Мура.
Голливудовский фильм, разумеется, взял чисто экшеновую часть, лишив зрителя многих ярких цитат, перекрёстных ссылок и эффекта остраннения
(хвала небесам, в экранизации "Хранителей" этого всё же добились!)
Жанр молод - но уже делится на поджанры:
Стимпанк Альтернативно-исторический -
События и герои вписываются в мир XIX - начала XX веков. Происходащее сознательно противопоставлено кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Так, герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах - древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.
Еще одна модель АИ-стимпанка - стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Здесь можно вспомнить и экранизацию "Wild Wild WEST" и финальную часть трилогии "Назад в Будущее", и многочисленные аниме-стилизации...
"Любопытно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют... фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998)! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!"
http://www.mirf.ru/Articles/art1195.htm
Впрочем часто любители данной эстетики не сильно озадачиваются адаптацией реальной истории - проще вписать в эти рамки чужой мир. Даже если в нём действует магия - так даже интереснее.
Таким образом возникают произведения в поджанре
Фэнтезийный стимпанк
который в свою очередь нередко неотличим от такого хитрого поджанра фантастики как
технофэнтези
Здесь и недавний фильм "Золотой компас", и многочисленные анимэ вроде "SteamBoy" или "Лапута - летающий остров", и такая нашумевшая компьютерная игра как Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) где разработчики вообще вознамерились наделить паровой индустрией привычный дотоле средневековый мир фэнтэзи ТСР - с эльфами, гоблинами, гномами, магами и драконами...
Впрочем, первые шаги в этом направлении с лёгкой подачи фэнов творчества профессора Толкина сделали ещё разработчики проектов "WarCraft" и "WarHammer" (индустрия гоблинов (частично) и гномов).
Упомянутый АИ-Стимпанк, как уже упоминалось, сам ныне разделён и даже я бы сказал входит в более обширный класс TIMEPUNK.
А Таймпанк в свою очередь был сформулированг и разделён на классы разработчиками настольных игр в системе GURPS, взявших за основу Стимпанк.
В чем же особенности?
Ну, для начала, напомним, что уже Архимед и Герон александрийский являли миру много работающих механизмов, способных перевернуть мир Технологий. Иное дело, что в то время никто не думал об Индустриализации.
аналогично - изыскания средневековых деятелей Альберта Великого, Виллара де Оннекура, Николя Фламмеля и Роджера Бэкона. И даже не столько их реальные труды, сколько тот легендариум, коим окружали их современники.
водяная игрушка Герона
вечный двигатель Оннекура (1230)
или вот
дивные разработки араба Аль-Язари
Собственно, благодаря этому многие авторы-фантасты (равно как и режиссёры) эксперементируют в этом направлении и создают альтернативные исторические реальности
в духе Античности - «сандалпанк» (sandalpunk)
или средневековые - «Миддлпанк» (middlepunk)
И более того, юморные авторы сериала "Флинтстоуны" как бы породили такой поджанр как «Стоунпанк» (Stonepunk).
Все эти три архаические Таймпанка не претендуют на особую серьёзность. Из них, как мне видится, трудно выжать что-либо большее нежели эстетику.
Иное дело - «Клокпанк» (clockpunk) - чьи творцы вдохновляются эпохой Возрождения и Барокко. А основой технических средств служат механизмы, пружины, валики и всякая там зубчатая передача.
Вот здесь и правда есть обширное поле деятельности. Тем паче, что в шестнадцатом-семнадцатом веках многие мыслители сами ударялись в завидное фантазирование, разрабатывая невиданные станки и устройства, мечтая об утопической империи-машине (вспомним того же Кампанеллу!) и так далее. При том что рабочие механизмы вроде разработок Да Винчи оставались игрушками, прихотью маэстро очень долго.
см. также
Труд о Птичьем Полёте Одним словом, если автору интересна тема антиутопии, где по улицам ездят самоходные кареты, а в домах используют дистанционные коммуникаторы и прочую автоматику - то в эстетике Нового Времени это вполне реально и представимо!
Увы, таких экспериментов пока что весьма немного.
Назвать можем «Ангел Паскаля» Поля Макоули (Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока). Или комикс Нила Геймана "1602".
см. также
http://davinciautomata.wordpress.com/2007/05/http://www.clockpunk.com/ Впрочем, с подобной эстетикой балуются и в фэнтезийных мирах - как Терри Пратчетт в части произведений "Плоского Мира", как создатели stealth-игр "THIEF" или второй части игры о вампире "Blood Omen" (изначально мир позднего средневековья, в котором набирает вес Орден борцов с нечистью - взяв власть в свои руки, Орден занят решительной индустриализацией, урбанистические пейзажи сочетают в себе средневековье с концом 19-го века, везде огромные агит-плакаты, коммендантский час, механические устройства и везде - трубы с особым газом как основа технологии)
http://xbox.ign.com/articles/136/136832p1.html «дизельпанком» (dieselpunk) я озабочусь в следующем посте, дабы не загромождать. Могу сразу снабдить ознакомительной полезной ссылкой:
http://www.mirf.ru/Articles/art552.htm Существует даже ПароПанк без паровых технологий как таковых!
скорее, стимпанк атмосферный.
К нему относят фильм «Молодой Шерлок Холмс», Фильм «Город потерянных детей» (хотя как по мне это дизельпанк и есть!),
телесериал «Доктор Кто».
Интересующиеся могут пролистнуть вот такой, например, (при том неполный!) список произведений, относящихся к жанру ПароПанк:
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_steampunk_works Приятность в том, что здесь дано чёткое разделение на классы произведений:
отдельно литература, отдельно киноиндустрия, отдельно изобразительное искусство, отдельно категория настольных и ролевых игр. Компьютерные игры, наконец.
Впрочем, как упоминалось выше, подобное разграничение с каждым годом делается всё эфемернее и относительнее...
Вообще, как справедливо подмечено, стимпанк делается всё популярнее - ведь он интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров. Синтез старины и высоких технологий может быть интересен как любителям фэнтези, так и поклонникам научной фантастики.
Подробнее отсылаю к
http://en.wikipedia.org/wiki/Steampunkи тематическим сообществам:
http://community.livejournal.com/ru_steampunkhttp://community.livejournal.com/steampunkdepot
продолжение см.
http://den-king.livejournal.com/52376.html