Эотеод и Рохиррим

Apr 21, 2012 23:45

В плане подготовки к нынешнему игровому проекту по Второй Эпохе откопал у себя заметки двухгодичной давности. Там я рылся в этнографии толкиновского Средиземья и прояснял для себя всё что касалось Эотеод.
Фактажа, на самом деле, немало!

к примеру, есть весьма пользительные ссылки по теме:
Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рохан
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рохиррим
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эдайн
также:
Рохан (Rohan)
http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/encicl/rohan.html
Эорлинги. Краткая историческая справка
Дж.Р.Р.Т. "Кирион и Эорл"
Джао Хиното - "История Рохана"
http://kamigawa.ru/archive/index.php/t-567.html
Бронвег: Вооружение рохиррим (Глава из исследования «Вооружение народов Арды»)
http://numen.nm.ru/articles/rohirrim_arms.htm
там много полезного
ну и доклад Эрандила на 2-м Большом толкиновском семинаре
Теория Л.Н.Гумилева применительно к истории Средиземья

для начала же можно процитировать

Письмо Профессора № 211. К Роне Бир
********************************************
«Вопрос 4.
Я не знаю деталей одежды. Я вижу с большой ясностью и детализирую пейзаж и 'естественные' объекты, но не предметы труда. Полина Бейнес нарисовала иллюстрации для "Фермера Джайлса" в значительной степени на основе средневековых рисунков - и, кроме рыцарей (и немного - короля Артуриуса)* {* Речь идёт о том "мифическом" средневековом стиле, который смешан из деталей с разбросом лет в пятьсот и вовсе неисторических стилей} стиль, кажется, соответствует достаточно хорошо.

За исключением того, что мужчины, особенно в северных областях вроде Шира, носили бы штаны до середины икры, с плащом или длинной мантией, или просто сопровождаемые туникой.

Я уверен, что в землях, описываемых моей историей (а они велики) одежда различных народов, Людей и других, была весьма разнообразна, меняясь в соответствии с климатом и традицией.
Как и в нашем мире, даже если мы только рассматриваем Европу, Средиземноморье и ближний Восток (или Юг) перед победой в нашем времени наименее красивого стиля платья (особенно для мужчин) - победой, которая все еще продолжается, даже среди тех, кто ненавидит страну, откуда эта одежда родом.
Однако 'средневековый' (в нашем понятии) стиль не подходит к рохирримам.
К ним подошли бы изображения на английских гобеленах, если только помнить, что те теннисные сетки, в которые одеты воины - это попытка изобразить кольчугу из мелких колец»

Иными словами, здравствуй, гобелен из Байе!











см.:
http://rubens.anu.edu.au/htdocs/bytype/textiles/bayeux/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гобелен_из_Байе
http://www.designerwalltapestries.com/Bayeux_Tapestries_s/22.htm
http://www.a-website.org/mnemosyne/arrange/pages/4bayeux.html

Ещё о мат.культуре -
когда Битлы уговорили дядьку Циммермана экранизировать «Властелина Колец», сценарный план и зарисовки были показаны Толкину. Вот, в частности, в одном своём письме он даёт расширенные ремарки (210 From a letter to Forrest J. Ackerman [Not dated; June 1958]),
например, в пассажах 31-33 он критикует неологизацию быта Рохана.
Дескать, не может быть там дворца со стеклянными окнами - ведь, как он акцентирует, Медовый Двор - это палаты «героического общества», каковым и был Рохан!


В Письмах есть и иные упоминания Эорлингов.
Чаще - касательно языка.
В письме 297 (наброски к 'Mr Rang') упоминается, что англо-саксонский язык использован для Рохана только в качестве иллюстрации родства с Вестроном.

То есть, по классике перевода в русскоязычных изданиях для имён и названий у роханцев Тэодена подошёл бы какой-нибудь новгородский диалект времён Владимира Великого...




Или вот Приложения к «Властелину Колец»
В пассаже Руководство по переводу имен собственных значится:

«Все имена гномов -- древнеисландские, поскольку выступают образцами языка Верных Людей, близкородственного языку рохиррим (которые пришли из областей, расположенных по другую сторону Лихолесья, см. приложение F), но отличного от него.
Orald означает «очень древний» на древнеанглийском, который, очевидно, должен соответствовать языку рохиррим и их родичей»

при том что древние правители Эотеод (Фрумгар, Мархвини, Видугавия) носят явственно готские имена (эффект архаизации и соседства диалектов).
кроме того,
см. Шиппи в http://www.tolkien.spb.ru/Pal-22.pdf
========================================

О проблеме соответствий:
При «переводе» Властелина колец язык рохиррим был передан древнеанглийским.

Однако Толкиен отмечает следующее:
«Эта лингвистическая процедура не означает, что рохиррим походили на древних англичан и в других аспектах - быту, искусстве, оружии или военном деле. Между ними можно отыскать только одно сходство: простой и более примитивный народ, живущий по соседству с страной более высокой и древней культуры, и занимающий земли, которые когда-то входили в состав этой страны»
(Властелин колец, Приложение F Письма JRRT, #297)

Но при этом многие фишки эпоса «Беовульф» цитируются в текстах едва ли не напрямую! Так что калька и правда неуместна, но отыгрыш этнографии таки хорошо бы приблизить к варварским народам эпохи Великого Переселения.

=======================================
Леголас так говорил о языке рохиррим:
«Он похож на саму эту землю; богатый и переливчатый, и в то же время жесткий и суровый, как горы. Но я не понимаю значение слов, только чувствую, что он обременен печалью Смертных Людей» (LotR2/III-6)

http://www.tolkien.ru/drauger/mannish.htm
Éothéod («Народ коней» или «Земля коней») - это перевод Роханского Lohtûr.
Синдаринское название Рохан соответствует самоназванию Lôgrad (древнеанглийская версия Éo-marc, Конская марка).
Théoden представляет tûrac-,
древнее слово, означающее «король» (ср. с Эльфийской основой TUR-, относящейся к силе и власти, LR:395)

Ну вот.
Понаходили мы экзотические источники - Письма всякие там, приложения, но теперь пора бы в тысячный раз повториться и запостить основную инфу Толкина об Эотеод. Не всё подряд, конечно, но именно то, что касается предмета рассмотрения.

Итак:
Дж.Р.Р.ТОЛКИН:
КИРИОН И ЭОРЛ и дружба Гондора и Рохана
(из "Неоконченых Преданий")

Эотеод впервые стали известны под этим именем во дни гондорского короля Калимехтара (скончавшегося в 1936 году Третьей эпохи). В то время этот небольшой народ жил в Долинах Андуина между Карроком и Ирисной низиной, в основном на западном берегу реки.
То были остатки Cеверян, некогда могущественного союза многочисленных народов, живших на обширных равнинах между Лихолесьем и рекой Бегущей, знаменитых коневодов и всадников, славившихся своей ловкостью и выносливостью.
Их постоянные поселения находились на опушках Леса, особенно в Восточной Луке, которая и возникла в основном из-за их порубок[3].

Эти Cеверяне были потомками того же народа, что и люди, которые в Первую эпоху пришли на запад Средиземья и стали союзниками эльдар в их войнах с Морготом [4]. Таким образом, они приходились отдаленной родней дунедайн или нуменорцам, и крепкая дружба связывала их с народом Гондора.
Северяне служили Гондору надежной защитой, охраняя от вторжений его северные и восточные границы. Короли Гондора не сознавали всего значения этой защиты до тех пор, пока она не ослабла и не была в конце концов разрушена.
Закат Cеверян Рованиона начался с Великого мора, который вспыхнул в их землях зимой 1635 года, а вскоре перекинулся и в Гондор.
[...] северяне были мало сведущи в искусствах целения и врачевания, о которых в Гондоре было известно немало, ибо там все еще хранились крупицы познаний Нуменора. Говорят, что к тому времени, как мор миновал, вымерло более половины народа Рованиона, и они лишились половины своих табунов.
[далее нам уже не столь интересно, поелику Третья Эпоха]



Дикие Земли: Лихолесье и Ровэнион
1 - Гундабад; 2 - Лесная река; 3 - Логово гоблинов; 4 - Лесная тропа;
5 - Колдовская река; 6 - Пещеры Трандуила; 7 - Гиблые Пустоши; 8 - Раздраконье; 9 - орлиный Eyrie;
10 - Беорн; 11 - Каррок; 12 - Эсгарот; 13 - Росгобел; 14 - река Андуин; 15 - река Гладден; 16 - Ирисная Низина;
18 - река Бегущая; 19 - Одинокая Гора; 20 - Имладрис; 21 - хутора Людей Леса;

Примечания Кристофера Рональдовича к данному пассажу:
Приведу не все, а только САБЖевые...
итак,
[4]
По всей видимости, ближайшей родней северян был третий, наиболее многочисленный из народов Друзей эльфов, которым правил дом Хадора.
[5]
[...] -- В приложении A к ВК сказано, что Видугавия, называвший себя королем Рованиона, был самым могущественным из князей северян; ему благоволил король Гондора Ромендакиль II (умер в 1366), которому Видугавия помогал в войне с истерлингами, а женитьба Валакара, сына Ромендакиля, на Видумави, дочери Видугавии, привела к разрушительной междоусобной войне в Гондоре в XV веке.
[6]
Весьма интересный факт, который, кажется, ни в одной из рукописей отца не обсуждается:
имена древних королей и князей северян и эотеод - готские, а не древнеанглийские (англосаксонские), в отличие от имен Леода, Эорла и рохиррим более поздних времен:
«Видугавия» (Vidugavia) - латинизированное написание готского Widugauja («лесной житель», реальное готское имя),
аналогично «Видумави» (Vidumavi) - готское Widumawi («лесная дева»);
в именах «Мархвини» и «Мархари» имеется готское слово marh - «конь», - соответствующее древнеанглийскому mearh, мн. ч. - mearas (так в ВК называются роханские кони);
«вини» (wini) - «друг» - соответствует древнеанглийскому wine, присутствующему в именах некоторых королей Марки.

Поскольку, как сказано в приложении F (II), «язык Рохана представлен древнеанглийским», предки рохиррим носят имена на самом древнем из дошедших до нас германских языков.
[7]
NB! Слово Эотеод - древне-английское слово, означающее «конный народ» - позднего формирования!
[Ну, если помнить аналогию готы-->англосаксы, то таки да, нужно искать аналогии... А вот синдаринское "рохан" более раннее...]
[8]
[...] именно после битвы на Равнинах эотеод, остатки северян, стали отдельным народом, обитавшим в Долинах Андуина между Карроком и Ирисной низиной.



[19]
Причины того, что эотеод переселились на север, объясняются в Приложении A к ВК:

«[Предки Эорла] любили равнины и более всего ценили коней и верховую езду; но в те дни население средней части долины Андуина было слишком многочисленным, и к тому же тень Дол-Гулдура все разрасталась; так что, когда до них дошла весть о поражении Короля-Чародея [в 1975 году Т.Э.], они отправились на север искать для себя места попросторнее, и изгнали остатки народа Ангмара, жившие к востоку от Гор.
Но во дни Леода, отца Эорла, они стали многочисленным народом, и им опять сделалось тесно в родных краях».

Возглавлял переселение эотеод Фрумгар;
в «Повести лет» сказано, что это произошло в 1977 году Т.Э.
[36]
Согласно примечанию об организации войска рохиррим, эоред не имел строго определенной численности, но в Рохане это слово применялось только по отношению к отряду всадников, полностью обученных военному делу: тех, кто в течение определенного срока, а иногда и постоянно, служил в королевском войске.
Любое значительное число таких воинов, составлявших боевую единицу в ходе войны или обучения, называлось эоредом.




Однако после восстановления численности рохиррим и реорганизации их войска во дни короля Фолквине, за сто лет до войны Кольца, считалось, что полный эоред в боевом порядке состоит не менее чем из 120 человек (включая командира) и является сотой частью полного войска всадников Рохана, не считая воинов из королевской дружины.
[В эореде, с которым Эомер преследовал орков («Две твердыни», III, 2), было 120 всадников: Леголас насчитал 105, еще когда они были вдалеке, а потом Эомер сказал, что пятнадцать человек погибло в схватке с орками].

Конечно, такая огромная армия никогда не отправлялась на войну за пределы Марки; но утверждение Теодена, что в нынешней великой опасности он может выставить войско из десяти тысяч всадников («Возвращение короля», V, 3), без сомнения, соответствовало действительности.




Со времен Фолквине число рохиррим увеличилось, и до нападений Сарумана полное войско, возможно, включало гораздо больше двенадцати тысяч всадников, так что даже в случае ухода ста эоредов Рохан не остался бы беззащитным.
На самом же деле из-за потерь, понесенных в западной войне, спешности сборов и угрозы нападения с севера и востока войско Теодена состояло всего из шести тысяч копий. Но все равно, это был самый большой поход рохиррим со времен прихода Эорла.

Все конное войско в целом называлось «эохере» (см. прим. 49).
Эти слова, как и название народа, «эотеод», разумеется, англосаксонские, поскольку подлинный язык Рохана везде передается именно так (см. прим. 6); их первый элемент - корень eoh- «конь».
[49]
Собственно, Rochand и Rochir-rim, и в летописях Гондора они писались как Rochand (Роханд), или Rochan (Рохан), и Rochirrim (рохиррим). В этих словах содержится синдарский корень roch «конь», которым переводится элемент eo- в слове «эотеод» и во многих роханских именах собственных [см. прим. 36].




В слове Rochand присутствует синдарский суффикс -nd (-and, -end, -ond); он обычно употреблялся в названиях областей и стран, но -d в речи, как правило, опускалось, особенно в длинных названиях, таких как «Каленардон», «Итилиэн», «Ламедон» и т.д.

Слово Rochirrim было создано по образцу слова eo-here, употреблявшегося эотеод для обозначения всего их конного войска, отправляющегося на войну; образовано от roch + синдарское hir «хозяин, господин» (последнее не имеет ничего общего с [англосаксонским словом] here).

В названиях народов синдарское -rim «большое количество» (квенийское rimbё) обычно употреблялось для образования собирательного множественного числа, как в Eledhrim (Edhelrim) «все эльфы», Onodrim «народ энтов», Nogothrim «все гномы, народ гномов».
В языке рохиррим имелся звук, который обозначается как ch (Собственно, русское «х») [...].
Так возникли названия Rohan и Rohirrim, которые мы видим во ВК. - (прим. авт.)

==========================================

теперь - об отношении к Эльфам.

Несколько фрагментов из указанного источника:

«...Рассказывают, что Эорл повел в поход около семи тысяч всадников в полном вооружении и несколько сот конных лучников. По правую руку от него ехал Борондир, который должен был, по возможности, служить проводником, поскольку он недавно проезжал через эти земли. Однако за время долгого пути через Долины Андуина это огромное войско никто не тревожил и не пытался на него напасть. Все существа, и добрые, и злые, едва завидев его, уступали дорогу, устрашась его мощи и величия.

Войско шло все дальше на юг, и уже проходило мимо южного Лихолесья (за большой Восточной Лукой), где теперь кишели балхот, но и здесь они не встречали людей, ни больших отрядов, ни разведчиков, которые пытались бы преградить войску путь или следить за ним. Отчасти причиной тому были еще неизвестные им события, которые произошли после отъезда Борондира;

но, кроме этого, в дело вмешались и иные силы.
Ибо когда войско наконец приблизилось к Дол-Гулдуру, Эорл повернул на запад, устрашась его темной тени и туч, что ползли оттуда, и далее ехал, держась берега Андуина.
Многие всадники обращали взор за реку, и боясь, и надеясь узреть далекий отблеск Двимордене, [«Долина мороков» так они зовут Лориэн] гибельного края, о котором в легендах их народа говорилось, что по весне он сияет как золото. Но сейчас он, казалось, был затянут мерцающим туманом; и, к их ужасу, туман этот перетек через реку и теперь струился по земле впереди них.




Эорл не остановился.
- Вперед! - приказал он. - Другой дороги нет. Неужели после столь
долгого пути повернем мы назад и не придем на поле брани из-за речного тумана?

Подъехав ближе, они увидели, что белый туман оттесняет мглу Дол-Гулдура. Вскоре всадники въехали в него, и поначалу двигались медленно и осторожно; но оказалось, что под покровом тумана все освещено ясным светом без теней, а слева и справа их охраняли будто бы непроницаемые белые стены.
- Похоже, владычица Золотого леса на нашей стороне, - сказал Борондир.
- Быть может, - ответил Эорл. - По крайней мере, я доверюсь мудрости Феларофа. Он не чует зла. Он воспрянул сердцем и забыл усталость; он рвется вперед. Пусть так! Ибо никогда еще я не нуждался столь сильно в скрытности и скорости»

[не будем обольщаться, что Эорл доверился. Стилистика его речи весьма в духе героев древних саг - не важно что он сам об этом думает. От Судьбы не уйдёшь. А пробовать - нужно]

«...путь наш лежит по восточному берегу Андуина, все время под угрозой, исходящей из Лихолесья, а в конце проходит через долину, омраченную тенью холма, который вы называете Дол-Гулдур. На западном же берегу не найти дороги ни для конницы, ни для больших отрядов, ни для повозок - даже если бы горы не кишели орками; а через Двимордене, где живет Белая Владычица, плетущая сети, которые не преодолеть ни одному смертному, не пройти никому, ни большим числом, ни малым...»




итак, что же выходит?

1) Рохан и даже Эотеод - наследие сугубо середины Третьей Эпохи;
2) До того упомянуты лишь коневоды Рованиона - часть Северян из родов Атанатари (Верные Первой и Второй эпох); ориентировочно - родственны Дому Хадора.
3) их речь в сравнении с речью роханцев - как готский язык к англосаксонскому, и опять же язык эорлингов к языку Гондора - как англосаксы к языку Шекспировской Британии.

ergo - речь рованийцев Второй Эпохи это должен быть какой-то архидревний аналог прагерманского!
как говорится,
«ШЕФ, ВСЁ ПРОПАЛО! ГИПС СНИМАЮТ! КЛИЕНТ УЕЗЖАЕТ!»
То есть толкиновед-пурист узнав что мы хотим отыграть «Эотеод Второй Эпохи» схватится за голову и затаврует.
Но что же, примемся за вразумительное спасение ситуации...

Вот например,
у нас есть информация об их родине в дни Ангмарских войн - это верховья Андуина и север Лихолесья, неподалёку от Мглистых гор. Стало быть, можно рискнуть сделать проекцию на Вторую Эпоху.
Попутно помним о родстве рованийских всадников с Домом Хадора и не забываем контакты со всякими истерлингами...
Теперь можно и порыться в источниках:

Например, известно что:
Дол Гулдур, эльфийск. «Амон Ланк» - «Лысая Гора», где Саурон и его назгулы впоследствии сотворили себе гнёздышко, - во Вторую эпоху входил в земли народа Лесных эльфов, возглавляемых Орофером (Амон Ланк был столицей его владений). Когда Саурон возвратился в Средиземье после падения Нуменора и начал набирать силу, народ Орофера отступил к северу от старой Гномьей дороги, и позже снова к северу от гор Лихолесья, где они и укрепились.

В те дни всё это было ещё «Великим Зеленолесьем», (Eryn Galen).
Лес с востока на запад пересекала старая Гномья Дорога Мен-и-Наугрим.



Лихолесье и Глухоманье
1 - Гундабад; 2 - Лесная река; 3 - Логово гоблинов; 4 - Лесная тропа;
5 - Колдовская река; 6 - Пещеры Трандуила; 7 - Гиблые Пустоши; 8 - Раздраконье; 9 - орлиный Eyrie;
10 - Беорн; 11 - Каррок; 12 - Эсгарот; 13 - Росгобел; 14 - река Андуин; 15 - река Гладден;
16 - Ирисная Низина; 18 - река Бегущая; 19 - Одинокая Гора; 20 - Имладрис;
21 - хутора Людей Леса; 22 - Дол Гулдур; 25 - Дейл (руины)
--------------------------------------------------------------------------------

Итак, с Эльфами пока всё ясно.
Зеленолесье процветает, как мы его называем - надо подумать.
Великий Лес, видимо... Более великого леса Эотеод не знают!
Есть там, стало быть, воды Сонной Реки и Зачарованный Холм. Там владения альвов. Там смертному не место.
Владычицы Лориэна - Белая Шаманка,
да будет наречён её лагерь "Долина Мороков", «Двимордене»!

Идём дальше. Что у нас Гномы?

О-о, рядом у нас их столица - Гундабад. В одноимённой горе.
И сами Мглистые горы весьма и весьма гномообильны.
Так что "Дорога карлов" через Лес - вполне оживлённая область.

ИМЕЕМ В ВИДУ, мы с ними НЕ В ссоре - пока нам делить нечего, и драконов у нас никто не гоняет Это будет через пару тысячелетий... Более того, коневоды Севера в это время в крепком союзе с карлами!
Иллюстрирую:
==========================================

Отношения между родом Долгобородов и Людьми (HoME XII)


...в те давние дни гномы были скрытным народом [вычеркнуто: - и более всех Долгобороды -] и редко общались с эльфами.
В конце Первой Эпохи на Западе дела гномов Эред Линдона с королем Тинголом закончились трагедией и разрушением Дориата, и память об этом отравляла отношения эльфов и гномов и в последующие эпохи.

В те времена люди переселялись с Востока и Юга, и в Белерианде появились их разведывательные отряды; немногочисленные, хотя дальше на восток в Эриадоре и Рованионе (особенно в северных областях) их племена уже заселили большую часть земли.



карта Диких Земель по "ХОББИТУ" (карта Кристофера Толкина)
1 - Гундабад; 2 - Лесная река; 3 - Логово гоблинов; 4a - Лесная тропа; 4b - Старый Гномий Тракт;
5 - Колдовская река; 6 - Пещеры Трандуила; 7 - Гиблые Пустоши; 8 - Раздраконье; 9 - орлиный Eyrie;
10 - Беорн; 11 - Каррок; 12 - Эсгарот; 13 - Росгобел; 14 - река Андуин; 15 - река Гладден;
16 - Ирисная Низина; 18 - река Бегущая; 19 - Одинокая Гора; 21 - хутора Людей Леса; 22 - Дол Гулдур;
24 - Фрамсбург (руины)(NB!); 25 - Дейл (руины)

NB! она же - в цвете

Скорая встреча и завязывание отношений между людьми и Долгобородами были неизбежны, ибо самый гордый из семи родов, Долгобороды были и самыми мудрыми и дальновидными. Люди относились к гномам с благоговением, и охотно учились у них; а Долгобороды охотно использовали людей для своих целей.

Так в тех местах развилась экономика, характерная для отношений между гномами и людьми (включая хоббитов) и позже: люди стали основными поставщиками пищи, пастухами, земледельцами и скотоводами, а гномы в обмен на это работали строителями, шахтерами, прокладывали дороги, и изготавливали полезные инструменты, оружие и доспехи, и многие другие вещи большой ценности и мастерства.

С большой выгодой для гномов, исчисляемой не только во времени потраченном на работу, хотя сначала, до того как люди стали мудрее и усовершенствовали свои собственные умения, гномы получали за свой труд и услуги товары, требовавшие более напряженной работы. Главным же преимуществом стало то, что они получили свободу беспрепятственно заниматься своей работой и оттачивать мастерство, особенно в металлургии, до тех замечательных высот, которых они достигли ко времени упадка царства Казад.

Медленно развивалась эта система, и прошло немало времени, пока Долгобороды ощутили необходимость изучения языка своих соседей, хотя имена, под которыми их знали 'чужаки', они приняли раньше.
Начало этому процессу положили не торговля и обмен, а война;
ведь Долгобороды заселяли южные земли в долине Андуина и сделали своим основным 'царством' и крепостью Морию; а также Железные горы на востоке, где находились их шахты - основной источник железной руды. Они объявили Железные горы, Серые Горы (Эред Митрин), и восточные склоны Мглистых гор своей собственностью.
Но их атаковали орки Моргота.

Эти атаки прекратились во время Войны Камней и Осады Ангбанда, когда Морготу требовались все его силы;
но когда Моргот пал и Ангбанд был уничтожен, орды орков устремились на восток в поисках убежища. Хозяина у них теперь не было, и не было вождей, но вооружены они были хорошо, и они были многочисленны, жестоки, кровожадны и безжалостны в атаке.
В последующих битвах орки превосходили гномов численно, и хотя гномы были наиболее доблестными воинами среди всех говорящих народов, союзу с людьми они были рады.




Люди, с которыми гномы вступили в союз, большей частью принадлежали к тому же роду, что и высокий и светловолосый народ 'Дома Хадора', самый прославленный и многочисленный из Эдайн, союзник эльфов в Войне Камней.

Эти люди, по всей видимости, двигались на запад, пока не достигли Великого Зеленолесья, а затем разделились: часть подошла к Андуину и затем отправилась на север к долинам; часть прошла между северными склонами Эред Митрин и Лесом.
Лишь небольшая часть этого народа, уже довольно многочисленного и разделенного на множество племен, появилась в Эриадоре и в конце концов оказалась в Белерианде.

Это был чистосердечные, храбрые и верные люди, враги Моргота и его слуг; и сначала они с подозрением относились к гномам, опасаясь, что те были под Тенью (как они говорили).
[приписка на полях: "Так как далеко на востоке им уже встречались такие (гномы), кто служил злу"]

Но они с готовностью объединились с гномами, так как были довольно уязвимы к атакам Орков:
они селились на отдельных фермах и в деревнях, а если и образовывали небольшие города, то оборона их ограничивалась рвом и деревянной оградой. Кроме того, люди были плохо вооружены, в основном луками, так как металла у них было мало, да и кузнецы их не обладали особым мастерством.

Все это было улучшено гномами в обмен на то единственное, что могли предложить люди. Они умели приручать животных и научились коневодству, многие из них стали искусными и бесстрашными всадниками.
[Известные факты:
Ни один гном добровольно не сядет на лошадь, и ни один никогда не приручал животных, даже собак]




Верховые разведчики часто объезжали огромные территории и следили за передвижениями своих врагов; а если Орки собирались в открытый набег, то в ответ созывался большой вооруженный отряд верховых лучников, чтобы окружить и уничтожить их.




Так союз гномов и людей Севера в начале Второй Эпохи мог выдвинуть огромную армию, быструю в нападении и упорную и хорошо защищенную в обороне, и так возрастало в тех местах между гномами и людьми уважение и почитание и возникала порой теплая дружба.

Именно в то время, когда гномы и люди сотрудничали как в войне, так и в управлении своими землями, Долгобороды стали использовать язык людей для общения с ними.

[приписка на полях: На время.
Нуменорцы еще не появлялись на берегах Средиземья, и фундамент Барад-дура еще не был заложен. Это был краткий период в анналах Второй Эпохи, но в течении многих поколений людей Долгобороды контролировали Эред Митрин, Эребор и Железные Холмы, и всю восточную сторону Мглистых гор до границ Лориена;
а люди Севера жили во всех прилегающих землях до самого Великого Гномьего Тракта, прорезающего Лес (Старая Лесная Дорога - это остатки этого тракта в Третью Эпоху) и на северо-востоке до Железных Холмов]




Они вовсе не скрывали свой язык от тех, кому дарили особую дружбу, однако люди нашли этот язык сложным и редко знали на нем больше нескольких слов, многие из которых адаптировали и использовали в своем языке.

Но в одном Долгобороды были также скрытны, как и все остальные роды гномов. По причинам, которые полностью так и не поняли ни эльфы, ни люди, они не открывали свои личные имена никому из других народов, и позднее, когда они научились искусству письма, они не позволяли записывать или высекать на камне эти имена.
Поэтому они принимали имена, под которыми становились известны своим союзникам из языков людей. Этот обычай сохранился среди Долгобородов вплоть до Четвертой Эпохи и далее.

Отсюда ясно, что при разговоре с людьми, с которыми их связывала близкая дружба, и обсуждая историю своих народов, они также давали подобные имена гномам, жившим задолго до встречи с людьми. Но из этих древних имен лишь одно сохранилось в Третью Эпоху:
Дурин, имя, данное первому предку Долгобородов, под которым он и стал известен эльфам и людям.
(Скорее всего, это имя просто означает 'король' на языке людей Севера во Вторую Эпоху)




Списки имен Долгобородов, живших до падения Мории (Казад-Дума) в 1980 году Третьей Эпохи, неизвестны; но все они были такими же, то есть принадлежали уже ’умершему’ языку людей.

Можно предположить, что в ранние годы Второй Эпохи гномы приняли эти имена, хранили их неизменными, как и свой собственный язык, и продолжали использовать их (часто повторно) в течение почти четырех тысяч лет или более, после того, как Союз был уничтожен силами Саурона ! И вскоре так получилось, что для людей они превратились в гномьи имена, а Долгобороды получили для себя особенный набор традиционных имен, хотя свои истинные 'внутренние' имена они по прежнему хранили в строгом секрете.

Всё менялось в течение Второй Эпохи.
Первые корабли нуменорцев появились у берегов Средиземья примерно в 600 году, но эта новость эти не достигла дальнего Севера.

Однако в то же время Саурон объявился вновь в прекрасном облике. Долгое время он обращал мало внимания на гномов и людей и старался приобрести доверие и дружбу Эльдар. Но постепенно снова ожила в нем преданность Морготу и жажда власти, и управления военными силами Орков и других злых тварей Первой Эпохи, и он тайно выстроил огромную крепость в окруженной горами земле на Юге, позднее ставшую известной под названием Мордор.

Вторая Эпоха подошла только к своей середине (1695 В.Э.) когда он вторгся в Эриадор и уничтожил Эрегион, маленькое царство Эльдар, переселившихся из разрушающегося Белерианда и также вошедших в союз с Долгобородами Мории.
Это обозначило конец Союза Долгобородов и Людей Севера. Ибо, хотя Мория и оставалась неприступной много веков, Орки снова собрали силы и под командованием слуг Саурона захватили горные поселения.
Был взят Гундабад, оккупирован Эред Митрин и связь между Морией и Железными Холмами на время прервалась.

Люди, входившие в Союз, были вовлечены в войну не только с Орками, но и со злобными чуждыми войсками людей.




Саурон получил власть надо многими дикими племенами Востока (издавна развращенными Морготом), и теперь он принудил их искать себе земли и добычу на Западе. Когда прошла буря, Люди Союза уменьшились в числе и рассеялись, а те, кто задержался в своих прежних владениях, обнищали и жили большей частью в пещерах или на окраине Леса.

Эльфийские хранители знания заметили, что изменения в языке Говорящего Народа (как и во всех прочих сторонах их жизни) происходили гораздо медленнее в Древние Дни, чем позднее.
Язык Эльдар изменялся в основном намеренно;
Гномы хранили свой язык неизменным;
множество же людских языков и наречий самопроизвольно менялось с течением лет и сменой поколений.




Все менялось в Арде, даже Благословленная Земля Валар; но там изменения происходили так медленно, что были почти незаметны ни для кого (за исключением, возможно, самих Валар). Таким образом, изменений в речи Эльдар в Валиноре не было; но во время юности своего народа Эльдар продолжали обогащать и развивать свой язык, изменять его, даже в его основах и произношении. Однако, чтобы такие перемены были одинаковы для всех, требовалась непрерывная связь между носителями языка.

Так и вышло, что язык Эльдар, оставшихся в Средиземье настолько сильно отличался от языка Высших Эльдар Валинора, что никто из говорящих не мог понять друг друга; ведь слишком много времени прошло со времени их расставания, и даже Синдарин, наиболее сохранившийся из языков Средиземья, не устоял перед течением времени, да и изменения эти не очень беспокоили Телери, в отличие от намеренно изменявших свою речь Нольдор.




UPD: в контексте карт см. http://legolas-elf.ru/map/geo.htm
Также, занятный проект по железной дороге Средиземья :)
http://www.greatwizard.com/ATSF/ATSF-PLANNING.html

криптоэтнография, jrrt, эпика, информация, ролевые игры

Previous post Next post
Up