Мхбхрт-2016. История Дроны. _Учитель_

Aug 07, 2016 11:20


Учитель
...Итак, гурукула Дроначарьи возле Гат Варанаси была воздвигнута.
Осталось дождаться наследников Дхритараштры и покойного царя Панду.
Однако первыми учениками заявились те, кого не ждали...


Вайшью из Мадры Васушена сын Радхи и юный царевич Двараки, Нишадха сын Баларамы



кстати, Васушена вскоре стал верным другом сыну Дроны Ашваттхаме

Втроём они стали помогать достраивать школу, показав, что в ученичестве между варнами дваждырождённых не может быть границ (в самом деле, все трое названных юноши были из разных варн, что характерно). И если ты прилежен - тебя будут учить.

Вскорости к ним присоединились ещё два царевича: наследник Гандхара, Нагендра сын Шакуни и лесной принц туземного племени - Экалавья. Они так резво взялись за работу, что у гуру не было причин отказывать в обучении не-арию.
[хоть я и признаю что мой прототип был куда менее терпим и добродушен. Это так]

После этого школу почтила царская семья Хастинапура самолично.




Царица-мать Амбика просила за свою дочь - приёмную младшую сестру Дхритараштры (Эфи).
Она лично попросила Дроначарью обучать царевну вместе с принцами и благословить её именем
Это был, признаться, поворот. Вдвойне.

С обучением Дрона всё взвесил и проявил к махараджам решимость в следующем:
девочка будет обучаться с юношами только при условии того, что на всё это время она будет считаться мальчиком, ходить в мужской одежде и отзываться на мужское имя.
Но вот имя... У неё же, чёрт возьми, не было никакого имени!

Помогли детали: девочку нашли при волшебных обстоятельствах и воспитали во дворце, и в её лбу сиял красный самоцвет. Подобно тому как во лбу Ашваттхамы сияет жемчужина Шивы в знак его духовных заслуг. Возможно у них близкие судьбы, подумал Дрона.
И даже есть шанс, что их судьбы однажды соединятся у алтаря, подумали они вместе с Крипи...
[а как игрок, я усмотрел в этом возможность моему сыну впредь поддерживать Хастинапур любой ценой - если он и сам станет членом династии Куру!]

В итоге Дроначарья озвучил, что именем девочки тоже станет название священного растения - Рудракша (как у моего сына - ашваттха).
Это имя очень ей пошло. И за красный цвет её одежд, и за нрав, подобный Рудре.

А кто забывал её по имени, вспоминал так: «Царевна ...Чёточки!» или «..как её, царевна Бусики». ;)

Наконец-то подошли и прочие царевичи Хастинапура.



слева направо: Юютсу, Джая, Маходара, Викарна, Дурьодхана, Вирави, Рудракша
Легендарная сотня сыновей Дхритараштры отыгрывалась пятью царевичами.
Это были: Дурьодхана, Викарна, Маходара, Джая и Вирави (а Духшасана тогда был якобы в отъезде).
У них был также старший сводный брат Юютсу. Плюс упомянутая царевна Рудракша.
Пятеро Пандавов присутствовали в полном объёме: Юдхиштхира, Бхимасена, Арджуна, Накула и Сахадэва.

И вот, стало у гуру Дроны 109 учеников, включая собственного сына. А в реальности - 17.
Началась наша брахмачарья.

Начали мы с теории.
Ею стала дхармаведа - наука о дхарме и кодекс кшатриев [который будет уместно озвучить в отдельном посте]. Ознакомил я их также с индийскими знаниями о политике (найя), стратегии и тактике.
О праведной войне - Дхармаюддхе - и Кутаюддхе - её противоположности.
О нюансах завоевания царём сфер влияния в геополитике - Дигвиджае:
* Дхармавиджая - бескровное покорение посредством нравственности.
* Лобхавиджая - прагматическое завоевание ресурсов и земель.
* Асуравиджая - унижающая война с разорением, ущербом мирному населению и прочая.
Всё это было уместно помнить будущему махарадже на пути к титулу сарвабхаум или же самрат - император.



трое слева - Пандавы: Арджуна, Бхимасена и Юдхиштхира. за ними Маходара
Изучали мы также найю и упадху - древнеиндийские приёмы дипломатии.
Чтобы могли они в будущем применять принципы «сама» (примирение) и «дана» (дары), «упекша» (нейтралитет) и «данда» (дипломатическое столкновение), а «бхеду» (провокацию), «майю» (обман) и «индраджалу» (уловки) применять неправедно, но учитывать их возможность необходимо.

Вскоре отправились мы с принцами на ристалище, а затем и на стрельбище.

Уже тогда было видно кто в чём хорош на поле боя.
Среди Кауравов меня очень удивили и восхитили своей кошачьей пластикой и владением телом царевичи Дурьодхана и особенно Джая. Бхимасена был самый сильный. Игрок (Анджей) приехал на игру фактически одноруким (по причине свежесломанного левого мизинца), но и одной рукой он махался «будь-здоров» что мечом, что палицей.



Интрига началась на луках.
Сперва - комментарий мастерской модели. Речь идёт об «Астра-Видье», науке волшебных выстрелов.

Сообразно с ней необходимо стрелять из лука не в цель, а в небо. В красивой индийской позе.
Прочитав предварительно мантру соответственного заряда.


Зарядов было три типа:
* Одиночный выстрел - с ади-мантрой
* Веерное поражение - с шакти-мантрой
* Полное покрытие поля боя - с кали-мантрой
(ну то есть на чужих и своих)

Последний тип - редчайшее знание. По сути, как выяснилось на Курукшетре, он был у Дроны, Бхишмы и пожалуй, всё. Модель такой мантры - сахасранама-гимн: обращения к богу под 18 именами (у меня были наборы имён Дурги - разрушение, Сурьи - исцеление, и Махадева-Шивы - на непредсказуемый эффект вроде иллюзий). Но в итоге ни одной кали-мантры на игре так и не прозвучало.

Шакти-выстрелы моделировались золотистой ленточкой на стреле и даровались богами за заслуги.
Модель молитвы строилась по принципу Гаятри-мантры.

Наконец, базовые выстрелы делились по зелёным и красным лентам и основывались на биджа-мантрах базовых обращений к ведическим небожителям. Цвета у нас во время игры несколько раз меняли обозначение, но самый логичный принцип, который я отстаивал: красным выстрелом поражалось тело противника, зелёным моделировались атака иллюзией либо эффект исцеления / щита.




Ом Шивая видмахе
Махешварая дхимахи
Танно Натараджа прачодаят

В целом семеро взялись состязаться за первенство в "Астра-видье".

Самой опытной была Рудракша (на самом деле игрок попросту практиковалась в таких делах накануне приезда, в отличие от прочих).
За нею не отставал Васушена, а им обоим наступал на пятки вундеркинд из Двараки :)
За ними амбициозно "упарывались" Викарна и Ашваттхама, и только уже в самом "хвосте" оказались Экалавья и Арджуна (!??). Последнего я подбадривал как мог, из серии, что «в тебе сокрыт могучий потенциал, о сын Кунти. Поверь в себя и он раскроется!»




царевичи Арджуна и Нишадха озабочены новыми знаниями

Викарна и Ашваттхама немалым образом дублировали друг друга, и это было волшебно.
Оба очень активные, оба с гордынькой (которую оба персонажа за собой не признавали) и с немалыми амбициями, которые махали перед ними красной тряпкой титулом «Великий Лучник».


Что характерно, оба героя сочетали асурические черты с чувственностью и внутренним героизмом. Царевич Викарна по эпосу вообще был самым этичным Кауравом. И к чести
tairen-ernarmo
, эту линию игрок развивал изначально и успешно. Просто выделиться на фоне братьев-«отморозков» у него в итоге не вышло - все они весьма добросовестно воплощали в жизнь заветы их гуру Дроны о дхарме и чести кшатрия. И мне это приятно до сих пор: мы наглядно смоделировали что грамотное воспитание может повлиять на отроков благотворно не взирая ни на какие демонические черты рождения.
Кстати, как-то в постигровой беседе Тайрен даже признался персонажу Кришне, что тот мог бы сделать из него бхакту, если бы поговорил как с Арджуной. А с Арджуной, к слову, такого не сложилось.
Вот не вышло у нас БхагавадГиты.
(и в глубине души я даже где-то доволен, ибо недолюбливаю).

И должен сказать, шансов на кришновский бхактизм было бы куда больше именно с Викарной, чем с нашим Арджуной. Возможно поэтому игровой Кришна от богоявленных речей вне стен Двараки решил воздержаться :)



Ну а Васушена-Карна смог таки изобрести момент, когда его изгоняют из школы.
Он подменил нить упавиты на церемонии принятия в ученики с жёлтой на красную.

Гуру сделал вид что ничего не заметил. Но всеобщее внимание к этому привлекла Рудракша.
Это было после возвращения с военных манёвров, накануне экзамена. Васушена предложил ей посостязаться в лучных мантрах - в память о состязаниях детства. Вот тут я советую полистать пронзительные воспоминания Рудракши от Эфи - вы поймёте насколько они были в юности близки.
Но тут Рудракша своему другу детства и отвечает:
« - А кто ты такой, что предлагаешь состязание мне - царевне Дома Куру?
Ты же простой вайшья, и к тому же обманщик, подменивший Учителю нить; и теперь, бесчестный, выдаёшь себя за кшатрия!»

Момент возник сверх-неловкий...
Дроначарься попытался спасти положение, мол,
«Ты, верно, мальчик, сделал это ненарочно? Просто перепутал нить... И Учитель ваш рассеян, мало ли?»
Но Васушена бухнулся на колени со словами:
« - Прости, Учитель! Виноват.... Нету мне прощения. Я подменил нарочно. Именно понадеялся, что ты не заметишь, о мой господин. Что теперь со мной будет?»
« - Только то, сынок, что я отныне не могу тебя обучать. Это будет нарушением кодекса учителей. Ты обманул наставника, и вот, я вынужден тебя изгнать. Хотя сердце моё обливается кровью, потому что ты едва не стал моим лучшим учеником...»

Васушена кивнул, посмотрев со странной тёплой благодарностью.
Снял упавиту, взял лук и ушёл в чащу, не забрав из школы свою обувь, чадар и украшения - отныне он десятилетиями ходил оборванцем по просторам Бхараты, собирая знания где мог.



Перед уходом он узнал у гуру Дроны, что лучным мантрам способен обучить риши Датхичи.
Он долго его искал, и всё же нашёл. Но это был не последний его учитель...

Но в целом по исходнику в его уходе был виновен амбициозный Арджуна.
Как и в инциденте с царевичем лесного племени нишадхов Экалавьей и его пальцем. Из которого в сериале сотворили душераздирающую трагедию.
Что же было в первоисточнике?

«Экалавья приветствовал приближавшегося Дрону с подобающим почтением и назвал его своим учителем. На это Дрона ответил, что если Экалавья в самом деле был его учеником, тогда ему немедленно полагалось дать своему гуру дакшину. Когда Экалавья пообещал отдать Дроне всё, чего тот попросит, Дрона потребовал от Экалавьи его правый большой палец. Не желая нарушить своё слово, Экалавья выполнил приказание Дроны.
С радостным лицом, без всякого колебания, он отсёк правый большой палец, протянул его Дроне и снова продолжил стрелять из лука, хотя и не с прежней быстротой.»
«И тогда Арджуна обрадовался всей душой и стал свободен от лихорадки ревности.
А Дрона оказался верным своему слову: никто другой не мог превзойти Арджуну» (Адипарва, гл. 123).

В общем, довольно типичная самурайская притча.
Но к этому стимула не было. И более того. Я попрекнул в амбициях Рудракшу и сказал, что за ревность и юношеское тщеславие будущий воин может быть наказан особой аскезой. Рудракша с вызовом переспросила «хочет ли Учитель в дар её большой палец?»
А в глазах уже мелькает поиск ближайшего ножа.
В ответ на это Дроначарья посмеялся и совершил выстрел без помощи большого пальца.
Я им показал, что это стрельбе не мешает (особенно по нашей "вертикальной" модели шастр ;Ъ). Зато помешает другое: мол, «гляди, прикажу отныне пускать стрелы в варежке!»

Судьба нашего Экалавьи, кстати, вышла куда волшебнее!


Игрок готовился на огнерождённого сына царя Друпады Дхриштадьюмну (в сериале тот ещё киборг!). Но его рождение должно было состояться в среду после обеда. А дело было во вторник. И мастера предложили человеку сыграть лузера-неумёху, которого должны с позором выставить из гурукулы.
Он, дескать, огорчится, постукается лбом о сосны, а потом при очередном стечении народа выскочит и объявит, что Дрона его обесчестил, и он этого пережить не может, но в следующей жизни клянётся стать гибелью ачарьи. После чего самоубъётся.
Вот как-то так.

Что же вышло в итоге?
Как я уже говорил, именно Экалавья с Арджуной плелись в самом хвосте обучения. Это огорчало.
Мне было его искренне жаль, и даже не возникло желания изгнать (хотя наверное следовало. Игроки вообще потом говорили, что Дроначарья мой вышел уж слишком толерантный и добросердечный).
Но главное, - если гнать Экалавью, то вослед за ним было нужно автоматически гнать и Арджуну. А вот это уже пахло бы для истории Пандавов эпик-фэйлом... ;)

В итоге Экалавья вернулся спустя годы в слезах благодарности и говорил, что дни его подходят к концу, но ему нужно благословение любимого наставника. "Моя осознать" к чему это велось, так что гуру Дрона изрёк, что в новом воплощении этот юноша станет куда более умелым воином, прославится в легендах, и вообще - пойдёт путём стража Дхармы. Более того - ему суждено будет стать хранителем личного пути дхармы Дроначарьи. И если гуру сойдёт с него - тогда и только тогда ему будет суждено умереть от руки нового воплощения Экалавьи.

Лесной принц умер счастливым. Игрок именно этого и добивался от меня.

Повторное обучение его в лице Дхриштадьюмны напоминало сеанс ремнемоники - гуру Дрона оживил его кармический опыт и память о минувшем ученичестве. Эти обновлённые воспоминания касались только знаний, но не обетов. Поэтому озвученные обязательства были вновь взяты с самого Дхриштадьюмны.
Так учитель Дрона обрёл особые условия гибели (иным путём его убить было уже нельзя).
И предначертанное сбылось совсем наоборот. Просто таки удивительным способом!
Но об этих событиях более не будет говориться в этой саге...



(если что, Экалавья виднеется справа, в шафрановых шароварах)

Подытожу первую главу тем, что все царевичи в итоге доучились.
На коврик Лучшего Ученика поставил Рудракшу (в оригинале любимчиком, напомню, стал Арджуна).

А перед выпуском принцы-лапушки успели помирить Дрону с его Крипи.
Повёл он их как-то на религиозную службу, куда и она пойти хотела. А без мужа как бы нельзя по Бхарате ходить замужней женщине. Они возвращаются, а она и не говорит с мужем.

Один раз только бросила, мол,
«- Ученики твои, о супруг мой, тебе милее твоей шакти! наверное я это заслужила - так довольствуйся! Хотя когда-то кто-то кому-то клялся всегда брать другого с собой на все события, и быть рядом в счастии и горе... И после этого царь Друпада - нарушитель обетов?»
В общем, это был знатный семейный скандал.
Крипи не желала даже слушать мужа.
Дроне пришло в голову, что если он вовлечёт её в обучение принцев, её это заинтригует.
Речная пуджа var-r-r принесла подтверждение:
есть ведь наука любви и наука семейного счастья, которые царевичам будут нужны весьма и весьма, и Крипи в этом - лучший гуру.

Сказано - сделано: царевичи собрали ей множество цветов и попросили обучить их.
Благодарная Крипи расцвела и провела им финальный урок будущих мужей и отцов.

Как уже упоминалось, принцы запомнили науку своей брахмачарьи надолго.
Они свято блюли дхарму. И даже Кауравы во главе с Дурьодханой отчётливо видели в себе силы стать царями без какой бы то ни было хитрости и беззакония. Великие витязи Бхараты.
Я очень им за это благодарен.




Конечно, Шакуни мог сыграть в этом моменте злую роль. Но царь Гандхара ушёл в другие пласты, и в душу царевичам не лез. Тем более, что общаться с дядей с детских лет у них не выходило.

В итоге вектор дхармы был задан на обе ветви правящей династии Хастинапура.

А следующий день игры (= двадцатилетка) был у Дроначарьи «Женским Днём».






Нилами, дочь царского советника Гандхара

Ко мне в обучение попала уникальная дева Кумари из Гандхара : родившаяся с божественным копьём, она сочетала в себе признаки всех варн дваждырождённых. Обучившись браминской науке в храме Лакшми, она подалась изучать науки кшатриев к гуру Дроне.
С нею была и красавица-Нилами - любимая ученица Крипи. Кстати, Кумари тогда у неё тоже обучалась.

Девушки постигали кодекс кшатриев с позиции «вот так надлежит поступать вашему мужу, если он воин или царевич». Помимо того я водил их на поле Куру, где проходили манёвры. Там они должны были увидеть на практике упомянутый кодекс.

По поводу кодекса и поля боя.
Здесь уместно прокомментировать ещё одну мастерскую модель: военные действия.
За основу были взяты традиционные настольные стратегические игры. Рамачандра Дикшитар даже допускает, что военные построения, зафиксированные в источниках Индии раннего средневековья, опирались именно на шахматы-чатурангу.

На игре же Курукшетра тоже моделировалсь разметкой киперной лентой:
две половины по пять линий. Немного напоминало плавательный бассейн :)




манёвры на поле Куру

Военачальники располагали войска исходя из трёх возможных единиц: пехота, колесница, слон (кавалерии в итоге не было) - сообразно общему числу людей. Слон шёл шагом и мог убивать только по своей линии. Зато он занимал её во всю ширину, и это было подобно катку. Пехотинец тоже шёл шагом и не имел права бегать. Зато своим оружием имел право нападать через границы своей линии. Наконец, колесница именно что бегала. Но по «вознице = коню» работать оружием было нельзя. Точнее не этично.

Здесь вообще было волшебным диаметральное разведение базовой боёвки с поражаемой зоной и допуском на оружие и этики войны как таковой (не бить ниже пояса, включая ноги; в спину не атакуем; всегда один на один; по возможности, на равном оружии и т.пр.)

Вот эту самую этику воины в первые два дня нарушали изрядно. А девицы за ними наблюдали.
Почти как средневековый «Суд прекрасных Дам». Ну, всё верно - им ведь потом жениха выбирать на Сваямваре.
В итоге, ученицы мои удостоверялись в том, как не нужно воевать праведным кшатриям :) (о чём Кумари, в частности, тоже писала)...


Ну а на третий день-двадцатилетку ко мне явился обучаться Абхиманью, сын Субхадры от царевича Накулы. Да-да: не Арджуны, как в исходном эпосе, всё верно! Но об этих коллизиях отдельно.

Игрок отыгрывал волшебно!
Это и правда был как бы "юный", но весьма смышлёный царевич, умевший задавать меткие вопросы.
А с оружием это был воистину бог! :Ъ
Он умудрился полипропиленовым ("ларповым"!) мечом срезать с меня бусы рудракши и разбил один браслет на руке. Впрочем, гуру Дрона тоже сбил с него драгоценность, но сам факт..!
Ни с одним царевичем Хастинапура мне не было так сложно меряться силами.
И это приводило в восторг.
Ведь кто помнит эпос - это был тот самый юноша-богатырь, который в свои 16 лет один сдерживал натиск целой армии. И великие витязи Кауравов смогли одолеть его лишь вшестером.



Тут меня находит "зрелый муж" Нишадха из Двараки в лице всё того же 11-летнего бубочки Тимоши. Наш дядя-мальчик нуждался в «апгрейде» своего искусства (за дополнительное обучение дэвы обещали ему шакти-ленту). Я был рад потренировать их с Абхиманью обоих.

Вот уже третий день на любой вопрос очередного Викарны или Рудракши - «являюсь ли я уже Великим Лучником?» я молча вставлял в лук три стрелы одновременно и стрелял. Дескать, повтори! И у людей это обычно выходило довольно смешно.
Это я не хвастаюсь, потому как в нормальной стрельбе я конкретный мазила.
Но вышло так, что в Астра-видье гуру Дрона демонстрировал лучшие выстрелы в Бхарате.

И тут Абхиманью стал повторять их в точности!
Я пришёл в ещё больший восторг.
Потому как выходило по любому что этот наследник Пандавов - великий витязь. Более сильный, чем его отец и дядья. Им я потом об этом сказал, и они были полностью согласны :)





Осталось прокомментировать ещё двоих.

Сын Юдхиштхиры Пративиндхью (отыграла Ёлли) был собран и безэмоционален. Как бы индийский Электроник. И надо же было сложиться тому, что именно с ним вместе мы стали свидетелями страшной гибели Арджуны, не сдержавшего Огненного Обета.
Учитель после этого был изрядно опустошён.

Но мы попали в пустующий Гандхар и насладились кальянным слиянием с Маходевом Шивой, после чего гуру научил юношу боевому танцу с оружием - как быть с клинком одним целым и стать частью ликующего круговорота вселенской игры-Ли́лы...

В итоге, от юноши в наследство Дроне досталось две цитаты.
Первую я уже приводил:
«Учитель, грядёт Великая Война. Но начало ей положили Вы с вашей клятвой и вашей гуру-дакшиной»
А вторую он сказал уже на Поле Куру:
«Учитель, я благодарен Вам величайшим образом.
Знания дхармы во мне заложены с рождения моим отцом, а овладеть оружием наверное не сможет научить ни один гуру в мире. Но Вы - Вы научили меня чувствовать... Тому что полноценный человек не может жить только долгом и разумом, но должен хотя бы иногда отдаваться и порывам души. Наконец, просто отпускать свой груз и растворяться, ведь только после этого возможно вновь собраться полной мерой»



Наконец, последний ученик, пришедший прямо перед Курукшетрой.
Мегханада, сын Каумодаки, вочеловеченного булавы Кришны.
Его историю прекраснее всего изложила сама её исполнительнца Иллет ( последний пассаж вот этого поста), так что дублировать её не стану.
Впрочем, процитирую финал:
...
"Потом что-то случилось, и все мы оказались совсем в другом месте.
Но я знал, что мой путь открыт, я знал, куда я иду и кем я стану - ибо я познал поле. Я увидел Дроначарью и подошел к нему, если так можно сказать - в этом месте все иначе. Я сказал:
- Гуру Дрона, я закончил свое обучение. Я знаю, кем я буду. Я буду чакравартином. Я изменю понимание дхармы. Ты будешь гордиться мной, где бы ты ни был.
- И имя твоё будет Ашока... - рассмеялся гуру Дрона (если можно так сказать - рассмеялся, в этом месте все иначе).
- Согласен. Рожденный без боли - хорошее имя. Я хочу рассказать тебе притчу о кузнечике, гуру. Примешь ли ты эту притчу как гурудакшину?
- Да, это прекрасная плата.
Так мы расстались.
Я знаю, что встречу их в будущей жизни - Сахадэву и Дроначарью.
Потому, что так показала карта, выбранная мной в обители Ямараджа, и только теперь я понял её смысл. Колесо сансары повернется - и наши пути сойдутся.
Но колесо сансары поверну я - чакравартин..."




Хотелось бы, конечно, ещё повспоминать забавных эпизодов из ученичества...
..О том как «слоники побегали» к вящей радости моего сына...
..и о том как в потешном поединке в "Астра-Видье" гуру Дрона нечаянно подстрелил апсару, в честь которой и происходил поединок, а царевич Викарна станцевал вместо неё (и нужно заметить, весьма недурственно!)...

Но лимит места уже явно исчерпан, а слушатель утомился.
Поэтому, подробнее об этом я надеюсь написать отдельно в своё время...

NB! Памятка тем, кто начнёт путаться в многочисленных именах из первоисточника.

эпика, отчёты, фотоархив, аналитика, ролевые игры, Индия

Previous post Next post
Up