...
Околосоционический РЕПОСТ эссе
expellearmus Про разных людей - признаки Рейнина
...Эта штука должна тут быть. Часто хорошие люди не могут договориться. Всем понятно, что работать надо качественно, и чтобы все в конце были счастливы - но некий "камень преткновения" мешает перейти к производству, как осколок в кедах. Пока он не вынут, не классифицирован как мусор и не выброшен (либо не превращен в фетиш, с которым все согласны), двигаться невозможно. Это случается на разных уровнях - в МГ (в руководстве компании), в командах (трудовом коллективе), в пространстве мастер-игрок (на бриффингах и совещаниях с филиалами), и особенно пост-фактум, когда в сети все дают друг другу советы - как надо было делать идеал, и кто где оказался плохим.
Конечно, все это околонаучная ерунда (быть может), зато забавно. Я насладилась и многое поняла, вот и вам игрушка, любезные читатели.
Признаки Рейнина
Соционический тип определяется 4-мя дихотомиями (базис Юнга):
1. экстраверсия-интроверсия,
2. сенсорика-интуиция,
3. логика-этика
4. рациональность-иррациональность
Таким образом, все типы информационного метаболизма можно четырежды разбить на 2 группы по 8 типов в каждой:
8 экстравертов и 8 интровертов,
8 сенсориков и 8 интуитов,
8 логиков и 8 этиков,
8 рационалов и 8 иррационалов.
Однако, как показала практика, для верного определения типа базиса Юнга часто бывает недостаточно. Питерский математик Григорий Рейнин, используя математические методы, доказал, что кроме известного разбиения по 4-м признакам 16 соционических типов можно разбить еще 11-ю способами.
Экстраверсия - Интроверсия
Экстраверсия - экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества.
Интроверсия - интроверты ориентированы на взаимосвязи между собой и внешним миром, а также связи между объектами.
Примечание. Признак экстраверсия/интроверсия может зависеть от признака рациональность/иррациональность. Иррационалы иногда проявляют признаки экстраверсии, рационалы - признаки интроверсии.
Интуиция - Сенсорика
Сенсорика - сенсорики воспринимают материальную часть мира - вкус, цвет, размер и т.д. Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, "взрослыми".
Интуиция - интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании.
Логика - Этика
Логика - логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.
Этика - этики оценивают мир с точки зрения чувств, переживаний собственных и других людей.
Статика - Динамика
Статика - статики воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.
Динамика - динамики воспринимают действительность как последовательность событий.
Позитивизм - Негативизм
Позитивизм - позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: "Погода хорошая, небо ясное".
Негативизм - негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка".
Примечание. Психологи советуют в своей речи избегать употребления частицы "не", например, планируя какое-либо изменение в своей жизни, рекомендуется не перечислять те факторы, которые не хотелось бы видеть в будущем, а лишь те, которые желательны. По этой причине иногда негативисты следят за своей речью и тщательно избегают негативистских формулировок. Поэтому не всегда можно сделать вывод о том, что человек позитивист, если он не проявляет в речи признаков негативизма.
Диалог - Монолог (Квестимность - Деклатимность)
Квестимность - квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима "многотональная", в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации; рассказывая о чем-либо, они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.
Деклатимность - деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.
Примечание. Интроверсия усиливает квестимность, экстраверсия - деклатимность.
Тактика - Стратегия
Тактика - для тактика важен путь, движение, последовательность его шагов и действий, при этом цель ставится неосознанно и может корректироваться.
Стратегия - для стратега важна цель, желаемое состояние. При этом путь к ее достижению выбирается неосознанно, и может меняться.
Конструктивизм - Эмотивизм
Конструктивизм - конструктивисты получают из внешнего мира новую фактическую информацию. Общаясь с человеком, стараются избежать "эмоциональной подстройки" под его состояние. Для того, чтобы пережить какие-либо эмоции, склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны - например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу.
Эмотивизм - эмотивисты стремятся получить из внешнего мира новые эмоциональные впечатления. При общении с человеком стараются ввести его в нужное эмоциональное состояние, либо самим подстроиться под состояние собеседника.
Рациональность - Иррациональность
Рациональность - рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.
Иррациональность - иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.
Процесс - Результат (Правые - Левые)
Процесс (правые) - эти люди не осознают себя отдельно от процесса, стремятся каждый процесс доводить от начала до конца, не прерываясь. Максимально концентрируют свое внимание на процессе, с трудом отключаются от него и с трудом включаются в прерванный процесс.
Результат (левые) - Легко занимаются несколькими делами одновременно, переключаясь с одного на другое. Им сложно оценить, насколько успешен процесс, поэтому они склонны подводить промежуточные итоги.
Уступчивость - Упрямость
Уступчивость - уступчивые, реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. В совместных делах могут "давать фору" партнеру, рассматривать встречные предложения.
Упрямость - упрямые для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.
Беспечность - Предусмотрительность
Беспечность - попадая в новую ситуацию или планируя ее, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно.
Предусмотрительность - в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в том числе и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.
Разум - Воля (Рассудительность-Решительность)
Разум (Рассудительность) - для рассудительных нормальным состоянием является расслабленность, они мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела. Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на том уровне, который их удовлетворяет.
Воля (Решительность) - решительные всегда находятся в состоянии мобилизации, наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.
Веселые - Серьезные (Субъективизм - Объективизм)
Веселые (субъективизм) - В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную "сверку понятий", предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи. Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.
Серьезные (объективизм) - серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.
Примечание.
и
, расположенные на месте третьей (ролевой) функции, оказывают влияние на проявление признака "веселый/серьезный", особенно в части взаимодействия с людьми. Представители «серьезных» соционических типов Джек Лондон и Штирлиц благодаря
в ролевой функции могут проявлять признаки "веселых", а «веселые» Робеспьер и Максим Горький, имея ролевую
, могут проявлять признаки "серьезных".
Аристократизм - Демократизм (Коллективизм - Индивидуализм)
Аристократы - Коллективисты. Они воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, страты. Предпочтительна вертикальная коммуникация. Для аристократических квадр время течёт линейно, а не циклично. Благодаря линейности восприятия времени в этих квадрах нет повторяемости событий, топтания на месте. В "период аристократических квадр" не возникают длительные стагнации или застой.
Демократы - Индивидуалисты. Они воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку не базируется на его принадлежности к какой-либо группе. В этих квадрах царит принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных, и свободная конкуренция. Демократические квадры живут не по линейному, а по круговому (циклическому) времени. Третья квадра имеет отчётливо волнообразный ритм подъёмов и спадов, которые практически невозможно предсказать. В период "первой квадры" время вообще как будто останавливается. Это квадра гомеостаза.
Подробности про Аристократов-Демократов:
Аристократы умеют чётко отделять прошлое от будущего. Вторая квадра устремлена в будущее, она подобна выпущенной стреле, пронзающей время. Прошлое для таких людей не ценно, наоборот, оно всегда носит негативный оттенок. В лучшем случае декларируется, что из него надо взять самое ценное и двигаться дальше. Именно вторая квадра продуцирует идеи "идеальных" государств будущего и пытается осчастливить их построением всё человечество.
Четвертая же квадра больше ориентируется на прошлое, которое обычно носит положительный облик установившихся традиций, которые надо не менять, а соблюдать. Социотипы четвертой квадры - противники всяческих социальных экспериментов.
Демократы - из-за волнового (третья квадра) и гомеостатического (первая квадра) цикличного времени - ориентированы на текущий момент. У них отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего центра демократы организуют координацию между субъектами одного уровня. Иерархическая власть в "демократический квадральный период" не даёт особых привилегий.
Более выражена демократия как принцип организации общественной жизни в третьей квадре. Это самая переменчивая квадра, которая привержена представительским формам власти, постоянным выборам и перевыборам. В период третьей квадры образуются многие десятки и даже сотни различных партий, которые вступают во временные коалиции. Межличностные контакты максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес.
Первая квадра не столь демократична. Демократия понимается тут как разумное следование законам природы. В "период первой квадры" время вообще как будто останавливается. Одно поколение заступает на место другого, воспроизводя практически без изменений отработанный жизненный уклад.
Демократия
... восприятие объекта (человека) вне контекста среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.
Строят отношения с людьми независимо от их социального положения. Важнее личные качества человека.
Считают, что люди изначально равны между собой, и один и тот же человек может быть поставлен выше или ниже в зависимости от контекста. Фамильярны - могут и руководителя «воспитывать», «открывать дверь ногой» в кабинет к начальству. «Посоветовать начальству? Ну, если я разбираюсь в этом лучше, то нет проблем».
ИНДИВИДУАЛИСТЫ. Поборники Свободной конкуренции. «Свобода, равенство, братство». «Кошка гуляет сама по себе»; «Не трогайте меня, дайте спокойно заниматься своим делом».
Им присущ принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных. Партнёр по коммуникации как бы ставится рядом, а не сверху или снизу. Соответственно, отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего, демократы организуют координацию между субъектами одного уровня.
В научных дискуссиях демократичны, открыты. Уровень интеллекта - вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку.
______________________________
Демократия в третьей квадре.
Межличностные контакты в ней максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес. Соционические типы третьей квадры ориентированы на текущий момент. Традиции прошлого для них малозначимы, а будущее их волнует только самое ближайшее. Демократия используется для выпячивания своих отклонений от общественной нормы. Актуальна борьба ущемленных меньшинств за свои права.
В первой квадре горизонтальное общение также является делом само собой разумеющимся, но порой переходящая границы фамильярность третьей квадры её шокирует. Здесь нет такого индивидуализма, нет борьбы ущемленных меньшинств за свои права по той простой причине, что их никто не ущемляет, да они и не образуются при гармоничном образе жизни.
Демократия понимается как разумное следование законам природы.
Первая квадра существует вне времени как одна большая семья. Находится в таком «коконе» очень комфортно, но и в то же время опасно: агрессия извне его может разрушить.
Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер
Аристократия
... восприятие объекта (человека) происходит в контексте среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.
Оценивают людей с точки зрения положения в обществе или принадлежности к социальной группе.
Настроены на иерархию, «социальную лестницу», где каждый должен занимать «свою ступеньку». Соблюдают субординацию, считают ее необходимой.
Отношения в коллективе строят в соответствии с подчинением по должности или по старшинству. Заслуги определяются стажем и опытом.«Старше - значит, умнее»; «Старших надо слушаться».
КОЛЛЕКТИВИСТЫ. В компании "аристоркратов" есть некая склонность к фирменной идеологии и пропаганда коллективного образа действия.
Им присуще преобладание вертикальной коммуникации над горизонтальной. При вертикальных связях заметно иерархическое неравенство: начальник - подчинённый, старший - младший, свой - чужой и т.п. Такая коммуникация носит характер субординации. Человек оценивается прежде всего по его статусу относительно того, кто оценивает (моего уровня или нет, в том числе интеллектуального, а не социального), а затем уже по остальным критериям.
__________________________________
Аристократизм второй квадры.
Он более жёсткий. Это деление на «слуг и господ», таланты и бездарности, своих и врагов, кастовость.
В четвёртой квадре аристократизм сглажен, образ врага, как во второй квадре, не формируется, но ведущие себя нецивилизованным способом или просто интеллектуально неразвитые особи зачисляются в разряд второсортных.
Четвертая квадра тоже руководствуется принципом «свои - чужие» при оценке людей: живут ли другие по таким же законам, что и мы? Здесь выражена на кастовость, а клановость. Сомнений по поводу оптимальности своих приоритетов, как правило, не возникает.
В четвертой квадре логики, также как и во второй, являются сенсориками, а этики - интуитами. Однако аристократия четвертой квадры носит не структурно-ведомственный характер, а являет собой семейно-клановую иерархию (мафия).
Гамлет, Есенин, Максим, Жуков, Штирлиц, Габен, Достоевский, Гексли
Материалы взяты из сети, и хотя я проставила все нужные запятые и убила ненужные - сорри за возможный макабр