И вновь об Индии.
На сей раз - религиеведческий перепост. Наш сабж - тезисная выдержка из эссе Дандекара Рамачандры Нарайаны «
От Вед к Индуизму»:
«Вишнуизм и Шиваизм»
Труд Рамакришны Гопала Бхандаркара «Вишнуизм, шиваизм и второстепенные религиозные учения», впервые увидевший свет в 1913 г. в «Grundriss der Indoarischen Philologie», является важнейшей вехой в изучении истории религий Индии. Р.Г.Бхандаркар первым попытался проследить историю возникновения и развития двух главных течений индуизма и его сект на основе всех имевшихся литературных, эпиграфических, скульптурных и нумизматических данных.
(...)
Сердцевина вишнуизма - преданность (bhakti) личному божеству.
Скорее всего, теистическая религия, в центре которой - бхакти к герою вришниев Васудэве (причем нужно особо подчеркнуть, что Васудэва не упоминается ни в одном из древних ведийских текстов), была одной из народных религий, которые в период упадка ведизма возродились как мощные религиозные течения.
Нужно сказать, что, подобно тому, как Васудэва был из рода вришниев, Махавира и Гаутама Будда, создавшие свои религиозные учения примерно в это же время, происходили из родов джнатриков и шакьев соответственно. Бхандаркар правильно указывает, что отправной точкой того, что мы теперь называем вишнуизмом, было поклонение не Вишну, а Васудэве.
Этот васудэвизм, начальная стадия вишнуизма, вероятно, уже занимал прочные позиции в эпоху Панини (V в. до н.э.), судя по тому, что Панини пришлось составить отдельную сутру (IV.3.98) о правилах образования слова vasudevaka со значением «бхакт, или поклоняющийся почитаемому превыше всех богу Васудэве»[3].
Историческая традиция, согласно которой бог Васудэва происходил из рода вришниев, хорошо подтверждается источниками. Кроме того, как указывал Бхандаркар, Васудэва тесно связан с другим обожествленным вришнийским героем, Санкаршаной.
(...) Бхандаркар не анализирует значение второго компонента слова vasudevarjunabhyam у Панини (IV.3.98). Наличие этого компонента указывает, что во времена Панини наряду с религией Васудэвы существовала и религия Арджуны.
Однако о ней в отличие от религии Васудэвы история религии Индии почти ничего не знает.
[...] необходимо признать, что в эпоху Панини существовали два независимых культа:
культ Васудэвы и культ Арджуны.
Далее,
из Панини следует, что оба культа были тесно связаны между собой, причем культ Васудэвы уже в то время считался главнее культа Арджуны. В мифологии РВ Вишну тесно связан с Индрой [6]. Согласно ШБр ИЛ.2.11 и V.4.3.7, «Арджуна» - это тайное, или мистическое (guhya), имя Индры; в позднем вишнуизме образ и черты ведийского Вишну сливаются с образом и чертами Васудэвы. Поэтому связь между сектой Васудэвы, судя по всему хорошо известной Панини, и сектой Арджуны в целом была такой же, что и связь Вишну с Индрой[7].
Ещё один прототип подобной связи можно обнаружить в религиозных представлениях о Наре и Нараяне, где Нару можно рассматривать как alter ego Индры в РВ и Арджуны (Панини IV.3.98), а Нараяну - как alter ego Вишну в РВ и Васудэвы (Панини IV.3.98).
Создается впечатление, что уже на очень ранних этапах секта Васудэвы подчинила себе и поглотила секту Арджуны. Этим можно объяснить отсутствие сведений о последней в истории и литературе.
(...)
В Мбх Санкаршана, или Баларама, изображен как герой вришниев, старший сын Васудэвы и Рохини, однако в эпосе он не играет сколько-нибудь заметной роли [10].
В литературе древнейшее упоминание о культе Санкаршаны встречаем в КА (ХШ.3.67), в которой говорится о лазутчиках, переодетых аскетами - приверженцами Санкаршаны. Особенностью этого культа, очевидно, было непомерное употребление опьяняющих напитков.
Магасфен сообщает, что Дионису (=Вакху, богу вина) в Индии соответствуют три бога, и из дальнейшего описания становится ясно, что одним из них был Санкаршана.
На первых этапах эволюции культ Санкаршаны был тесно связан с культом нагов, что позднее привело к представлению о Санкаршане как аватаре нага Шеши, или Ананты [*].
Поскольку Санкаршана связан с опьянением и культом змеи, то в «Панчаратра-самхите» он часто отождествляется с Рудрой-Шивой [11]. Ещё одним свидетельством того, что религия Санкаршаны возникла независимо от религии Васудэвы, является скульптура в Матхуре (II в. до н.э.), изображающая Санкаршану.
(...) Другим процессом, происходившим в тот же период, судя по всему независимо от слияния религии Санкаршаны и религии Васудэвы, было формирование доктрины инкарнаций (вьюха). Хотя доктрина инкарнаций в полностью сложившемся виде впервые излагается в «Нараянии» Мбх (первые века нашей эры)[16], первые намеки на неё есть уже в «Махабхашье».
После того как Санкаршана был включен в число инкарнаций, его культ, вероятно, прекратил независимое существование.
(...)
Истина, скорее всего, состоит в том, что Васудэва и Кришна изначально были разными персонажами.
Как уже указывалось, васудэвизм, вероятно, возник в очень глубокой древности, а в эпоху Панини уже был вполне сложившимся культом.
Возможно, после религии Васудэвы возникла другая религия - Кришны, сначала племенного героя и религиозного лидера ядавов", а впоследствии - божества.
Этот Кришна Ядава[27] вполне мог быть Кришной, сыном Деваки, упоминаемым ЧхУп (III. 17.1) в качестве ученика Гхоры Ангираса, воспринявшего от учителя идею о человеческой жизни как своего рода жертвоприношении. Такое предположение не противоречит хронологии и даже подтверждается ею.
Кришна должен был создать свою собственную философию, позднее воплощенную в БГ, основными положениями которой были локасанграха (целостность мира) и отречение от плодов деяний, но не отказ от их совершения.
Когда с течением времени вришнии и ядавы, бывшие друг с другом в родстве, ещё больше сблизились по политическим соображениям, образы божества вришниев, Васудэвы, и божества ядавов, Кришны, слились и положили начало возникновению нового верховного бога Бхагавана Васудэвы-Кришны. Это, очевидно, происходило уже после эпохи Панини.
В КА (XIV.3) Кришна ассоциируется с Кансой, которого обычно связывают с Васудэвой, из чего можно судить о тождестве Кришны и Васудэвы. Подтверждение такому тождеству можно найти у Мегасфена. Он упоминает о «городе Кришны» (Клейсобора = Кришнапура) в стране Шурасена, где в основном поклонялись Васудэве.
В эпоху БГ и, конечно, в эпоху «Махабхашьи» Патанджали[30] имена Васудэва и Кришна уже без различения использовались для обозначения одного и того же божества. (...)
Раз Васудэва (Vasudeva) вришниев и Кришна ядавов первоначально были разными персонажами, имя Васудэва (Vasudeva) вполне могло быть именем отца Кришны Ядавы[33].
Тогда Кришна получает имена Ядава (племенное имя) и Васудэва (патроним), и слияние образов Васудэвы вришниев и Васудэвы Кришны ядавов облегчилось наличием в их именах общего элемента «Васудэва».
Бхандаркар полагает, что элемент Гопалы Кришны был введен в васудэвизм довольно поздно[34].
(...) По мнению Бхандаркара, рассказы о юности Кришны в Гокуле не были известны вплоть до начала нашей эры; [...] некоторые элементы мифологии Гопалы Кришны явно несут на себе следы влияния христианства и попали в Индию вместе с переселившимися туда в I в. до н.э. абхирами; абхиры принесли с собой и имя Христос, что, вероятно, и привело к отождествлению дитяти-бога с Васудэвой Кришной.
(...)
В настоящей статье нет необходимости рассматривать вопрос о происхождении абхиров. Были ли они пришлым племенем или всегда жили в Пенджабе [7], в данном случае не важно; важно то, что уже в III в. до н.э., как свидетельствуют многочисленные данные, они жили в Индии[38]. Поэтому предположение Бхандаркара относительно влияния христианства, которое исповедовали абхиры, не находит подтверждения[39].
(...) Видимо, религия Гопалы Кришны, приверженцами которой были абхиры, со временем влилась в органически целостную религию Ва-судэвы Кришны вришниев и ядавов[46]. Это должно было произойти не позднее III в. до н.э., поскольку в БГ есть слова говинда 'пастырь' (1.32; И.9) и кешинишудана 'убийца демона Кешина' (XVIII. 1), напоминающие о юности Кришны в Гокуле.
[...] Слова дамодара и говинда, которые явно принадлежат религиозному комплексу Гопалы Кришны, встречаются и в БауДхС Н.5.24, относящиеся примерно к тому же периоду.
Слияние религии Васудэвы вришниев, религии Кришны ядавов и религии Гопалы абхиров в единое целое породило то, что можно назвать новым кришнаизмом.
И если васудэвизм представлял собой начальную стадию классического вишнуизма, то новый кришнаизм стал его второй и, вероятно, наиболее важной фазой. Устанавливались новые легендарные связи, посредством которых Кришна, Васудэва и Гопала были включены в единую, однородную мифологическую структуру.
(...)
Третий век до нашей эры - самый важный период в истории вишнуизма.
Как мы уже видели, васудэвизм-кришнаизм возник и развивался как неведийское по сути своей религиозное течение. Это был период расцвета и других неортодоксальных религий, особенно буддизма, который в III в. до н.э. достиг едва ли не пика своего влияния. Это должно было неизбежно вызвать опасения, что новая религия затмит не только переживавшую упадок ведийскую религию, но и многие неведийские секты.
Поэтому васудэвизм-кришнаизм готовился встретить этот вызов.
Происходило это по двум направлениям.
Во-первых, вокруг него начали объединяться родственные ему религиозные силы.
Слияние религий Кришны Васудэвы и Кришны Гопапы в то, что впоследствии стало новым кришнаизмом, уже упоминавшимся выше, было важным шагом в этом направлении.
Другое направление оказалось весьма неожиданным.
Неведийский по своему происхождению и развитию кришнаизм стал искать объединения с ведизмом - каким бы условным и формальным оно ни казалось, - чтобы привлечь на свою сторону всё ещё значительное количество ортодоксальных верующих. Слабеющий ведизм, со своей стороны, тоже стремился вернуть утраченные позиции.
В частности, ортодоксы стремились возродить и реорганизовать ведийский уклад, вдохнуть в него новую жизнь, о чем свидетельствуют литературные памятники этого движения - шраута-, дхарма- и грихьясутры. Кроме того, они приветствовали возможность сохранения даже отдельных ведийских элементов в кришнаизме.
Поэтому начавшееся движение кришнаизма в сторону ведизма было полезно обеим сторонам. Именно на этой основе произошло слияние вишнуитских и нараянистских элементов. Хотя Р.Г.Бхандаркар занимался вопросами этого слияния, он не дал ему исторического объяснения.
(...)
Вишну, представляемый (как и в других примитивных мифологиях) в образе птицы[49], первоначально был народным божеством плодородия и роста. Однако воздействие народных представлений обусловило необходимость его включения в иератический ведийский пантеон.
Искусственность такого возвышения Вишну в мифологии просматривается в натянутых ассоциациях его с Индрой - верховным богом ведийской иерархии. После установления связи между Вишну и Индрой ведийские поэты-жрецы постарались уничтожить в образе Вишну все признаки первоначального божества плодородия и придать ему традиционный солярный характер.
Бхандаркар прав, подчеркивая отсутствие связи между ригведийским Вишну и солнцем.
Придание Вишну солярного характера, вероятно, облегчалось тем, что божество плодородия и солярное божество имели одинаковую символику - оба изображались в виде птицы.
В ходе дальнейшей эволюции мифологии Вишну стал восприниматься как верховный (рагата) бог в ритуале[50]. Народному воображению импонировало как раз то, что он был богом плодородия и роста. Именно это больше всего способствовало сближению кришнаизма (особенно как религии Кришны Гопалы) и ведизма.
Не исключено, что отождествлению народного бога Кришны с ведийским Вишну способствовало и своеобразное понимание - а скорее, непонимание - народными массами значения эпитета ведийского Вишну gopa и упоминаний о присутствии «коров» (gavah) в его «высшей обители».
[...] образ Вишну существенно изменился.
В мифологии РВ Вишну выступает как союзник Индры, находящийся у него в подчинении.
В кришнаизме Вишну не только заменяет Индру, но и прямо противостоит ему в облике Кришны.
Это подтверждают легенды о горе Говардхана и дереве Париджата.
[...] не совсем верно характеризовать ассимиляцию кришнаизмом образа Вишну как «брахманизацию» кришнаизма[58], поскольку на деле она привела к «кришнаизации» Вишну, а не к «вишнуизации» Кришны. Ассимилировав Вишну, кришнаизм тем не менее не усвоил никаких существенных черт брахманизма. Более того, этот вновь возникший религиозный комплекс вряд ли можно назвать вишнуизмом, так как единственное указание на превосходство Вишну - это распространение новой веры в Кришну как аватару (воплощение) Вишну.
Аватары - уникальная особенность вишнуизма.
Бхандаркар, отмечая различные упоминания о них в текстах , не анализировал концепцию аватар в целом, её смысл и значение. В БГ господь провозглашает, что всякий раз, когда дхарма 'праведность' ослабевает, а адхарма 'неправедность' усиливается, он обретает новую инкарнацию.
Моральный аспект концепции аватар усиливается идеей о том, что бог спускается к людям, дабы те, следуя его примеру, стремились сами к приобретению божественного статуса.
Кроме того, эта концепция помогала непосредственно связать трансцендентальное существо и феноменальный мир. Она дала толчок развитию доктрин бхакти и божественной милости, провозгласив идею личного бога - sine que nоn* (--Непременное условие (лат.) этих доктрин.
Кроме того, концепция аватар давала столь необходимую психологическую уверенность в том, что бог не только безразличный созерцатель мирового движения, начатого им, но и его непосредственный участник.
С точки зрения истории индуизма можно сказать, что концепция аватар способствовала стремлению этой религии к синтезу различных религиозных течений. Индуизм объединил все главные божества этих течений в одну схему в качестве инкарнаций единого верховного бога.
В частности, можно отметить то, что среди всех аватар Кришна прославлялся как пурнаватарап.
БГ отражает тот этап кришнаизма, когда вишнуитский элемент был уже ассимилирован.
(...)
В общем и целом главные упанишады, бывшие вершиной религиозно-философской культуры вед, провозглашали конечной целью человеческого существования полное слияние индивидуальной и мировой души, достигаемое только отказом от принципиально нереального феноменального мира.
Поэтому концепция упанишад является индивидуалистической и во многом пессимистической.
В противоположность этому БГ выдвигает идеал локасанграхи - социальной стабильности, единения и прогресса.
Общество может хорошо функционировать только на основе этической взаимозависимости всех его элементов. Поэтому человек должен следить за этим, ибо, будучи неотъемлемой составной частью общества, он способствует процессу локасанграхи посредством соблюдения своих социальных обязанностей (svadharma).
БГ не настаивает ни на полном отказе от деятельности (samnyasa), как того требуют упанишады, ни на механическом соблюдении ритуальной практики (karmakanda), предписываемом брахманами. Карма-йога, по сути центральная тема БГ, представляет собой попытку объединить идеалы локасанграхи и мокши, в которой на первое место выходит анасакти-йога, т.е. отречение в действии, а не отречение от действия.
Сложный ритуализм брахман и созерцательный спиритуализм упанишад были в равной мере недоступны простому человеку. В БГ поэтому подчеркивается, что путь к личному богу - это путь бхакти, а это, как мы убедились, и стало начальной точкой васудэвизма-кришнаизма, в котором была сделана попытка гармонически соединить бхакти и карма-йогу.
Истинный приверженец карма-йоги является одновременно и истинным бхактом, поскольку, следуя свадхарме, бхакт всем своим образом жизни участвует в божественном замысле.
БГ не может похвастаться какой-либо собственной философской системой;
она лишь избегает метафизического догматизма основных философских школ и стремится к довольно свободному философскому синтезу[62].
Синтез во всех областях стал поистине символом кришнаизма.
Ещё одной важной особенностью кришнаизма, которая не нашла отражения в БГ, но ярко отразилась в образе Кришны Мбх, является новая политическая этика, которая оправдывает достижение цели любыми средствами, включая и не вполне честные, если сама цель представляется справедливой[63].
(...)
Ассимиляция кришнаизмом Нараяны[64], которая обычно считается вторым важнейшим фактором в процессе так называемой брахманизации кришнаизма, БГ, по-видимому, неизвестна.
Имя Нараяны в БГ не встречается, равно как и доктрина вьюх, якобы внушенная Наряде великим Сущим (т.е. Нараяной) на Шветадвипе[65].
[...] в Мбх говорится, что именно Нара появился на свет в результате аскезы Нараяны. (...) Более вероятно, что Нара и Нараяна некогда мыслились как единое существо, состоящее из двух тесно связанных аспектов, причем в основе этого построения лежала идея «космического первочеловека», Пуруши.
(...)
...инкорпорация Нараяны в васудэвизм-кришнаизм объяснялась не столько его космическим характером и функцией, сколько бинарностью образа Пуруши-Нараяны. Можно легко установить соответствие между следующими парами: Нара-Нараяна Бадарикашрамы, Пуруша-Нараяна ШБр, Индра-Вишну РВ и Арджуна-Васудэва васудэвизма-кришнаизма.
(...) При всей многочисленности вишнуитских сект самыми значимыми из них были секты бхагаватов и панчаратринов. Иногда делаются попытки провести водораздел между этими двумя сектами на том основании, что панчаратрины поклонялись Нараяне, а бхагаваты - Васудэве-Кришне ; что панчаратрины придерживались тантрического, а бхагаваты - брахманического вишнуизма; что панчаратрины проповедовали учение о вьюхах, а бхагаваты - учение об аватарах.
Продолжение следует
В период 180-165 годов до н. э., греко-бактрийский царь Агафокл, правивший империей,
занимавшей значительную часть полуострова Индостан, отчеканил монеты
с изображениями Кришны (с сосудом и чакрой) и его брата Баларамы (с плугом и палицей).
Монеты Агафокла считаются самым древним сохранившимся изображением Кришны
P.S. О многих цитируемых авторах из данного эссе см:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/835144/416954 Следующие материалы:
*
генезис Шивы-Рудры («Вишнуизм и Шиваизм»)*
генезис Махадевы-Шивы («Вишнуизм и Шиваизм»)*
Становление Шиваизма («Вишнуизм и Шиваизм»)