Как заметил недавно один человек: "Сейчас каждый норовит бросить камень в огород отечественного кино, и он будет прав". Действительно, русское кино - совсем печальная вещь. Эталоном, разумеется, является кино западное, на фоне которого русское - лишь конвейер тупых быдло-комедий (чем, в принципе, оно на деле и является). Но недавно просмотренная русская картина "Вычислитель" - претензия на пересмотр такого мнения. Хоть и не такая серьезная...
Стоит, наверное, перейти к самой картине. Фильм снят в одном из модных сейчас жанрах - антиутопия. Суть весьма проста. Есть жесткая система (куда без нее), контролирующая всех и вся. Естественно система - компьютеризирована (а как иначе), и может быть разрушена одним кодом (ну естественно).
Что касается кода... Знаете, во второсортных американских боевиках 80-х 90-х почти всегда был злодей, который хотел захватить мир, естественно для этого он строил большие укрепления (где он базировался). Так вот все его планы могли быть разрушены поворотом одного главного рубильника. Заметили аналогию? Там рубильник - здесь код, там злодей - здесь система. Вывод: ничего кроме обертки с 80-х годов не изменилось. А фильм достаточно шаблонный.
Но я отвлекся. По фону картины - это все. Разве что стоит отметить качество декораций. Фильм снимали в той же местности, где "Ной" и "Обливион", поэтому за качество пейзажей можно не беспокоится. Хоть пейзаж на протяжении всего фильма практически не меняется, от него не устаешь, ведь он выглядит более чем уместно.
Сюжет же описывается в двух фразах. Преступников, изгоев общества, дабы они не мешали нормальным людям (к которым здесь относят рабов системы) выпускают в болота, в поход к так называемым Счастливым островам (и кто у них придумывает названия?), дойдя до которых они смогут искупить вину и жить нормально. Все! Конечно, в пустыне живут различные монстры. И вот здесь можно заметить отличие от западных. Если в последних есть широко раскрытая природа мира и подробно прописанный бестиарий, то здесь это больше похоже на жалкую отмазку. Когда видишь монстра второй раз, а потом узнаешь, что больше там никого нет, задумываешься о наличии фантазии у авторов.
Еще можно отметить малую связь действия и пейзажа. Если в тех же подобных западных фильмах видно, как действие гармонирует и взаимодействует с пейзажем, то здесь действие можно было бы спокойно перенести куда угодно, причем те, кто смотрел бы эту новую версию восприняли ее абсолютно нормально.
Пожалуй, осталось только сказать про актерскую игру. Отмечу сразу, на нее я внимание обращаю только при случае, если она действительно сложная и трудно исполнимая. Здесь этого не было. Хотя в этом они похожи с западными фильмами. Там я тоже не замечал особо сложную актерскую игру. Что здесь, что там, по кадру бегают вяленькие актеры, произносящие стереотипные реплики с претензией на философию по поводу сущности человеческого общества.
Я не зря не упомянул о самом Вычислителе, который вроде как главный герой. Но не спроста, ибо он не запоминается. Главный герой не привлекает, не интригует, не кажется всезнающим сверхчеловеком (как это популярно на западе), не обладает яркими качествами, индивидуальностью. Как следствие, он не запоминается. И вспоминается не лучше второстепенных персонажей.
Итак, что в итоге? Если смотреть по меркам американского кино, то из "Вычислителя" вышел третьесортный фильмец-антиутопия на один раз. По сути, это лишь собрание клише популярных американских фильмов сходного жанра, только на порядок ниже качеством. Если смотреть с точки зрения развития русского кино, то это прогресс. Причем заметный: и в плане графики, и в плане ощущения от фильма. Но вот, что забавно. До западных фильмов он не дотягивает, а для российского кинотеатра он не подойдет из-за своей концепции, ибо это не тупая быдло-комедия (что несомненно радует). Вот и получается, что фильм ни к чему...