Моя давнишняя статья о Джоне Ди. (часть 3)

Mar 13, 2013 01:01



Ну вот и подошло к финалу изложение моей студенческой статьи о Джоне Ди и Эдварде Келли!
Впрочем, в это месте до финала ещё далеко! Ведь повествование только-только завершило биографический очерк! Точнее сказать так:
В позапрошом посте речь шла о ранних годах жизни и творчества Джона Ди; его многочисленные связи и истоки столь разнообразных интересов...
А затем мы углубились в зрелый период Джона Ди, состоящий из описания капитальной поездки по Центральной Европе в компании Эдварда Келли и семейств их обоих, а далее - очерк о возвращении и двух десятках безрадостных лет...

Невероятная история Джона Ди
и его помощника Эдварда Келли

[ОКОНЧАНИЕ]
стр.53

Теперь - самое время детальнее всмотреться в наиболее противоречивый этап жизни Джона Ди. Речь идет, как можно догадаться, о совместных похождениях его вместе с Келли по Центральной Европе.


Но при изучении источников невольно не отпускает ощущение какой-то странной фарсовости записей Ди... Особенно это касается подробностей общения его и Келли с вызываемыми ангелами. Да, Эдвард был наилучшим из возможных медиумов! Он видел столь многое... но видел ли?
Нередко комментаторы утверждают что коварный Келли нагло лгал, и вся эпопея с ангелами была экспромтом его психологического и драматического гения. Мол, самому Эдварду были нужны исключительно познания Ди в алхимии; он тоже рвался к искусственному золоту.
Но временами из-за встреч с потусторонними «наставниками» Келли сам попадал в такие переделки! И, пожалуй, чаще, чем доктор Ди...

Так, 29 апреля 1582 духи приказали Келли жениться (а ему было почти уже 27). Эдвард пришел в ужас, но Ди долго убеждал его вести себя благоразумно и не перечить силам «мира иного». И вот, до конца того же года Келли обзавелся супругой. Джоан Купер была рачительной вдовушкой с двумя детьми... но с весьма сложным характером. Доктор, сам превосходный отец и семьянин, неоднократно и с сожалением описывал многочисленные ссоры супругов Келли.
Жену Эдвард так и не смог полюбить, а вот к детям относился трепетно и с большой заботой. Об этом впоследствии напишет его дочь, талантливая поэтесса. [Имя Elizabeth Jane Weston достаточно известно как в истории культуры Англии, так и Чехии. И если точнее - она его падчерица]




Джон Ди (графическая обработка портрета от 1592) и Эдвард Келли (условный графический портрет 17 в.)
стр.54
В 1582 у Ди появляются «гостинцы» от ангелов и «особый кристалл» специально для сеансов, якобы врученный Уриилом. В этом же году в записях всплывают и некие важные алхимические артефакты: так называемая «книга святого Дунстана», сосуды с порошком, необходимым для изготовления философского камня... История появления этих вещей туманна и чересчур мистична. Книга, мол, попала к Келли от гробокопателей, вскрывших гробницу святого Дунстана в Гластонберри.

Существует и версия, что Келли вместе с Ди ездил в Гластонберри; там оба копошились в склепе епископа, пока не нашли манускрипт и порошок... В 1583 Ди корпит над упомянутым манускриптом из Гластонберри. «Ангелы» помогают ему в этом. Эдвард проявляет крайне взрывной и несдержанный темперамент - он утомлен математической терминологией и устал от черчения диаграмм - и вообще выражает свое недоверие «ангелам». Те же дают Ди понять, что Келли «слишком много общался со злыми силами» (фактически, одержим бесом)...
Однажды на сеансе явилась дева-ангел Мадими и устроила демонстративное исторжение бесов из Эдварда Келли. Ди украшает свои записи об этом текстами псалмов... В том же 1583 на одном из сеансов коллегам были явлены пророческие картины: казнь королевы Шотландии, Марии Стюарт (состоялась в 1587) и приближение «Непобедимой армады» (1588).

Так записано в дневниках Ди. Остается только гадать о возможной связи этих пророчеств с внезапным отъездом двоих медиумов в Европу. В сентябре 1583 семейства Ди и Келли в полном составе, со слугами, выезжают на континент...

Весной следующего года они прибывают в Краков, а затем отправляются в Прагу, к знаменитому покровителю алхимиков и тайноведов, императору Рудольфу II.
Там Келли берется за старое: бранится со своим мастером, кутит, участвует в дуэли...
В дневнике доктор сетует: «нынче Сатана весьма озабочен Э.К.».
Любопытное наблюдение сделал тогда Ди, выяснив, что пик приступов ярости Келли всегда приходится на непогоду, ветер и грозу, чаще всего - на грозу с мощными электрическими разрядами.




Однако при посредничестве Келли «ангелические сущности» на сеансах рассказывают много интересного. Так, некий ангел Налваг поведал о неведомом крае под названием Фалагон; о том, что обе Америки - это вершины затонувшей Атлантиды. Северный полюс был обозначен, как «необъятная бездна», Гренландия названа «землей, полной золота»; описывались Бактрийская пустыня и «Катай» - Китай.
Ди был счастлив, что знает теперь - какой ангел каким управляет краем.
Будет к кому обратиться путешественникам, попавшим туда...

Но неоднократны были случаи и явно ложных пророчеств - о предательстве и преждевременной смерти кое-кого из старых друзей, о страшной гибели молодой супруги Джона Ди... Можно ли считать, что Эдуард Талбот-Келли обманывал «бедного старичка»? Что он лишь пользовался расположением доктора?
Из дневника Ди это не очевидно.


С Келли он возился искренне, как с сыном, всегда стараясь быть с ним мягким и терпеливым.
Есть сведения, что в Оксфорде Келли все же учился под именем Талбота - и обучение не завершил. Сын аптекаря, он работал переписчиком и адвокатом. За некое преступление у него были обрезаны уши; якобы по этой причине Эдвард не стриг волос и носил шапочку ученого. Итальянский дипломат упоминает его хромоту, а Ди несколько раз писал, что Эдвард был «упитан», «весил немало»...
Итак,
«колченогий, тучный, длинноволосый, вспыльчивый, а подчас и истеричный персонаж, который вырисовывается из этих свидетельств современников, не слишком похож на демонического обманщика из легенды, хотя, надо признать, и в этой версии он не выглядит особо привлекательным и симпатичным».
стр.57

Так пишет Чарльз Николл, посвятивший Келли отдельное исследование - но и он хвалит «хорошо подвешенный язык» и «актерское мастерство» медиума, которые позволили тому дурачить старого математика... Николл утверждает, что Келли был шпионом, приставленным к Ди (хотя при этом он не упоминает: кем именно «приставленным»?). Эдвард копался в вещах своего мастера, занимался некими интригами у них дома...
стр.55
В своем дневнике Ди сетует, что «Мистер Эд. Талбот (Э.К.) - прохвост». Позднее же надпись зачеркнута, и рукою Келли дописано: «Чудовищная, злобная напраслина».
Иными словами, бесстыжий Эдвард читал личные записи Ди и даже имел наглость вносить туда правки! Но в то же время, - что могло побудить Келли так себя вести? Так дискредитировать себя, коль он хотел «водить доктора за нос»?..


Возвращаясь к дальнейшим событиям, укажем, что 3го сентября 1584 ученых принял император Рудольф. Судя по дневнику Ди и отчетам современников, главной темой речи доктора было нравственное и моральное наставление императору от ангелов.
В Праге Келли полностью отдается страсти Великого Делания; но его явно тревожит лишь материальная сторона вопроса - возможность получить золото. На этой почве он тесно сходится с их новым покровителем - могущественным Вильгельмом Урсином, графом Розенбергом (фактически, вторым человеком в Богемии после императора).


Судя по некоторым свидетельствам, однажды Эдвард смог успешно осуществить трансмутацию... и получил золото! Историки ссылаются на явное использование для этих целей таинственного порошка из гластонберрийской находки. Впоследствии Джон Ди неоднократно будет предупреждать Келли, что когда порошок иссякнет, тот окажется не у дел; поэтому «слишком высоко взлетать» - не следует.

В один прекрасный день, судя по записи Ди, сам архангел Михаил со своим огненным мечом припугнул и пристыдил Эдварда. Мол, та работа, которую они с доктором Ди нынче выполняют, священна и превыше любого золота, драгоценностей; а славу Келли еще познает. После чего архангел милостиво избавил Эдварда от всяческой зависимости от бесов.

Келли тогда шел 29-й год, Ди было уже 57.
Доктор слал письма в королевский совет, предлагая Англии перейти на новый, более точный астрономически григорианский календарь. Барли поддерживал его - но позиция пэров и государыни была неизменной. Календарь изменили только через двести лет...

В апреле 1586 Ди и Келли приезжают в Краков; их представляют королю Стефану Баторию.
Стефан тоже был не прочь воспользоваться плодами алхимии. Но, в отличие от мистика Рудольфа, отговорок и философствований не принимал, заявляя, что хочет получить золото здесь и сейчас!



Он отправил ученых в лабораторию, где весь инструментарий был наготове. Но Келли бил озноб, а доктор Ди только и смог пробормотать что-то про обещание ангелов направить и помочь... Король распорядился принести им все необходимое для незамедлительного сеанса - но эффекта они так и не дождались... Стефан отреагировал язвительно.


Дворец англичане покидали посрамленными. А вскоре они узнали, что 10 апреля 1586 в Праге были сожжены римской церковью экземпляры всех трех трудов Джона Ди, в том числе по «енохианскому языку». В мае же папа издает особый эдикт, предписывающий Ди и Келли в кратчайшие сроки покинуть Прагу... Начинаются их долгие скитания по Европе... Занимаясь своими опытами, Ди не прекращает отправлять шифрованные послания госсекретарю Уолсингему, главе всей британской разведки.

Джон Краули в своем романе «Эгипет» говорит о Ди:
«У него в запасе было огромное количество фраз на самых разных языках, каждая из которых заменяла собой в тайном послании одно из ключевых слов. Слово «плохо» могло выглядеть, как «Благословенная чарами Паллада» или «Ты восхищенья дам достойна, о Астарта», или «И воцарилось божество добра». (...) Из такого рода фраз можно было составлять целые тексты, они были специально подобраны в рифму так, чтобы из них при необходимости складывались длинные, нудные, темные по смыслу аллегорические фантазии, за которыми в действительности стояла какая-нибудь краткая и роковая фраза: «Герцог умрет ровно в полночь».

С сентября 1586 на Ди через Эдварда Гарланда выходят английские представители в Московии. Томас Симкинсон передает от государя Федора Иоанновича личное приглашение уважаемому доктору на пост царского лейб-медика - с немалым окладом, питанием из царской кухни и сверхкомфортными условиями переезда. Дополнительные заверения и доплату слал персонально «лорд-протектор» - князь Борис Годунов. Можно не сомневаться, что инициатива приглашения к царскому двору европейского светила исходила именно от него.
стр.56
Не поехал Ди, по-видимому, из-за проволочек, учиненных Келли. А сам Эдвард весь окунулся в алхимию: азартно проводил публичные трансмутации и всячески рекламировал себя, как великого адепта.
Он перестал помогать Ди в кристалломантике; тот попытался найти замену в лице собственного восьмилетнего сына Артура, но это ни к чему не привело. Более того, Эдвард постепенно сманил к себе в помощники и подмастерья верных слуг и товарищей доктора.




18 апреля 1587 Эдвард вызвал архангела в отсутствие Ди.
Рафаил сказал, что два «духовных брата» должны стать еще более едины - через... взаимный обмен женами! В ужасе были оба. Келли просто рвал и метал, крича, что это обман и безумие. Но Ди с тоской смирился, поскольку верил в особую важность советов их потусторонних «наставников». Он уговорил сперва свою жену (несчастная страдала, но была готова исполнить любую прихоть Джона), а после этого и супругов Келли...
Комментаторы до сих пор ломают копья над подоплекой этой ситуации.
Наиболее «прагматичная» точка зрения состоит в том, что коварный лгун Келли воспылал страстью к Джейн Ди и захотел «махнуться» с Ди нелюбимой женой, которая была куда менее красива и умна, нежели Джейн. Нужно, впрочем, заметить, что Джоан Купер была моложе. Но главное, что, как мы знаем, Келли в принципе противился браку, женился лишь «под давлением» ангела - и не похоже, чтобы он тут лукавил...
Что же до «герметических» теорий, то, согласно Дональду Тайсону, ситуация вполне объяснима. Она подходит для взаимного «обмена магическими токами». Тайсон апеллирует и к христианской логике: «В христианстве муж и жена - одна плоть. Сочетаясь с Джейн Ди, Келли становился дополнением Ди; точно так же, беря Джоанну Келли в свое ложе, Ди участвовал в символическом единении с Келли».




Благодаря заступничеству сильных друзей, вскоре Ди и Келли получили разрешение возвратиться в Прагу. Воспользовавшись этим, Эдвард стал практиковать алхимию в доме на Златной улице; это здание и ныне зовется среди жителей Праги «Фаустов Дом». Ди остался в городе Требоне.

Джон Ди - «великий примиритель» еще с молодости - сделал все возможное, чтобы их с Келли взаимные разногласия позабылись. Он вновь воссоединился с Джейн, у которой уже был ребенок от странного брака с Эдвардом. Джоан Келли продолжала жить со своими детьми там же, в Требоне.
Фактически, все они составляли одно большое семейство...

стр.57

Лорд Барли слал обоим письма о возвращении. Осенью Ди собрался домой и стал звать туда же Келли.
Но тот уже обосновался в Праге прочно. Он сибаритствовал и стяжал лавры при дворе. Блистательный и недостижимый придворный алхимик императора, - скоро Эдвард станет аристократом, «рыцарем-в-золо-том» («eques auratus»), и будет подписываться не иначе, как «Сэр Эдвард Келли Имамьи, баронет Богемский»...
Впрочем, окончит сей загадочный субъект довольно печально. После исчерпания «порошка из Гластонберри» (да был ли этот порошок, или все успехи Келли с изготовлением золота объясняются ловкими трюками?) Эдварда ждали бедность, конфискация имущества, тюремное заключение - и, согласно то ли хроникам, то ли легендам, бегство из тюрьмы в 1697, во время которого злосчастный «медиум» упал с крепостной башни и разбился...



Итак,
в чем же изюминка примечательного партнерства двух неординарных людей, Джона Ди и Эдварда Келли?

По мнению Дональда Тайсона, «как видно из приведенных выше биографий, Ди и Келли не имели почти ничего общего. Ди был дворянин, учёный, патриот, пророк, агент королевы и, к тому же, человек, чьи необычайные знания и благочестие отмечались всеми. Келли был простым человеком, подделывателем, фальшивомонетчиком и некромантом. Его миром была темная сторона деловых отношений и обман. Однако Келли не был, по сути, злым человеком. Скорее это был просто романтик и мечтатель, который стремился к тайным знаниям в надежде достичь собственного благополучия. Эта жажда к открытию тайн духовного мира и объединила его с Ди. Если Келли старался для себя, то Ди воодушевлялся службой королеве и нации, однако оба стремились выиграть один и тот же приз».

На самом деле, Джон Ди, очевидно, не был ни увлеченным мистиком в компании хама и прохвоста (по Густаву Майринку), ни наивным дедушкой-волшебником - игрушкой у низменного злодея и мошенника (по интерпретациям многочисленных комментаторов).


В постсредневековой Европе, снедаемой религиозными войнами и конфронтацией аристократии и буржуа, обе приведенные модели поведения были бы просто гибельны. Бесхитростный человек, будь он хоть ста пядей во лбу, не смог бы просуществовать в тогдашнем мире львов и лисиц. Более того, гениям Ренессанса было свойственно иметь определенное коварство, натуру нередко взрывную и агрессивную, характер жёсткий, а мораль - гибкую. Добрый и сердечный англичанин-патриот в то время был способен водить за нос испанца либо немца, втихую вредить его стране... Верна и обратная ситуация.

Был ли Джон Ди, «агент 007», способен на подобные махинации и сознательный обман, пусть даже исключительно по отношению к не-англичанам? Вполне реально. Мог ли он позволить шарлатану водить себя за нос в течение восьми лет подряд? Весьма сомнительно. Был ли Келли таким отпетым негодяем и мерзавцем, как многие о нем полагают? И это не слишком вероятно.
Так какие же допустимы версии их отношений с Келли, - помимо чисто литературных вариаций?

Понятно, что наибольшей популярностью пользуется упоминаемая нами модель с добродушным рассеянным стариком-волшебником и его прохвостом-помощником. Фактически, даже наиболее уравновешенные авторы так или иначе эксплуатируют этот штамп.
Вот что пишет Чарльз Николл:
«Картины, рисуемые Келли, кажутся настолько прекрасными, что невольно думаешь: а может быть, он и сам верил в то, о чем рассказывал? Может быть, он и вправду слышал голоса и видел чудесные сцены, когда вставал на колени перед «магическим кристаллом»? Казалось бы, его бурный темперамент, о котором мы знаем по другим источникам, говорит скорее в пользу этого предположения - а если это так, дневники Ди смело можно было бы признать журналом для записи шизофренических галлюцинаций.
Но духи слишком уж часто вещают и показывают нечто столь выгодное для Келли, что гипотезу о сумасшедшем визионере приходится отклонить (одним из самых наглядных эпизодов служит история «совместного брака»). Нет, Келли, скорее всего, был настоящим шоуменом, человеком незаурядного артистического дарования, блестящим лицедеем - правда, из числа тех, что иногда способны почти полностью слиться с разыгрываемой ролью».

Вторая версия - безумие самого Ди.
В этом варианте доктор - эдакий дон Кихот, который при всех своих умственных и душевных достоинствах регулярно общается с пэрами Круглого Стола, драконами и призраками. Учитывая, что он математик, - это еще более реально, поскольку именно математические гении особо склонны к психическим и умственным расстройствам.
При этом раскладе Келли - хитрый Санчо Панса. Он подыгрывает своему товарищу и учителю, но иногда откровенно пользуется верой Ди в вызываемых на сеансах духов. А мастер не распознает фикцию, поскольку сам видит то, чего нет... Когда же Келли надоело возиться с вымыслами, он попытался переменить тактику, стал увлекать больного «золотоносной» алхимией. В конце концов, ему надоело и это; Келли занялся собственной карьерой, решив, что наставник его стал «неизлечимым лунатиком»...



Аллегория Рудольфа Габсбурга
Те факты, что от Ди регулярно уходили слуги, исчезали с его горизонта друзья и бездействовала, хотя и была с ним ласкова королева, - не признаки ли отношения людей к душевнобольному, хотя и уважаемому, человеку? Бывали в его жизни и «проверочные» визиты английских ученых мужей, которые могут рассматриваться, как экспертные комиссии, призванные определить вменяемость Ди!
Вот почему несколько поздних источников пытаются доказать, что Сервантес взял сюжет своего бессмертного романа из истории двоих британских тайноведов...

Кроме указанных вариаций, возникает логическим путем и третья модель: «два гения-махинатора».
Тут мы рискнем предложить аналогию, отечественному читателю достаточно знакомую, но ни у одного из авторов пока не возникшую. Итак, представим себе, что перед нами персонажи из «Золотого теленка»: Корейко и Бендер.
стр.58
У первого (пожилого) великолепный математический ум и склонность эффектно мимикрировать под интеллигента-обывателя; второй (молодой) - мастер импровизаций, начитанный романтик с актерскими способностями и четырьмястами относительно законными способами добывания денег.
Читатель резонно спросит: да что же могло их свести вместе-то?




Ну, во-первых, согласимся, что обоих могли увлечь очередные небрежно лежащие миллионы. Ди и Келли побывали с сеансами спиритизма и алхимии в самых знатных домах Центральной Европы (не бесплатно, разумеется). Во-вторых, представим себе, что «на хвост» обоим сели правительственные спецслужбы. Отныне ловкачи вынуждены работать на государство, и в этом основной стимул их сотрудничества.
При какой угодно взаимной неприязни и ссорах - они просто не могут разбежаться!
Хотя, выполняя разведзадания, наши агенты вполне могут позволить себе вспомнить молодость и «постричь» наивных европейцев, включая князей и императоров...

Наконец, есть версии эзотерические. Согласно им, можно принять все за чистую монету и считать, что «явления ангелов» через кристалл были на самом деле, как и записано в дневниках. Мир неоднозначен и непостижим пятью человеческими органами чувств. Значит, можно предположить, что доктор Ди попросту вышел на контакт с силами, влияющими на бытие!

Можно также исходить из традиций ортодоксального христианства и соглашаться, что - да, вызывали, но уж никак не ангелов Господних, а самых что ни на есть настоящих демонов. И весь этот спиритизм был «дорожкой по наклонной плоскости». По мнению христиан-ортодоксов, Ди не только погубил этим себя как ученого и политика, но и запятнал свою, дотоле чистую душу...

К слову сказать, нетрудно сплавить несколько упомянутых моделей в единую.
Ди и Келли выходят, как им кажется, на духов «мира иного»; то, чем они занимаются на сеансах - с точки зрения XVI века, типичная одержимость, с более поздней - шизо-параноидальные фантазии.
Но при этом ничто не мешает психопатам быть махинаторами!
А момент раздвоения личностей весьма способствует возможности совершать преступления - и спать сном праведника, будучи искренне уверенными в своей душевной чистоте и праведности. Вспомним историю Джекила и Хайда...
Увы! Это как раз тот случай, когда даже технические возможности будущих веков вряд ли помогут нам узнать тайну Джона Ди и Эдварда Келли...



Моя версия вышеописанных мистиков Золотого Века

P.S.
См. также дневники доктора Ди, и вот - попытка расшифровки его Монады
и биография на http://jdoms.blogspot.com/2009/10/life-of-john-dee.html
По Эдварду Келли см. A12. MURDER OR SUICIDE? (The three escapes of Edward Kelley);
эссе Чарльза Николла The Last Years of Edward Kelley, Alchemist to the Emperor
и его Богемские произведения The Theatre of Terrestrial Astronomy, а также The Stone of the Philosophers
И немного конспирологии от Терезы Бёрнс:
Francis Garland, William Shakespeare, and John Dee’s Green Language
Shakespeare's Green Garland Part Two: William Shakespeare, Spy, and a Visit to Trebona

наука, креатифф, аналитика, история, интрига, XVI-XVIII век, старушка АНГЛИЯ, Центр.Европа, интересные личности

Previous post Next post
Up