Гильдагар
Гильдагар сын Гильранира родился в 1922-м году Третьей Эпохи в знатной артэдайнской семье, связанной в своё время по женской линии с правящей арнорской верхушкой. Уважаемый в Артэдайне род, неоднократно бывающий в гостях у квенди Имладриса.
Отец, Гильранир (1840 - †1975), был поверенным при государях Арафанте и Арведуи. Он участвовал в последней, гибельной битве 1974 г., где оказался зажатый в Синих Горах в одном отряде с королём. Гонцы Гаваней и Гондора, которые с ними контактировали в течение того рокового года, упоминают, что Гильранир сокрушался о скоропостижной гибели сына на поле боя. Говорил, что жалеет о том взаимонепонимании, что между ними возникло. Что он посмел усомниться в своём наследнике и даже заподозрил в нём недоброе, но как оказалось - был неправ. И теперь, дескать, уж не может перед ним извиниться. Личное служение Государю - последнее что у него осталось. ...
Говорят, он отплыл вместе с Арведуи от лоссохов на эльфийском корабле, который более никто не видел...
Меж тем, Гильдагар действительно получил в битве с орками Ангмара немалые раны и пал бездыханный. Но выжил. Теперь необходимо пояснить, что же у них с отцом была за размолвка. Почему отец считал, что сына будто подменили.
Это случилось во время поездки 1940 года, когда юный Гильдагар сопровождал отца на встречу с послами Гондора. Встречи традиционно проводились в пустующей нуменорской твердыне Ортханк, где хранился один из палантиров, и которая открывалась исключительно для встреч и дипломатических миссий государственного значения. В остальное же время она пустовала, и даже гарнизона в ней расквартировано не было ни Гондором, ни арнорскими княжествами.
Стояла ранняя весна, хотя лёд на реках уже таял, и однажды случилась оказия, что на переправе через приток Изена конь под юношей оступился на скользком камне и вынужденно сошёл с гати на глубину. Забрыкался, в панике от внезапности и холода, и скинул Гильдагара на хрупкий лёд.
До самых переговоров молодой человек бодрился, что с ним всё в порядке, что это весёлое недоразумение, и что поводов для беспокойства нет. Но на обратной дороге ему было всё хуже и хуже. Когда парламентёры вернулись в Форност, у парня был жар и горячечный бред. Гильранир обратился за помощью к королевскому лекарю. Тот долго возился с отварами, но состояние молодого человека не улучшалось.
« - Лучше бы меня самого поглотил лёд! Только бы ты жил» - воскликнул в сердцах Гильранир. Лекарь отвлёкся и серьёзно посмотрел на лорда.
« - Гляди, как бы слова твои не сбылись!»
А нужно сказать, что сей почтенный лекарь был учеником самого Мальбета. Со вздохом он сказал, что попробует затеять ворожбу и просчитать расклад небесных тел.
Спустя время он воротился с таким ответом, что якобы вернуть сына отец уже не сможет. Но если он стремится, чтобы этот человек выжил - достаточно вручить ему в ложе семейные реликвии, дать жаропонижающее снотворное и оставить на три дня и три ночи. Такой расклад озадачил его самого, а Гильранир тем более не задумывался о нюансах. Для него обретение живого-здорового наследника было единственным и абсолютным устремлением.
Реликвии принесли.
Среди них был искусный арнорский меч, созданный некогда для противостояния нелюдским силам Ангмара, - якобы способный взаимодействовать с миром духов. Имя ему было Имлор. В руки юноше вложили клинок, облачили в дедовские парадные одежды и оставили на три дня и три ночи.
И вот...
СОН ПЕРВЫЙ
Темнота. Свет факелов. Мы идём к Храму...
Я связан... Вокруг ненавистные лица предателей.
Они продались е м у, когда Государь так нуждается в помощи! Вот они установили меня перед алтарём... Сейчас наверное начнут пытать и глумиться. Здравствуй, благословенное забытие!
...Я один. Всё ещё перед алтарём.
Снаружи какие-то крики и лязг усмирительных орудий. Наверное очередное подавление бунта...
Я устал... Всё как в тумане...
...Я что-то говорю в алтарь... Над чем-то смеюсь, сокрушаюсь...
Ну да, если бы руки были свободны и больше времени, я бы успел отговорить Государя от этой нелепой затеи! Проклятый Зигур... Это же надо, какое безумие! Плыть на Запад! Только Восток. Только там - наше будущее! Если бы только я имел возможность этому поприятствовать. Если бы не скорая и неизбежная гибель, я бы мог узреть славу своего народа!
...Величие Высокой расы Человека Запада. Да мы бы завоевали весь мир. Мы бы диктовали условия иным расам, а не они нам. Неужели этому не бывать?
...В голове чей-то раскатистый смех...
«Ты услышан»
...Меня обдало жаром... Гулкая темнота...
...Снова о н... Уже без слуг. В глазах интерес и легкое раздражение.
« - Вот значит как? Стало быть, вот так... Хорошо же, о мой закадычный соперник, я вижу, тебе оказали услугу. Хотя твои предки, хе-хе, наверное, пришли бы в ужас от подобной перспективы... Но я не стану перечить тому, что случилось. Более того, я ускорю твой выбор!»
О н самолично отвязывает меня и куда-то волочёт... Холод камня... Снова забытие...
...Я очнулся на пронзительном ветру. Надо мной штормовое небо. В лицо попадает морской ветер... Пронзительные вопли буревестников... Что-то нехорошее грядёт.
« - Ты вовремя проснулся, Тамразор»
...Снова о н. Как же я устал...
« - Итак, тебя обязали удостовериться в своей правоте - либо моей. Ну и превосходно! Враг мой, живи и наслаждайся зрелищем - бронированая эскадра Нуменора отбыла час назад. На Запад. Наслаждайся осознанием! Ты знаешь, где мы? Ваша священная вершина Менельтармы! Мало кто из смертных бывал здесь помимо королей вашего острова. Видишь, какая тебе оказана честь?»
Я в благоговейном ужасе... Холодный пот прошиб всё тело...
« - Уже осознаёшь?»
...Чувствую насмешливый и триумфальный взгляд.
« - Ваш незабвенный Творец не спешит обрушить на нас небеса. Я только что был на самом пике горы - звал Его, искал с Ним разговора... Глухо!
Осознаёшь? Ты уверен, что Там вообще Кто-то есть?»
...Ощущаю, что моё старческое тело сейчас стошнит...
...Небо чёрное от туч... Что-то грядёт...
« - Ну, Тамразор, упивайся гордым одиночеством, как некогда Хурин на Тангородриме. Мне же уютнее на площадке Храма. В ваши смотровые трубы я увижу несколько больше, чем отсюда...»
...Снова забытие...
...Просыпаюсь от ощущения, что рушится мир.
Новая встряска.
Жар и вспышка света.
Тоскливое осознание, что всё пропало, и что всё-таки ничего я не успел...
СОН ВТОРОЙ
...Мы стремительно спешим с факелами по холодному и сырому подземному коридору. На нас нуменорские доспехи. Гулко капает вода в переходах...
« - Ты уверен, что ему можно доверять? Когда-то н а ш и попытались решить проблему с Юга - теперь все земли за Бал’к-Умбаром принадлежат Дахару и его вассалам! А эти отщепенцы сидят в своём гордом Гондоре и не знают горя»
« - Поверь, все потомки Людей Короля, кто ещё помнит правое дело возрождения былого величия - здесь! Часть н а ш и х - в Рудауре. Скоро там грянет буря. А мы пока ударим им по северным рубежам. Поверь, Друзья Эльфов долго не продержатся»
« - Всё это хорошо, я не сомневаюсь в н а ш и х. Но меня смущает эта затея с присягой Железному Трону. Не уверен, что этому колдовскому королю Карн-Дума можно верить. Мне кажется, я его помню по другим делам»
« - Не сомневайся! Теперь мы - Ангмар. Мы правим местными варварами, а скоро будем править всеми Серыми Землями.»
« - Ты видел, КОГО он привёл в гарнизоны твоих варваров? Это же исчадия Саурона!»
« - Во-первых, не нужно лишних имён. ТОТ исчез, и, надеюсь, навеки. Во-вторых, он уверяет, что это временная издержка. Вынужденное обращение к пушечному мясу. Пусть лучше Друзья Эльфов поубивают их, чем нас, ты не находишь? А когда мы победим, все эти нелюди будут отправлены на рудники либо ликвидированы. Во славу нашей Высокой Расы Человека Запада!»
...И вот мы в ставке командования...
Колдовской правитель Карн-Дума стоит во главе стола. Высокий, в серебряной маске. Руки в перчатках. Такое ощущение, что он боится обнажить даже дюйм своей плоти.
Вот он пристально всмотрелся в меня...
...Странная вспышка в мозгу...
На долю секунды я снова стою в Островном Храме, мне уже много лет, и я связан...
Рядом стоит проклятый Зигур и ещё трое. Один, самый высокий, Аргор, - полководец из колонии - смотрит на меня тем же взглядом. Разумеется, это снова он! Выжил-таки, исчадие Тьмы!
Скрипучий смех...
...Видение померкло.
Смех затихает - это владыка Карн-Дума.
Он кивнул и вновь вернулся к карте местности, начертанной на широком пласте пергамента...
...Ощущаю пустоту...
Осознаю, что здесь мы не добьёмся своей цели. Нас предадут.
Но теперь-то у меня и правда достаточно возможностей всё оценить и сделать выбор.
Рано или поздно, чаши весов склонятся!
СОН ТРЕТИЙ
Весь цвет артэдайнской знати стоит в Имладрисе.
Ситуация на фронте нелегка. Государь Элронд обещает поддержку и помощь.
Вот обсуждение подходит к концу, гостей приглашают на отдых в парковые веранды. Кто-то прощается. И вот, эльфийский владыка оказывается буквально около меня и пристально смотрит.
На секунду на его челе возникла тревожная морщинка.
Едва я это заметил, перед глазами мелькнул калейдоскоп красок, тело обрело невесомость, и я будто ухнул в какой-то колодец из музыки и света. На секунду всё исчезло.
...
...Опять темно и сыро...
...И душно... Но я знаю, что я в могиле. В родовом арнорском мавзолее Тирн Гортад.
Внизу лежат тела последнего князя Кардолана и обоих его братьев. Моё тело принадлежало младшему...
Это была славная битва.
...Интригами правителя Карн-Дума в Ангмаре практически не осталось истинных Людей Короля. Только варвары Севера и всякие нелюди... Так что с ними я сражался особенно охотно.
Но именно в тот раз была очередная стычка с Рудауром. Там н а ш и х не осталось ещё раньше. Там живут свои варвары. Не менее агрессивный народ Холмов, далёкий от идеалов Высокой Расы Людей Запада. Я искренне их презирал и не ставил всерьёз.
Как оказалось, зря. Воевать они действительно умеют.
...Размышление было прервано...
Я не один в погребальной камере. И я узнаю эти эманации! Аргор явился даже сюда.
« - Вот ты и снова оказался на моём пути. Владыка милостив, раз дал тебе такой шанс. Мне он тоже многое дозволяет. В этом мы с тобой похожи. Я помогу тебе обрести новое тело, а ты возможно всё-таки ко мне присоединишься. Но вижу я, что рано или поздно ты навсегда останешься немощной тенью - в Нашем с Владыкой обновлённом мире!»
Расхохотавшись, он покинул могилу, оставив за собой клубы зелёного дыма.
...Тишина и бессильный гнев...
Сколько прошло времени? Я ощущаю новый Дом! Он явился прямо ко входу в могилу! Как это мило... Но чу, опять немолодой организм, как некстати... Но выхода нет, ожидая здесь неизвестности, я и правда могу упустить время!
Нельзя. Вперёд.
Воля сильная, но ослаблена недугом. Ну конечно, колдовской туман его отравил!
Придётся воспользоваться помощью своего нынешнего врага, ничего не поделаешь...
...
Снова залы дворца Элронда. Будто вынырнул из омута. Неужели меня раскрыли?!
Владыка смотрит мимо меня задумчиво и как бы обозначает вердикт:
«Ты - гость, которого не звали, но который способен и спасти, и погубить. Твоё прошлое - Мгла в крови твоих предков. Твоё будущее - Выбор, способный изменить многое».
Наши спутники были озадачены, но, в отличие от меня, ничего не поняли.
Элронд снова на меня посмотрел.
« - Я не вижу в тебе Тьмы, советник, но твоё пребывание здесь меня тревожит».
Мы расстались, и спустя два дня я покинул Имладрис.
Миссия под угрозой. И так уже чума косит людей. Надо срочно что-то решать!
Если не помогут переговоры, пора снова взяться за меч. Тем более, что мой клинок - особый!
Теперь у меня есть свои чары против хитростей Карн-Дума.
* * *
Говорят, эти сновидения юноша комментировал в бреду.
Их сбивчивые формулировки записал камердинер и показал Гильраниру. Тот тоже мало что понял, но тоже озадачился. Первые годы он был счастлив тем лишь, что его сын выздоровел. Почти мгновенно.
Сперва, правда, он упорно не узнавал никого из своих друзей и родных. Отца - и то сразу не признал.
Зато с каждым днём ощущал себя всё увереннее и непринуждённее.
Прошло время, Гильдагар вошёл в возраст. Послужил на границе...
Но вот, Гильранир столкнулся с тем, что его сын всё чаще размышляет о вещах, отличных от его идеалов. Они всё чаще спорили. Сановник убеждал себя, что это просто переходный этап. Потом уверился в подозрении, что после болезни его сын стал не совсем самим собой. Будто его подменили.
В 1970-м году они поругались очень серьёзно. Гильдагар уехал.
Говорят, в сердцах он ушёл в горы, и даже забрёл в Лихолесье! Но каким-то чудом уцелел в одиночку и вернулся как раз к началу последней Большой войны.
В сражении зимой 1974 года он в упоении воевал зачарованным мечом против орков - с этим клинком он теперь не расставался. В этой битве его и зарубили. Но не насмерть.
Раненного Гильдагара подобрали выжившие обитатели Рудаура - они тоже были в той же битве, сражаясь против тех же орков бок-о-бок с ненавистными им дунаданами. Хотя время от времени стычки возникали и между людьми. А всех их вместе взятых били воины Ангмара. Это была битва всех против всех.
Так или иначе, Гильдагара выходили.
Какое-то время он провёл среди рудаурцев, имея возможность лучше их узнать. Он в изумлении узнал, что их кровь тоже принадлежит эдайн, но куда древнее крови нуменорцев! Эти люди жили здесь тысячелетиями: с конца Первой Эпохи существовал центр ремесленников и торговцев в Пригорье, а в холмах ставили родовые башни вожди из военной аристократии. Они живут славой битвы и деяниями предков. Честь - превыше всего
Их было за что уважать.
Это бы понял и сам Гильдагар, но теперь это осознавало его новое «Я». От многих стереотипов нуменорской гордыни уже пришлось отказаться. Теперь - вот это.
Вскоре лавина войны заставила сняться и рудаурцев: даже после поражения Ангмара, в этих пустошах было слишком неспокойно. Слишком досаждали выжившие твари Тьмы. Слишком обнаглели горцы Дунланда...
Да и дунаданы запомнили былые обиды...
После нескольких лет около-партизанской жизни Гильдагар вернулся в Пригорье/Бри.
...Годы пролетели...
И вот..:
Гильдагар пустился объезжать разоренные земли, искал посёлки выживших. Его внезапно озаботила идея узнать, сколько же арнорцев сохранилось. Затем он стал беспокоиться, какую же политику изберёт новый государь.
Вообще, его новое «Я» всерьёз озадачилось вопросом, с кем в сложившихся обстоятельствах может выжить Высокий Человек Запада? Чья защита была бы выгоднее?
Потомкам Нуменора нужен плацдарм показать всему миру кто тут высшая раса. А тогда и Саурон будет не страшен. Тем более Король-Чародей...
В итоге, нужно понять новую линию партии дунэдайн, соразмерить её с настроениями в Имладрисе, сопоставить с ценностями и требованиями Рудаура и соотнести с потенциальными угрозами с Севера и Востока. Или их угроза всё же способна перерасти в дружбу?
А вот Гондору он уже не доверяет. И с Юга ждёт только беды.
Хотя и понимает, что ЭТУ войну выиграл именно Юг...
.