И снова здравствуйте!
Вернулся из поездки на конференции в славном городе Питере и не менее славном, хоть и куда менее известном, городке Вязьма смоленсой обл.
Первая поездка была в Питер.
На IV Российский культурологический конгресс «Личность в пространстве культуры»
http://lenexpo.ru/node/61Итак,
означенный научный хэппенинг имел место в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, в
комплексе «ЛенЭкспо». Прямо на берегу Финского залива.
Кстати, там всех пугали какой-то бурей над Питером - дескать "ах, ах,
«Святой Иуда»!" -
ну так вот: я будучи почти в эпицентре, практически
ничего экстримного не заметил!
Ну - ветренный был день. и влажный... Бывает.
Когда я покидал город 31 октября, было солнечно.
А вот и
новости о самом мероприятии.
Итак, моя секция была танатологическая. Очень хорошо, что эту тему всячески двигает в России украинка, моя однокурсница
Ольга КИРИЛЛОВА.
По ссылке лежат
тезисы моего доклада об изменении отношения к Меланхолии и сатурнианстве XV-XVII веков.
Но как я и говорил, ожидается электронная публикация. И я непременно выложу её основу здесь.
Что же до самого конгресса, то не взирая на заявленную тысячу участников, я лично видел единовременно не больше ста человек. В организации предусматривался пафос, но душевного единения участников не воспоследовало. В отличие от абсолютно домашней обстановки второго мероприятия.
Что касается второй поездки, тут уже всё было куда колоритнее!
Вязьма.
Вид на одноимённую речку и Богородицкий храм (ныне - краеведческий музей)
см. также
http://sobory.ru/article/?object=01011
Хотя
Вязьма, откровенно скажем, городишко захудалый, но её культурно-историческая ценность огромна. Ведь именно там некогда была временная столица Московского царства - резиденция государя
Алексей-Михалыча Тишайшего.
А ещё считается, что именно здесь французская армия Бонапарта пустилась наутёк понастоящему.
Ведь как мы знаем, ни Бородино, ни даже взятие пустой и сожжённой Москвы точку в той войне не поставило.
А вот под Смоленском иноземцы будут застревать, как известно, не единожды...
Так что, город сей постарше славного Петербурга будет. И там
есть на что посмотреть! Взять хотя бы Спасскую Башню -
остатки местного кремля XVII века.
Колоритны там и остатки
Аркадьевского скита, и его
Свято-Троицкий собор, и ныне женский, а ранее мужской
Монастырь Иоанна Предтечи...
К слову,
Одигитриевская церковь этого монастыря имеет уникальную архитектуру: она трёхшатровая.
Таких конструкций на Руси всего две!
(кому эта тема интересна в деталях -
вам сюда и
вот тоже:)
Одигитриевская церковь
Вяземский Свято-Троицкий собор
По части памятников в Вязьме, как и во всяком городе, не без курьёзов...
Вот, в частности, можно показать два таких перла. Вяземская интеллигенция их откровенно стыдится.
Брутальный памятник русскому лаптю :))
«От лаптя - до колеса, от стратонавта Прокофьева - до космонавта Гагарина, от Москвы - до Парижа».
О как! Меж тем, археологи нашли в Вязьме сотни останков средневековых сапог,
включая женские и детские, но ни одного лаптя! Купеческий это был город.
Творение сие современного зодчества вяземцы втихомолку зовут «памятник писсуару»...
А с чем тут ассоциируется вот этот памятник в правой части фото (вид сзади особенно!) я и вовсе промолчу...
см. также:
http://glukovarenik.livejournal.com/1271856.htmlи шире - про Смоленские места:
http://alferovo.ru/region.html и
http://indie2k.livejournal.com/626224.html И вот на этом колоритном фоне происходила, как я уже анонсировал, Вторая международная научная конференция
Феномен алхимии в истории науки, философии, культуреПРОГРАММКА:
http://philologist.livejournal.com/5219397.html Всё происходило, как повелось с прошлого раза, в
Филиале Московского Гос.ун-та Технологий и Управления имени К.Г.Разумовского (ул. Ленина, 54).
вот собственно, и сам
Вяземский филиал МГУТУСобственно, а почему Вязьма?
А всё просто. Дело в том, что там живёт и работает организатор данного профиля конференций от общей ассоциации
АИЭМ, замечательный учёный,
«российский алхимик с двадцатилетним стажем»,
Юрий Фёдорович Родиченков
Между прочим,
как раз буквально этой осенью (18 сентября)
ушла из жизни монументальная фигура российской науки, чьё присутствие было ожидаемым как на первой конференции (питерский конгресс культурологов), так и тем паче подразумевалось на второй, алхимической.
Речь идёт о достославном мэтре советского научного дискурса по алхимии
Вадиме Львовиче Рабиновиче.
Помимо алхимии он был мастером имитафор и
специалистом по альтернативной поэтике.
(см.:
http://www.youtube.com/watch?v=-1K1KWckGEo и
http://www.youtube.com/watch?v=cZjudeQsbxg)
И вот, упомянутый Юрий Родиченков - его ученик и преемник на поприще изучения Королевского Искусства.
см.:
http://www.smolnews.ru/news/21042http://www.smolcity.ru/reset/culture.php?ELEMENT_ID=69689и
http://www.gorodnews.ru/aif/item.php?id=429...
На самой конференции Юрий Фёдорович излагал весьма любопытные наблюдения касательно
Роберта Бойля.
* Собственно, те, кто повторяет на страницах статей, что начиная современную химию, Бойль «заколотил последний гвоздь в гроб алхимии», явно не знакомы с его трудами и наработками. Там хватает алхимического дискурса! Как и в творчестве Исаака Ньютона.
но это - как раз тема прошлогоднего доклада Ю. Родиченкова...
Здесь же слушатели впервые узнали о попытках добиться анти-трансмутации (!) посредством анти-магистерия (то есть чистое золото должно бло обратиться в грязное месиво). именно Бойль пытался достичь успеха в этом «сатанизме от алхимии»
* Не менее информативно исследование кандидата культурологии
Ольги Клещевич по образности алхимического трактата
Франциска Меркурия Ван Гельмонта «
157 алхимических канонов».
Трактат переведён и подвергнут глубокому структурно-семиотическому анализу, который
автор уже успешно применяет в контексте герметизма.
(Ещё одна глубокая статья
o-kleschevich:
http://www.duhonavtika.spb.ru/staty_2011_01.htm)
(Её автореферат:
http://www.dslib.net/teorja-kultury/problema-soderzhanija-alhimicheskogo-traktata-xvi-xvii-vv-kak-posobija-po-duhovnomu.html)
Подытоживая её отчёт по ван Гельмонту, укажу, что автор считает образность алхимиков единой со средневековья и до Новейшего времени. Разница парадигм на значение символов, дескать, не повлияла.
Занятные изыскания по Российскому герметизму и алхимическим веяниям в XVII-XVIII веках произвели москвичи Юрий Иванович Петров (историк, автор
вот этой книжки)
и
Юрий Халтурин.
(вот
ещё статья Ю.Л.Халтурина) (а
тут его автореферат)
* Автор аргументированно иллюстрирует непосредственную связь российских розенкрейцеров XVIII века с массонами, их символикой и идеологией...
Лично меня весьма порадовали алхимические комментарии их посвятительных ковров...
(кому интересно:
http://www.hermetics.org/pdf/Jennings-Rosicrucians_Rites_and_Mysteries.pdfи
http://waronyou.com/forums/index.php?topic=15202.0 http://www.sacred-texts.com/eso/sta/sta43.htm)
Восточный мини-блок представили:
* глава ассоциации
АИЭМ,
Сергей Владимирович Пахомов -
питерский заслуженный востоковед (
см. публикации, а также
антропологический архив) - с докладом об индийской алхимии «Расешвара».
* милая доцент из Киева
Ярослава Шекера поведала об основах даосской алхимии.
Порадовали молодые специалисты!
* Замысловатым, но эрудированным был доклад Дмитрия Ратникова о музыке сфер в герметизме и алхимии.
* Яркие неожиданности открыло выступление перспективнейшего юноши из Саратова
majoratsherr об алхимизме молодой страны Советов. Ну прямо чудо какое-то:
«...В.В. Рюмин в своей книге для подростков «Занимательная химия» 1926-го года обращается к алхимическим образам, не всегда ссылаясь на то, что они имеют оккультное происхождение.
Чего только стоит рецепт изготовления «зеленого льва» - припрятанный, однако, для отвода глаз в гуще бессмысленных опытов вроде приготовления «белого снегиря» или «синего хлеба». Сатурново дерево, альбедо и рубедо, философское яйцо и Magnus opus - не единственные алхимические темы, которые Рюмин разрабатывает в своей книге.
Как показывают приведенные нами примеры, «Занимательная химия» оперирует вполне алхимическими символическими концептами, не только опираясь на общеизвестные алхимические «чудеса» и претворяя их в жизнь рациональными методами, но и спекулирует идеями «Большого королевского искусства», обыгрывая их в ироническом ключе.
Однако всегда, ли ирония являлась подлинной? Может ли она быть лишь средством маскировки, наряду с конвенционально обильными цитатами из Маркса и Ленина в научных трудах советского времени?...»
А вот классика!
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец...
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать.
Н.А.Морозов.
ГОСПОДА ИНТЕРЕСУЮЩИЕСЯ!
В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ВОСПОСЛЕДУЕТ ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА НА ТЕ ЖЕ ТЕМЫ! НЕ ПРОПУСТИТЕ!
(к слову, ваш покорный слуга отныне тоже официально
входит в ряды российских культурологов.)