..Ну вот и меня разродило..
«...Тьма сгущалась над милым всаднику городом... В алом плаще с золотистым меандром ступал он из митреума по мощёной Царской Дороге, сметая калигами жухлые листья смоковниц...»
..Мня... Неплохое начало неплохого романа.
Но старое-доброе "дежавю" нашептало мне, что подобным образом начинал куда более славный роман куда более одарённый литературным талантом человек. Так что, не стану, пожалуй, с ним тягаться - в конце концов, если не мышь, то гору я родить всегда успею.
С другой стороны, о
состоявшейся давеча игре не столь давно появилось немало отчётов. Включая и
довольно критические...
Думаю, моё видение игровой ситуации способно на многое ответить.
Итак,
«КАЛИГУЛА: Империя невозможного»
Игротехнический отчёт
Сложилось так, что игра о Риме в эру Калигулы началась и закончилась для меня смертью на Арене.
Вообще, именно Арена подразумевалась стержневым локусом судеб данного мира. Сам римский мир здесь подразумевался в духе римской арены - с её потоками крови, цинизмом и нарочитой театральностью. Многих поначалу озадачило, что на момент старта (и традиционного на ролевых игрищах смотра) она была мягко говоря не достроена. И зря в этом винят главу проекта!
Вот сразу уточню: Лариса Бочарова инициатор проекта, но не главмастер.
Точнее, не подразумевалась таковым до начала лета, когда отдельно взятые организационные проколы вынудили её взять на себя неожиданные функции, порою мешающие ей в отыгрыше Калигулы. Увы, но так уж всё сложилось, и нужно было стартовать с накладками, с недостроенными ключвыми объектами и при недозаезде мастерской группы. По-хорошему, игрокам бы включиться в процесс помощи! И пяток самоотверженных умничек так и сделали. Но остальным, как видно, было проще шлифовать родное гнёздышко и коситься на проблемы с АХЧ... Впрочем, об этом - позже...
И всё же начиналось всё именно с открытия Арены. Принцепс так решил - и так случилось.
В целом, подобная игра продемонстрировала вполне действенную игротехническую модель, для которой нужны были именно четыре игровых вечера. Именно четыре действа на Арене.
Поэтому переносить начало на сутки по причине неблагоустроенности - не выходило.
Как я вижу эту игротехнику?
Опыт наблюдения за игроками на играх с культурным погружением в среду подразумевает как минимум сутки «отладки» и «притирки». Участники с неравномерной скоростью, - кто «со скрипом», кто «как по маслу», - въезжают в среду последующего взаимодействия их персонажей. Здесь редко когда требуется помощь мастеров - резонанса всё равно толком не достичь. А вот получать отзыв на подачу - или подкидывать ответ на провокацию игроков - другое дело.
Я бы назвал это «ответкой».
Для неё нужны свои
триггеры ("спусковые рычаги") - но не глобальные.
А вот на второй вечер (или вечер первого полноценного дня игры) уже можно смело ожидать активной жизни персонажей и самой игровой среды как таковой. Увы, куда чаще больше половины полигона в это время что называется «тупит». Это повод запустить более едкую «ответку».
Наконец на второй полный день игры уже необходимо запланировать что-то взрывное.
Нужен некий массовый взрыв. Эмоциональный всплеск. Хотя бы и в виде коллективного психоза.
Причина - дело второе. Реализация и вовсе опциональна.
Так что, вполне ожидаемо, если у разработчиков будет несколько взаимозаменяемых идей таких «всплесков», и уже на полигоне они отшлифовывают подготовку конкретного из них уже «на месте» - сообразно ощущаемым настроениям игроков.
Зато финальный вечер требует продуманной до мелочей кульминации.
Должен быть настолько мощный накал страстей, настолько тягостное ожидание конца, что момент развязки должен стать своеобразным откровением для присутствующих.
Зачем я всё это рассусоливаю?
...Что бы было понятно, что открытие Арены просто обязано было иметь некий жёсткий эмоциональный триггер. Что бы грядущий атмосферный настрой игры сомнений ни у кого не вызывал.
Это должно было породить «ответки» и подтолкнуть всех к живости идей.
Таким эпизодом стала казнь
заговорщика Макрона.
Этот персонаж имел множество заявок, но не имел игрока-исполнителя.
Впрочем, таковой и не требовался, поскольку прохиндея обязаны были казнить. Иными словами, герой стал мастерским персонажем «на один выход». И доверили его вашему покорному слуге.
С меня должны были снять кожу.
Впрочем, что значит «должны были» - сняли-сняли! И, стоит сказать, весьма эффектно.
Подготавливалось всё несколько сумбурно - то искусственная плоть не клеилась, то у экзекутора не получалось с кровью... А ещё этот
vizimir должен был за пять минут до того драться с гладиаторами. В итоге, он только побежал засовывать под наруч тюбик с кровью, а меня уже вывели на Арену. И я был почти сразу окружён гладиаторами, которые по сценарию в этой процедуре вообще не подразумевались. Так что, экзекутор несколько ошалел в попытке восстановить инициативу, и всё прошло несколько смазано.
Тем не менее, искусственная шкура сдиралась натуралистично и с премерзким звуком, кровь хлестала, а гибнущий Макрон по наитию выдал коронную фразу «Я ещё жив!» ;Ъ
(которую в итоге Калигула так и не сказал - в самом деле, зачем повторяться?)
За этим кровавым зрелищем на Арене почти сразу воспоследовали похороны сестры императора Друзиллы: мрачная процессия с носилками при факелах прошествовала беспокойными ночными улицами Рима, навевая ещё более беспокойные мысли.
И уж совсем ошеломительной стала для меня «ответка» второго дня -
то, что я писал: когда вокруг всё явно «провисает» и возникает желание «подстегнуть персонажей».
В это время я натужно «раскачивал» второго персонажа, мучительно пытался через взаимодействие с обитателями Рима нащупать проявление его характера, его натуры. Не то что бы я о них не думал накануне - просто оно всё никак не воплощалось... Зато была завязка на конкретного персонажа, с которым можно было в итоге побывать во многих ярких событийных моментах.
black_drozd - верный друг, с которым всегда уместно «приключаться» или подставлять плечо в трудные моменты.
Но вот, именно такой момент настал.
Причём не просто «трудный», а истинная «амба». И в как раз такой ситуации, когда ничего сделать не в силах! Собственно, его - сенатора и патриция - буквально зарезали в торжественной обстановке посреди Форума, прямо на Марсовом поле. О_о
И вот в этой душераздирающей ситуации мысли вертелись как в центрифуге: как на это реагировать? Вот он стоит, - Цезарь, - выскочить перед ним с проклятиями? А смысл? И вообще - так ли поступил бы сорока-трёхлетний ветеран военных кампаний? Но ведь когномен моего героя «Бестия» - наверное «это ж-ж-ж» тоже неспроста! И что мне теперь - в порыве ярости кинуться искать виновного с мечом в руке?
С последним импульсом я поостыл.
Тем более, что жрец Изиды, который собственно и зарезал, был, конечно же, просто инструментом чьего-то коварства. Так что его я как бы простил - просто «осадочек остался»...
А фот фламины Фортуны, чей жребий якобы и судил смерть славному Мессале, стали Люцию Кальпурнию Бестие врагами его личного мира.
Пока же мой вояка сделал самое здравое в этой ситуации - отнёс тело умирающего друга в его дом и вызвал лучших лекарей, чтобы в полной мере отсрочить его смерть, как это было принято. Мы сходили в термы, как и собирались утром... Хоть и не в шумной компании как предполагалось...
И у ложа умирающего я вознамерился начать расследование и отомстить в итоге тому, кто злоумыслил трагедию.
Но даже после всего происшедшего я засыпал, кляня себя за то, что я не в игре.
Я замечал игру вокруг, но не в себе! Это было тоскливое бессилие. Я просыпался, осознавая, что отслеживаю свой режим дня и думаю о еде - верные признаки того, что игровой процесс меня ещё не затронул. Мол, я всё ещё не персонаж, а попросту «Дэн в прикиде»!
Но вот, Игра решила смилостивиться и «повела меня в этом парном танце»...
События меня подхлёстывали и направляли: то мне сообщают, что я нужен при параде учатсвовать в ритуальном поединке в храме Януса, то выяснилось, что это не так, но я - легат военной кампании нашего Цезаря против бриттов, то ещё что-то в этом роде...
И «Поход через Тибр» состоялся. Тот ещё триггер!
Вот эта «игра в солдатики» в лучших традициях Калигулы и Петра Третьего стала волшебной динамичной мистерией. Кровавой агоналией среди разнотравья в лучах заката...
Во время этого похода во мне, наконец, пробудился старина Бестия.
Меня захлестнул кураж. Я вспомнил как обращаться с оружием и в качестве чемпиона победил подставного варвара, а потом уже не единожды плясал с фалькатой, как в былые времена...
Я легко совмещал предложенное Калигулой коллективное безумие с игротехнической идеей массовой встряски и с осознанием самого персонажа, что вот лучший повод заглянуть в глаза Цезарю прямо у своего плеча, вот повод проверить кто виноват.
И принцепс прошёл первую проверку - он не был безумен! Он был одержим.
Да, но он явно желает нас всех испытать: «Пусть каждый проявит здесь свои истинные качества» - так было сказано.
И это тоже определило мне реакцию на многие последующие события...
А потом была нелепая лотерея от проклятущих жрецов Фортуны, и вполне реальные знаки расположения богов. Например, спустя 10 минут после благословления изумительной
merkulova я оказался рядом с девой, которую предполагал сосватать Люций у своего боевого товарища, хозяина Терм - Мезия Асприната.
Фауну в лицо я не запомнил, но это совпадение было то ещё. А помимо того, и наши номерочки были: XVI и XIV соответственно!
Одним словом, повода моим личным «ответкам» появилось с лихвой.
А затем состоялось покушение на Цезаря...
Самая сильная «ответка» в предложенной ситуации.
Она же определила импульсный триггер следующего дня: карательный рейд преторианцев против граждан Рима.
«Покушение на священную особу принцепса не должно прощать.
Пусть прольётся кровь квиритов. Пусть пострадаем семеро из десяти»
- примерно так звучал чудовищный эдикт Гая Цезаря Германика Калигулы.
И, пожалуй, именно это можно назвать кульминацией в разыгравшейся драме.
Для кого-то она окончилась гибелью в луже крови, для моего персонажа - точкой выбора.
Для фанатично преданного памяти Германика бывшего префекта ветеранов обсуждать приказы принцепса было в самом деле бессмысленно.
Вторым весомым аргументом был
luxen, возглавлявший преторий - уж он-то действовал как истинный автоматон. Но мой персонаж любил свой город!
Искренне любил.
Иначе бы он не вернулся в него, зная что под опалой Тиберия его родня уехала, лишившись всей собственности и земель,и что ему самому теперь предстояло жить в трущобах, в инсуле; он любил обитателей инсулы и терм, которых резали на его глазах, он любил и вздорных сенаторов, которых готовились зарезать...
А ещё Митра... Люций Кальпурний Септимиан Бестия был убеждённым митраистом.
Впридачу ещё и посвящённым жрецом. Нет, митраизм - вовсе не религия пацифистов! Её адепты проливают кровь, но исключительно в священной битве. И в резне нет место вселюбящему богу Договора и Согласия!
Вот почему одни ценности персонажа были преданы, а другие подчёркнуты.
Вот почему он обратил клинок против сослуживцев-преторианцев... Кстати, из любви к ним же!
Так что, момент для такого жёсткого сюжетного хода был превосходен!
Почти сразу от Цезаря отвернулось пол-города. В то же время один из сенаторов, Азиатик, попытался совершить вооружённый переворот, провозгласив новый Триумвират. И всё это - на фоне начинающихся Сатурналий.
Ну то есть, самые кровавые и тревожные часы римского бытия совпали с Карнавалом! Примерно так же было и спустя тысячу с лишком лет в средневековой Европе.
Ну и финальная Арена с её кровавой же, опять-таки, мистерией принесла в жертву многих.
Включая Императора. Включая и моего персонажа - ветерана Каппадокийской кампании, префекта когорты «Аврора», адепта Митры всадника Люция Кальпурния Септимиана Бестии...
Я очень доволен игрой, хотя мне и очевидно, что её можно было сделать более согласованно.
Но я в курсе о стольких "пробоинах", при которых подобное судно было обязано "утонуть", что всё оставленное позади можно смело назвать чудом.
Чудные игроки, чудные игровые ситуации...
...Чудесна мистерия «Британской Войны», которая окрылила персонажа, а игроку фактически вернула веру в себя...
...Чудесны и катарсичны три моих выхода на Арену, которые фактически сделали мне игру...
Собственно, это вышеописанная казнь Макрона, это поединок с моим великолепным боевым рабом
meethos, и это мистериальный спектакль о противостоянии Диониса и царя Миноса...
Миносом вызвали меня, и далее был полнейший импровиз! И это было божественно!
Спасибо
novsevr за контакт и
expellearmus за доверие.
Алчу узреть фото этих трёх событий. Надеюсь, появится и видео ;Ъ
а по отдельным претензиям игроков
я комментировал отдельно дублировано в сообщество игры