Настоящая история Ильи Муромца

Jan 22, 2013 13:07

Когда я увидел камень, на который ступал Иисус, библейская история перестала быть историей, а стала просто жизнью, от этого еще более прекрасной и реальной. Когда я увидел мощи преподобного Илии, Муромского чудотворца, все детские сказки и былины, которые я любил читать с детства, вдруг стали иллюстрацией к подлинной жизни одного из самых почитаемых на Руси великих защитников и праведников, положившим свою жизнь за родное Отечество, таких как  святой благоверный Александр Невский, профессиональные ратники Пересвет и Осляба, принявших постриг и проходивших послушание под покровительством великого Сергия Радонежского. После славных ратных подвигов преподобный Илия тоже стал монахом и окончил свои дни в Киево-Печерской Лавре. В народной памяти он остался как великий русский богатырь Илия Муромец, одинаково почитаемый киевскими князьями и простым народом. Он стал насельником монастыря в глубокой старости, увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Мы мало что знаем о его монашой жизни, но его нетленные благоухающие мощи свидетельствуют о его праведности.



мощи св. прп. Илии Печерского, в пещерах Киево-Печерской Лавры

Московский священник Иоанн Лукьянов в своем "Путешествии в Святую Землю" (XVII в.) пишет: "Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре.-Лаг.) и ту... видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копнем, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение" (12, с. 861). Это был очень крупный и сильный человек. Любимый герой русского эпоса и в своей тревожной жизни воина обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Во всех сказаниях о нем мы находим свидетельства о его истинно христианском смирении и кротости, величавом спокойствии и мире душевном. Предание передает нам сказы о русских богатырях, особенно о самом чтимом из них, Илие Муромце, и самый тщательный анализ убеждает нас, что образ его во всех былинах и их вариантах остается неизменным.



Восстановленная по останкам реальная внешность былинного героя
«Древнерусская литература, - говорит Д. С. Лихачев, - не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного". Древность и неподдельность русских былин ни в ком не вызывает сомнений. Последующие времена наложили на них свой отпечаток, но он легко обнаруживается и снимается. Так, здесь встречаются анахронизмы - татары вместо печенегов или половцев, перенос события, случившегося при Владимире Мономахе, во времена святого Владимира равноапостольного и т. д. Но характеры, дух и основа жизни Руси первых двух веков христианства переданы средствами народной поэзии и сохранены удивительно точно. Подтверждение тому мы имеем и в наших летописях. В былинах нам предстает наша древняя история, отраженная в зеркале народной души. Это отражение необыкновенно образно, наполнено многочисленными символами, но несете себе живой дух бытия наших предков.
По мнению подлинного знатока русской народной поэзии К. С. Аксакова, «... в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец... Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, но на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину».
Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам-племянник. Илия Муромец-единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.
Это исторический факт, что от рождения самый сильный русский богатырь Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. В эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе ставших легендарными, но существовавших реально русских богатырей. Их молодой силе и мощи, постоянно волнующейся, бушующей страстями, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, пользующийся непререкаемым авторитетом, по своей превосходящей всех силе духовной всех объединяющий и примиряющий предводитель. «Под славным городом под Киевом... стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша». Эти слова запечатлел в своей известной картине Васнецов.
Избранность Илии Муромца явлена нам очевидно. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и... встает. Здесь очень важен момент испытания веры Илии. По вере вашей да будет вам. Господь ничего не творит насильственно. Требовались свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности, по требованию «калик перехожих», попытаться встать.
Илия встает и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам»,- говорят они. Он выпивает. «Что ты в себе слышишь?» - «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». - «Принеси еще ведро». Илия приносит. «Выпей и это ведро», - говорят ему старцы. - «Что в себе слышишь теперь?» - "Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илья,-я бы повернул землю». - "Это много, - говорят ему. - Принеси третье ведро». Илья приносит третье ведро. "Выпей", - говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало меньше. "Будет с тебя и этого», - говорят старцы и уходят.
Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы.
Его христианское воспитание видно уже в том, как он собирается на богатырские подвиги. Он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. По всему видно, что отец и мать тоже понимают высокое назначение своего сына. Люди уже старые, они беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской. И,во всех подвигах богатыря мы видим, что он никогда не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему от Бога силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости. Илия отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илия драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу "в сыр-кряковистый дуб", отчего дуб изломался "в черенья ножевые". Он показал им свою силу, и они с поклоном пропустили его.
Соловей-Разбойник, которого затем полонил Илия, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом. Даже перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим, скорее всего половецким. Калином-царем Илия долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И здесь, и в каждом деянии русского святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.
Богатырь Илия Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125) (не к равноапостольному Владимиру, как изображается в былинах). Это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси по всем городам и весям и глубоко вросло в народную душу и даже в быт, что, конечно, не могло сразу осуществиться при святом Владимире. Сам Илия явно христианин не второго и даже не третьего поколения. За столом уже сидит Владыка Черниговский, и в Ростове Великом стоит собор, где давно служит старый отец сидящего здесь же Алеши Поповича. Как известно, христианство в Ростово-Суздальских землях привилось далеко не сразу, встретило мощный отпор язычества. Илия Муромец, обращаясь к Владимиру Мономаху, называет его «ласковый князь». В этих словах дышит искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.
Усилиями русских богатырей, атаманом которых был святой Илия Муромец, борьба с половцами была перенесена в глубь степей. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. «Не рыцарей силы и меча, но труженика воина, ратая-ратника формировало общее дело - защита Родины... В борьбе за независимость Родины выковывалось и общенародное самосознание, запечатленное в понятиях своего времени: "Не в силе Бог, а в правде" (Ипатьевская летопись).



Русский народ под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строил монастыри и храмы, крепости и посады, пахал землю и растил детей, слагал величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа. В те времена он сложил и эти прекрасные поэтические строки: «Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота-океян-море, Широко раздолье по всей земли!». «В этих словах, - пишет К. С. Аксаков, - ставит себе размеры русский человек, - и какие размеры!». Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, всегда остается монахом-подвижником.
Западный путешественник Лассота, посетивший Киев в XVI веке, описывая Церковь святой Софии, говорит, что «там была гробница Илии Муромца, о котором рассказывают много басен». Видимо, поначалу Илия, как личность, особо почитаемая согражданами, был похоронен в храме святой Софии. А позднее мощи его были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Здесь и поныне показывают дубовую колоду, которая, по преданию, была гробом святого русского богатыря Илии Муромца. Существовал древний образ преподобного Илии, репродукция с которого в середине-ХIХ века была напечатана В. В. Стасовым в «Известиях русского археологического общества».



Самый большой самолет российской царской армии "Илья-Муромец"

Илья Муромец, русские святые, реальное историческое лицо, защитник Отечества, богатырь

Previous post Next post
Up